Этика любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:19, реферат

Описание работы

Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями. Любовь имеет также важное значение и в связи с вопросами межличностного единения.

Файлы: 1 файл

Этика любви.docx

— 81.28 Кб (Скачать файл)

Товарищество - отношения:

имеющие нравственную ценность;

проявляются в основном в групповых отношениях;

являются оценкой отношений в группе людей (коллективе и пр.);

основаны на равенстве и взаимном уважении;

нивелируют различия социальные, экономические и др.;

основаны на интересах общей деятельности.

Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может быть все, что угодно, в то время как дружба - это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется.

Удовольствие и любовь

Удовольствие, также можно привязать к любви как положительную (или как отрицательную, в зависимости от обстоятельств) ценность, отвечающую потребностям, интересам человека в его эмпирическом существовании.

Удовольствие (наслаждение) - чувство, которое сопровождает удовлетворение потребности человека. Оно ведет к угасанию физического и психического напряжения, с одной стороны, и стимулирует активность человека, его стремления, жизненные функции организма - с другой Удовольствие означает индивидуально значимую самореализацию (творческую и др.).

Удовольствие может:

представлять для человека ценность;

определять мотивы деятельности человека;

определять иерархию ценностей и образ жизни человека;

являться для человека смыслом жизни

Принцип ориентации на удовольствие лежит в основе личной независимости. В стремлении к удовольствию человек противостоит общественным нормам морали, проявляет индивидуальную волю.

Стремление к наслаждению должно быть ограничено нравственностью. Стремясь к осуществлению своих желаний, человек должен уважать право других людей на реализацию своих желаний.

Человек может свободно и конструктивно выразить себя в творчестве, которому свойственны переживания, схожие с наслаждением.

Подводя итоги и обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод. Любовь - это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и в постоянных контактах с ним.

Любовь может иметь разную нравственную ценность в зависимости от объекта, на который она направлена. Можно выделить:

любовь ко всему миру, любовь к Богу, всем людям, способность к милосердию (возвышающая любовь);

любовь к отечеству, народу и пр. (лежит в основе мировоззрения);

любовь к родителям, детям, женщине или мужчине (может быть составляющей смысла жизни человека);

любовь к предметам, занятиям (конкретной нравственной ценности не имеет).

Любовь между мужчиной и женщиной как нравственное чувство:

основана на биологическом влечении, но не сводится к нему;

утверждает другого человека как уникальное существо;

означает принятие любимого таким, какой он есть, как абсолютную ценность;

открывает личность другого (его лучшие, еще не реализованные возможности).

Можно выделить любовь-заботу (родительская, братская и т. п.). Ее компонентами являются:

забота об объекте любви (старание уберечь его от опасностей, проблем, труд для его блага и пр.);

ответственность (чувство тесной связи с предметом любви, выполнение долга);

уважение, отношение к объекту любви как к самоценной личности.

Следует также отделять любовь как высшую духовную ценность, свойство и право человека. Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви - тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости.

В любви имеет место парадокс: «два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Эрих Фромм). Любовь объединяет одного человека с другим, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества.

Следует помнить, что любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь - это духовная потребность, требующая от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку, самопожертвованию. Любовь постоянно развивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Неверно считать, что любовь - это отношение только к конкретному человеку, к объекту любви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма, любовь - это форма отношения к миру в целом.

Санкт-Петербургский

Гуманитарный университет профсоюзов

Контрольная работа по предмету: Этика

Тема: Этика любви в древней Греции и в наши дни

Выполнил Яров Е.Н.

Факультет культуры

Специальность соц. работа

Заочный факультет

Курс 2

Санкт-Петербург

2006

Оглавление

1. Введение

2. Часть 1: Любовь в древней  Греции

2.1 Любовь как демоническая  сила

2.2 «Личные боги»

2.3 Трагический тон в  греческом мировоззрении

2.4 Новое осознание любви  Платона

2.5 Эпоха иллинизма

2.6 Краткие этоги

3. Часть 2: Любовь в наши  дни

3.1 Загадочная сущность  любви

3.2 Толкование любви Ф.Мориака

3.3 Соблазнение как составляющая  любви

3.4 Краткие это работы

3.5 Список использованной  литературы

Введение.

Каждая душа -- небесная восходящая звезда другой души. У сердца есть свои дни субботние, свои юбилеи; в продолжение их весь мир кажется ему брачным пиршеством, на котором и шелест листьев, и журчание вод, и голоса птиц напевают ему эпиталамы. Любовь присуща всей природе как побуждение и как награда. Любовь--высшее выражение из всего дара слова человека. Любовь--это синоним Бога.

Любовь--огонь вечный. Сперва случайная искра, вспыхнув в одном сердце, заронится в другое и истлеет потихоньку в его уютном уголке; потом этот огонь разгорается, он блестит, он сияет на бесчисленное множество мужчин и женщин, отогревает их душу и весь свет, всю природу озаряет своим великодушным пламенем

Никто в мире не забывает той поры, когда от одного звука голоса так сильно билось его сердце; когда самое ничтожное обстоятельство, соприкасаясь с милым существом, хранилось как клад в сокровищнице памяти; когда недоставало глаз, чтоб налюбоваться; когда юноша делается часовым у окна, любовником перчатки, ленточки, колес экипажа; когда нет места, достаточно уединенного, и нет такого затишья, где бы он мог вдоволь предаться наплыву новых мыслей, досыта наговориться с воображаемою собеседницею, с которою ведет сладкие, нескончаемые речи, какие и не приходили ему на ум с наилучшими друзьями: «ибо, -- как говорит Плутарх, -- образ, движения, малейшие слова возлюбленной не рисуются, подобно прочим предметам, на поверхности вод, они врезаны в ярком пламени и становятся целью полуночных дум».

Часть 1: Любовь в древней Греции

Любовь как демоническая сила

В древнегреческой мифологии, философии и искусстве мы находим одну из первых попыток осмысления зарождающегося у человека чувства любви. Античное представление о любви весьма далеко от того, что зовем любовью мы и тесно переплетается с ответом на вопросы, каково место и назначение человека в мире, откуда появилось и куда уходит все живущее, что представляет собой окружающий мир. Осмысление любви подчиняется законам древнего мировоззрения, главная черта которого -- тесная сплетённость с жизнью природы.

В контексте отношения древнего грека к природно-естественному как к совершенному, любви принадлежит особое место. Греки отражали в терминологии различные оттенки любви. Любить по-дружески - cpiteco, нежно привязываться и уважать -- атерусо, восхищаться -- осусшжо, страстно желать -- еросш. Любовь как влечение, неудержимое природное тяготение -- эрос (еро>Ј), -- наиболее полное выражение целокупности бытия. Ведь только посредством всеохватывающего влечения соединяются разрозненные противоположности, и бытие оказывается целокупным, свершенным, оформленным, переходя из хаоса в космос. Так любовь, эрос оказывается и выражением и основой бытия-блага, бытия-совершенства. Она соединяет раннее разрозненное, дает основу рождению.

Как основа бытия эрос появляется уже в ранних греческих мифах -- хтонических. в которых все мыслится на основе простейших чувственных реакций, часто страшных, необъяснимых и неожиданных. Эти мифы характерны для ранних ступеней развития человека, когда он мыслит себя только придатком природы и свои социальные функции тесно переплетает с биологическими. Процесс жизни для человека еще не рационализирован и окружающее объясняется как живой космос, движимый слепыми, демоническими силами. Такой силой первоначально предстает любовь -- космическая Афродита, порождение хаоса, основа всего ставшего, рождающегося и умирающего. Как суровое, темное, страшное, всепорождающее и всепоглощающее существо, она пронизывает космос. Идея Афродиты -- страшной, слепой силы, соединяющей жизнь и смерть, никогда не умирала в античности, отражаясь в учениях Парменида, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Она имеет смысл силы почти равной судьбе - суровой необходимости, царящей над миром и человеком.

По мере того, как в представлении древнего грека демонические силы объединялись в определенные космические божества - землю и небо, связь между ними получает истолкование по аналогии с человеческим родом как любовь и брак космических существ. Одно из самых древних представлений человека -- любовное соединение неба и земли, Урана и Геи. В образе дождя на землю проливается небесное семя, оплодотворяя ее, земля рождает горы, моря и реки. Любовь, или эрос -- это мирообразующее начало, связь всего со всем, жизненный импульс, обеспечивающий постоянное созидание.

2.2 «Личные боги»

Сдвиг в древнегреческом мировоззрении наметился в связи с разделением труда, отделением скотоводства от земледелия, развитием производительных сил и появлением патриархата. Это нашло отражение в мифологии. Место бесформенных демонических сил в ней занимают личные боги, одаренные индивидуальными ... чертами, стремлениями, мышлением. Такими боги являются нам в древнейшей поэзии греков, связанной с именем Гомера (IX -VIII века до н.э.). Боги утратили связь с темным царством природы, имеют живые, яркие облики, живут страстями и делами. В богах отраженным светом проглядывают создавшие их люди. Богов волнуют сильные страсти: любовь и ненависть. Они любят и ненавидят, они умны, скрытны и отважны.

Любовь богов -- уже не чисто природная страсть, хотя имеет много природного и не отделяет человека от других живых существ. Таков эрос ранних мифов: Зевс стал быком, чтобы сочетаться с Европой, лебедем, чтобы овладеть Ледой; Посейдон в образе коня сочетался с Деметрой и титанидой Медузой, которая родила Пегаса. Но любовь теперь приобретает ряд оттенков, сообразно человеческим стремлениям и функциям. Достаточно указать на сонм богов-покровителей любви при Афродите: Эрот -- начало и конец любви, Гимэрот -- плотские вожделения, Антэрот -- ответная любовь, Поф -- страстное желание, богиня Пейто - любовные уговоры, Гименей -- брак, Илифия-роды. Сама Афродита становится богиней любви и красоты, вместо прежней дикой, порождающей и всепожирающей страсти. Окружение Афродиты и Эрота веселое и беззаботное -- Хариты-Грации. Знаменитые скульптурные образы -- Афродита Книдская, Афродита Милосская, выражающие гармонический строй вселенной, всем своим обликом олицетворяют всеобъемлющую любовь в период античной классики.

Сдвиг в греческом мировоззрении, по сути, означает формирование человеческой личности.

2.3 Трагический тон в греческом мировоззрении

Осознание подвластности безлично-космическому началу вносит трагический тон в греческое мировоззрение. Этому соответствует трагическая любовь. Она получает выражение в драмах Эсхила, Софокла, Еврипида. Отношение к любви здесь особое, не имевшее впоследствии места в истории культуры. Любовь как чувство почти не проглядывает, хотя все действие обусловлено ею. И это не удивительно, ибо трагедия еще насквозь мифологична, соотношение мира и человека имеет в ней преимущественно не психический, а космологический характер. Герой, представленный трагедией, есть человек эпохи мифологии, особенность которого -- пластически-зримое тело, включенное в баланс природы, или судьбы. В трагедии действуют герои, олицетворяющие родовые интересы и любовный конфликт вырастает преимущественно на почве не переживания, а борьбы отцовского и материнского права (миф об Оресте), запрета на кровосмешение (миф об Эдипе). Родовые интересы принимают форму внешней силы, судьбы. Герои оказываются в полной зависимости от судьбы, роковым образом посылающей им любовь, вовлекающую в преступления, беды, кровосмесительные связи.

О внутренней рефлексии по отношению к судьбе, поступкам, любви нет ни слова. В этом смысле отношение греков к судьбе и любовному конфликту, причиной которого она, оказывается, отчасти совпадает с отношением к естественно-природной необходимости. Например, у Эсхила и Софокла совершенно незыблема вера в справедливость, в совершенство божественного управления миром или в неизбежность расплаты за преступное деяние, нарушившее внешнюю норму. Правда, уже Эврипид не столь убежден в справедливости божественной воли - необходимость тех связей, в которые вовлекается герой, ставится под сомнение, ведь судьба - злой рок. Но и его герои не отвечают перед собой за свои чувства. Чувства остаются внешними им, как бы навязанными судьбой, а потому не вызывают ни внутреннего протеста, ни внутреннего переживания. Любовь античных героев остается страстью -- чужой, внеличной, слепой и холодной, влекущей к роковому концу и не вызывающей у них самих сострадания. Нет любовного общения личности с личностью, но общение человека с судьбой. Космический закон судьбы делает человека своим орудием.

Мотив судьбы, предопределяющий любую удачу мужа - ибо только для мужчины в мире греков существует власть, слава, удача -- к закату.

С возникновением патриархата в Греции наблюдается пренебрежение к женщине. Дружба между мужчинами выдвигается в противовес общению с женщиной. Любовь часто носит принципиально гомосексуальный характер, принимая различные формы: товарищество воинов, отношения наставника и ученика, интимная дружба мужчины с юношей. В мифах периода патриархата, в поэзии и философии мы встречаемся с любовью гомосексуальной.

2.4 Новое осознание любви Платона

С Платона начинается иная линия античной идеи любви, попытавшаяся вычленить из эстетики нравственно-философский смысл, двусторонность, соединение в эросе высокого и низкого, доброго и злого, телесного и духовного. В искусстве эти две стороны любви предстали в образах Афродиты Пандемос и Афродиты Урании. У Платона происходит новое конструирование мифа на основе дуализма материи и сознания. Платон исходит из того, что существует мир "Идей" или истинного бытия, и мир вещей, представляющих собой слепок, подобие мира идей. ''Идеи" Платона, по сути, и есть новое конструирование мифа: за богами мифологии Платон "разгадал" идеи совершенных образцов вещей, служащих для подражания. Человек находится между двумя мирами и причастен как к миру идеального, так и к миру материального бытия. С миром "идей" человека связывает его бессмертная душа, по природе своей принадлежащая миру истинного бытия и лишь на время воплощенная в каком-либо теле. С материальным миром человек связан посредством тела, временного пристанища души.

Информация о работе Этика любви