Этика любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:19, реферат

Описание работы

Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями. Любовь имеет также важное значение и в связи с вопросами межличностного единения.

Файлы: 1 файл

Этика любви.docx

— 81.28 Кб (Скачать файл)

Прагматический смысл любви, конечно, заключается в наслаждении другим. Метафизические элементы любви связаны с приукрашиванием другого, сосредоточением на нем или даже с его обожествлением.

Но здесь важно подчеркнуть, что прагматический смысл , как не парадоксально, теряется, если исчезают метафизические элементы. Полное устранение метафизического смысла устраняет данный феномен.

Как показали этнографические исследования, древние общества не знали феномена любви в упомянутом метафизическом смысле. Люди этого общества не понимали, как можно из-за любви страдать или тем более жертвовать жизнью. А вот, рыцарские времена - это период романтического культа любви, соединение любящих обязательно оттягивался, что приводило к напряжению эмоций и усилению страсти.

Сильные эмоции, сопровождающие любовь, Ибн-Сина пытался объяснить как болезнь и писывал методы психотерапевтического воздействия для излечения. А. Шопенгауэр утверждал, что любовь большая помеха в жизни. Он говорил: «….эта страсть доводит до сумасшедшего дома». [4 с. 372] В восточной традиции к сильным любовным эмоциям относились с осторожностью. Считая, что они способны вывести человека из равновесия, принеся тем самым вред здоровью и отвлечь от других важных дел.

Фейербах в описании любви использовал прагматические элементы любви. С его точки зрения, любящий заботиться о другом человеке просто из эгоистических соображений, так без счастья этого человека его собственное счастье будет не полным. Позиция Фейербаха предполагает определенную моральность, которая стоит перед его разумным эгоизмом. С точки зрения Фейербаха, заботясь об объекте любви из чисто прагматических соображений, тем не менее, объект этот должен быть одним и тем же. Это налагает определенные нравственные обязательства, вытекающие из необходимости учета слабостей друг друга, прощения взаимных недостатков, взаимной поддержки.

Прагматическая позиция опасна тем, что в ней основания любви оказываются сугубо эгоистичными. Если же эгоизм, личное счастье и, в конечном счете, - наслаждения составляют основу любви, возникает опасность вообще отвергнуть любовь как ненужное чувство, сохранив при этом другого лишь в качестве объекта собственного наслаждения. Из всего следует, что если прагматический момент любви не теряет ее метафизического смысла, то это возвышает человека в его личных достоинствах, за которые его можно и любить. Любовь является прорывом к другому человеку через массу препятствий. созданных жизнью. Необходимой посылкой любви является уважение человека как человека, видение в нем уникального духовного существа. Здесь метафизические и прагматические характеристики взаимодействуют в виде равных компонент, одна из которых усиливает другую лавинообразным порядком. Кажется, что чувство любви возрастает постоянно до тех пор, пока сама любовь не разрушиться совершенно.

2. Смысл жизни

В глубокой древности в сознании человека зародились вопросы, которые связаны с пониманием смысла своего бытия, определением места человека в жизни. Кто я? Зачем я? Кто мы? Зачем я живу? Чего я хочу от жизни? Каждый человек размышляет об этом, у каждого имеется своя шкала ценностей, здесь невозможно давать конкретные советы, ведь эти вопросы носят личностный, даже интимный характер, и поэтому в них человек должен определиться самостоятельно, искать свой вариант решения.

2.1 Основные концепции  смысла жизни

Во всякой этической системе всегда имеется представления о смысле жизни. Смысл жизни у Сократа - в разумном содержании «искусства жить», у Платона понятие смысла жизни связано с идеей высшего блага. Смысл жизни в совершенной деятельности - у Аристотеля. В соблюдении заповедей и стремлении к божественному совершенству - у Иисуса Христа.

Весьма условно можно в истории этики выделить три подхода к вопросу о смысле жизни: пессимистический, скептический, оптимистический. Пессимистический подход состоит в отрицании какого-то смысла жизни. Жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней, смерти. Пессимистический подход к смыслу жизни нередко приводит человека к роковому шагу - самоубийству. Причем экзальтированные романические натуры лишают себя жизни, чтобы что-то сделать «назло», доказать родителям, учителям, окружающим свое достоинство, свою правоту. Это жестокость и легкомыслие, прежде всего, по отношению к самому себе, по отношению к своей собственной уникальной и единственной реальной конкретной жизни.

Скептический подход к пониманию смысла жизни связан с наличием сомнения в смысле и значимости земного бытия.

Скептицизм выражается в чрезмерной осторожности, подозрительности ко всему необычному, своеобразному; в боязни поступка, в бездействии. В отсутствии какой бы то ни было активности.

Оптимистический подход к вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни как наивысшей ценности и возможности ее реализации. Оптимизм в подходе к пониманию смысла жизни требует обратиться в первую очередь у самой жизни, сфере основных человеческих желаний и интересов. Смысл жизни - получать максимум наслаждений. [1. с. 208]

2.2 Смысл, осмысленность и цель жизни

По-видимому, наиболее оптимальным подходом к толкованию смысла жизни являются взгляды, согласно которым смысл человеческого существования заключается в любви.

Люди считают смыслом своей жизни любовь вообще и любовь мужчины и женщины в частности. Полагают, что эту точку зрения впервые наиболее полно сформулировал Л. Фейербах. Он считал, что все люди во все времена и во всех обстоятельствах имеют безусловное и обязательное право на счастье, но общество не в состоянии удовлетворить это право в равной мере для всех. Только в любви Фейербах видел единственное средство удовлетворения стремления каждого человека к счастью. Конечно, трудно переоценить значение любви в жизни человека. Тем не менее, философия и этика XIX века приходит к выводу, что любовь не может быть единственным смыслом жизни - при всей значимости любви как важнейшего элемента личной жизни человека. Современная философия, прежде всего психоанализ, позволяет прояснить некоторые социально-психологические механизмы формирования у индивида представления о смысле жизни. Философы считают, что стремление человека к поиску и реализации смысла жизни есть выражение особого рода ориентировочной потребности. Это врожденная тенденция. Она присуща всем людям и является основным двигателем поведения и развития личности. Потребность к поиску и реализации смысла жизни формируется под влиянием:

а) тех условий, в которых проходит изначальная активность ребенка: действия ребенка должны соответствовать не только конкретным практическим действиям, но и тем требованиям, которые предъявляют ребенку взрослые;

б) ожиданий самого индивида в отношении результатов своей деятельности, практического опыта;

в) требований и ожиданий окружения, группы;

г) личного стремления быть полезным другим;

д) требований личности к себе.

Человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки, а смысл требует своей реализации.

Смысл жизни человека задает система определенных высших ценностей. Это ценности: трансцендентные, социально-культурные и ценности личной жизни.

Трансцендентные ценности - это представления:

а) о Боге

б) об абсолютных принципах, которые лежат в основе мировоздания;

в) о системе моральных абсолютов.

Трансцендентные ценности позволяют человеку осмыслить свою жизнь и смерть, придать смысл жизни, они объединяют людей в общество.

Социально-культурные ценности это:

а) политические идеалы;

б) история страны;

в) культура страны;

г) традиции, язык и др.

Человек может видеть смысл своей жизни в служении Родине, ее культуре.

Ценности личной жизни человека - это:

а) представление о здоровье, здоровом образе жизни;

б) ценности творчества, основным путем реализации которых является труд, а также сопутствующий ему успех, слава, престиж;

в) любовь и чувственность, семейная жизнь, дети.

Наличие смысла жизни - положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается:

наличием цели;

сознанием своей значимости в отношениях с другими людми;

принятием существующего миропорядка, признание его как блага;

осознанием своего места в мире, своего призвания.

Вместе с тем найти смысл еще не значит осуществить его. Человек до последнего своего вздоха так и не узнает, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.

Различают смысл жизни и осмысленность.

Смысл предполагает объективную оценку, содержательный критерий.

Осмысленность - это субъективное отношение к своей жизни, осознание ее смысла.

Осознать смысла своей жизни - значит, найти «свое место под солнцем». С осознанием смысла тесно связано понятие цели. Цель - это определенный рубеж, а смысл жизни - не конечная цель, а генеральная линия, определяющая цели. [1 с. 213]

Заключение

В заключении следует отметить следующее. Вполне естественно существование различных точек зрения на проблемы любви и смысла жизни. Порой эти точки зрения взаимоисключающие. Но важно помнить о том, в этих вопросах нравственной жизни значительную роль играет роль вера в то, что все-таки любовь и смысл жизни существуют. Без этой веры (пусть даже слабой) человеческая жизнь станет слишком тягостной, обременительной.

Жизнь человека наполняется смыслом, становиться содержательной, достойной человека тогда, когда она полезна другим, когда человек с удовольствием и полной самоотдачей занимается своим делом, когда его существование проникнуто любовью, нравственным добром и справедливостью. Вслед за Н. Бердяевым можно воскликнуть: «Мы не знаем, в чем смысл нашей жизни. Но поиск этого смысла и составляет смысл жизни». [3 с. 83]

Список литературы

1. Голубева Г.А. Этика. Учебник/ Г.А. Голубева М.: Издательство «Экзамен» 2005 - 320с. ( Серия учебник для вузов)

2. Разин А.В. Этика. Учебник  для вузов. 2-е изд. М.: Академический  Проект 2004 - 624с. ( Классический университетский  учебник)

3. Попов Л.А. Этика. Курс  лекций М.: Центр 1998.

4. Шопенгауэр А. Избранные  произведения М.: Просвещение, 1993.- 479с.

 

Федеральное агенство по образованию

Российский государственный Торгово - Экономический Университет

РЕФЕРАТ

По предмету: «Этика»

На тему: «Любовь и мораль»

Выполнила:

студентка группы 1ЭУ СПО.

Искорестинская Анжелика Артуровна

Проверила:

Кузеванова Ангелина Леонидовна

Волгоград 2007

Содержание

1 Любовь - деятельность

2 Любовь - солнце жизни

3 Любовь и бессмертие  жизни

4 Продолжение человеческого  рода

5 Любовь: норма, отклонение, патология

6 Любовь и брак

7 Половая мораль

Список используемой литературы

1 Любовь - деятельность

Любовь не только и даже не столько чувство. В главном своем значении она есть деятельность - ума, души и тела. К любви следует относиться как к особой форме человеческой деятельности. Она проявляет себя во всех видах человеческой деятельности и общения, но как специальная деятельность она осуществляется только в половом общении мужчины и женщины.

Как объект исследования она отдана на откуп медикам, психологам, специалистам по этике. А они рассматривают любовь каждый по разному. Медики - в аспекте отклонений от нормального полового поведения, сексопатологи, психологи - как эмоционально - психологическое отношение, специалисты по этике - как нравственную категорию. Недавно появилась новая научная дисциплина - сексология. Но и она рассматривает любовь преимущественно с физической стороны, как секс. Отсутствие полноценной теории любви приводит к тому, что о ней формируются односторонние, искаженные представления. Среди этих представлением наиболее распространенным является представление о любви как чувстве, желании, влечении, т. е. как эмоционально - психологическом отношении субъекта к объекту любви.

Большая путаница от того, что одним и тем же словом обозначают человеческое чувство, противоположное ненависти, и человеческую деятельность, лежащую в основе отношений мужчины и женщины. Это в какой - то мере оправдано. Ведь в основе любви - чувства и любви - деятельности лежит одно и тоже стремление - к гармонии, единству, красоте (прекрасному). Любовь является конкретным ( эмоциональным и \или деятельностным) выражением гармонического противоречия.

Любовь - деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание - воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины.

Разграничивая любовь - чувство и любовь - деятельность, нужно еще отметить, что последняя не всегда связанна высоким накалом чувств, любовных переживаний. Любовь - деятельность не есть что - то исключительное, встречающееся лишь изредка. Диапазон форм любви - деятельности весьма широк: от непосредственного полового импульса и контакта до высочайших форм любви, в которых половое влечение и общение «одеты» в самые нарядные, экстетизированные, духовно осмысленные «одежды» чувств и поведения любящих.

Любовь - секс. Проблема любви и половых отношений приобрела в последнее время заостренную форму: как проблема любви и секса. Любовь и секс порой резко разделяют и даже противопоставляют. Конечно, если под любовью понимать только чувство, то, безусловно, любовь и секс - разные вещи. Если же любовь понимать как деятельность (в аспекте полового общения мужчины и женщины), то становится очевидным, что такая любовь не обходимо предполагает секс. Ведь что такое секс, как не поведение, связанное с удовлетворением половой потребности. А разве половая любовь возможна без полового влечения и действий, направленных на его удовлетворение? Нет, конечно.

Некоторые утверждают еще, что секс возможен без любви, что удовлетворение половой потребности не всегда возможно назвать любовью. Действительно, бывает так, что вступающие в половой контакт не называют свои отношения любовью и даже стыдятся называть их любовью. Но от этого любовь не перестают быть любовью. Миллионы людей любят и при этом никогда не употребляют слово «любовь». Если половое поведение исходит от человека и направлено на человека же ( на противоположный пол), то оно всегда не просто секс, не просто физические действия, манипуляции, а любовь, человечески осмысленная, в той или иной степени одухотворенная, окрашенная человеческими чувствами сексуальность. Чисто по - животному человек не может любить, как бы он этого не хотел; он не может отринуть от себя свою человеческую природу. Всякий секс человечен и поэтому заслуживает названия человеческой любви.

Неправы те, которые под сексом понимают чистую физику половых отношений. Человек целостен в своих жизненных проявлениях и поступает всегда не только как животное, биологическое существо, но и как существо духовное, нравственное, социальное. Секс - физика, но не как нечто самодовлеющее, а как часть любовных, человечески любовных отношений мужчины и женщины, как физическая сторона их любви. Бывают, конечно, случаи, когда любовь и секс рассматривают в аспекте известного противопоставления любви настоящей, полноценной, духовно богатой и любви ущербной, духовно бедной, приближающейся к чисто животным отношениям. Мир любви также велик и многообразен, как и мир человека, и существует столько же видов любви, сколько людей.

Информация о работе Этика любви