Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации действует сформировавшаяся налоговая система, которая подразумевает под собой ведение налоговой политики, ведение системы налогового контроля по уплате всех установленных налогов и сборов, а также систему органов, контролирующих данные процессы. Именно работа налогового администрирования в нашей стране позволяет охарактеризовать всю работу налоговой системы в целом. Тем более что, главная функция налоговой системы является фискальная, то есть пополнение государственной казны за счет налоговых отчислений, в процессе которого налоговые органы играют непосредственную роль.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 158.13 Кб (Скачать файл)

-сближение правил налогового и бухгалтерского учета;

-повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость;

-стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;

-совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.

План мероприятий содержит пять основных направлений:

-сокращение времени на  подготовку и подачу налоговой  отчетности  налогоплательщиком;

-взаимодействие налогоплательщиков  и налоговых органов;

-сближение налогового  и бухгалтерского учетов. Упрощение  налогового  учета, устранение положений, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета;

-совершенствование документооборота, в том числе электронного, между  организациями;

-специальные налоговые  режимы.

Каждое направление содержит конкретный комплекс мероприятий, результатом реализации которых, в том числе, станут:

-упрощение заполнения  форм налоговой отчетности налогоплательщиками;

- повышение эффективности ведения бизнеса для налогоплательщиков с помощью получения данных о других организациях и предпринимателях из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с использованием веб-сервиса ФНС России;

-формирование оптимальной  для Российской Федерации модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа. Повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата. Сокращение временных затрат на

налоговое администрирование. Сокращение количества судебных споров налоговых органов и налогоплательщиков, сокращение времени на проведение проверок, дополнительных мероприятий налогового контроля;

- снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков и сохранения добровольности института налогового консультирования;

-упрощение налогового  учета, устранение положений, препятствующих  использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета;

-упрощение порядка учета  по налогу на добавленную стоимость, сокращение количества выставляемых счетов

- фактур, ведущее к сокращению времени на ведение учета и подготовку налоговой отчетности, сокращение избыточного документооборота;

- совершенствование порядка формирования налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, упрощение порядка налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения, и исключение двойного налогообложения.

Предполагается, что результатом реализации мероприятий, предусмотренных указанной «дорожной картой», станет сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, упрощение правил ведения бухгалтерского и налогового учета и повышение прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, предполагается, что успешная реализация полного комплекса мер позволит России подняться в рейтинге Doing Business по показателю «Налогообложение» до 50 места к 2018 году.

 

1.3. Анализ зарубежного опыта налогового администрирования

Значительное влияние на систему налогового администрирования в

Российской Федерации оказывает опыт зарубежных стран, особенно с развитой рыночной экономикой. Конечно, системы этих стран с каждым годом претерпевают преобразования и постоянно усовершенствуются, в то время как наша страна может только позаимствовать и перенять уже устоявшиеся и закрепленные приемы и методы налогового администрирования.

В мире существует две основные модели финансового контроля как средства налогового администрирования.

Англосаксонская модель финансового контроля - модель, в которой контрольный орган по окончании проверки подготавливает отчет (акт) о проверке. Санкции при этом контрольный орган не налагает. Санкции являются прерогативой административных и судебных органов.

Французская модель финансового контроля - модель, в которой контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: они определяют степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требуют возмещения ущерба. Например, Счетная палата Франции по результатам проверки счетов государственной организации и в случае обнаружения недостачи либо перерасходования средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника.

Сущность контроля проявляется, прежде всего, в том, что он является инструментом, используемым для сбора информации о процессах происходящих в обществе. Он позволяет вырабатывать наиболее рациональные, приемлемые и целесообразные решения общих и отдельных

экономических проблем; позволяет судить о правильности принятых решений, их своевременности и результативности. Основная цель контроля заключается в изучении фактического состояния управляемого объекта, в обеспечении исполнения принятых решений, выявлении резервов экономики и управления, обнаружения положительных и отрицательных факторов, корректирующих результирующие показатели той или иной деятельности.

За последние 20-25 лет значительно выросли объемы налогового администрирования. В США и Голландии в два раза; в Канаде - утроились.

Усложнились и умножились налоговые режимы, процедуры, и налоговая отчетность , они стали сложными для понимания. Модернизация налогового администрирования в развитых странах все более осуществляется в интересах налогоплательщиков и для налогоплательщиков.

Некоторые западные страны укрепляют и усовершенствуют налоговый контроль. А некоторые развивают порядок партнерских отношений, а также оказывают всестороннюю помощь налогоплательщикам.

К примеру, во Франции взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками основываются на обмене мнениями, и каждая из сторон борется за свою правоту. Налоговые органы только в письменном виде отвечают на вопросы налогоплательщиков. Прежде всего, на основе информационных писем в США происходит взаимодействие между налогоплательщиками и налоговым управлением (IRS является подразделением государственного казначейства США).

Составлением налоговых деклараций по итогам отчетных, налоговых периодов часто занимаются налоговые и аудиторские консультации. Бывают

случаи предоставления части указанных услуг на безвозмездной основе.

         Чаще всего, доначисления налогов происходит в административном

порядке. В случае если налоговый орган обнаружил серьезные нарушения, то

применяются высокие штрафные санкции, а также налоговый орган может выступить с предложением, приступить к уголовному преследованию. Если

налогоплательщиком была внесена излишняя сумма налога, то разница ему возвращается, обычно с процентами. Как правило, при выявлении излишка возврат происходит сразу.

Во Франции, на основании соответствующих таблиц налогового кодекса, налоговый инспектор может исчислить предполагаемый доход плательщика в зависимости от его образа жизни, если он не предоставил декларацию.

В настоящее время большинство западных стран используют значительные преобразования, а именно: упорна усиление косвенного налогообложения (введение НДС в странах Европы); борьба со злоупотреблениями с использованием оффшорных зон (создание международных организаций по борьбе с движением «грязных» денег, прямое давление на властей этих стран в сторону отмены действующих в них льготных налоговых режимов); гармонизация налогового законодательства (в ЕЭС, в странах скандинавского региона и т. д.).

Любопытен опыт налогового администрирования в Швеции. Налоговые органы Швеции, которые входят в состав национального налогового ведомства (ГНС Швеции), образуют, как и в России, трехуровневую систему. ГНС Швеции подчиняется Минфину, правительству страны, но является независимым от правительства ведомством. Налоговые органы Швеции решают не только вопросы налогообложения, но и регулируют акты гражданского состояния, осуществляют переписи населения и содействуют проведению общих выборов. Каждый год в шведскую казну поступает около 1000 млрд. шведских крон налоговых платежей. В настоящее время, с учетом широкого применения новых информационных технологий, в некоторых странах обсуждается вопрос о введении единого фискального счёта налогоплательщика, на котором бы учитывались все виды отношения гражданина с государством, а именно: начисленные ему налоговые платежи, которые причитаются в его пользу скидки, льготы или положенные ему субсидии и пособия. Для решения важнейших проблем в сфере у совершенствования работы налоговых органов в России мог бы подойти шведский вариант. Одной из самых успешных и эффективных в Европе является шведская система налогового администрирования.

Выше упоминалось, что развитые страны постоянно претерпевают изменения в налоговой системе, в частности в налоговом администрировании. В системе непрерывно происходят преобразования, благодаря выстраиванию между налогоплательщиками и налоговыми органами партнерских отношений. Важно, что в большинстве зарубежных стран позиция граждан к обязанности перечислять в казну часть своих доходов совершенно отличается от отношения россиян. Цивилизованное общество считает гражданской обязанностью уплату налогов. В западных странах при уплате налогов граждане заключают своеобразный договор с государством, это в свою очередь дает им ряд прав на пользование общественными благами.

Параграф 119 Федерального положения о налогах и сборах Австралии

гласит, о принципе сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками и что налогообложение осуществляется на основе принципов справедливости и достоверности. Налоговая система должна строиться на уважении к частной жизни человека. В связи с налогообложением гражданин должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь, налоговый инспектор не имеет права распространять сведения о налогоплательщике, сохранение коммерческой тайны должно быть гарантировано. Налоговая система исключает двойное налогообложение. Величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

В США один процент населения дает треть налоговых поступлений в федеральный бюджет, а вместе с еще 10 процентами людей из числа «простых миллионеров» они пополняют казну страны на две трети. А средний класс, который зарабатывает 45 процентов денег США, дает казне всего лишь 10 процентов от её объема. Впечатляющие данные свидетельствуют не об сознанной социальной ответственности экономически господствующего класса, хотя и это имеет место, а о правильном определении государством его права на часть доходов частных собственников, исходя из основополагающего принципа взаимной пользы.3

Налоговый контроль Германии за денежными операциями граждан происходит с помощью систем безналичных расчетов с обширным применением компьютерных сетей. Значительно увеличилась эффективность

финансового контроля в сфере налогообложения после наделения налоговых

служб Германии (специального налогового ведомства в Германии не существует, а налоговые инспекции входят в финансовую систему, структура которой отражает федеративное, построение государства) функциями и правами правоохранительных органов, в частности образования в их рамках

подразделений финансового сыска.

В рамках системы балльной оценки работы налоговых инспекторов происходит определение степени сотрудничества между налоговым работником и налогоплательщиком. Данное сотрудничество является одним из основных показателей служебного соответствия. Балльный норматив на показатель выступает средством для исполнения служебного или специального надзора, главным образом со стороны руководителей отделов налоговых проверок.

В некоторых развитых странах на протяжении последнего времени просматривается тенденция движения от традиционно-иерархического построения системы налоговых органов (низовое звено, районное звено,

региональное, центральные органы управления) к двухзвенной или даже однозвенной структуре. К примеру, в США в семи укреплённых компьютеризированных центрах, каждый из которых охватывает территорию нескольких штатов, происходит обработка налоговой информации и контроль за поступлением всех федеральных налогов. Применение подобной практики в малых и средних странах позволит объединить всю работу по налогам в едином налоговом центре.

В современных развитых странах существует практика передачи некоторых функций налоговых органов частным структурам. Кроме известных и закрепившихся в широкой практике действий, как сбор налогов через привлечение услуг частных банков (удержание налога при переводе доходов за рубеж, уплата НДС и т.д.) и использование контрольной работы независимых аудиторов. Необходимо выделить также привлечение услуг частных фирм для разработки компьютерного обеспечения работы налоговых органов, обработки больших массивов данных, в отдельных областях контрольной работы и т.д.

Налоговые органы многих стран активно проводят модернизацию своей работы за счёт использования современных технологий, автоматизированных и информационных систем для того, чтобы оказать содействие налогоплательщикам.

Зарубежный опыт в области модернизации налогового контроля свидетельствует, что для осуществления налогового контроля формируются

специализированные налоговые управления (дирекции, отделы).4 Эти ведомства бывают, обособленны от Минфина–Швеция, Япония, а бывают структурными подразделениями–США, Великобритания, Италия. Данные управления нацелены на эффективный контроль за взиманием платежей в бюджет и не связаны с осуществлением неналоговых обязанностей, таких как планирование и выполнение функций фискальных агентов, которые отвечают за доходы государства. Великобритания, Германия, Австралия, Канада приняли поправки в национальном налоговом законодательстве и ввели общие правила противодействия минимизации налогового бремени. Налоговые органы стран Евросоюза наделены правом доступа к информации о движении денежных средств по счетам налогоплательщика, отсутствует понятие банковской тайны. Для Российской Федерации такое положение позволило бы эффективно оценивать реальную налоговую нагрузку на налогоплательщиков, а также повысило бы качество проводимых выездных налоговых проверок.

Информация о работе Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами