Этика аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:01, реферат

Описание работы

На практике профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.
Цель работы – изучить этику аудита и этические нормы аудиторской деятельности.
Задачи работы: изучить понятие и сущность этических норм аудита; знать законы этики аудиторов; рассмотреть основные этические нормы аудиторов и аудиторских фирм.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность этических норм аудита………………………………….4
2. Этика аудитора…………………………………………………………………..7
3. Основные этические нормы аудиторов и аудиторских фирм………………..8
Заключение………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Этика аудита.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Понятие и сущность  этических норм аудита………………………………….4

2. Этика аудитора…………………………………………………………………..7

3. Основные этические нормы аудиторов и аудиторских фирм………………..8

Заключение………………………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблематики определяется тем обстоятельством, что одной из важнейших задач становления аудиторской профессии в нашей стране в настоящее время является разработка этических норм, которыми могли бы руководствоваться в своей деятельности российские аудиторы. Названной проблематике подчинена данная работа, тема которой «Этика аудита».

Этика - это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы.

Издавна известно такое  понятие, как врачебная этика, а  аудитор - это тоже своеобразный врач, только объектом его благотворного воздействия является не человек, а предприятие (организация).

Кратко этические нормы аудиторской деятельности можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность и объективность.

На практике профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.

Цель  работы – изучить этику аудита и этические нормы аудиторской деятельности.

Задачи  работы: изучить понятие и сущность этических норм аудита; знать законы этики аудиторов; рассмотреть основные этические нормы аудиторов и аудиторских фирм.

Структура работы: введение, основная часть, заключение. Прилагается список использованной литературы.

Степень изученности проблематики. При изучении и изложении материала использовались научные и учебные пособия, нормативно-правовые документы, а также работы отечественных и зарубежных авторов - специалистов в данной области знаний: Андреева В.Д., Данилевского Ю.А., Шапигузова С.М., Ремизова Н.А., Старовойтовой Е.В., Камышанова П.И., Крупченко Е.А., Замыцковой О.И., Робертсона Дж., Родионовой В.М., Шлейникова В.И. и мн. др.

1. Понятие и  сущность этических норм аудита

 

Одной из важнейших задач  становления аудиторской профессии  в нашей стране является разработка этических норм, которыми могли бы руководствоваться в своей деятельности российские аудиторы. Такие нормы, сложившиеся на протяжении двухсот лет аудиторской практики, существуют в странах с рыночной экономикой. Будучи вначале неписаными, но строго соблюдаемыми, впоследствии эти нормы в ряде стран были закреплены в так называемых этических кодексах аудита. Нарушение этических норм влечет за собой порицание, осуждение со стороны коллег, а также специально созданных судов при аудиторских палатах. В более тяжких случаях к провинившимся могут быть применены такие серьезные меры наказания, как большой денежный штраф и отстранение от работы, временно или навсегда.

Если сравнивать профессию  аудитора с какой-нибудь другой, то ближе всего к ней стоит  профессия врача. Аудитор вдумчиво, доброжелательно знакомится с положением дел у клиента, выявляет пробелы и уязвимые места в финансовой деятельности, в организации учета и отчетности и дает рекомендации, как      улучшить учет и устранить те недостатки и ошибки, которые в будущем могут обернуться крупными неприятностями. Поэтому главное правило аудитора - не нанести клиенту вреда.

Одной из этических норм является доброжелательное, лояльное отношение к клиенту. Поэтому с самого начала знакомства с предприятием и его работниками аудитор должен показать себя помощником в устранении имеющихся недостатков, а не судьей, изобличающим персонал предприятия. Аудитор - не ревизор, а аудит - не ревизия. Аудитор защищает имущественные интересы собственников, будь то коллективный собственник в лице акционерного общества, товарищества или индивидуальный владелец, пригласивший аудитора на проверку отчетности или для консультирования по учетным, налоговым или правовым вопросам.

Неукоснительным правилом аудита является конфиденциальность, т. е. полнейшее соблюдение коммерческой тайны в отношении клиентов, их хозяйственных операций и финансового положения.

Этическими нормами  аудита предусмотрены независимость суждений и заключений аудиторов, объективность и честность их выводов. Независимость аудитора обеспечивается тем, что он не находится на государственной службе, не является штатным сотрудником каких-либо неаудиторских организаций и потому должен выполнять свои обязанности, т. е. осуществлять аудиторскую деятельность. Аудиторы, кроме того, не должны быть материально заинтересованы в деятельности проверяемого предприятия, т. е. ни они сами, ни их близкие родственники не могут быть собственниками, пайщиками или акционерами проверяемых предприятий.

Необходимо отметить и такую этическую норму, как осознание аудитором ответственности за последствия своих рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок. В Законе «Об аудиторской деятельности в РФ» указаны санкции, которые могут быть применены к аудитору за недоброкачественную проверку и недобросовестное аудиторское заключение. Тем не менее, не страхом перед наказанием руководствуется аудитор в своей работе, а стремлением выполнить свой долг перед клиентом.

Аудиторы обязаны скрупулезно  соблюдать положения профессиональной этики. Ее требования строже правовых норм, но мягче моральных идеалов. Можно выделить несколько профессиональных требований, обязательных для аудиторов:

- ответственность, выполнение профессиональных обязанностей с полной отдачей, неукоснительное следование моральным нормам, строгое сохранение коммерческих тайн клиента и отказ когда-либо использовать их в собственных интересах; отказ от увязки вознаграждения с результатами работы, например, если аудитор добился снижения налогов, уплачиваемых клиентом, то гонорар от этого не становится больше;

- соблюдение общественных интересов (руководствоваться самыми высокими стандартами в работе);

- выполнение профессиональных обязанностей только исходя из действующих правовых норм;

- объективность и независимость (стремиться к пониманию конфликтов, интересов лиц, занятых в делах фирмы клиента, и выглядеть в их глазах человеком независимым);

- профессиональная добросовестность (постоянное совершенствование своих знаний);

- качество услуг (выполнение работы только в фирмах, использующих методы контроля качества проводимого аудита).

Таким образом, если сравнивать профессию аудитора с какой-нибудь другой, то ближе всего к ней стоит профессия врача. Аудитор вдумчиво, доброжелательно знакомится с положением дел у клиента, выявляет пробелы и уязвимые места в финансовой деятельности, в организации учета и отчетности и дает рекомендации, как      улучшить учет и устранить те недостатки и ошибки, которые в будущем могут обернуться крупными неприятностями.

Одной из важнейших задач становления аудиторской профессии в нашей стране является разработка этических норм, которыми могли бы руководствоваться в своей деятельности российские аудиторы. Такие нормы, сложившиеся на протяжении двухсот лет аудиторской практики, существуют в странах с рыночной экономикой. Будучи вначале неписаными, но строго соблюдаемыми, впоследствии эти нормы в ряде стран были закреплены в так называемых этических кодексах аудита.

Нарушение этических  норм влечет за собой порицание, осуждение  со стороны коллег, а также специально созданных судов при аудиторских палатах. В более тяжких случаях к провинившимся могут быть применены такие серьезные меры наказания, как большой денежный штраф и отстранение от работы, временно или навсегда.

 

 

 

2. Этика аудитора

 

Издавна известно такое  понятие, как врачебная этика, а аудитор - это тоже своеобразный врач, только объектом его благотворного воздействия является не человек, а предприятие (организация). Кратко этические нормы аудиторской деятельности можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность и объективность.

На практике профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения. Международная федерация бухгалтеров (МФБ) опубликовала Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, который использован профессиональными объединениями бухгалтеров и аудиторов разных стран для создания национальных кодексов. В России действуют кодексы таких профессиональных объединений, как Российская коллегия аудиторов и Российская аудиторская палата.

Соблюдение этических  норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб.

Сообщество аудиторов  в целом и каждый аудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельных аудиторов и требуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.

Каждый аудитор, подвергающийся критике своих коллег по поводу нарушения этики профессионального поведения, имеет право на объективное публичное расследование допущенных отступлений от норм, предусмотренных настоящим Кодексом. По желанию конкретного нарушителя расследование может проводиться конфиденциально.

3. Основные  этические нормы аудиторов и аудиторских фирм

 

К основным этическим  нормам относятся следующие требования.

Соблюдение  общепринятых моральных норм и принципов. Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести;

Руководствоваться в  своих поступках общечеловеческим правилом: «Старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе»; соблюдать правила и нормы общей морали, правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримиримость к несправедливости, нарушениям моральных и нравственных, а также правовых норм во всех их проявлениях.

Соблюдение  общественных интересов. Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими  и физическими лицами,  аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он обязан отказаться от их защиты.

Объективность аудитора. Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации.

Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно ими  предвзято.

Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц.

Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме.

Внимательность аудитора. При выполнении профессиональных услуг следует проявлять максимальное внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.

Независимость аудитора. Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.

В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента.


Основные  обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудитора либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости:

а) предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;

б) финансовое участие аудитора в делах организации клиента и любой форме;

в) финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование, кроме банковского, и др.);

г) косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) и организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т. п.;

д) родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;

е) чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;

ж) участие аудитора (руководителей аудиторской фирмы) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;

з) неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей аудиторских фирм) о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;

и) прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;

к) предложения от клиента о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.

По вышеуказанным обстоятельствам независимость считается нарушенной, если они возникли, продолжали существовать или были прекращены в периоде, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги.

Основные  обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудиторской фирмы либо позволяют сомневаться в ее фактической независимости:

Информация о работе Этика аудита