Этика науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:46, реферат

Описание работы

Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания).

Содержание работы

Вступление
1.Общее понятие о познании
2.Подходы познания
2.1Гносеологичиский оптимизм
2.2 Гносеологический пессимизм
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат (2).docx

— 28.96 Кб (Скачать файл)

 

План

Вступление

1.Общее понятие о познании

2.Подходы познания 

2.1Гносеологичиский оптимизм

2.2 Гносеологический пессимизм 

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Потребность в знаниях  — одна из неотъемлемых характеристик  человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения  знаний — от технологий обработки  каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования  информации в компьютерной сети. Современный  этап развития общества обычно рассматривается  как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией , или теорией познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общее понятие  о познании

Теория познания – это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы отношение знания и реальности, субъекта и объекта процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания, и ряд других проблем.

Это учение исследует природу человеческого  познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления  о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому  рассматривает вопрос о путях  движения истины, о ее критериях. Самым  животрепещущим вопросом для всей гносеологии  является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное  знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам  термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось  уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.    

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или  специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому  мы можем назвать эпистемологию (теорию научного познания) подразделением гносеологии, хотя довольно часто в  литературе эти две науки отождествляются, что не верно.

Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Более узкое направление - эпистемология - учение о более конкретном знании, это описание процессов, которые приводят к знанию.

Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта. По отношению к этой проблеме различают следующие школы: Материализм (приоритет объекта); Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта): Механистическая концепция (объект полностью доминирует над субъектом) и другое.

Дадим определения субъекта и объекта познания, без которых  невозможен сам процесс познания.    

Субъект познания – это тот, кто  его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории  и т.д.).    

С гносеологической точки зрения можно  отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и  осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся  методов научного исследования.    

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в  фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как  явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как  бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности  литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Объект объективен в отличие от собственных  представлений о нем исследователя.    

Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный  характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой  определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через  предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.

Одна из центральных проблем - проблема истины. Вопрос соотношения  знания, понимания и веры. Современное положение дел в гносеологии характеризуется усилением роли субъекта. Одно из новых направлений – эволюционная эпистимология рассматривает эволюцию органов познания и познающих структур с позиции конкретных наук (например, эволюционной теории). В гносеологии может сочетаться обще философский подход и конкретно научный. История теории познания доказывает, что эта область философии в большей степени чем другие связана с наукой. Развитие науки может потребовать новой гносеологической

интерпретации ее результатов  и вызвать появление новых  направлений в гносеологии.

К вопросам познания обращаются и конкретные науки. Их цель – поиск закономерностей существования природы в тех или иных конкретных формах и достижение результатов научного поиска в виде конкретного знания. Цель философской теории познания – поиск всеобщих оснований знания, дающих возможность рассматривать его как нечто, выражающее истинное, реальное положение дел. То есть философская теория познания должна найти такую точку зрения и такие методы познания, которые дадут возможность называть полученное знание истинным. Термин "теория познания" ввел в философию шотландский философ Дж. Терьер в 1854 г.

Любая специальная научная  теория относится к ограниченной сфере реальности и исходит из некоторых предпосылок, которые  она принимает как данность (это  может быть аксиома, теория, материалы  предыдущих исследований, эксперимент  и др.). То есть она отталкивается  от конкретного материала. В отличие  от специальных наук философская  теория познания никогда не опирается  на аксиомы, она всегда стремится  к анализу предпосылок знания. Именно поэтому она не может строиться  как обычная теория. Поиск предельных оснований идет непрерывно и это  приводит к тому, что в философской теории познания существует возможность различной трактовки знания и оснований знания. Они оформляются в концепции рационализма и эмпиризма, интеллектуализма и интуитивизма, скептицизма и догматизма и т.д. Постановка проблем познавательного процесса и различная их интерпретация предстают как анализ, обсуждение трудностей поиска и преодоление заблуждений и ошибок на этом пути.

Поэтому теория познания ближе  по смыслу в содержательном плане  не к строгой доказательной теории, а к учению. При этом в одних  учениях какие-то проблемы оказывались  более важными, в то время как  в других концепциях эти же проблемы оказывались где-то на втором плане. Так, для одних концепций нет  ничего важнее чем поиск методов  подлинного знания, для других – выявление критерия истинности знания и т.д. Проблемы, обсуждаемые в одних концепциях, снимаются как ложные, бессмысленные в других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Подходы познания

Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. Термин «гносеология» происходит от греческого слова «gnosis» - знание и «logos» - учение, т.е. учение о знании.

Гносеология – это раздел философии, в котором изучается природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

При подходе к проблеме познания обычно выделяют два основных подхода:

1.Гносеологический оптимизм.

2.Гносеологический пессимизм  .

Рассмотрим  подробнее  каждый из подходов.

 

2.1 Гносеологический  оптимизм .

Гносеологический оптимизм акцентирует победы познания над  хаосом незнания, океаном невежества. Так, уже классик античной философии  Аристотель создал целую науку —  логику, которая формулирует правила  и законы доказательного, последовательного  мышления (сочинения, объединённые общим  названием “Органон” — инструмент, способ познания). Интеллект, разум, по Аристотелю, — главные преимущества человека над животными . 
На заре Нового времени Френсис Бекон постарался создать “Новый органон” — индуктивный метод опытно-экспериментального изучения природы. Человек способен осуществлять на деле то, о чём он знает истину: “Tantum possimus quantum scimus”. Проще говоря, по Бекону, “знание — сила”. Революционер-коммунист К. Маркс впоследствии любил повторять: “Никогда ещё невежество никому не помогало!”. 
В XVIII в. представители философии Просвещения — Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и др. бросили вызов догматизму религиозной веры и политической идеологии. Из их призыва пользоваться собственным умом родилась доктрина либерализма в общественной жизни и политике: разум побеждает невежество благодаря самоотверженным усилиям отдельных личностей; все люди равны перед законом; частная собственность священна; государство стоит на страже общих интересов, но не может диктовать людям выбор их судеб. Разум — высшая инстанция в решении жизненных проблем. 
Итак, с точки зрения гносеологического оптимизма человеческое познание в принципе, в конечном счете правильно отражает мир и руководит его преобразованием. Власть разума над природой и обществом будет расти.

 

2.2 Гносеологический  пессимизм .

Гносеологический  пессимизм – представители данного направления в теории познания ставят под сомнение возможность достижения объективно-истинного знания и исходят из представления об ограниченности познава-тельных способностей человека. Крайним выражением гносеологического пессимизма является агностицизм. Г.п. продолжает линию античного скеп-тицизма, сомневающегося в надежности истины, ставящего истинность поз-нания в зависимость от условий познавательного процесса. Современный гносеологический пессимизм полагает, что мир устроен нерационально, в нем отсутствуют всеобщие законы, господствуют случайность, субъектив-ность процесса познания; иррациональным является и человеческое сущест-вование. Таким образом, Г.п. ограничивает познавательные способности че-ловека препятствиями принципиального характера.

Его суть – сомнение в  возможности познаваемости мира. Разновидностью этой позиции является скептицизм, направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Философский скептицизм превращает сомнения в принцип познания.

Скептици́зм (от др.-греч. скептикос — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Акцентируя внимание на относительности  человеческого познания, скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма. В рамках скептицизма был поставлен  ряд проблем диалектики познания. Однако скептицизм имел и другие последствия, так как безудержное сомнение в возможностях познания мира вело к плюрализму в понимании социальных норм, к беспринципному приспособленчеству, угодливости, с одной стороны, и  пренебрежению человеческими установлениями, с другой.

Скептицизм противоречив по своей  природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему  невежеству и аморализму.

Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 — 270 гг. до н. э.). Философия  скептиков дошла до нас благодаря  трудам Секста Эмпирика. Его труды  дают нам представление об идеях  скептиков Пиррона, Тимона, Карнеада, Клитомаха, Энесидема.

Согласно учению Пиррона, философ  — человек, который стремится  к счастью. Оно, по его мнению, заключается  только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

Допускалось три варианта суждений:

1)источник ощущений –  внешний мир (позиция материализма);

2)источник ощущений –  Бог (позиция объективного идеализма);

3) источник ощущений –  сознание субъекта (субъективный  идеализм)

Еще одна разновидность гносеологического  пессимизма – агностицизм (от греч. знание) - неразрешимое в данных условиях противоречие. Различаются социальные и индивидуальные антагонизмы. Социальные антагонизмы занимают существенное место в марксистской социальной философии (историческом материализме), с точки зрения которой первопричины таких противоречий коренятся в частной собственности. Поэтому классовая борьба как форма разрешения социальных антагонизмов свойственна всей истории вторичной общественной формации и завершается революционным преобразованием общественного строя. Начавшаяся во 2-й половине ХХ в. глобализация экономики снимает остроту антагонистического противостояния труда и капитала в развитых странах (в первую очередь за счет неэквивалентного обмена с зависимыми от них странами). Но этот процесс не разрешает социальные антагонизмы, воспроизводящиеся в мировой системе. Индивидуальные антагонизмы обнаруживают себя в интернационализации организованной преступности, коррупции, в экстремизме и т.п. В конечном счете индивидуальные антагонизмы обусловлены социальными причинами: отчуждением человека от собственности, власти и культуры.

Информация о работе Этика науки