Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации действует сформировавшаяся налоговая система, которая подразумевает под собой ведение налоговой политики, ведение системы налогового контроля по уплате всех установленных налогов и сборов, а также систему органов, контролирующих данные процессы. Именно работа налогового администрирования в нашей стране позволяет охарактеризовать всю работу налоговой системы в целом. Тем более что, главная функция налоговой системы является фискальная, то есть пополнение государственной казны за счет налоговых отчислений, в процессе которого налоговые органы играют непосредственную роль.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 158.13 Кб (Скачать файл)

2) по месту нахождения принимающего  обособленного подразделения налог  исчисляется и уплачивается, начиная  с месяца, который следует за  месяцем регистрации (перерегистрации) транспортного средства.

Этот подход применяется, чтобы избежать двойного начисления налога организацией за месяц, в котором произошла перерегистрация транспортного средства (т. е. организация в целом заплатит транспортный налог за 12 месяцев по итогам года).

Транспортные средства, которые приобретены в собственность и переданы физическому или юридическому лицу на основании договора лизинга или договора сублизинга во временное владение и (или) пользование, регистрируются органами ГИБДД по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем на общих основаниях. Таким образом, при передаче компанией транспортных средств по договору финансовой аренды (лизинга), то платить транспортный налог и предоставлять налоговую отчетность будет:

1) лизингодатель в случае, если  по договору финансовой аренды (лизинга) транспортные средства (зарегистрированные  за лизингодателем на постоянное  основе) передаются по месту нахождения  лизингополучателя и ставятся  на временный учет в органах  Госавтоинспекции МВД по месту  нахождения лизингополучателя; 

2) лизингополучатель в случае, если  по договору финансовой аренды (лизинга) государственная регистрация  транспортных средств в органах  ГИБДД (ГАИ, ВАИ, Гостехнадзоре) осуществляется непосредственно  лизингополучателем. 

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по транспортному налогу за 2013 год составила 1 680 836 рублей. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот за 2013 год составила 62 718 рублей. 11

Что же касается  контроля со стороны государства, в отношении транспортного налога с 1 января 2014 года:

- при исчислении транспортного  налога в отношении отдельных  категорий легковых автомобилей  должен применяться повышающий  коэффициент (п. 2 ст. 362 НК РФ);

- морские стационарные и плавучие  платформы, морские передвижные  буровые установки и буровые  суда не облагаются транспортным  налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ).

Во всем мире физические лица являются самым недисциплинированными налогоплательщиками и самыми изощренными в части сокрытия доходов. Это доказывает необходимость проведения комплексных мер по борьбе с нарушителями налогового законодательства. Совершенствование методов работы налоговых органов должно проходить в области. Для этого необходимо обеспечить информационное взаимодействие налоговых органов с организациями, регистрирующими сделки с недвижимым имуществом, нотариусами, автомобильными инспекциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы налогового  администрирования и пути совершенствования

3.1. Проблемы налогового администрирования НДФЛ и пути решения

В целях развития налогового администрирования применительно к  налогам с физических лиц и определения современного потенциала их  совершенствования рассматриваются проблемы организации системы  взимания НДФЛ и возможности ее модернизации.

 Налог на личные доходы граждан должен служить базовым источником доходной части местных бюджетов, поскольку, являясь федеральным налогом, он обеспечивает наполнение большей части доходов региональных и местных бюджетов. Это положение подтвердили результаты анализа роли НДФЛ в формировании доходов бюджета Саратова и Саратовской области.

В структуре доходов бюджета Саратова доля НДФЛ составляет – 39-40%. В доходах бюджета Саратовской области доля НДФЛ также существенна - более 37%, а  формирование местных доходов бюджетов Саратовской области  обеспечивается данным налогом уже на уровне 38-39%. 12

В силу ст. 226 НК РФ исчисленная и удержанная налоговым агентом сумма налога перечисляется в бюджет единым платежным поручением без персонификации физических лиц. В связи с этим недобросовестные  налоговые агенты имеют возможность не перечислять в бюджет удержанный налог с физических лиц, тем самым фактически кредитуясь у бюджета. Это вывод подтверждается результатами анализа неурегулированной задолженности по НФДЛ в Саратове и  Саратовской области, которые продемонстрировали преобладающую долю налоговых агентов в объемах задолженности по НДФЛ (58-59% по Саратову и 78-79% по Саратовской области).

В курсовой работе сформулированы наиболее актуальные проблемы организации взимания НДФЛ, предложены пути их решения. К основным проблемам можно отнести:

- отсутствие действенного  инструмента контроля за полнотой декларируемых доходов, исчисления, удержания и уплаты НДФЛ, а также за своевременностью уплаты налога в бюджет в части налога, удерживаемого у источника выплаты, предоставляет недобросовестным налоговым агентам широкое поле для фальсификации налоговой базы и пользования бюджетными средствами в связи с несвоевременной уплатой налога;

- отсутствие взаимосвязанного механизма зачисления НДФЛ в  региональные и местные бюджеты того субъекта Федерации, на территории которого проживает конкретный налогоплательщик и из которого  финансируются расходы на социальные нужды населения, проживающего на данной территории. Это не позволяет в полной мере обеспечить  доходную часть местных бюджетов менее развитых в индустриальном плане регионов. В следствии этого возникает разница в доходах бюджетов  муниципальных образований территорий, различающихся между собой по числу или количеству расположенных на их территории крупных  промышленных предприятий или развитых центров торговли и услуг.

В развитие направлений совершенствования механизма  администрирования налога на доходы физических лиц и в целях решения обозначенных выше проблем существует ряд предложений для их практической реализации.

Действенной мерой к повышению уровня собираемости НДФЛ может  стать введение персонифицированной отчетности по налогу на доходы  физических лиц, представляемой налоговыми агентами. Суть этого механизма сводится к тому, что, формируя данные о полученных  налогоплательщиком доходах, исчисленном и удержанном налоге,  налоговый агент одновременно представляет данные о суммах фактически уплаченного налога по каждому налогоплательщику аналогично тому, как такие данные формируются в системе персонифицированного учета в Пенсионном фонде РФ.

В работе доказано, что такая мера не является усложнением процесса формирования отчетности, поскольку любая из существующих  автоматизированных систем формирования учетных регистров  предоставляет налоговому агенту следующие альтернативы учета НДФЛ в регистрах учета данного налога: исчисленного как удержанного либо  удержанного как уплаченного.

Предлагаемый алгоритм определения уплаченного налога на  персонифицированной основе расширяет контроль за налоговым агентом в части своевременности и полноты уплаты налога как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Для этого предлагается  дополнить электронный сервис ФНС «Личный кабинет налогоплательщика»

данными о состоянии расчетов по НДФЛ, в том числе – удерживаемом у

источника доходов. Таким образом, каждый налогоплательщик получает

возможность лично проконтролировать исполнение налоговым агентом

своих обязанностей.13

Внедрение персонифицированной системы администрирования НДФЛ  позволяет также решить крайне актуальную проблему межбюджетных отношений. Для решения этой проблемы автором предложен переход от существующей в настоящее время системы поступления НДФЛ,  удерживаемого у источника выплаты, по месту нахождения налогового  агента к системе зачисления налога по месту проживания   налогоплательщика.

Новизна предложенной меры основывается на том, что исходя из бюджетного принципа единства кассы, налоговый агент уплачивает всю  сумму налога на счет Управления федерального казначейства  соответствующего региона, который затем по данным отчетности, где указаны необходимые данные персонифицированного учета (в частности,  суммы фактически уплаченного налога, ИНН плательщика и ОКТМО по его

месту проживания) осуществляет распределение поступивших сумм налога по соответствующим бюджетам.

Для реализации этого инструмента УФК должно иметь такие данные не  один раз в год, а периодически (оптимально – ежемесячно). В этой связи  предложено вменить в обязанности налоговых агентов передачу сведений  об уплаченных суммах налога в налоговые органы не в форме налоговой отчетности, а в виде Реестра, возможная форма которого разработана в рамках диссертации.

В целях возможной практической реализации данной задачи в курсовой работе представлена схема внедрения системы персонификации  расчетов по НДФЛ в части налога, удерживаемого у источника выплаты, и внесены предложения по соответствующим уточнениям в нормы НК РФ, регулирующие порядок предоставления отчетности и уплаты налога.

В целом предлагаемая система совершенствования системы администрирования НДФЛ может быть представлена в виде следующей  схемы (Приложение 2).

Прогнозируемые положительные результаты внедрения  персонифицированного учета расчетов по НДФЛ, удерживаемого у  источника выплаты, и зачисления сумм НДФЛ в бюджеты по месту  жительства его плательщиков обосновываются следующим образом.

Во-первых, – обеспечивается соответствие между расходами и доходами  бюджетов муниципальных образований, поскольку именно для них налоги с  физических лиц являются наиболее важным источником формирования  доходов.

Во-вторых, – создаются предпосылки для перехода в перспективе к единой системе самодекларирования доходов и повышения ответственности  налогоплательщиков за достоверность сведений о налогооблагаемой базе,  полноту и своевременность уплаты налога.

В-третьих, – предполагается упрощение процедуры и сокращение срока получения налогоплательщиками предусмотренных налоговых вычетов,  поскольку данные о полученных доходах из всех возможных источников  будут аккумулироваться в едином информационном пространстве по месту жительства налогоплательщика.

В-четвертых, – обеспечивается достижение справедливого соотношения  между налогообложением и его возвратным механизмом на уровне  отдельных местных бюджетов. Зачисление НДФЛ не по месту работы, а по  месту жительства создаст инструмент финансирования бюджетных услуг, которые получает потребитель по месту его проживания, установление  баланса обязательств предоставления и возможностей оплаты бюджетной услуги на местном уровне, повысит мотивацию муниципалитетов к  конкуренции за налогоплательщиков, к развитию налогового потенциала  территорий.

В результате проведенного анализа всесторонне обоснована возможность более эффективного использования современного потенциала группы налогов с физических лиц. В результате решения проблемы организации взимания НДФЛ предложен новый  алгоритм уплаты НДФЛ на персонифицированной основе. Данное  нововведение расширяет контроль за налоговым агентом в части  своевременности и полноты уплаты налога как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны налоговых органов. Внедрение персонифицированной системы администрирования НДФЛ позволяет также решить крайне актуальную проблему межбюджетных отношений.

 

3.2. Проблемы налогового администрирования поимущественных налогов

Имущественное налогообложение - составная часть налоговой системы в большинстве стран мира, поступления от которого занимают достаточно весомое место в общегосударственных доходах, а также играют большую роль в формировании местных (региональных) бюджетов многих государств.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Около 70% всех поступлений имущественных налогов обеспечивает налог на имущество организаций, земельный налог - 17%, транспортный налог с организаций и физических лиц - более 11%. А доля налога на имущество физических лиц не превышает 3%. Местные налоги - земельный налог и налог на имущество физических лиц - по объему поступающих средств очень незначительны и не могут покрывать всех расходов местного бюджета.

Налогообложение имущества физических лиц осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» с учетом внесенных в дальнейшем изменений и дополнений.

Несмотря на рыночные преобразования, проводимые на протяжении двадцати лет, продолжает оставаться незадействованным в полной мере огромный финансовый ресурс российской экономики – налогообложение имущества. Именно имущественные налоги способны решать многие задачи стоящие перед экономикой – обеспечивать равномерное наполнение бюджета, вне зависимости от состояния экономической конъюнктуры, оказывать стимулирующее воздействие на развитие бизнеса, в том числе на начальном этапе его становления, сглаживать региональную дифференциацию, усиливать социальные функции налогообложения. Существенной проблемой, стоящей на пути эффективного налогового администрирования имущественного налогообложения является необходимость построения системы комплексной объективной оценки имущества.14

В сегодняшних условиях инвентаризационная стоимость недвижимого имущества в том понимании, в каком оно представлено в Законе «О налогах на имущество физических лиц», - это не более чем условная стоимость, оставшаяся в наследство от экономики бывшего СССР. В прежние времена она несла в себе какую-то экономическую и логическую нагрузку. В условиях перехода к рыночной экономике и тем более в рыночной экономике это понятие если и имеет какой смысл, то весьма относительный и ограниченный, показывая соотношение стоимостей различных объектов недвижимого имущества. Известно, что сегодня, несмотря на то что экономика России в реальности далеко не рыночная, все сделки, в том числе по купле - продаже недвижимого имущества, давно проводятся по рыночной стоимости. Принятие в законе за налоговую базу для расчета налога на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости дает основание предполагать, что мы по-прежнему принимаем двойные стандарты. Оценка недвижимости по инвентаризационной стоимости, предопределяет и другие негативные моменты. Зачастую при проведении сделки купли - продажи квартир, дач, загородных домов в целях ухода от уплаты налога или занижения его суммы официальное оформление происходит по инвентаризационной стоимости, а фактическая сделка по рыночной цене.

Информация о работе Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами