Этика как наука о морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.

Содержание работы

• Введение
• Что такое этика?
• История этики
• Современное состояние этики
• Направления и разделы этики
• Этика — наука о морали и нравственности
• Этические представления в философии
• Культура и цивилизация
• Заключение
• Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат. этика как наука о морали.docx

— 34.80 Кб (Скачать файл)

Сам собой напрашивается  вывод о том, что для настоящей  нравственной жизни важно гармоническое  взаимодействие разума и чувств. Впрочем, они не существуют изолированно друг от друга и вместе образуют моральные  убеждения личности.

Нередко у человека имеются  вполне достойные убеждения. Но в  реальной деятельности они практически  не реализуются. Классический пример - гоголевский Манилов. Подобные случаи побуждают нас вспомнить о  третьем компоненте морального сознания - воле, которая проявляется в  стойкости, решительности, определенном психическом настрое и готовности на конкретные поступки.

Хорошо известно, что человек  не может существовать и, следовательно, развивать свои нравственные качества, реализовывать свою свободу, свои нравственные убеждения иначе, как в обществе. Редкие случаи воспитания маленьких  детей дикими животными убедительно  свидетельствуют об этом. Индивидуальное моральное сознание формируется  во взаимодействии с общественным моральным  сознанием, носителем которого является общество в целом. Хотя, видимо, следует  признать, что различные социальные группы вносят неодинаковый вклад в  его развитие. Между индивидуальным и общественным моральным сознанием  существует весьма сложное взаимодействие, взаимообогащение, которое осуществляется в повседневном моральном творчестве, в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев. Общественное моральное сознание нельзя свести к  простой арифметической сумме. Не все  проявления индивидуальной нравственной жизни становятся достоянием общественного  морального сознания и, наоборот, в  индивидуальном моральном сознании явно не может закрепляться весь сложный  мир нравственных ценностей. К тому же общественное моральное сознание в значительно большей мере использует опыт нравственных исканий предшествующих поколений, которые уже на ранних этапах человеческой истории в различных  памятниках культуры зафиксировали  исходные моральные принципы, чтобы  и общество, и личность окончательно не «заплутали» на «крутых поворотах  истории», в периоды смут и потрясений.

Этические представления  в философии

В истории культуры личность Пифагора занимает место наряду с  великими религиозно-этическими реформаторами. Религиозно-этическое учение, жизнь  и деятельность Пифагора известна на основании сохранившихся легенд.

Пифагором было создано весьма жизнеспособное сообщество. Имущество у пифагорейцев было общее. В общине царил абсолютный авторитет Учителя, и все стремились как можно точнее следовать установленным им доктринам. Все пифагорейцы верили в переселение душ и строго воздерживались от мясной пищи, бобов, некоторых видов рыбы и т. д. Их поведение было основано на многочисленных предписаниях и запретах, которые содержались в работах Пифагора. Учение Пифагора было секретным и сохранялось в тайне, книг у пифагорейцев не было, все излагалось в устной форме.

На основании фрагментов Аристоксена, в которых отражено учение Пифагора, можно составить представление о тех предписаниях, которым следовали пифагорейцы.

Пифагорейская система — это космос, в котором ничто не нарушает стройной и совершенной гармонии его частей. Учение о числе было одной из основ пифагорейской философии. Но собственно слова: «все есть число», впервые появляются только у Аристотеля, излагавшего основные положения пифагорейской философии. Трактаты Аристотеля — неоценимый источник по пифагорейской философии. От него дошло больше сведений о пифагорейцах, чем от всех его современников вместе взятых. Из того, что Аристотель говорит о числе, к Пифагору относят уподобление числам некоторых этических понятий.

Биографы Пифагора — Диоген Лаэрций, Порфирий и Ямвлих — единодушно говорят о том, что Пифагору не были чужды занятия медициной  и он высоко ценил это искусство. Другой римский автор, Целий Аврелиан (Vb.), сообщает, что некоторые считают  Пифагора первым, кто применил музыку для лечения болезней. Физиология и анатомия, возникающие в Греции на рубеже VI — V вв. до н. э., могли лишь частично удовлетворить стремление греческих врачей к рациональному  объяснению причин болезни, и не только из-за своей неразвитости. Дело осложнялось  еще и тем, что путем к такому объяснению греческая медицина считала  познание всей природы человека, а  эта задача была для нее совершенно непосильной. Пифагорейцы придавали  большее значение предотвращению болезни, чем ее лечению. Их интересовали вопросы: каким должен быть образ жизни  человека, чтобы он оставался здоровым, что он должен есть и пить, чем  и сколько заниматься, чего избегать? Здоровье рассматривалось как особое состояние организма, которое достигается  рациональными усилиями самого человека, такими, например, как физические упражнения, воздержание от излишеств в еде  и питье и др.

Аристотель - величайший древнегреческий философ и ученый, который излагает этические представления, получившие название «этики добродетелей». Аристотелю удалось освоить основную массу знаний своего времени: логику, физику, математику, астрономию, естествознание, поэтику. Большую роль в истории философии сыграло учение Аристотеля о познании. Ему принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. Проблемам мышления вообще Аристотель уделил много внимания, оставил фундаментальные разработки по логике, под которой он понимал наукуо доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Он считается создателем психологии. Творчество Аристотеля в области философии, науки и этики признано вершиной античной мысли.

Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель (то, ради чего). Но и действующую причину, и целевую причину определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход  от материи-вещности к действительности, это основное

Аристотель воспроизводит  традиционные греческие добродетели  — приобретаемые человеком качества — мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие, умеренность. Выражением гармоничного сочетания всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Мужество есть середина между безрассудной отвагой  и трусостью, щедрость — середина между расточительством и скупостью, великодушие — середина между  тщеславием и малодушием. Этику в  целом Аристотель определяет как  этику добродетелей и практическую философию.

Этические представления  другого великого философа — И. Канта являются этикой долга. Для Канта долг — чистота нравственного мотива и твердость нравственных убеждений. Через долг утверждается и всеобщность морального закона, и внутреннее достоинство личности. Этика Канта систематически разработана в произведениях: «Основоположные к метафизике нравов», «Критика практического разума», «Метафизика нравов». Во введении к «Основоположною к метафизике нравов» Кант формулирует исходную аксиому своей теоретической этики. Моральные нормы у Канта являются категоричными, безусловными. Когда, к примеру, говорится «не лги», то имеется в виду, что этого нельзя делать никому, никогда и ни при каких условиях. В нравственности речь идет не о законах, «по которым все происходит», а о законах, «по которым все должно происходить». Исходя из этого, Кант рассматривает принципы, законы морали и то, как они реализуются в опыте жизни. Моральная философия разделяется у Канта на две части: априорную и эмпирическую.

Нравственный  закон — объективный принцип воли, который дается разумом и свидетельствует о ее разумности. Однако человек — не просто разумное существо, он — несовершенное разумное существо. Человеческая воля руководствуется не только разумом, поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, как необходимость действовать вопреки тем многообразным субъективным эмпирическим воздействиям, которые эта воля испытывает. Он приобретает форму принудительного веления — императива.

Культура и  цивилизация

Человек живет в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них  отражают наш повседневный быт и  доступны для каждого, другие — лишь узкому кругу посвященных. Но есть и  такие понятия, которые за своей  кажущейся простотой скрывают вселенную  человеческих страстей и интеллектуального  сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и  в чем   смысл его бытия? Одно из таких понятий — культура.

Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). В контексте  взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод  о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовного гумуса» в существенной степени  определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой  культурной почве.

Культура многогранна, и  только в системе ценностей можно  достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная, средневековая и т.д.), о культурах  различных этносов и стран (русской  и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддийской, исламской, христианской), культурах  различных социальных и профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской, сельской .) и даже о культуре отдельных  личностей (Пушкина, Конфуция и др.).

Цивилизация и культура –  понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время  в определённый уровень развития общества или общество, достигшее  культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего  понимают определённого этапа в  своем развитии. Подразумевается, что  в первобытную эпоху истории  человечества все народы, все племена  еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч  лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых  принципах организации и общения.

В условиях цивилизации достигается  высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и  духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и  цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами  о судьбах культуры, цивилизации  и даже всего человечества.

Понятие «цивилизация» многозначно. Термин «цивилизация» произошёл от лат. слова, означавшего «гражданский». Можно указать, по край­ней мере, три основных значения этого слова. В первом случае рождается традиционная культурфилософская проблематика, восходящая к немецким романтикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже не воспринимаются как синонимы. Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации. Второе значение слова предполагает движение мира от расколотого к единому. Возможна и третья парадигма — плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы.

Для выработки более или  менее точного определения цивилизации  необходимо в свою очередь изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер — развитыми культурами, А. Тойнби — цивилизациями, П. Сорокин  — метакультурами.

Следует заметить, что Бердяев  и Швейцер считали различение культуры и цивилизации достаточно условным. Оба великих мыслителя  указывали, что французские исследователи  предпочитают слово «цивилизация» («civilisation»), а немецкое слово «культура» («Hochkultur», т.е. «высокая культура»), для  обозначения примерно одних и  тех же процессов.

Но большинство исследователей все же не сводят различие между  культурой и цивилизацией к особенностями  национальных языков. В большинстве  научных и справочных изданий  цивилизация понимается как определенная стадия развития общества, связанная  с определенной культурой и имеющая  ряд признаков, отличающих цивилизации  от доцивилизованной стадии развития общества. Чаще всего выделяют следующие  признаки цивилизации.

В современной культурологии  принята следующая периодизация истории культуры:

Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);

Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой  выделяют культуру Древнего Востока  и культуру Античности;

Культура Средних веков (V—XIV вв.);

Культура Возрождения  или Ренессанса (XIV—XVI вв.);

Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.);

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение  культуры эпохи Возрождения как  самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается  поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается  из трёх составляющих:

1.     Жизненные  ценности 

2.     Нормы поведения; 

3.     Артефакты  (материальные произведения).

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Недаром переход к цивилизационной  стадии у многих народов был связан с распространением религии, несущих  гуманистические нравственные ценности, - буддизма, христианства, ислама, иудаизма.

Информация о работе Этика как наука о морали