Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. Нормативный характер этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:46, реферат

Описание работы

Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль - ее предмет. Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами. Этика, прежде всего и нужна для того, чтобы прояснить основания морального выбора, продемонстрировать личности те способы рассуждения о жизни, которые уже были осуществлены в истории человечества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..……………...…3
1 Этика как наука о морали………………………………………………………………...5
2 Предмет, структура, функции этики……………………………………………………10
3 Нормативный характер этики………………………………………………………..….18
Заключение…………………………………………………………………………………21
Список использованных источников……………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Этика гос и мун управления.docx

— 54.43 Кб (Скачать файл)

 

Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. Нормативный характер этики.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..……………...…3

1 Этика как наука о морали………………………………………………………………...5

2 Предмет, структура, функции  этики……………………………………………………10

3 Нормативный характер  этики………………………………………………………..….18

Заключение…………………………………………………………………………………21

Список использованных источников……………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Этика появляется там и  тогда, где и когда появляется мораль как сфера самостоятельного выбора, основанного на рациональном размышлении. Этика - наука о «должном», она говорит о том, как «должен» поступать человек (формулирует  нравственные нормы и принципы).

Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль - ее предмет.

Специфика этики состоит  в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения  могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося  с такими же проблемами.

Этика, прежде всего и  нужна для того, чтобы прояснить  основания морального выбора, продемонстрировать личности те способы рассуждения  о жизни, которые уже были осуществлены в истории человечества.

Предметом этики, следовательно, в самом общем плане является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью  которого он совершается.

Современная этика в условиях глобального кризиса человечества и необходимости решения проблемы его выживания рассматривает  мораль в качестве важнейшего средства самой возможности дальнейшего  существования человека как социального  существа. Известно, что общение  людей является способом их жизнедеятельности, моральное общение – специфическая  форма этой связи. В этом общении  проявляются моральные качества личности. Являясь элементом материальной практики, его можно разделить  на два вида: собственно сфера моральных  отношений и сфера социально-экономических, политических, национальных, трудовых, семейных и других отношений. При  втором виде нравственного общения  важны результаты определенных действий субъекта в различных сферах деятельности, удовлетворенность или неудовлетворенность  их результатами. Данное общение –  есть единство нравственного сознания и поведения. Ее еще можно представить  как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя культура – нравственные идеалы и  установки, нормы и принципы поведения, как основополагающие духовного  облика личности. Очень много можно  привести примеров из повседневности, когда для людей внешняя сторона  общения становится самоцелью, хотя на самом деле это прикрытие для  достижения своих эгоистических  целей.

Целью написания данной работы является изучение этики как наука  о морали, предмета, структуры и функции этики. Определить нормативный характер этики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть этику как  науку о морали;

- изучить предмет, структуру и функции этики;

- определить нормативный характер этики.

В качестве информационной базы привлекались теоретические материалы  исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, периодические  издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Этика как наука о  морали

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного  разделения труда познавательная теоретическая  деятельность отделилась от непосредственного  практического нравственного сознания.

Возникновение термина «этика»  как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие  «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова  «этос», что означало привычки, обычаи, нравы.

Человек и человеческое общество возникли тогда, когда человек научился себя ограничивать. Первыми законами были законы, запрещающие браки между родственниками - между родителями и детьми, между братьями и сестрами, вообще между ближними родственниками. Люди заметили, что подобные браки ведут к кровосмешению и вырождению. У животных таких ограничений нет. Потом появились законы, запрещающие убийство, воровство, насилие. Это не означает, что в обществе больше нет подобных явлений - сколько угодно убийств, насилия, унижения человеческого достоинства, воровства, предательства. Но людьми все эти вещи осуждаются. Без подобных ограничений человеческая жизнь была бы невозможна. Человек, следовательно, возникает вместе с появлением морали.

Греческое слово «ethos» было переведено римским мыслителем Цицероном латинским словом «mores» (нравы), на его основе было образовано прилагательное «moralis» (моральный).  
В последующем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralitas), которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».

Таким образом, следуя этимологии, слова «этика», «нравственность», «мораль» в обыденной речи употребляются  как синонимы. Однако в философии  сложилась традиция различения этих понятий. Термины «нравственность», «мораль» означают определенные сферы  духовной культуры, а под термином «этика» понимается исследование, изучение морали, нравственности и их обоснование. Следовательно, мораль и нравственность являются предметами изучения этики, точнее, учением о морали и нравственности.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь  между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Это не значит, что этика вырабатывает конкретные рекомендации, как поступать в  том или ином случае, она вырабатывает средства, как осмысливать поступки, осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир. Она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

Мораль - это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей.

По мере развития цивилизации  в обществе появляются право и  закон, нарушение которых преследуется наказанием - уголовным или административным. Под юрисдикцию права подпадают только некоторые поступки людей, прежде всего те, которые несут опасность человеку или обществу в целом. К сфере морали относятся все поступки, поскольку они могут быть морально оценены. Нарушение юридических законов карается обществом или государством, нарушение моральных норм или законов карается моральным осуждением. И часто моральное осуждение для человека страшнее уголовного преследования.

Нормы и правила могут  быть укоренены в обычаях и  привычках населения (определяя уровень регуляции поведения на обыденном уровне) и могут быть закреплены в официальном законодательстве.

В систему моральной регуляции  входят нормы (предписания, правила поведения, объединенные в кодекс), ценности (добро, справедливость и т.д.), принципы (универсальные формулы поведения людей, которые четко формулируются и могут быть связаны с идеологией, выражать интересы какой-либо социальной группы). Моральная регуляция опирается на общественное мнение и распространяется на все сферы жизни общества, в которых присутствуют взаимоотношения субъектов. Особое значение имеет моральная регуляция в области права, которая выражается в том, что некоторые моральные нормы закреплены законом. Отсюда появляется возможность государственного принуждения следовать этим нормам; кроме того, происходит взаимодействие морали и права - к примеру, либерализация морали влечет либерализацию права.

Большое значение в настоящее  время приобретает моральная регуляция исследований в науке (например, в медицине в связи с проблемами эвтаназии, клонирования).

Учащающиеся техногенные  катастрофы указывают на важность морального регулирования и в таких, казалось бы, далеких от философии сферах, как технология и производство, в силу возрастания в них значимости влияния человеческого фактора.

В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.

Мораль, в отличие от права, не имеет степенных градаций. Согласно нормам права, если человек украл деньги, его осуждают по одной статье, а если он убил человека - по другой, и наказание во втором случае неизмеримо больше. Согласно нормам морали, украсть и убить одинаково безнравственно, мораль одинаково осуждает и вора, и убийцу.

Мораль относится к  сфере должного, она показывает человеку, каким он должен быть, и в этом смысле она не наука, она ничего не изучает, она лишь научает человека быть человеком. Мы признаем, писал великий немецкий философ И. Кант, что вряд ли можно найти абсолютно чистую землю, чистую воду, чистый воздух и т.п. Тем не менее эти понятия, которые создал разум, необходимы, без них не было бы никакой науки. Мало кто живет в мире, не нарушая законов любви и совести, как этого требует мораль цивилизованного общества. Но это не значит, что подобные законы утопичны. Если бы их не было, если бы они не обращались к каждому человеку, общество быстро перестало бы быть человеческим, шла бы непрерывная война всех против всех, в которой выживали бы самые сильные, агрессивные и безжалостные.

В истории человеческой культуры существовали разные точки зрения на сущность морали: одни мыслители считали, что человек по своей природе  добр, а злым и агрессивным его  делают неправильное воспитание или  уродливая окружающая среда (П. Гольбах, Гельвеций), другие полагали, что человек  по природе зол и агрессивен, как животное, а добрым его делают воспитание, культура (Ж.-Ж. Руссо). На самом деле, видимо, человек не добрый и не злой. Сам человек – это его «усилие» быть человеком: как только я перестаю осуществлять это усилие, я опускаюсь до животного состояния. Мораль соответствует глубинным законам человеческого бытия.

Но человек - не только объект общественного регулирования, не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего - это личность, обладающая и так называемым нравственным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Это осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Таким образом, следует учитывать  и глубинные мотивационные побуждения человека.  
И поиск их оснований ведет к понятиям, используемым в религиозной этике («от Бога» или «от Космоса»), к анализу движущих сил в человеке как проявлений некой Абсолютной Идеи или «вещи – в – себе» (это уже философская этика). Глубинные мотивационные побуждения человека можно увязать и с унаследованием социального опыта в филогенезе, с его укорененностью в наследственности многих поколений (теория интериоризации Г. Спенсера в эволюционной психологии).

Интериоризация – процесс «присвоения» человеком нравственных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные (а не навязанные извне) ценностные ориентации.

Наряду с моралью, как  уже отмечалось, употребляют слово  «нравственность». Одни исследователи  полагают, что мораль и нравственность — это синонимы, другие видят  между ними определенную разницу, полагая, что мораль, опираясь на нравы, существующие в том или другом обществе, являются массовым поведением, имеющим моральное  значение.

Нравы лучше определить как  совокупность обычаев, принятых тем  или иным народом, контролируемых всеми  членами общества, а нравственность как область практических поступков, обычаев, нравов, сфер нравственной свободы  личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними  мотивами. Нравственность отображает, прежде всего, глубинные установи сознания индивида, включающие в себя и рефлексию (раздумья), и интуитивно-нравственные переживания. Рефлексия – способ мышления, направленный на самопознание, осмысление специфики духовного бытия человека.

Например, Г.В.Ф. Гегель всегда проводил концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность». Мораль для него - это сфера реальной свободы, связанная с «самоосознанием направленности к добру», с совестью, практическая свобода. Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, являются семья, гражданское общество, государство. В отечественной этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «нравственность», во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью могут пониматься:

а) нравы как практикуемые формы поведения;

б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой;

в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения, в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.

У некоторых народностей  при встрече принято плеваться друг в друга, а у других - улыбаться и пожимать руки, в Индии люди сжигали и сжигают своих мертвых, а в Персии это считалось величайшим кощунством. Исследователь архаических обществ М. Элиаде писал, что первобытные земледельцы, чтобы обеспечить плодородие растительного мира, подвергали мучениям жертвы, приносимые богам для увеличения урожая, предавались сексуальным оргиям и каннибализму, охотились за головами врагов. Человек был обречен убивать и работать, чтобы иметь возможность прокормить себя. Но это обязывает его принять жестокость и убийство как неотъемлемую составную часть своего существования. Таковы были нравы архаического общества, и никакое моральное осуждение этих нравов было неуместно.

Информация о работе Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. Нормативный характер этики