Анализ и совершенствование стратегии развития организации (на примере закрытого акционерного общества «Автотор»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

Тема данной работы важна, так как стратегическое развитие внутрихозяйственной деятельности любого предприятия тесно связано с осуществлением общей экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночной системы. В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование.
Цель дипломной работы состоит в разработке стратегии развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕНСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и виды стратегического планирования 6
1.2. Этапы разработки стратегии развития 16
1.3 Модели стратегических планов 21
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2.1 Анализ деятельности предприятия 31
2.2 Анализ финансово-экономических показателей 35
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 40
3. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 49
3.1 Анализ существующей стратегии предприятия 49
3.2 Разработка мероприятий совершенствования стратегии предприятия и их оценка 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Интерактивно-нормативный  этап начинается с формировки цели и определения ориентиров развития. Для этого оценивается существующий потенциал предприятия и дается прогноз развития внешней среды. В качестве ориентиров являются отчеты о производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также нормативные и инструктивные материалы. Эти материалы являются основой для разработки долгосрочных или среднесрочных планов на уровне отдельных структурных подразделений, а также предложений по формировке целей и ориентиров развития. Согласование плановых цифр, стратегических подходов и альтернатив осуществляется на конференции или заседании комитета по стратегическому планированию. (Астахов В.П., 2002. – 688 с.)

Последний является средством консультаций, информационного  обмена и коллективного обсуждения. Комитет по стратегическому планированию анализирует ход выполнения стратегии, а также, в случае необходимости, ее корректировку. Возглавляет комитет по стратегическому планированию руководитель фирмы.

Этап развития и пересмотра является наиболее важным. Здесь осуществляется стратегическое планирование по соответствующим целям и ориентирам, согласованным на первом этапе. На этом этапе структурные подразделения разрабатывают свои стратегии, долгосрочные планы и социальные программы.

На диверсифицированном  предприятии (планирование "снизу-вверх") разработанные планы корректируются с учетом предложенных руководством стратегий (например, ликвидация отдельных производств). На специализированных предприятиях (планирование "Сверху - вниз") в первую очередь разрабатываются функциональные стратегии, а затем программы для каждого структурного подразделения.

Таким образом, второй этап является интерактивным  процессом с различными корректировками. (Волков О. И., 2005. 125с.)

На заключительном, третьем этапе, осуществляется утверждение  и реализация "сверху - вниз" установленных общих целей и основных экономических показателей в целом по предприятию (фирме). Одновременно утверждаются долгосрочные, среднесрочные и текущие планы развития предприятия.

Разработку долгосрочного  плана осуществляет отдел стратегического планирования, в задачу которого входит выполнение следующих функций: формирование стратегического мышления на предприятии; сбор и анализ стратегической информации; выработка общей стратегии предприятия; координация работы структурных подразделений предприятия по разработке функциональных стратегий и программ; осуществление взаимосвязи стратегического и текущего планирования; контроль над выполнением стратегического плана.

При составлении стратегического  плана необходимо учитывать, что  стратегии предприятия строятся по иерархическому принципу, хозяйственная деятельность которого и его стратегия взаимосвязаны. При этом стратегии и тактика предприятия взаимосвязаны.

Стратегический план предприятия  составляется в такой последовательности:

  1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.
  2. Определение хозяйственной политики предприятия.
  3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.
  4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, производства организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия. (Волков О. И., 2005. 125с.)

Стратегический  план предприятия состоит из следующих  разделов:

  1. Цель и задача предприятия.
  2. Текущие и долгосрочные задачи.
  3. Базовая стратегия и основные стратегические альтернативы.
  4. Функциональные стратегии.
  5. Описание наиболее важных программ.
  6. Описание внешних операций.
  7. Объем капитальных вложений и распределение ресурсов.
  8. Формулировка резервных стратегий.

При составлении  стратегического плана используется следующая документация: объем годовых  продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; финансовый план; баланс на конец последнего года плана. (Волков О. И., 2005. 125с.)

1.3 Модели стратегических планов

 

Основной базовой  моделью разработки стратегического  плана принято считать модель Гарвардской школы бизнеса, лидером  которой по праву считается К. Эндрюс. Эта модель разрабатывалась  американскими исследователями в течение достаточно продолжительного периода времени. Г. Минцберг называет эту модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит уверенность в том, что формулирование стратегии как процесс опирается на несколько базовых постулатов, которые в своей совокупности обеспечивают проектирование стратегии.

Согласно модели Гарвардской школой бизнеса, представленной в Приложении Д, процесс стратегического  планирования представляет собой некую  точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала фирмы, выраженных в отличительных способностях к развитию.

Возможности деловой  внешней окружающей среды могут  быть востребованы за счет реализации сильных сторон ресурсного потенциала предприятия. В свою очередь, необходимо выявить угрозы внешней окружающей деловой среды, а слабые стороны ресурсного потенциала свести к минимуму. (Скляренко В. К., 2007 г.)

В основу построения данной модели стратегического планирования положены следующие основные методологические принципы:

1) Процесс формирования  стратегии развития фирмы должен  быть контролируемым, осознанным  процессом мышления. Это означает, что разрабатываемая стратегия  должна возникать не интуитивно и не в результате внезапного появления из «потока проблем», а быть продуктом тщательно контролируемого и осознанного процесса обдумывания и принятия решений. К. Эндрюс специально подчеркивает, что стратегическое мышление должно основываться не на интуитивном, а на осознанном опыте, называя внезапно появляющиеся стратегии «концептуальным врагом стратегии». (Кожанова Е. Ф, 2007 г.)

Руководство процессом  формирования стратегии развития фирмы  должен осуществлять топ-менеджер. Исполнительный директор должен быть своеобразным «архитектором» стратегии, а также определять, кто конкретно еще будет привлекаться к процессу стратегического планирования.

Модель формирования стратегического плана должна быть достаточно простой и информативной.

 Любая стратегия развития фирмы уникальна и рассматривается в качестве результата созидательного проектирования. Последнее означает, что стратегия должна содержать в себе концептуальные, отличительные цели данной фирмы, особенности ее развития, а не формироваться по некоему шаблону.

2) Процесс формулирования  стратегии должен завершаться  лишь тогда, когда альтернативные  стратегии имеют полное описание  и осуществлен окончательный  выбор лучшей из них. В этой  связи оценку стратегий в одном  из блоков модели Гарвардской группы необходимо понимать как процесс принятия решения по выбору лучшей из них.

Любая стратегия  развития фирмы должна сочетать простоту восприятия и полноту выражения, а также описываться ясным  и доступным языком.

Стратегия развития любой фирмы должна предусматривать разработку определенного механизма ее реализации. В соответствии с этим все элементы структуры предприятия в лице его руководства должны обладать определенными знаниями и ресурсами, а главное, желанием реализовать выбранную стратегию.

К. Эндрюс как лидер Гарвардской группы сконцентрировал свое внимание на исследовании роли внешнего руководства предприятия в процессе разработки и реализации стратегии его развития.

Кроме того, был  предложен весьма интересный подход к формированию системы оценки стратегий:

  • последовательность: стратегия развития предприятия не должна содержать противоречивых целей и программ.
  • согласованность: стратегия должна предусматривать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения.
  • преимущество: стратегия должна обеспечивать возможности для творчества и поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности.
  • осуществляемость: стратегия не должна предусматривать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем. (Скляренко В. К., 2007 г.)

Одной из составляющих разработки стратегического плана  является оценка внутренней и внешней  среды предприятия. Существует стандартизованная  процедура, которая получила название SWOT – анализ.

SWOT - это акроним  слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. Основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе, представлены Приложении Е .

Для стратегической перспективы компании особенно значимы  сильные стороны, так как они  являются краеугольными камнями  стратегии и на них должно строиться  достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия  требует вмешательства в слабые стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как:

- уникальные  возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,

- создают конкурентные  преимущества на рынке,

- потенциально  могут быть краеугольными камнями  стратегии.

Следует отличать благоприятные возможности отрасли  и компании. Превалирующие и вновь возникающие благоприятные возможности в отрасли наиболее подходят компании, которая имеет конкурентные преимущества или другие возможности для роста.

SWOT-анализ помогает  ответить на следующие вопросы:

- использует  ли компания внутренние сильные  стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

- являются ли  слабости компании ее уязвимыми  местами в конкуренции и/или  они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

- какие благоприятные  обстоятельства дают компании  реальные шансы на успех при  использовании ее квалификации  и доступа к ресурсам? Заметим: Благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия. Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм. (Скоробогатова Т. Н. 2006 г.)

Модель формирования стратегического плана, предложенная И. Ансоффом, имеет два принципиальных отличия от модели Гарвардской группы.

Во-первых, в  процесс стратегического планирования вводится понятие формализованных  целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства в модели Гарвардской группы.

Во-вторых, он предпринял попытку описания процесса стратегического  планирования в виде определенной формализованной  блок-схемы, которая предполагает подробную  разработку списков факторов, учитываемых  в процессе принятия решений и расставляемых в приоритетном порядке с приданием им весовых коэффициентов, а также различных диаграмм и правил выбора той или иной альтернативы.

Вместе с  тем, поскольку основная схема формирования стратегического плана, по словам даже самого И. Ансоффа, является слишком детализированной, в результате чего становится «не видно леса из-за деревьев», он предлагает и укрупненную модель формирования стратегического плана.

Согласно модели стратегического плана по И. Ансоффу, представленным в Приложение Ж, процесс стратегического планирования начинается с определения первоначальных целей развития предприятия, которые являются реакцией на внешние сегменты. В соответствии с этими целями проводится анализ и оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней деловой окружающей среды. Целью такого рода анализа является выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на рынки сбыта и диверсификации производства.

По мнению И. Ансоффа, процессу разработки стратегии диверсификации на предприятии должно предшествовать принятие стратегического решения, связанного с обеспечением синергического (системного) эффекта от всех элементов, образующих его организационную структуру. На основе такого стратегического решения формируются конкретные стратегии диверсификации и расширения рынка сбыта для уже производимых предприятием товаров. В своей сумме или по отдельности эти стратегии формируют общую стратегию продукт/рынок для предприятия.

Информация о работе Анализ и совершенствование стратегии развития организации (на примере закрытого акционерного общества «Автотор»)