Анализ Динамики и структуры доходов и расходов консолидированного бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Консолидированный бюджет РФ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы России. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ и по отдельным субъектам РФ.

Файлы: 1 файл

Консолидированный бюджет РФ.docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)

Консолидированный бюджет РФ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы России. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ и по отдельным субъектам РФ. Показатели консолидированных бюджетов используются:

1. В бюджетном планировании в  частности, при определении нормативов  отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов РФ и  размеров дотаций; в расчет  принимаются объемы консолидированных  бюджетов административно-территориальных  образований.

2. Показатели консолидированных  бюджетов используются при анализе  формирования и использования  централизованного финансового  фонда страны, т.е. суммы всех  финансовых ресурсов, поступающих  в т.ч. через бюджетную систему  и отражаемых в сводном финансовом  балансе страны.

3. Показатели консолидированного  бюджета используются при расчете  доходной и расходной частей  сводного финансового баланса  государства и соответствующих  территорий.

4. Показатели консолидированного  бюджета используются в перспективном  планировании в целом по стране (например, План страны по социально-экономическому  развитию на период до 2015 года) и в перспективном финансовом  планировании в частности. При  разработке прогнозов экономического  и социального развития государства,  территорий используются финансовые  показатели, в основе которых  заложены показатели консолидированных  бюджетов. На данных консолидированных  бюджетов основана разработка  экономических моделей прогнозирования  бюджетов.

5. Показатели консолидированных  бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды  обеспеченности жителей страны  в целом или отдельных территорий (например, бюджетные расходы на  одного жителя на медицинское  обслуживание, образование, социальную  помощь и др. показатели).

Рассмотрим динамику и  структуру доходов, расходов консолидированного бюджета РФ за период с 2000 по 2011 гг.

  1. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета РФ.

Таблица 1.1 Динамика доходов  и расходов КБРФ

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы, % к ВВП

28,71

30,01

32,49

31,25

31,85

44,87

39,48

40,21

39,17

35,04

35,49

38,21

Расходы, % к ВВП

26,83

27,05

31,60

29,94

27,39

38,90

31,11

34,22

34,30

41,35

39,00

36,63


 

График 1.1 Динамика доходов и расходов КБРФ

Вывод:

На данной гистограмме видно что в период с 2000 по 2004 год Доходы консолидированного бюджета держатся на уровне около 30%. Высокие уровень доходов в период с 2004 по 2006 год был обусловлен высокими ценами на нефть и интенсивной политикой доходов, проводимой Правительством: налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост. С 2009 по 2010 год расходы КБРФ снова превышают доходы, что объясняется проводимыми антикризисными мерами государства. С 2011 года доходы вновь превышают расходы за счет повышения среднегодовой цены нефти до 109$/барр. по сравнению с 2010 (72$/барр.)

2. Анализ структуры доходов федерального  бюджета РФ

Таблица 2.1 Доходы консолидированного бюджета РФ по видам, в % к итогу.

 

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Виды доходов

 

Налоги на прибыль организаций

19,01

19,15

13,16

12,72

15,98

15,54

Налог на доходы физических лиц

8,33

9,53

10,18

11,01

10,58

8,24

Единый социальный налог

-

-

9,65

8,81

8,14

5,09

Налог на добавленную стоимость

21,80

23,81

21,39

21,31

19,70

17,16

Акцизы

7,93

9,07

7,50

8,40

4,55

2,96

Налоги на имущество

3,09

3,34

3,42

3,33

2,70

2,95

Платежи за пользование природными ресурсами

3,70

5,06

9,40

9,56

10,70

10,82

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

1,78

1,92

1,86

1,28

0,71

19,59

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, или от деятельности государственных  или муниципальных организаций

3,45

4,31

4,56

5,80

6,12

2,98

Доходы целевых бюджетных  фондов

12,08

5,47

4,56

3,46

3,38

-

Прочие

18,82

18,35

14,32

14,31

17,44

14,67


 

 

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Виды доходов

 

Налоги на прибыль организаций

15,72

16,25

15,54

9,30

11,07

10,89

Налог на доходы физических лиц

8,76

9,47

10,31

12,25

11,17

9,57

Единый социальный налог

5,78

5,85

6,00

7,18

0,29

-

Налог на добавленную стоимость

14,22

16,92

13,19

15,08

15,59

15,59

Акцизы

2,55

2,35

2,16

2,55

2,94

3,12

Налоги на имущество

2,93

3,08

3,05

4,19

3,92

3,25

Платежи за пользование природными ресурсами

11,17

9,24

10,80

7,95

8,99

10,00

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

21,70

18,02

22,17

19,73

20,13

22,37

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, или от деятельности государственных  или муниципальных организаций

3,32

3,94

2,72

4,81

4,24

3,23

Доходы целевых бюджетных  фондов

-

-

-

-

-

-

Прочие

13,85

14,89

14,06

16,97

21,67

21,99


 

 

 

 

 

График 2.1 Структура доходов по видам в 2000-2011гг., в %

Вывод: С 2000 по 2011 гг. структура доходов федерального бюджета претерпела ряд существенных изменений:

  1. С 2000 года до 2004 года наибольшую долю дохода федерального бюджета составлял налог на добавленную стоимость (около 20%). В  2004 году данный вид налога опустился на второе место, после   доходов от внешнеэкономической деятельности, и продолжает его занимать в настоящее время, несмотря на его рост  в период 2008 – 2010 г и снижение в этот период доходов от внешнеэкономической деятельности, а именно таможенной пошлины, что связано со снижением цен на нефть сырую, природный газ и на товары, выработанные из нефти.

  1. Акцизы играют меньшую роль в доходах бюджета, чем НДС . Как можно увидеть из таблицы, их удельный вес в доходах консолидированного бюджета РФ все время колеблется . Такие колебания могут объясняться тем, что платежи от них распределяются между федеральным и региональными бюджетами. Суммы, поступающие в федеральный и региональные бюджеты, корректируются ежегодно. Наиболее существенное снижение поступления акцизов в КБРФ бюджет наблюдалось в 2004 году и обусловлено, главным образом, исключением природного газа из видов подакцизного минерального сырья, а также изменением порядка уплаты акциза на алкогольную продукцию.

  1. Роль платежей за пользование природными ресурсами резко выросла с 5,06 (2001) до 9,4% в 2002 г. Скорее всего, это увеличение связано с ростом цен на энергоносители и сокращением издержек производства, осуществлённых в 1998-2000 гг. В 2005 г. данный вид налогов занял четвертое место в доходах бюджета после НДС, доходов от внешнеэкономической деятельности и налога на прибыль организаций. В настоящее время удельный вес данного дохода продолжает расти, однако не такими высокими темпами.

  1. Доля доходов по налогу на прибыль организаций характеризуется неустойчивой динамикой. С 2004 по 2008 год удельный вес этого налога в доходах КБРФ был стабилен. С 2009 года видна тенденция снижения доходов от налога на прибыль, это объясняется снижением в 2009 году ставки налога на прибыль с 24% до 20%. Сохранение роли этого налога зависит не только от объективных (экономический рост, повышение рентабельности предприятий и т. д.), но и от субъективных причин (сокращение укрываемых доходов, определение Правительством пропорции разделения доходов от налога по уровням бюджетной системы при принятии очередного проекта бюджета и т. д.).

  1.  В 2001 году произошло значительное падение доли доходов целевых бюджетных фондов, связанное с упразднением большого их числа. К 2001 году в федеральном бюджете остался только последний. Упразднение бюджетных фондов было связано с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что приводило к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов.

  1. С  2010 г. федеральный бюджет лишился такой статьи доходов, как «налоги и взносы на социальные нужды» в связи с отменой ЕСН, который был введен в 2001 году. Плательщики ЕСН стали плательщиками страховым взносов во внебюджетные фонды.

3. Анализ структуры расходов  федерального бюджета РФ

 

Таблица 3.1 Расходы консолидированного бюджета РФ по видам, в % к итогу.

 

Год

2000

2001

2002

2003

2004

Вид расходов

 

Государственное управление и местное самоуправление

3,72

4,59

4,35

4,62

4,78

Международную деятельность

0,56

0,98

1,00

0,79

1,21

Национальная оборона

9,78

10,24

8,63

8,97

9,21

Правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

6,76

7,60

7,02

7,67

8,17

Промышленность, энергетику и строительство

2,98

9,81

9,48

8,44

8,53

Сельское хозяйство и  рыболовство

2,81

2,79

1,75

1,72

1,68

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику

2,06

3,57

3,57

1,04

1,01

На охрану окружающей среды  и природных ресурсов

-

-

0,00

2,82

1,83

Жилищно-коммунальное хозяйство

10,19

8,10

6,48

6,41

6,25

Социально-культурные мероприятия

27,37

30,07

39,65

29,65

31,38

Обслуживание государственного долга

14,12

10,10

7,12

6,08

4,93

Расходы целевых бюджетных  фондов

12,66

6,30

4,95

4,09

3,93

Прочие расходы

7,00

5,85

5,37

16,98

5,53

Всего:

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Информация о работе Анализ Динамики и структуры доходов и расходов консолидированного бюджета РФ