Анализ и совершенствование стратегии развития организации (на примере закрытого акционерного общества «Автотор»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

Тема данной работы важна, так как стратегическое развитие внутрихозяйственной деятельности любого предприятия тесно связано с осуществлением общей экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночной системы. В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование.
Цель дипломной работы состоит в разработке стратегии развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕНСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и виды стратегического планирования 6
1.2. Этапы разработки стратегии развития 16
1.3 Модели стратегических планов 21
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2.1 Анализ деятельности предприятия 31
2.2 Анализ финансово-экономических показателей 35
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 40
3. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 49
3.1 Анализ существующей стратегии предприятия 49
3.2 Разработка мероприятий совершенствования стратегии предприятия и их оценка 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Кроме того, на территории этого  же завода для реализации проекта GM были созданы специальные производственные мощности общей площадью 10 тыс.кв. метров. Они позволяют осуществлять производство автомобилей из комплектующих GM, включая сборку и полный цикл испытаний. В июне 2007 года с конвейера нового производства сошел первый Hummer H2, а в августе еще две модели внедорожников Chevrolet Tahoe и Chevrolet TrailBlaizer.

Решение GM использовать возможности  ЗАО «Автотор» для реализации стратегии продвижения своих  моделей на перспективный российский рынок было вполне закономерным. Корпорация смогла воспользоваться уникальным опытом предприятия, практически готовыми к работе мощностями, квалифицированным и дисциплинированным персоналом, высокопрофессиональной командой руководителей и специалистов.

За время работы конвейера  «Автотор» превратился в ведущего российского производителя автомобилей сразу нескольких известных иностранных марок. За прошедшие годы компанией изготовлено более 50 тыс. автомобилей марки KIA, BMW, Chevrolet, Hummer и даже Defender. В 2010 году «Автотор» увеличил общий объем производства автомобилей на 20 %.

Постоянный рост объемов  продаж автомобилей калининградской  сборки позволил KIA увеличить свою долю на автомобильном рынке России с 4,7 % в 2009 году до 7 % в 2010-м и подняться  в российском рейтинге самых популярных иностранных автомобильных брендов с 11-го на 7-е место. BMW уже в первый год совместной работы удалось в шесть раз увеличить объемы продаж своих автомобилей в России, полностью избавившись от «серого» импорта, а начиная с 2007 года компания прочно заняла лидерство по продажам в сегменте premium на российском рынке, опередив Mercedes и Audi.

Сегодня ЗАО «Автотор»  располагает необходимым промышленным, технологическим и кадровым потенциалом  для динамичного развития производства автомобилей мирового класса, привлечения  в экономику региона иностранных инвестиций и интеграции отечественного автопроизводства в мировое автомобилестроение. Компания превратилась не только в «визитную карточку» Калининградской области, но и, в полном смысле этого слова, стала генератором развития региональной экономики, способствуя решению таких важных задач, как занятость населения, рост личных доходов, развитие здорового образа жизни, расширение сферы услуг и, наконец, ускорение хода экономических и социальных реформ в стране. (www.avtotor.ru)

2.2 Анализ финансово-экономических показателей

 

Деятельность  предприятия можно описать через  систему стратегических показателей. Динамика стратегических показателей деятельности ЗАО «Автотор» представлена в Приложении К.

Рис. 1- Дерево Динамика стратегических показателей


Составлено  автором по данным деятельности предприятия плохой

 

Как видно по данным приложения К, прибыль предприятия в 2010 году возросла на 0,15 млрд. рублей. Это произошло за счет увеличение оборачиваемости оборотного капитала.

Отрицательным фактом так же является то, что возрастает степень задолженности предприятия, в связи с расширением производственных мощностей приходилось увеличивать  долю инвестиций.

Рентабельность  продаж характеризует эффективность  предпринимательской деятельности, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Произошел рост прибыли предприятия за счет увеличения выручки от основной деятельности предприятия. Увеличение оборачиваемости капитала свидетельствует о том, что больше средств находятся в обороте, т.е. приносят дополнительную прибыль. (Ковалев В.В., , 2003. – 560с.)

Для характеристики финансового положения предприятия  и эффективности управленческих решений  используют систему финансовых показателей, в т.ч. показатели финансовой устойчивости, ликвидности, деловой активности.

 К общим показателям финансовой устойчивости принято относить показатели соотношения собственных и заемных источников их удельный вес в общей величине источников. Данные показатели представлены в Приложении Л.

Как видно из таблицы, доля заемных источников средств на начало и конец 2010 года  составляет больше половины всех источников средств - 64,10 % и 62,27% соответственно, собственных - 35,89% и 37,73%. Это означает, что на 1 рубль всех источников приходилось на начало и конец года более 0,5 рублей заемного капитала. Обобщающий коэффициент финансовой устойчивости в течение года вырос на 7,68%. Исходя из формулы расчета, это обусловлено 2 факторами: изменением удельного веса, капитал и резервов, и изменением величины всех источников средств.

Происходит  увеличение собственных оборотных  средств, за счет реализации автомобилей  и заключения новых долгосрочных контрактов. Удельный вес кредиторской задолженности в 2010 году снизился, что  является положительным результатом в деятельности предприятия.

Коэффициент  обеспеченности запасов собственными оборотными средствами в 2010 году увеличился, что свидетельствует о постепенном  улучшении финансового состояния  организации.

Сущность методики анализа показателей ликвидности состоит в определении и сравнении коэффициентов ликвидности на начало и конец года, в выявлении и определении факторов изменения анализируемых показателей. В 2010 году произошло снижение коэффициента  ликвидности по сравнению с 2009 годом.

Коэффициент финансовой зависимости показывает соотношение заемных и собственных источников средств, т.е. структуру источников средств, авансированных в это предприятие. В 2009 году произошел рост коэффициента финансовой зависимости, это говорит о том, что деятельность Автомобильного завода стала более рискованной, т.е. предприятие стало больше привлекать средств в свою деятельность. Но так как Автомобильный завод сам занимается продажей своей продукции, т.е. его можно отнести к предприятиям торговли, и сбыта, так же имеют достаточную долю ликвидных активов, что может позволить себе такой коэффициент финансовой зависимости. (www.avtotor.ru)

Путем сравнения  данных соответствующих статей бухгалтерского баланса 2008 и 2010 годов можно определить факторы изменения собственных источников.

Расчет влияния  факторов на изменение уровня рентабельности капитала можно произвести методом  абсолютных разниц, представленных в  Приложении М.

Рис. 2- Показатели эффективности использования капитала ужас


Составлено  автором по данным деятельности предприятия.

 

Анализ деловой  активности организации представлен  в Приложение Н. Деловая активность за 2010 год, по сравнению с предыдущим, повысилось за счет увеличения доли внутреннего рынка.

Для определения  основной активности можно рассчитать следующие коэффициенты:

1) Коэффициент  оборачиваемости активов

2) Коэффициент  оборачиваемости оборотных средств

3) Коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности 

4) Коэффициент  оборачиваемости кредиторской задолженности

5) Коэффициент  оборачиваемости материальных производственных  запасов

Данный анализ представлен в Приложении О. Наглядно динамика коэффициентов оборачиваемости средств предприятия представлена на рисунке ***.

Рис. 3- Анализ Динамика коэффициентов оборачиваемости чего?


Составлено  автором по данным деятельности предприятия.

Исходя из данных этого приложения, можно сделать вывод о том, что произошло снижение коэффициента оборачиваемости активов, что свидетельствует о не эффективном использовании имущества предприятия. Скорость оборота всех оборотных средств организации снизилась до 0,3, что так же свидетельствует о низкой активности.

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности, показывающий количество оборотов так же снизился. Но коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличился в 2010 году, что говорит о снижение коммерческого кредита, предоставляемого организации.

Коэффициент оборачиваемости  материальных производственных запасов  в 2010 году уменьшился, следовательно оборачиваемость запасов в анализируемом периоде низкая, что так же является отрицательным фактом. (www.avtotor.ru)

2.3 Анализ внешней и внутренней  среды предприятия

 

Сначала проведем исследование, чтобы рассмотреть  компанию  изнутри: ее слабые и сильные позиции (SNW-анализ). Затем модель «пяти сил» Портера даст нам поверхностный конкурентный обзор рынка за счет сегментации рыночных сил, которые могут угрожать компании или которые фирма может использовать с выгодой для себя. Далее необходимо выявить привлекательность предприятия и позицию организации в конкуренции (Матрица «Дженерал Электрик – Мак-Кинзи»). Такой порядок обусловлен логикой исследования в целом и задачами работы. (Ковалев В.В., Ковалев Вит.В., 2004.- 432 с.)

SNW-анализ – усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон организации (SWOT-анализа). Схема SWOT-анализа в общем виде представлена в Приложение П. Аббревиатура SNW происходит от англоязычных слов: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона) и Weakness (слабая сторона).

SNW-анализ в  отличие от SWOT-анализа предлагает  также среднерыночное состояние  (N). Основной причиной добавления  нейтральной стороны является  то, что зачастую для победы  в конкурентной борьбе может  оказаться достаточным состояние,  когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем (кроме одной) ключевым позициям находится в состоянии N и только по одному в состоянии S. Схема SNW-анализа будет рассмотрена при проведении исследования и представлена в Приложении Р. (Ковалев В.В., Ковалев Вит.В., 2004.- 432 с.)

 Исследование SNW-анализа вместе с оценкой  конкурентоспособности предприятия  проводилось на общем заседании, на котором присутствовало пять человек, в том числе начальников отделов по социальному развитию, инновационного отдела, аналитического отдела и т.д. Так же были приглашены независимые эксперты со стороны представителей сторонних организаций по производству и реализации  автомобилей в Калининградской области.

Теперь рассмотрим каждый из стратегических факторов в отдельности и проанализируем полученную качественную оценку.

Стратегия организации, направленная на дальнейшее развитие и увеличение производственных мощностей  получила нейтральную оценку, так  как на данный момент нельзя сказать, что ЗАО «Автотор» терпит крупные убытки или наоборот, однако предприятие занимает ведущее место в отрасли.

В стратегии  было уделено внимание двум ключевым направлениям: производство автомобилей  и их реализация. Здесь оценки обе  высокие. Это обусловлено, прежде всего, тем, что на сегодняшний день в рассматриваемой нами отрасли в Калининграде и вообще по России данное предприятие является одним из успешных.

Факторы «Организационная структура и культура» и «Кадры»  составляют сильные позиции компании. ЗАО «Автотор» уделяет большое внимание развитию корпоративной культуры, что проявляется в обязательном «дресс-коде» как для офисных сотрудников, так и для рабочих производственного комплекса, также компания делает акцент на гармонизированном распорядке рабочего времени, соблюдая все положения Трудового Кодекса РФ.. (Ковалев В.В., Ковалев Вит.В., 2004.- 432 с.)

Производственный  процесс (структура затрат и технологическое  оснащение) так же получил сильную  качественную оценку. Это объясняется  тем, что основным поставщиком комплектующих ЗАО «Автотор» является: Германия, кроме того, предприятие входит в состав группы компаний «Автотор Холдинг». В связи с этим можно утверждать, что затраты на сырье в данной компании значительно ниже, чем у конкурентов, не имеющих такого преимущества в поставках.

Общее финансовое положение не однородно. Так, доступность  инвестиционных ресурсов нейтральна, ближе к высокому, что обусловлено  наличием  в данной отрасли крупных  конкурентов.

В 2010 году произошло  увеличение операционных расходов, и  то можно связать с выплатой взятых кредитов. В целом по результатам анализа можно сделать следующие выводы:

- темп прироста  доходов выше темпов прироста  расходов, что говорит об эффективности  деятельности предприятия.

- расходы растут  медленнее, чем доходы, что означает использование организаций интенсивных рычагов роста.

Маркетинг и  сбыт так же, как и общее финансовое положение занял сильные позиции. Конкурентоспособность продукта высокая, что связано с высоким качеством  автомобилей. Основным преимуществом ЗАО «Автотор» является качество продукции и постоянные каналы сбыта.

Обслуживание  клиентов занимает нейтральную позицию, так как, например, компания не может  отвечать за качество обслуживания покупателей  в автосалонах и других точках.

Сильная позиция  материально-технического снабжения опять же обусловлена большим вкладом во весь производственный процесс и реализацию товара.

Высокую оценку получил такой важный показатель – НИОКР. Нельзя сказать, что это  направление деятельности является одним из наиболее стратегически важных в сфере производства и реализации автомобилей, однако все же сильная позиция по НИОКР свидетельствует о новых разработках, внедряемых в производство, а это значит, что предприятие идет в ногу со временем и рынком, а такое предприятие никогда не будет в числе отстающих. (www.avtotor.ru)

Информация о работе Анализ и совершенствование стратегии развития организации (на примере закрытого акционерного общества «Автотор»)