Анализ уровня структуры и динамики цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ статистики цен на продукты первой необходимости и статистический анализ цен на молоко в РФ (на примере средних цен за 1 литр питьевого пастеризованного молока 2,5-3,2%) Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть итоги и тенденции цен на товары первой необходимости. 2. Дать понятие уровня, структуры цен, рассмотреть способы их расчета. 3. Изучить методы сбора информации о ценах, рассмотреть функции и задачи цен. 4. Изучить систему индексов цен на молоко. 5. Провести корреляционно-регрессионный анализ динамики цен на молоко.

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2 курс.docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

Введение

Статистика цен входит составной  частью в социально-экономическую  статистику, она изучает всю систему  цен, действующую в сфере экономических  отношений.          Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что статистика цен играет немаловажную роль для принятия решений и в макроэкономике в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие стремится извлечь максимальную прибыль с наименьшими затратами. Контроль над уровнем цен имеет очень большое значение для России, где немалая часть населения живёт за чертой бедности, имея доходы ниже прожиточного минимума. Поэтому нужно иметь достоверную информацию об уровне цен в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ  статистики цен на продукты первой необходимости и статистический анализ цен на молоко в РФ (на примере средних цен за 1 литр питьевого пастеризованного молока 2,5-3,2%)        Задачи курсовой работы:         1. Рассмотреть итоги и тенденции цен на товары первой необходимости.           2. Дать понятие уровня, структуры цен, рассмотреть способы их расчета.            3. Изучить методы сбора информации о ценах, рассмотреть функции и задачи цен.            4. Изучить систему индексов цен на молоко.      5. Провести корреляционно-регрессионный анализ динамики цен на молоко.           Объектом изучения курсовой являются средние цены на молоко.   Предметом курсовой работы являются статистические методы для анализа цен товаров первой необходимости.

 

1 Продукты первой  необходимости и теоретические  основы статистики цен            

1.1 Итоги и тенденции  динамики цен на товары первой  необходимости.         Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.    Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости. Товары первой необходимости – это те товары, потребление которых не изменяется существенным образом с изменением дохода. Государство обязано уделять особое внимание  регулированию цен товаров первой необходимости, так как при чрезмерно высокой цене на эти товары, как правило, резко снижается уровень жизни. Это неизбежно происходит потому, что товары первой необходимости пользуются весьма большим спросом, из-за того, что люди всегда испытывают в них потребность.       К товарам первой необходимости относятся 33 наименования продуктов питания: 1) это продовольственные товары, такие как хлеб, мясо, молоко, мука, сыры, масло, крупа, овощи, фрукты, кисломолочные продукты, и. т. д.; 2) и непродовольственные товары – мыло, стиральный порошок, и. т. п.            Рассмотрим динамику цен на некоторые товары первой необходимости за 7 лет. 

Наименование товара

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Хлеб и хлебобулочные  изделия

22,24

24,92

30,68

39,32

39,65

42,60

45,36

Сливочное масло

102,42

109,71

155,10

175,54

191,68

239,55

256,48

Яйца куриные за 10 шт.

24,50

27,06

34,89

40,02

34,16

38,56

41,25

Чай черный байховый

193,61

204,25

224,65

269,53

339,81

348,21

367,68

Сахар песок

19,69

22,71

21,63

23,07

33,02

40,62

30,22





 

 

 

 

 

 

 

Для наглядности, отобразим  динамику цен на графике:

Рисунок 1 Динамика цен на некоторые товары первой необходимости за 2005-2011гг.

Итак, на данном графике мы можем видеть, что цены, на товары первой необходимости, представленные здесь, имеют явную тенденцию к повышению, за исключением цен на сахар. Это может происходить по нескольким причинам: рост инфляции, повышение цен на сырье, большие издержи на производство, и. т. п.

 

 

 

 

 

1.2 Понятие, уровень  и структура цен, способы их  расчета.    Цена представляет собой денежное выражение стоимости продукции.

Факторы, влияющие на уровень  и структуру цен:    

- количество товара

- комплектация товара

- условия платежа и  поставки

- законодательное регулирование       Максимальную цену, которую может запросить производитель за свой товар, определяет спрос. Минимальную цену определяют издержки производства. Цена товара должна покрыть постоянные и переменные издержки предприятия на определенный объем товарного выпуска, а также дать прибыль.           Если при реализации товаров возникает потребность в посредниках, к ценам на товары и продукты, реализуемые через посреднические организации, добавляется оптово-посредническая надбавка. В посредническом звене в торговых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции (товара), НДС, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной его деятельности.       Розничные предприятия торговли и общественного питания определяют розничные цены и тарифы  самостоятельно в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством товара, исходя из цены предприятия-изготовителя, и торговой надбавки. В торговую надбавку включаются издержки обращения по закупке и реализации товаров, в том числе транспортные и другие расходы, а также налог на добавленную стоимость и прибыль. Исходя из вышеизложенного, мы видим, что цена зависит от следующих факторов:           -  уровня затрат, непосредственно связанных с изготовлением и продвижением товара на рынок,          - от доли прибыли, получаемой производителем, оптовыми и розничными продавцами,           - от количества посредников между производителем и конечным потребителем.          Основные элементы цены:          - издержки производства, прибыль, НДС (акцизы),      - оптово-посреднические надбавки,        - торговые надбавки.          Проводя анализ структуры цены, статистика определяет удельный вес каждой составной части в цене товара по плановым расчетам и по отчету. Для этих целей используются отчетные и плановые калькуляции себестоимости продукции. Каждое предприятие имеет право определить, в разрезе каких статей калькуляции оно будет учитывать себестоимость и какие затраты будут включаться в каждую статью.     Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.         Индивидуальный уровень цен - это сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу, представляет собой абсолютную величину.    Средняя цена является обобщенной характеристикой для цен однородных товарных групп, для цен, варьирующих во времени или пространстве. Средние цены исчисляются:        - за определенный период времени,        - по территории,            - по группам товаров различных категорий и сортов.    Существует несколько методик расчета уровня цен. Наиболее простой и распространенный затратный метод – «средние издержки плюс прибыль». Его суть заключается в том, что к издержкам производства добавляется какой-либо фиксированный процент прибыли. Цена устанавливается по формуле:

p = U + A + N (U + A),

где U – издержки производства; А – административные расходы и расходы по реализации, N- средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы сбора информации о  ценах.       В ходе реформирования отечественной государственной статистики изменилась система сбора ценовой информации. До 1989 г. основным источником статистической информации о ценах была отчетность предприятий, поступающая в органы государственной статистики, по отдельным вопросам: себестоимость, рентабельность и т.д. В условиях сравнительно стабильных цен и мало меняющегося ассортимента товаров такой метод сбора информации в известной мере был оправдан. Динамика цен и тарифов практически отслеживалась в связи с периодически проводимыми пересмотрами цен. Между пересмотрами цен индексы динамики цен, как правило, были близки к 100%, поскольку применяемая методология их расчета не позволяла учесть скрытое изменение цен в связи со сменяемостью производства и потребления товаров.

С первого полугодия 1989 г. в практике отечественной статистики стал использоваться метод несплошного наблюдения за изменением цен по товарам-представителям. Вначале этот метод был внедрен при изучении динамики цен производителей продукции промышленности и потребительских цен, а затем и в других отраслях экономики.

При формировании совокупности товаров-представителей осуществляются:

  • отбор базовых предприятий;
  • отбор товаров-представителей (конкретных видов), репрезентирующих все товары генеральной совокупности;
  • выборка моментов наблюдения (регистрации) цен и тарифов.

Следует отметить, что при формировании совокупности товаров-представителей метод выборки наиболее типичных товаров, товаров, пользующихся массовым спросом, сочетается с выборкой периодически повторяющихся моментов (периодов) наблюдения за ценами. Такой подход к формированию совокупности товаров  в теории выборочного метода рассматривается  как выборка из последовательностей  или, иначе, как модифицированный метод  основного массива.

Общеметодологический подход к  наблюдению за ценами заключается в  том, чтобы регистрировать цены на одни и те же изделия, одинакового качества, на одних и тех же предприятиях на регулярной основе.

Цены, которые регистрируются, являются, как правило, ценами предложения. Теоретически сбор данных должен включать в себя получение информации о ценах  сделок, совершаемых в рамках различных  стадий движения продукта. Однако представляется практически невозможным осуществление  прямого наблюдения за сделками, и  поэтому производится наблюдение за ценами предложения. Для максимального  приближения их к ценам сделок учитываются все характеристики сделок, влияющие на цену (точное определение  продукции, условия продажи, тип  покупателя и др.). Чаще используются характеристики сделок при наблюдении цен производителей.

При наблюдении потребительских цен  задача четкой классификации каждой сделки и обеспечения сопоставимости регистрируемых сделок во времени существенно  осложняется.

Подходы к сбору ценовой информации различаются как для отдельных  товаров, так и по регулярности получения  данных (по состоянию на определенную дату месяца, в конкретный период внутри месяца, в течение всего месяца). По товарам, цены на которые меняются значительно и часто, например по овощам и фруктам, цены почти всегда регистрируются каждые 7—10 дней. По товарам длительного пользования, цены на которые меняются реже, их отслеживание может осуществляться раз в квартал. По товарам с фиксированным и одинаковым для всех покупателей уровнем цен или тарифов (например, коммунально-бытовые услуги, услуги связи) цены регистрируются централизованно. Общим правилом является необходимость регистрации цен на данный товар в один и тот же момент (день) каждого месяца, с тем, чтобы интервал наблюдения за изменением цен был постоянным.

Особые статистические проблемы при  регистрации цен возникают, когда  отобранные товары-представители с  течением времени оказываются нетипичными  или вообще исчезают из продажи.

Обеспечение репрезентативности данных статистики цен требует решения  многих методологических вопросов, связанных  как с организацией наблюдения за системой цен, так и с исчислением  системы обобщающих показателей, среди  которых одно из приоритетных мест занимают индексы цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Функции и задачи  статистики цен.

Цели статистики цен на товары и услуги:  

  1. Изучение конъюнктуры рынка
  2. Выявление средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики
  3. Выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке
  4. Определение стоимости социального набора и набора основных продуктов питания
  5. Элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например, ВВП и показателей СНС
  6. Определение паритета покупательной способности валют для международных сопоставлений национального продукта   

Основные задачи статистики цен на товары и услуги:      - регистрация цен и статистическое наблюдение за их изменением;

- анализ уровня и дифференциации  цен по отдельным рынкам и  регионам;

- анализ и оценка факторов, влияющих на уровень и изменение  цен;

- анализ соотношения цен  на различные товары;

- оценка, анализ и моделирование  колеблемости, цикличности и сезонности  цен;             - характеристика структуры цен;        - прогнозирование цен;         В основу современной классификации   концептуальных  задач  статистики цен могут быть так же  положены  следующие  критерии:  цели,  достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи. Первая классификация включает три задачи:      1. Характеристика  состояния (конъюнктуры)  рынка.  Решая эту общую задачу  в условиях  рынка,  статистика  рассматривает поведение цен   как опосредованную  реакцию на  изменение экономической ситуации (изменение цен на  взаимосвязанные товары,  изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).       2. Характеристика цены  как инструмента управления  рынком.  С этой позиции статистика  изучает возможности и степень воздействия цен   на производство, обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки  обращения) и спрос.          3. Анализ цен с позиции маркетингового управления  ценообразованием  и государственного  регулирования цен.  Решение этой   задачи   предполагает статистически выявить закономерности  ценообразования,  поведения  цен   и поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни,  смоделировать и осуществить прогноз изменения цен.           Вторая  классификация  -  с   позиции   пользователей   и   заказчиков статистической  ценовой  информации  -  выделяются  следующие  общие  задачи статистики цен.          1. С позиции государства:  изучение  цены  как орудия  социальной  и экономической эффективности рынка, как фактора уровня  жизни,  как главной составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на  рынок труда, прогнозирование последствий изменения цены; изучение цены в роли  дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего  фактора формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их  закономерностей  для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением  в стране; анализ цен с целью регулирования  уровня  цен  на  стратегические  и жизненно  важные  товары,  для  выявления  отраслей,  в  которые   невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.   2. С позиции производителя, продавца:  изучение  цен как инструмента маркетинга,  анализ   внутривидовых,   региональных   уровней   цен   и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и  качественных  характеристик товара, структуры цен в  отрасли,  изучение  цен  альтернативных  товаров  и других субрынков и т. д.     3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации  доходов, формирования потребительской корзины и прожиточного  минимума;  определение ценового влияния на уровень жизни раз личных  социальных  групп населения; анализ соответствия цен качеству товаров и уровню  доходов,  предпочтениям потребителей;  выявление ассортиментной  дифференциации  цен как   фактора выбора (вынужденности) покупки и т. д.

Информация о работе Анализ уровня структуры и динамики цен