Структура доходов и расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:34, доклад

Описание работы

«Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год» - такое определение бюджета представляет нам википедия. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

Файлы: 1 файл

08Мд41_Меркулов А.Ю._Статья.docx

— 23.50 Кб (Скачать файл)

Меркулов Александр  Юрьевич

Структура доходов и расходов федерального бюджета

 

«Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год» - такое определение бюджета представляет нам википедия. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

В Бюджетном  кодексе (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) дано следующее определение  бюджета: это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  органов государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну.

Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению  отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную  систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

Федеральный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

бюджеты муниципальных образований (местные  бюджеты)

бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно  статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным  казначейством.

Если  запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

В юридической  и экономической литературе понятие "бюджет" рассматривается в  разных аспектах.

Бюджет  определяется как экономическая  категория, то есть совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств.

Как правовая категория, бюджет - это основной финансовый план государства, роспись его доходов  и расходов.

По всему  материальному содержанию бюджет - это государственный централизованный фонд денежных средств.

Согласно  статьи 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет  государства играет значительную роль в политической и хозяйственной  жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджет  государства должен обеспечивать необходимым  финансированием социально-экономическое  развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета  государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный  бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Структура доходов и расходов. В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые  поступления и неналоговые доходы. По данным консолидированного бюджета  РФ за 1998 год, налоговые поступления  составили около 60% доходной базы, остальные 40% - неналоговые поступления, кредиты  и займы. При этом на долю внешних  займов приходится 2,3 % доходной базы.

Средства  федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его.

Например, средства федерального бюджета на 1998 г. должны направляться в соответствии с Федеральным законом "О федеральном  бюджете на 1998 г." от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ на:

* государственное  управление и местное самоуправление;

* судебную  власть;

* международную  деятельность (в т.ч. на международное  сотрудничество);

* национальную  оборону (в т.ч. на строительство  и содержание Вооруженных сил  РФ);

* правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности  государства; 

* фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому  прогрессу и т.д. иные расходы. 

На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные  бюджеты.

Правовое  регулирование государственных  доходов и расходов более подробно будет рассмотрено в темах 5 и 11.

Бюджетный дефицит. В условиях инфляции и спада  производства, когда расходы государства  превышают его доходы (ст. 92 БК РФ). В федеральном законе на соответствующий  бюджетный год фиксируется предельный размер дефицита, то есть предельный размер превышения расходов над доходами государства, а также определяются источники  его покрытия. Так, в федеральном  законе "О федеральном бюджете  на 1998 г." от 26 марта 1998 года утвержден  федеральный бюджет на 1998 год по расходам в сумме 499.945, 2 млн. рублей и по доходам в сумме 367.548,0 млн. рублей. Установлен предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 года в сумме 132.397,2 млн. рублей. На покрытие указанного дефицита планировалось  направить поступления из источников:

* внутреннего  финансирования в общей сумме  105.830,2 млн. рублей, включая доходы  от эмиссии государственных ценных  бумаг; 

* внешнего  финансирования в общей сумме  26.567,0 млн. рублей.

В связи  с дефицитом бюджета в его  расходной части выделяются бюджет текущих расходов и бюджет развития.

Бюджет  текущих расходов предусматривает  расходы, обеспечивающие текущие потребности  соответствующих организаций, финансируемых  из бюджета того или иного уровня. К таким расходам относятся расходы  на содержание (заработная плата, административно-хозяйственные  расходы, текущий ремонт, приобретения инвентаря и т.д.) и капитальный (восстановительный) ремонт. В соответствии с бюджетным законодательством  при наличии дефицита бюджета  первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Бюджет  развития. К бюджету развития относятся  ассигнования на инновационную и  инвестиционную деятельность, связанную  с капитальными вложениями в социально-экономическое  развитие территорий, на собственные  экологические программа и мероприятия  по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное  воспроизводство.

С целью  увеличения объема капитальных вложений в составе федерального бюджета  на 1998 г. утвержден бюджет развития РФ на 1998 г. в сумме 16.380, 4 млн. рублей. Расходования средств Бюджета развития в денежной форме осуществляется через специальные счета, открываемые  в Банке России по представлению  Правительства РФ.

Бюджетная классификация. Согласно ст. 18 БК РФ Бюджетная  классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ.

Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней, объектам классификации  присваиваются группировочные коды.

Бюджетная классификация имеет определенную структуру. В ее состав входит классификация  расходов и доходов РФ. В свою очередь расходы бюджетов имеют  следующие классификации: функциональную, экономическую, ведомственную, а также  источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджетов, видов государственных  внутренних долгов РФ, видов государственного внешнего долга и государственных  внешних активов РФ.

Пределы применения бюджетной классификации (частей).

В федеральном  законе о бюджетной классификации  РФ содержится определение и других видов классификации, входящих в  состав бюджетной классификации.

Издание указаний о порядке применения бюджетной  классификации отнесено к компетенции  Министерства Финансов РФ. Установлен и порядок внесения изменений  в ФЗ о бюджетной классификации  РФ. Изменения в утвержденную бюджетную  классификацию вносятся одновременно с принятием законодательных  актах о налогах (сборах) и о федеральном бюджете.

В соответствии с бюджетной классификации организуется работа по рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов всех уровней.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих  принципов:

1. Принцип  единства бюджетной системы, который  обеспечивается единством бюджетного  законодательства, денежной системы,  бюджетной классификации, форм  бюджетных документов и бюджетной  отчетности, бюджетной политики  и т.п.

2. Принцип  разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип  сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен  быть равен объему доходов  плюс источники финансирования  дефицита бюджета (размер дефицита  бюджетов всех уровней ограничен  Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

5. Принцип  эффективного и экономного использования  бюджетных средств. 

6. Принцип  достоверности бюджета означает  надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему  экономическому положению. Нарушение  этого принципа ведет к серьезным  финансовым последствиям. Примером  может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное  снижение государственных расходов  по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип  полноты отражения доходов и  расходов бюджетов означает необходимость  их отражения в бюджетах в  полном объеме и в обязательном  порядке.

8. Принцип  гласности, т.е. необходимость  публикации законов о бюджетах  и отчетов об их исполнении  в открытой печати.

9. Принцип  адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Основным  методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются  бюджеты, является бюджетная классификация.

 


Информация о работе Структура доходов и расходов федерального бюджета