Анализ и совершенствование стратегии развития организации (на примере закрытого акционерного общества «Автотор»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

Тема данной работы важна, так как стратегическое развитие внутрихозяйственной деятельности любого предприятия тесно связано с осуществлением общей экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночной системы. В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование.
Цель дипломной работы состоит в разработке стратегии развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕНСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и виды стратегического планирования 6
1.2. Этапы разработки стратегии развития 16
1.3 Модели стратегических планов 21
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2.1 Анализ деятельности предприятия 31
2.2 Анализ финансово-экономических показателей 35
2.3 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 40
3. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 49
3.1 Анализ существующей стратегии предприятия 49
3.2 Разработка мероприятий совершенствования стратегии предприятия и их оценка 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ФИРМЫ И РЫНКОВ

 

«ДОПУСТИТЬ  К  ЗАЩИТЕ»

Заведующий  кафедрой экономики 
фирмы и рынков, к. э. н., доцент 

____________________Т. Р. Гареев

«_______» _______________ 2011 г.

 

Д И  П Л О М Н А Я   Р  А Б О Т А

Студента Соловьева Андрея Игоревича

на  тему: Анализ и совершенствование стратегии развития организации

(на  примере закрытого акционерного  общества «Автотор»)


 

по направлению 080100.62 «Экономика»

 

Научный руководитель:

 

____________________ Щепкова И. В., старший преподаватель

«_______» ___________ 2011 г.

 

Нормоконтроль:

____________________ Колосовский А. М., к. т. н., доцент

«_______» ___________ 2011 г.

 

Калининград

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема дипломной работы – «Анализ и совершенствование  стратегического развития организации  ЗАО «Автотор».

Тема данной работы важна, так как стратегическое развитие внутрихозяйственной деятельности любого предприятия тесно связано с осуществлением общей экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночной системы. В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников.  Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый  экономический рост и желаемый уровень развития предприятий на предстоящий долгосрочный период.

Раскрывая эту  тему, нельзя не упомянуть об актуальности на сегодняшний день, так как  перед каждой фирмой, стремящейся завоевать экономическую нишу,  стоит вопрос о выборе  стратегии, которая приведет компанию к достижению поставленных целей.

Предметом исследования в  данной работе является стратегическое планирование деятельности предприятия. Объектом исследования является деятельность предприятия  ЗАО «Автотор» занимающегося производством автомобилей в Калининградской области.

ЗАО «Автотор» — это одно из крупных производственных  предприятий города Калининграда. Свою деятельность компания «Автотор», ведет в большинстве европейских стран, организовывая структурные подразделения. За время своего существование, компанией «Автотор» выпущено большое количество автомобилей. 

Цель дипломной  работы состоит в разработке стратегии развития организации.

Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

  1. раскрыть сущность теоретических и методических подходов  стратегического планирования и прогнозирования;
  2. оценить эффективность деятельности предприятия;
  3. провести анализ внешней и внутренней среды предприятия и определить перспективы его развития;
  4. разработать и провести экономическое обоснование рекомендаций по совершенствованию стратегии предприятия.

Цель и задачи работы нашли свою реализацию в главах дипломной работы. В первой части  рассмотрены  теоретические аспекты стратегического планирования на  предприятии. Во второй части приведен анализ деятельности предприятия, произведена оценка  эффективности, его финансовой устойчивости, деловой активности. В третьей части показаны пути улучшения стратегического планирования на предприятии.

Информационной  базой работы явились данные бухгалтерского баланса, нормативные документы, директивы  в области автомобильной промышленности.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕНСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Понятие и виды стратегического  планирования

 

Стратегическое  планирование - это одна из  функций  управления,  которая  представляет собой процесс выбора целей организации  и путей их достижения.  Стратегическое планирование обеспечивает  основу для всех управленческих решений, функции  организации,  мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования включает в себя все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования,  организации в целом и отдельные люди  будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.  Процесс  стратегического планирования  обеспечивает  основу  для  управления членами организации.  Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране,  можно отметить, что стратегическое планирование становится все  более  актуальным для российских предприятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями. (Сергеев И. В., 2007 г.)

Стратегия представляет собой детальный комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение долговременного успеха предприятия. Разработка и выбор стратегии должны обосновываться обширными исследованиями и достоверными данными.

Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегическое  планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата.

Процесс стратегического  планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности, которые  представлены в Приложении А.

Сущность стратегического  планирования заключается в формулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей его развития на планируемый период (целей), определяющих желаемый результат его деятельности в целом и в конкретном бизнесе. В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действий по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей. (Сергеев И. В., 2007 г.)

Стратегические  планы должны быть разработаны так, чтобы быть целостными в течение  длительного периода и одновременно быть достаточно гибкими, позволяющими при необходимости осуществить их совершенствование и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу деятельности предприятия на длительный период времени с условием, что постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает коррективы этого плана неизбежными.

Стратегическое  планирование создает важные преимущества в организации будущей деятельности предприятия, в том числе:

  • обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных условий для успешной деятельности предприятия;
  • позволяет всесторонне проанализировать возникающие (в том числе ожидаемые в будущем) проблемы и угрозы в деятельности предприятия;
  • улучшает координацию действий в процессе хозяйственной деятельности предприятия по достижению его целей;
  • создает предпосылки для развития стратегического мышления и предвидения у менеджерского корпуса предприятия;
  • способствует формированию информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии и достижении целей;
  • обеспечивает более обоснованное и рациональное распределение ресурсов предприятия и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха предприятия. (Балабанов И.Т.,2002. – 588 с.) 

Издержки планирования являются одним из наиболее существенных сдерживающих факторов развития плановой деятельности на предприятии. Издержки определяются необходимостью дополнительных затрат на исследования, организацию подразделений планирования и привлечение дополнительного персонала. Кроме того стратегическое планирование требует дополнительных затрат времени — наиболее дефицитного и, как правило, ограниченного ресурса предприятия.

Масштабы деятельности предприятия и особенности стратегического планирования ограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования на предприятии. Важным преимуществом масштаба при стратегическом планировании является использование синергизма интегрированных и диверсифицированных корпораций. Это преимущество определяется возможностью более рационального использования потенциала и ресурсов крупной организации. В состав крупных предприятий входят специальные подразделения планирования. Это существенно облегчает и стимулирует внедрение стратегического планирования. Небольшим предприятиям сложно проводить широкомасштабную плановую работу. В то же время для них стратегическое управление не менее важно, чем для большого предприятия. Внешняя среда такого предприятия хуже поддается контролю и более агрессивна. Поэтому его будущее в большей мере неопределенно и непредсказуемо. Для разрешения этой проблемы возможно использование знаний и опыта профессиональных консультантов (консультационных компаний) в области стратегического планирования и управления. (Балабанов И.Т.,2002. – 588 с.)

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса, которые представлены в приложении Б.

Именно посредством  планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. Планирование — это одна из основ, с помощью, которой руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Таким образом, в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.

Деятельность  по разработке планов охватывает все  стороны жизни, все этапы деятельности организации. На этапе планирования определяются все необходимые параметры достижения целей — время, потребности в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроки поставки сырья, материалов, оборудования и т. д. Принятые в плане решения должны обеспечить достижение целей организации в запланированные сроки с минимальными издержками при требуемом качестве.

Основная цель планирования — интеграция всех членов организации для решения комплекса  задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.

Планирование  представляет собой набор действий, предусматривающих определение  цели организации, параметров взаимодействия между задачами, работами и членами  организации, распределение ресурсов и выбор других организационно-технологических, экономических и мотивационных решений, обеспечивающих достижение целей организации. (Адамс Р., 2002. – 604 с.)

Процесс планирования в организации не является (точнее, не должен являться) отдельным одноразовым  актом, а представляется непрерывным в силу двух существенных причин. Во-первых, многие организации стремятся продлить свое существование как можно дольше. Поэтому они должны заново определять или менять цели, даже если полностью достигли своих первоначальных целей. Вторая причина, по которой планирование должно быть непрерывным, — это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибочно принятых решений события могут развиваться не так, как было предусмотрено при выработке плана. Поэтому планы необходимо периодически пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью. В этом смысле планирование можно рассматривать как непрерывный, детерминированный по  времени и месту процесс определения целей и обеспечения согласованной деятельности всех членов организации и ее элементов при ограниченных возможностях и времени, увеличивающихся и усложняющихся зависимостях от внешней среды.

В современной  экономике большинство хозяйственных (и не только хозяйственных) задач  выполняется, как правило, на основе проекта или плана. Это означает, что сначала определяются конечные цели, а уже потом предпринимается попытка достичь их в соответствии с некоторыми временными, стоимостными и другими ограничениями.

Первым из аспектов планирования является увеличение масштаба хозяйственных задач, их комплексности по мере научно-технического прогресса. Сложность порождает разделение задачи на составляющие работы, на выполнение которых затрачиваются деньги, ресурсы и время. Каждая выполненная работа привносит свой вклад в решение задачи, а решение каждой задачи — в достижение целей организации.

Второй важный аспект планирования — это возрастающее значение времени. Любые продукты, услуги или идеи должны быть представлены рынку, потребителям и другим не рано или поздно, а именно в срок.

Третьим аспектом планирования является ограниченность ресурсов. Очень важно добиться их максимального использования. (Адамс Р., 2002. – 604 с.)

Информация о работе Анализ и совершенствование стратегии развития организации (на примере закрытого акционерного общества «Автотор»)