Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации действует сформировавшаяся налоговая система, которая подразумевает под собой ведение налоговой политики, ведение системы налогового контроля по уплате всех установленных налогов и сборов, а также систему органов, контролирующих данные процессы. Именно работа налогового администрирования в нашей стране позволяет охарактеризовать всю работу налоговой системы в целом. Тем более что, главная функция налоговой системы является фискальная, то есть пополнение государственной казны за счет налоговых отчислений, в процессе которого налоговые органы играют непосредственную роль.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 158.13 Кб (Скачать файл)

- уточнен перечень лиц, которые признаются налоговыми  агентами при осуществлении операций  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок (ст. 226.1 НК РФ);

- уточнен порядок исчисления  и уплаты НДФЛ в отношении  доходов по некоторым видам  ценных бумаг, выплачиваемых иностранным  организациям, действующим в интересах  третьих лиц (ст. 214.6 НК РФ);

- установлены особенности  проведения налоговых проверок  налоговых агентов, которые выплачивают  доходы по некоторым видам  ценных бумаг иностранным организациям, действующим в интересах третьих  лиц (ст. 214.8 НК РФ);

- установлен период пребывания физлица в России в целях определения его налогового статуса не прерывается на период исполнения трудовых обязанностей на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ);

- определены фиксированные  авансовые платежи, которые уплачивают  иностранные граждане, работающие  по найму у физлиц на основании  патента, в 2014 г. составляют 1216 руб. в  месяц (п. 3 ст. 227.1 НК РФ, Приказ Минэкономразвития  России от 07.11.2013 № 652).

 

2.2. Налоговое администрирование поимущественных налогов

Налоги на имущество принадлежат к числу древних, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В значительной степени за счет них финансируются социальные проблемы и составляют значительную долю доходов местных бюджетов.

В последнее десятилетие в результате проводимой приватизации жилья, увеличивается количество граждан, приобретающих жилые помещения в частную собственность. Но, становясь собственниками жилья, граждане приобретают не только права, но и обязанности. Одной из главных в данном контексте является конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

В настоящее время основной проблемой при администрировании налога на имущество физических лиц встает проблема не уплаты физическими лицами имущественных налогов.

В нашей стране наибольшая часть граждан являются собственниками квартир, домов, дач, гаражей и других строений. Соответственно, они являются плательщиками налога на имущество физических лиц. На сегодняшний день, 20% из числа собственников налогоплательщиков - физических лиц не исполнили обязанности по уплате налога на имущество физических лиц. 7

Анализ причин образования задолженности по налогу на имущество физических лиц показывает, что наиболее распространенными из них являются следующие:

· Налогоплательщик проживает не по адресу нахождения объекта собственности, вследствие чего не представляется возможным вручить налогоплательщику налоговое уведомление об уплате;

· Имущество принадлежит на праве собственности несовершеннолетнему ребенку;

В первом случае, когда собственник имущества известен, но временно не проживает по месту нахождения объекта собственности, налоговый орган обязан исчислить налог и направить налоговое уведомление по адресу нахождения объекта собственности. В связи с тем, что заказные письма с налоговыми уведомлениями, как правило, возвращаются с отметкой «Адресат не проживает», налоговыми органами проводятся дополнительные мероприятия, такие, как направление запросов в адресное бюро для уточнения места проживания плательщика, обращение для розыска в милицию, в органы муниципальных образований и.т.д. Соответственно, указанные плательщики не уплачивают в срок налоги и как следствие, на несвоевременно уплаченный налог начисляется пени, что увеличивает имеющуюся задолженность.

По второму случаю, когда имущество принадлежит на праве собственности несовершеннолетнему ребенку, необходимо отметить, что законодательством не установлены льготы для физических лиц по возрастному признаку, в том числе для несовершеннолетних.

Пунктом 2 ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей. Так, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно.8

За несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно.

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.

Учитывая, что плательщиком налога на имущество физических лиц является несовершеннолетний гражданин, налоговое уведомление будет выписано на его имя. Так как многие родители (усыновители, опекуны, попечители) «забывают» заплатить налоги, возникают сложности по определению фамилии, имени, отчества самих законных представителей для формирования материалов в судебные органы.

Нередко у налогоплательщиков возникают вопросы, связанные с исчислением налога и получением налогового уведомления на не существующие объекты собственности, либо наоборот, налоговые уведомления вообще не приходят на фактически существующий объект имущества.9

По данному вопросу следует отметить, что согласно ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации и ст. 57 Конституции Российской Федерации, налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги.

Поэтому от актуальности регистров учета перечисленных органов, напрямую зависит эффективность работы налоговых органов по исчислению налога на имущество физических лиц и обеспечению поступления налоговых платежей граждан. Таким образом, налоговые органы являются пользователями тех сведений, которые поступают от указанных организаций.

Законом РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно, не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами имущества равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налоговое уведомление вручается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Доставка заказных писем с налоговыми уведомлениями осуществляется почтовыми отделениями республики. Реальное положение на сегодня таково, что 30% заказных писем с налоговыми уведомлениями не доставляются налогоплательщикам - физическим лицам по различным причинам - адресат не проживает по указанному адресу, истек срок хранения заказных писем с уведомлениями, т.е. когда адресат в течение срока хранения заказных писем (1 месяц) не обратился в почтовое отделение за корреспонденцией.

В связи со сложившейся ситуацией, налоговые органы вынуждены изыскивать другие альтернативные методы вручения налогоплательщикам - физическим лицам налоговых уведомлений на уплату налогов.

Таким образом, налогоплательщикам - собственникам имущества, не дожидаясь «грозных» писем со стороны службы судебных приставов, необходимо заблаговременно заплатить налоги.

Независимо от способа приобретения имущества, право собственности на него возникает с момента государственной регистрации в учреждении юстиции, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому до момента регистрации недвижимого имущества право собственности на объект отсутствует. Владелец недвижимости не является собственником, а, следовательно, и налогоплательщиком.

На практике нередки случаи, когда граждане, построившие индивидуальный жилой дом и проживающие в них, не торопятся зарегистрировать свое право собственности на него, чтобы не платить налог на имущество. Такая ситуация может существовать сколько угодно, до тех пор, пока владельцу не понадобится совершить какую-либо сделку с этим объектом.

В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, всем гражданам необходимо зарегистрировать свое право собственности на построенные жилые дома. Налог на имущество физических лиц в полном объеме поступает в местные бюджеты и соответственно, повлияет на рост социально-экономического развития сельских (городских) поселений, городских округов. Сумма налога подлежащего уплате в бюджет за 2013 год составила 33 653 906 рублей. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот за 2013 год составила  20 191 921 рублей.  По данному налогу с 1 января 2014 г. в целях определения ставок налога суммарная инвентаризационная стоимость объектов будет умножаться на коэффициент-дефлятор (п. 1 ст. 3 Закона № 2003-1).

Земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и  обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1. Ст. 387 НК РФ). Отметим, что в городах федерального значения, а таковыми являются Москва и Санкт-Петербург, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ  и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать также НК РФ и законами данных субъектов РФ, и обязателен к уплате на  территориях этих субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса, представительные органы муниципальных образований (либо законодательные представительные органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга) вправе:

-устанавливать налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ;

-определять порядок и сроки уплаты;

-вводить налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

        Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками  признаются физические лица (напомним, что в этой статье мы не затрагиваем организации), обладающие участками земли, в случае, если эти участки признаны объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом важно, чтобы налогоплательщики владели таким участком на праве:

  • собственности;

  • постоянного (бессрочного) пользования;

  • пожизненного наследуемого владения.

Не признаются плательщиками земельного налога физические лица в отношении участков земли:

  • находящихся на праве безвозмездного срочного пользования;

  • переданных по договору аренды.

Право собственности либо аналогичное право, о чем мы писали выше, возникает у  гражданина с  момента государственной регистрации земельного участка. Об  этом свидетельствуют такие нормативные документы как Гражданский кодекс ( п. 1  ст. 131) и Федеральный закон  от 21.07.1997 № 122−ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 2).  Как только Едином государственном реестре регистрируется право на земельный участок, физическое лицо становится плательщиком данного налога. 

Идентификация участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.07 № 221−ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (п. 3 ст. 12 Закона № 122−ФЗ).

Равную юридическую силу с регистрацией в ЕГРП имеют также государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и  выданные физическому лицу до вступления в силу Закона № 122−ФЗ.10

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются участки земли, расположенные в пределах муниципального образования, а также городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, на  территории которого введен налог.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения следующие участки земли:

  • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

Информация о работе Актуальные вопросы организации налогового администрирования налогов, уплачиваемых физическими лицами