Этика деловых отношений руководителя с подчиненными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:03, реферат

Описание работы

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала.
Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
История этики……………………………………………………...…..5
Сущность деловой этики………………………………………………8
Этика деловых отношений руководителя с подчиненными………..11
Заключение…………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального  образования

Кафедра истории и  теории социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловая этика  руководителя

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Исполнитель:

                                                                           Андреева Ю.В.

студентка 451 группы

                                                                                   заочного отделения

 

                                                                                                 Преподаватель:

                                                                                                 Тихонова Т.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………..3
  2. История этики……………………………………………………...…..5
  3. Сущность деловой этики………………………………………………8
  4. Этика деловых отношений руководителя с подчиненными………..11
  5. Заключение…………………………………………………………….14
  6. Список литературы…………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят  задачи повышения эффективности  своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала.   

Руководитель должен понимать, что  чем лучше у него сложатся отношения  с подчинёнными, тем эффективнее  будет производство, а основной характеристикой  отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей.

Этика деловых отношений  основывается на выработанных не одним  поколением людей во всем мире правилах и нормах  поведения.  
Этика – одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Говоря об этике, мы понимаем под этим манеру общения, поведения, культуру речи и пр., что впрочем, относится к имиджу.  
Этика бизнеса не сводится только к понятию морали и является инструментом, с помощью которого менеджер принимает свои решения. К сожалению, в нашей стране деловая этика рассматривается лишь как совокупность моральных принципов, возможность применения которых на практике не изучается. В России этика менеджера принимается, прежде всего, как правила поведения руководителя в деловом окружении (деловой этикет). 
В западных странах этика чётко подразделяется на этикет и управленческую (прикладную) этику. Этика поведения менеджера рассматривается с точки зрения моральных аспектов различных функций управления, таких как маркетинг, управление персоналом, оказание профессиональных услуг, взаимодействие с контрагентами и конкурентами, слияние и поглощение фирм и т.д. 
Деловая этика предполагает трудный выбор оправданных с точки зрения нравственности и следующих целям деятельности решений. Следует подчеркнуть, что этичное поведение не устанавливается законодательно. Этика бизнеса основывается на удовлетворении интересов максимального числа участников рынка и на уважении интересов, как своей фирмы, так и интересов партнёров. Этика менеджера по отношению к конкурентам предполагает использование только «чистых» методов борьбы. 
Сегодня как никогда раньше деловые отношения развиваются и укрепляются в процессе общения. Общение между людьми играет важную роль в нашей личной жизни и профессиональной деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История этики

 
Слово «этика» (от греческого «ethos») - означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель (384 – 322 до н.э.), дав и название «науке о добродетели» - этика. 
Однако формирование и развитие этики как науки, а также основных морально – нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.  
Так, в самых ранних культурных периодах (например, в первобытном обществе) люди еще не выделяли морально – этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных форм рефлексии. Это было и невозможно, так как обычай, в рамках которого протекала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и возможный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обычая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека для всех членов племени целостной системе. 
Когда же человек начинает задумываться над кругом моральных норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает совершенно иной этап в развитии и понимании этики. Так произошло в Древней Греции. 
Античная этика, отражая идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии, здоровом отношении к материальному благополучию и миру вещей, акционирует наше внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических добродетелей греческие мудрецы выделяют мужество, благоразумие, доброжелательность и честность (справедливость). 
В новое время, в эпоху «неуверенности в сущем, когда каждый должен сам заботиться о своей нравственности» этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравственно – этических проблем стала все более соотноситься с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально – правовой характер. Немецкий философ И.Кант (1724 – 1804) отмечает, что «в морали человек подчинен своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству». 
Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются специальными значениями. Этика – это теория,  а мораль и нравственность отражают реальные явления, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. 
Этика является наукой о «должном», она регламентирует то, как «должен» поступать человек (формирует нравственные нормы и принципы). 
Сложнейшие этические проблемы возникают с сознанием морали как сферы самостоятельного выбора. Проблема самостоятельности выбора и его этического измерения становится одной из ведущих в 19 – 20 веках. Появляются новые аспекты изучения. 
Во второй половине 20 столетия появляется идея отказа от попытки определить основные моральные категории, поскольку описать их в рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает метаэтика, главной своей задачей, ставящая попытку анализа языка морали. 
Раскрывая сущностные особенности этики, необходимо обратить внимание на ее универсальное значение. Универсальность этики соотносится с ее надындивидуальным (т.е. распространяющимся на всех людей) и жизнеопределяющим (необходимым для существования  людей) характером. Это означает, что этика связана с изучением с изучением фундаментальных ценностей человеческой жизни (добро и зло, любовь, счастье, долг, справедливость и др.) и является основополагающим компонентом всей культуры, всего общества. Гуманист 20 века, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875 – 1965) в своей знаменитой книге «Культура и этика» писал, что этическое является конструирующим элементом культуры.  
В конце 20 века широкое распространение получает прикладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Возникает профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры и др.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность деловой этики

 

Этика деловых отношений как область специального знания возникает во второй половине 20 века. Ее появление обусловлено потребностью в теоретическом осмыслении моральных норм и отношений, которые сложились в такой сфере человеческой деятельности, как предпринимательство.  
Как явление реальной жизни, отражающее деловую сферу, этика бизнеса представляет собой довольно сложный конгломерат ее составляющих. Это и обусловило трудности ее теоретического освоения. Она рассматривалась в рамках различных наук: философии, социологии, психологии, культурологи… Разные ученые, пытаясь дать определение этики деловых отношений, выделяли именно те ее грани, которые были наиболее актуальны и существенны для тех наук, с позиций которых она рассматривалась. 
Поскольку этика деловых отношений представляет собой именно систему, то необходимо рассмотреть составляющие ее элементы, характер их взаимосвязи между собой, а также результаты подобного взаимодействия. 
Процесс становления этики деловых отношений как научной сферы знаний не был обособленным от других наук. Наоборот, самоопределение этики деловых отношений становится особенно заметным при анализе ее взаимодействия с другими областями знания. Изучение подобного взаимодействия позволят глубже уяснить специфику этики деловых отношений. 
В настоящее время этика – это целая наука, обобщающая и систематизирующая нравственные дисциплины и нормы. Сегодня этика устанавливает некие нормы поведения и помогает нам оценивать взаимоотношения в человеческом обществе согласно этих норм. Именно соблюдение этих норм и правил, в большинстве случаев условных, и является критерием этичного или неэтичного поведения индивидуума в обществе.

Современное понятие «этики» включает в себя несколько составляющих. Одним из них является «профессиональная этика», которая в свою очередь имеет такую составляющую как «деловая этика». Именно деловая этика определяет идеал предпринимателя с точки зрения его поведения в обществе в целом и в бизнес - кругах в частности.

Деловая этика – это свод неписаных (а иногда и писаных) правил для современного бизнесмена. Именно она определяет внешний вид, стиль работы, взаимоотношения с партнерами, правила документооборота.

В подавляющем большинстве случаев деловая этика формировалась на протяжении длительного времени под влиянием определенной культуры. Не даром, в разных регионах земного шара дипломатический протокол различен. Также отличаются способы, сроки, места ведения бизнес-переговоров, заключения сделок и т.д. Хотя в настоящее время наблюдается процесс своеобразной диффузии (взаимного проникновения) этических норм разных культур друг в друга. Страны с менее развитым бизнесом и экономикой стараются налаживать экономические связи с более развитыми странами. Если вы хотите получить что-то от вашего партнера – вам надо ему «понравиться». Одним из способов «понравиться» является повторение стиля, жестов и мимики вашего партнера. При чем этот закон психологии в бизнесе работает как часы. В поле бизнеса повторение стиля партнера означает безусловное восприятие его способа ведения переговоров, стиля одежды и т.д. Вот так, стараясь налаживать деловые контакты, многие страны и народы впускают к себе в дом несвойственные им привычки и этические нормы.

В современном мире развился некий стереотип успешного делового человека. Это индивидуум обязательно  в белой рубашке и деловом  костюме, который строго придерживается определенных правил ведения бизнеса, общения с партнерами и конкурентами, четко ведет деловую документацию. С одной стороны все это уничтожает до определенного момента национальные традиции, но с другой стороны в данной ситуации слово «одинаковый» является синонимом слова «понятный». Ведь бизнес – это только игра, а в каждой игре есть свои единые правила, которым все игроки должны подчиняться.

В настоящее время  очень много внимания уделяется  «деловой этике» или «этике бизнеса». Ее корни ведут в глубь веков к самому Аристотелю. Именно ему принадлежат труды «Этика», «Политика» и «Никомахова этика». В них Аристотель представляет экономическую этику как неотъемлемую часть экономики. Древнегреческий ученый старался внушить своему сыну Никомаху, чтобы тот занимался только производством благ. Принцип «производства благ» через много веков успешно переняли церковные идеологи.

В настоящее время  нормальный этический бизнесмен  придерживается определенных этических  правил при ведении своего бизнеса. Эти правила таковы:

1. Предприниматель свято  верит, что его деятельность  нужна не только ему, но еще обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

2. Бизнесмен верит  в людей вокруг себя. Он верит,  что они хотят и умеют работать  вообще, и с ним в частности.

3. Он относится к  бизнесу как к творчеству, верит  в него, вкладывает в него душу.

4. Предприниматель четко  понимает важность сотрудничества, но и признает необходимость  конкуренции.

5. Предприниматель чтит  законы, уважает любую форму собственности.  Он особенно ценит профессионалов  своего дела, высоко ценит образование  и науку.

Вышеперечисленные этические принципы бизнесмена могут быть применены или доработаны абсолютно для любой сферы его деятельности.

Этика деловых  отношений руководителя с подчиненными

Любой предприниматель  имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, сбытовыми и производственными процессами, он постоянно имеет дело с людьми – руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а, следовательно, и успех предпринимательского дела. 
Деловая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требований, предъявляемых культурным обществом к характеру его общения с людьми, социальному облику, адаптированные к его практическим нуждам сведения об основных эстетических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Деловая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения.  
Деловая этика базируется на такой общеловеческой ценности, как свобода. Это означает, что бизнесмен должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу свои конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемления даже в мелочах их интересов. 
Другим основополагающим принципом деловых отношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления «с наскока» слабостей и искоренения недостатков партнера, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает избежать конфликтных ситуаций. 
Формула успеха западных предпринимателей: преуспевание = профессионализм + порядочность.  
Основной постулат этики каждой уважающей себя компании: «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». 
Наши отечественные предприниматели еще не влились в единую систему правил взаимоотношений людей в сфере предпринимательства. Со временем, возможно, эти правила рыночной игры, этический кодекс, нормы поведения предпринимателя как руководителя станут и нашей стране действительностью. Конечно, жаль, что несоблюдение нашими бизнесменами этических норм отворачивает потенциальных западных инвесторов от России.

Как следует из этического кодекса предпринимателя, руководитель:

-убежден в полезности  своего труда не только для  себя, но и для других, для общества;

-исходит из того, что  люди, окружающие его, хотят и  умеют работать, стремятся реализовать  себя вместе с предпринимателем;

-верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

-признает необходимость  конкуренции, но понимает и  необходимость сотрудничества;

-уважает себя как  личность, а любую личность - как  себя;

-уважает любую собственность,  государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

-доверяет себе, но  и другим, уважает профессионализм  и компетентность;

-ценит образование,  науку и технику, культуру, уважает  экологию;

-стремится к нововведениям;

-не перекладывает  ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;

-терпим к недостаткам  других людей;

-согласовывает цели  предприятия с личными целями  сотрудников;

-никого никогда не  унижает;

-имеет бесконечное  терпение.

Выше говорилось, что  предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для "умения вести себя в обществе", но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

-правила представления  и знакомства;

-правила проведения  деловых контактов;

-правила поведения  на переговорах;

-требования к внешнему  облику, манерам, деловой одежде;

-требования к речи;

-культуру служебных  документов.

В заключение остается добавить: чем больше предпринимателей в 
России заинтересуются в продолжительном и захватывающем успехе, тем больше людей задумаются о проблемах этики вообще и деловой этики в частности. А рост количества людей, "чтящих этический кодекс", поставит нашу страну на один уровень со странами, где давно существует цивилизованный рынок.   

 

 

 

Заключение

Этика помогает деловому человеку благополучно преодолеть многочисленные минутные колебания при непосредственном общении с другими людьми. Многие испытывают такие моменты некоторой рассеянности, когда не вполне уверены в том, как начать беседу, как одеться и пр. 

Информация о работе Этика деловых отношений руководителя с подчиненными