Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации действует сформировавшаяся налоговая система, которая подразумевает под собой ведение налоговой политики, ведение системы налогового контроля по уплате всех установленных налогов и сборов, а также систему органов, контролирующих данные процессы. Именно работа налогового администрирования в нашей стране позволяет охарактеризовать всю работу налоговой системы в целом. Тем более что, главная функция налоговой системы является фискальная, то есть пополнение государственной казны за счет налоговых отчислений, в процессе которого налоговые органы играют непосредственную роль.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 158.13 Кб (Скачать файл)

 

 

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

     саратовский социально-экономический институт

 

Факультет  финансово-кредитный

Специальность «Налоги и налогообложение»

Специализация «Налоговое администрирование»

Выпускающая кафедра налогов и налогообложения

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: « Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами»

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Студент 5 курса

Очной  формы обучения

Сергеева Юлия Андреевна

Научный руководитель:

Должность, ученая степень

д.э.н; профессор

Кирилова Ольга Святославовна

Оценка_____________________

Подпись_____________________

«______»___________20______г.

 

 

 

 

Саратов 2014г.

Содержание

   Приложения…………………………………………………………………....66

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Российской Федерации действует сформировавшаяся налоговая система, которая подразумевает под собой ведение налоговой политики, ведение системы налогового контроля по уплате всех установленных налогов и сборов, а также систему органов, контролирующих данные процессы.        Именно работа налогового администрирования в нашей стране позволяет охарактеризовать всю работу налоговой системы в целом. Тем более что, главная функция налоговой системы является фискальная, то есть пополнение государственной казны за счет налоговых отчислений, в процессе которого налоговые органы играют непосредственную роль.

 Данная тема исследования актуальная на сегодняшний день. Если рассматривать налоговое администрирование с исторической точки зрения, то в нашей стране её роль в области государственного бюджета крайне высока. В России налоги существовали всегда, в разные периоды времени они имели разные названия: барщина, оброк, десятина, регалии и всегда со стороны государства работали люди, которые занимались сбором этих налоговых платежей, тем самым пополняя государственную казну.

В настоящее время сформировалась такая государственная структура, где работают тысячи сотрудников, называемыми налоговыми инспекторами, а сама структура состоит из налоговых инспекций. Работа всех налоговых инспекций является ключевым составляющим в системе налогового администрирования в нашей стране. Итак, налоговое администрирование – это одна из частей управления налоговой системой. В неё входят:

-деятельность по контролю, реализации и исполнению налогового законодательства налоговыми органами; разработка предложений по совершенствованию налогового контроля.

-деятельность по обеспечению контрольной функции налоговых органов.

Оценивая работу данной государственной структуры на сегодняшний день можно выявить большое количество отрицательных элементов, которые делают несовершенной работу налоговой администрации в России.

Проблематика темы исследования, прежде всего в том, что российское предпринимательское сообщество и граждане имеют относительно большую налоговую нагрузку. Отчасти это связано с пропорциональной системой налогообложения, не все предприниматели выдерживают конкуренцию, либо находят способы и пути уклонения от уплаты налогов. Это одна из проблем с которой налоговая администрация борется, но не достаточно эффективными методами. Не менее актуальной проблемой является то, что действующая налоговая система основывается на нормативно- правовом фундаменте–правовых документах, которые все еще не совершенны.

Существует главный закон Конституция, существует основной свод положений в налогообложении – Налоговый Кодекс Российской Федерации , а также существует огромное количество Федеральных Законов, Постановлений, подчиняясь которым ведётся бухгалтерский и налоговый учет на предприятии. И, зачастую, все данные вышеперечисленные нормативно-правовые акты имеют противоречия между собой или непонимание их правильного толкования ведёт к логическим ошибкам при ведении налогового учёта, и как следствие налоговым правонарушениям. Так как налогоплательщик не всегда может получить грамотную консультацию от сотрудников налоговых органов, это ведёт к различным формам негативного взаимодействия между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками. Таким образом, несовершенство, неполноценность налогового законодательства и различное их толкование расшатывают структуру налогового администрирования.

Для того, чтобы Россия стала социально-экономически развитой страной и занимало достойное место в мировой экономической системе, должна быть снижена общая налоговая нагрузка, введена прогрессивная шкала налогообложения и главное качественно улучшить систему налогового администрирования.

Налоговое администрирование в России уже давно нуждается в совершенствовании и модернизации, выработке оптимальных условий работы налоговой структуры, в особом контроле за работой каждого подразделения налоговых инспекций и эффективном преобразовании действующего налогового законодательства.

Вопросы налоговой политики рассматриваются в работах Брызгалина А.В., Вылковой Е.С., Павловой Л.П., Пинской М.Р., Романовского М.В., Саакяна Р.А., Черника Д.Г., Шаталова С.Д. и других авторов.

На сегодняшний день существуют исследования, посвященные аспектам сущности и содержания налогового администрирования, а так же практическим вопросам. В.А. Кашин, В.А. Красницкий, М.В. Мишустин, В.Г. Пансков, Ф.Ф. Ханафеев, Л.И. Гончаренко в своих работах уделяют внимание вопросам налогового администрирования.

Объектом исследования данной курсовой работы является налоговая администрация Российской Федерации, а предметом ее - деятельность по налоговому администрированию.

Целью написания курсовой работы является раскрытие и изучение проблем налогового администрирования в современной России.

Поставленная цель определила задачи, которые будут решены в ходе исследования:

-раскрытие понятия и экономической сущности налогового администрирования;

-рассмотрение основных направлений налогового администрирования в Российской Федерации;

-проанализирован зарубежный опыт налогового администрирования;

-выявлены проблемы налогового администрирования и пути совершенствования

Методологической и теоретической основой курсовой работы служат работы отечественных и зарубежных ученых и исследователей в области экономики.

Информационной основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Правительства РФ, Указы Президента РФ, Налоговый кодекс РФ, инструктивно-методические документы Министерства финансов РФ, распоряжения ФНС РФ, справочные материалы официальных статистических органов РФ, данные периодической печати, интернет источники.

Эмпирическая база исследования представлена материалами статей, научных конференций, обсуждений в интернет - форумах.

 

1. Экономико-правовые  основы организации налогового  администрирования  в России

1.1.Содержание, цели и задачи налогового администрирования

Налоговое администрирование основано на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения используется органами власти и управления в целях придания налоговому механизму заданного законодательством направления, а так же для координирования налоговых действий в изменяющихся экономических и политических условиях.

Понятие «налоговое администрирование» можно рассматривать как система управления, которая устанавливает целесообразное соотношение деятельности налоговых служб в условиях изменения современной рыночной экономики между государством и плательщиками налогов.

По мнению А.В. Аронова, налоговое администрирование представляет собой важнейшую сферу научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории практики и управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.

Ивановой Е.А. дано собственное определение налогового администрирования, согласно которому налоговое администрирование представляет собой комплекс мероприятий налогового контроля по недопущению и пресечению возможных налоговых правонарушений, систему мер по обеспечению прав налогоплательщиков и, в то же время, создание для них максимально комфортных условий функционирования, способствующих осуществлению хозяйственной деятельности и удобства уплаты налогов и сборов. Некоторые авторы дают иное определение налогового администрирования, под которым понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках.

Налоговое администрирование следует рассматривать как управленческую деятельность налоговых органов по разработке эффективного механизма сбора налогов и реализации налоговой политики.1

Налоговому администрированию присущ ряд функций, в которых и проявляется его сущность. (Рис.1.)



 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.Функции налогового администрирования

Каждая из функций использует свои формы и способы достижения поставленных перед нею задач, то есть свой инструментарий. Рассмотрим функции подробнее.

Функция планирования, в рамках которой осуществляется: текущее (тактическое) и стратегическое планирование; оценка налогового потенциала (страны в целом, отдельного региона и т.д.); прогнозирование объемов налоговых поступлений; утверждение бюджета по налогам; разработка контрольных заданий; определение долевого распределения ставок и льгот.

Функция учета заключается в регистрации и учете плательщиков, приеме и обработке отчетности; учете поступления налогов и начисленных сумм; учете хозяйственной деятельности налогового органа; составлении и анализе отчетности.


 


 

 т


о 
Рисунок 2. Формы налогового регулирования

Функция контроля позволяет осуществлять контроль за своевременным поступлением платежей; проведение налоговых проверок - камеральных и выездных.

Реализация функции регулирования происходит путем введения системы налогового стимулирования посредством изменения срока уплаты налога, либо путем предоставления отсрочки, либо рассрочки; предоставления налогового или инвестиционного налогового кредита; оптимизации налоговых ставок; внедрения системы налоговых льгот посредством отмены авансовых платежей, либо путем снижения размера налоговой ставки; уменьшения или полного сложения налоговых обязательств; установления системы санкций (финансовых, административных и уголовных).

Таким образом, администрирование следует рассматривать как механизм реализации налоговой политики, а механизм реализации самого администрирования - как процедуры или реальные мероприятия.

Необходимо отметить, что налоговая политика формирует организационный механизм налоговой системы и определяет содержание администрирования. Таким образом, ошибки в налоговой политике или просчеты в концепциях развития налоговой системы могут привести к усилению недостатков администрирования.

Особенность администрирования состоит в том, что это управление, осуществляемое представителями государственных структур. С этой позиции можно дать следующее определение: налоговое администрирование – это осуществляемое аппаратом чиновников управление системой организации между налогоплательщиками и органами управления, заключающееся в контроле за соблюдением норм и правил, регулирующих налоговые отношения и их технологию.

 

1.2. Основные направления развития налогового администрирования на современном этапе

Совершенствование налогового администрирования представляет собой одну из первоочередных задач налоговой политики Российской Федерации на современном этапе и на среднесрочную перспективу. Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу.

Среди важных изменений в области налогового администрирования необходимо выделить следующие:

- введение универсальных требований к использованию института банковской гарантии в налоговых правоотношениях;

- введение обязанности банков информировать налоговые органы об открытых счетах физических лиц и обязанности банков предоставлять сведения по таким счетам;

-введение возможности для налогового органа направлять запросы налогоплательщику по электронным каналам связи и установление возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика при отсутствии ответа на такие запросы;

- введение обязанности представлять декларации по налогу на добавленную стоимость в электронном виде, а также обязанности представлять книгу учета счетов-фактур в электронном виде вместе с налоговой декларацией по НДС.

«Дорожная карта» «Совершенствование налогового администрирования» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 162-р) направлена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.2

Целями «дорожной карты» являются:

-сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;

-улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;

Информация о работе Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами