Этика как наука о морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.

Содержание работы

• Введение
• Что такое этика?
• История этики
• Современное состояние этики
• Направления и разделы этики
• Этика — наука о морали и нравственности
• Этические представления в философии
• Культура и цивилизация
• Заключение
• Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат. этика как наука о морали.docx

— 34.80 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный  университет

Факультет управления и психологии

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Этика государственной и муниципальной службы»

Тема: Этика как наука  о морали.

 

 

 

 

 

 

Шиляева Анастасия Александровна

Специальность ГМУ

Курс 1, группа 3

Форма обучения: заочная

Контрольную работу проверила

Селиванова Ю. Б.

Краснодар, 2013

Содержание:

  • Введение
  • Что такое этика?
  • История этики
  • Современное состояние этики
  • Направления и разделы этики
  • Этика — наука о морали и нравственности
  • Этические представления в философии
  • Культура и цивилизация
  • Заключение
  • Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема «культура и этика» актуальна также потому, что рассматривает  пограничное взаимодействие двух глобальных явлений. В своей работе я подробно рассмотрю понятие «этики», её сторонников  и противников, а также аспекты  культуры, но главное в работе –  это показать взаимосвязь культуры и этики.

Культура интересует философию  не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский  взгляд на культуру важен потому, что  именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить  вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую  роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие  мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа  культуры.

Вокруг смысла слов "культура" и "этика" ведутся споры, порой  обретая острый характер, и редко  кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так  тесно они переплетены. Но между  ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.

Этика и эстетика не подменяют  живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях и не снимают  с личности ответственность за принимаемые  решения. Данный курс может помочь только тому, кто нуждается в помощи. Предметы становятся действенными в  той степени, в какой они получают продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ними дело, изучает  их.

Наука, искусство, мораль - три способа освоения мира  взаимно незаменимых в силу своей специфики.

Что такое этика?

Э́тика — (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности[1]. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

Термин этика иногда употребляется  также для обозначения системы  моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики

Проблема критериев добра  и зла 

Проблема смысла жизни  и назначения человека

Проблема справедливости

Проблема должного

Классификация этических  ценностей

Главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей  степени входят во все др. этические  ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности);

Добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта  и сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения  с другими);

Более частные этические  ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим своё духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности).

История этики

Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение  особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл  счастье — деятельность души в  полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому  основная добродетель — это умеренность  и благоразумие.

Так называемое «золотое правило  этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция[3], встречается в Мишне[4].

В процессе развития этических  теорий философы встретились со значительными  трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись  базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро  и зло, смысл жизни и т. д.).

Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием  психологической защиты, блокирующей  критический анализ подсознательных  установок.

Особенности религиозных  этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно  объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как  система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.

Следует иметь в виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений  на этику в целом.

Одним из основных недостатков  современного положения этики как  науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения.

Современное состояние  этики

Современность приводит с  одной стороны к релятивации  этики (нигилизм), а с другой стороны  — к расширению поля этического: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая  этика, см. также Живую Этику Рериха) и научные эксперименты (биоэтика).

На волне феминизма  этика получила гендерное истолкование: вместо абстрактной гуманности или  человечности (критика которых достигла апогея в постмодернистской концепции  «смерти человека») добродетели  группируются по оппозиции мужества и женственности.

Альбертом Швейцером выдвинут принцип благоговения перед жизнью, основанный на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди. В своей  книге «Культура и этика» А. Швейцер  проанализировал историю этики  и её состояние в XX веке, а также  наметил пути её развития.

Разработана межрелигиозная этика Бахаи.

Тейяр де Шарден в своем  труде «Феномен человека» объединяет традиционную этику с теорией  эволюции.

Заслуживает внимания буддистско-материалистическая концепция Циолковского с формулой равновесия добра и зла во вселенной, восходящая к зороастрийским воззрениям.

Направления и  разделы этики

В этике выделяют следующие  направления:

Метаэтика — изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы.

Нормативная этика — поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило которое может выступать в качестве такого принципа для всех случаев?

Прикладная этика изучает частные проблемы и применение моральных идей и принципов сформулированных в нормативной этике в конкретных ситуациях морального выбора. Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками.

Этика — наука  о морали и нравственности

Слова «этика», «мораль», «нравственность» часто употребляют как синонимы, но в философии их принято различать. Этику следует рассматривать  как самостоятельную философскую  науку, предметом изучения которой  является мораль. Но так как этика  еще и формирует само моральное  состояние субъекта, ее называют учением  о морали и нравственном освоении человеком действительности, или, как  считает ряд ученых-этиков, - теоретической  рефлексией морального сознания человека о самом себе.

Сам термин «этика» (отгреч. «обычай», «нравственный характер») впервые употребил Аристотель для обозначения особой области исследования - «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.

Но не его следует считать  первым «этиком». Еще до Аристотеля различными проблемами морали активно  занимался его учитель Платон, а также учитель самого Платона  — Сократ. Словом, в V веке до нашей  эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре.

Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайным, а явилось следствием социально-экономического и духовного развития человечества. В предшествующий период, на протяжении тысячелетий, был накоплен первичный  мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве — в мифах, сказках, религиозных  представлениях первобытного общества, в пословицах и поговорках. Он содержал первые попытки отразить, осмыслить  отношения между людьми, отношения  человека и природы, представить  место человека в мире.

В самостоятельную науку  этика выделилась в конце XVIII в. Огромную роль в этом процессе сыграл выдающийся немецкий философ Иммануил Кант. Именно он фактически отметил длительный, сложный период становления этики  как самостоятельного учения. В отличие  от своих предшественников, пытавшихся так или иначе обосновать решение  нравственных проблем ссылками на психологию, антропологию, богословие, немецкий философ  утверждал, что этика ничего не заимствует из других наук о человеке, а законы, принципы морали существенно отличаются от эмпирического знания и до всякого  опыта (a priori) заложены в нашем разуме. Кант стремился разработать «чистую  моральную философию» как совершенно самостоятельную науку. По его мнению, нравственное поведение должно совершаться  не из склонности, выгоды, подражания, а из одного уважения к нравственному  закону, этика — это учение не о сущем, а о должном. Моральная  философия исследует совершенно другой мир — мир свободы. Если физика есть наука о законах природы, то этика — наука о законах  свободы.

Но это вовсе не означает, что этика как наука сегодня  обрела свою завершенность. Знание о  морали формируется постоянно, чему способствуют новые исследования не только ученых-этиков, но и философов, социологов, богословов, психологов, историков, педагогов — всех, кто обращается к проблемам человеческого бытия.

Например:

—   философия способствует не только выявлению мира нравственных ценностей, но и постижению их человеком;

—   психология анализирует  нравственные чувства, их роль в духовном мире людей;

—   религия (богословие) рассматривает все проблемы морали специфически с точки зрения веры, исходя из догматов Священного писания;

—   педагогика стремится  разобраться в нравственном мире человеческой личности, выделяет мотивы поступков, дает рекомендации в воспитательном процессе.

Таким образом, этика стремится  не только выявлять сущность морали, но и координировать исследования морали различными науками.

Сама по себе этика не создает определенные нормы, саму мораль, а стремится выяснить происхождение  и природу морали, критерии нравственных ценностей, сущность человеческих добродетелей. Ее главным вопросом является проблема моральной свободы и морального выбора (соотношение целей, средств  и результатов).

Выявление основных компонентов  и характера взаимоотношений  между ними очень важно для  анализа любого явления — общественного  или природного. Последнее в полной мере относится и к морали. При  анализе такого сложного явления  неизбежно возникновение различных  подходов, неодинаковых точек зрения. Однако большинство современных  исследователей признает наличие в  морали двух относительно самостоятельных  сфер: морального сознания и нравственной практики, в процессе которой и  реализуются нравственные идеи, чувства.

Моральное сознание представляет собой своеобразный сплав чувств, представлений, в котором специфически выражаются наиболее глубокие, основополагающие стороны человеческого существования,—  отношения индивида с другими  людьми, с обществом, с миром в  целом. Специфика выражается в таких  соответствующих понятиях, как добро  и зло, справедливость, совесть, достоинство  и другие, в устремленности к высшим ценностям.

В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.

Роль чувств также велика в нравственной жизни человека. В  них аккумулируется его нравственный опыт. Именно они улавливают те оттенки  поступков, ситуаций, которые «холодный» рассудок просто не замечает, они же являются мощным стимулятором тех или  иных действий, перевода намерений  в конкретные поступки. Представители  этического сенсуализма (Шефтсбери, Юм и др.) в противовес этическому рационализму подчеркивали (а порой и абсолютизировали) значение нравственных чувств в жизни  человека.

Информация о работе Этика как наука о морали