Этика делового общения: руководители и подчинённые

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:47, реферат

Описание работы

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

Содержание работы

!. Введение…………………………………………………………………………….2стр.
2. Основная часть
 Понятие управленческого общения и основные подходы к его рассмотрению……………………………………3 стр.
 Структура управленческого общения…………………3-5 стр.
 Функции управленческого общения………………….5-7 стр.
 Жанры общения руководителя с подчинёнными…………………………………………………………..7-8 стр.
 Культура речи руководителя как этический фактор управления…………………………………………………………………8-11 стр.
 Неречевые средства управленческого общения………………………………………………………………………11-15 стр.
 Организация системы коммуникаций в процессе управления………………………………………………………………15-17 стр.
 Преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении подчинённого.17-23 стр.
 Таблица «Преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении»……………………………………18-23 стр
3. Заключение……………………………………………………………………24 стр.
4. Список используемой литературы…………………………25 стр.

Файлы: 1 файл

ref-14453.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Всероссийская государственная налоговая акакдемия

Факультет информационных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине Этика делового общения

На тему: «Этика делового общения: руководители и подчинённые»

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ИНФО-104

Бичук Е. В.

Проверил: Лебедев С. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2003.

 

 

 

Содержание

 

 

!. Введение…………………………………………………………………………….2стр.

2. Основная часть

  • Понятие управленческого общения и основные подходы к его рассмотрению……………………………………3 стр.
  • Структура управленческого общения…………………3-5 стр.
  • Функции управленческого общения………………….5-7 стр.
  • Жанры общения руководителя с подчинёнными…………………………………………………………..7-8 стр.
  • Культура речи руководителя как этический фактор управления…………………………………………………………………8-11 стр.
  • Неречевые средства управленческого общения………………………………………………………………………11-15 стр.
  • Организация системы коммуникаций в процессе управления………………………………………………………………15-17 стр.
  • Преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении подчинённого.17-23 стр.
      • Таблица «Преодоление психологических барьеров в коммуникативном поведении»……………………………………18-23 стр

3. Заключение……………………………………………………………………24 стр.

4. Список используемой  литературы…………………………25 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Я выбрала эту тему, потому что когда закончу академию, мне неминуемо придётся вступить в систему межличностных отношений между руководителем и непосредственно мной, то есть подчинённым. Поэтому уже в процессе учёбы полезно познакомиться со спецификой взаимоотношений управляющего и управляемого, понять, как надо правильно обращаться со своим начальником, а возможно, ещё и с подчинёнными, как изучить своего руководителя, понять, что это за человек и какие требования он выдвигает к подчинённым.

   Менеджмент создаётся особенностями национальной культуры. Сколько наций  - столько и стилей и типов управления. Русский стиль управления сильно отличается от американского и ещё больше от японского. Каждый из стилей выделяется среди других ярким культурным своеобразием. Чем прочнее менеджмент связан с традициями и обычаями своего народа, тем он экономически эффективен. Этот вывод подтверждают США и Япония.

   В настоящее время, в условиях  развития рыночных отношений, роста  конкуренции, перед любым предприятием  стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

   Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому этика делового общения в управлении является основополагающей. Вот это я и попытаюсь раскрыть в своей работе.

 

 

 

 

 

Понятие управленческого общения и основные подходы к его рассмотрению

 

   Прежде чем приступить  к рассмотрению содержания и  особенностей общения руководителя  и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого общения, поскольку термин «деловое общение» является слишком широким для этой ситуации. Ведь он охватывает и общение, например, врача и пациента, педагога и учащегося. В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.

   Таким образом, управленческое  общение – это деловое общение  между субъктом и объектом  управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.

   Предметом анализа  в данной работе будет в  основном межличностное общение, то есть общение начальника  и подчинённого.

   Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетённости общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. В елом же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников.

 

Структура управленческого общения..

 

   Как правило, в  общении выделяют три стороны: коммуникация, понимая в узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция – их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция – процесс взаимопознаня объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.

 КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА.

   В процессе общения  субъект и объект управления  обмениваются разного рода информацией. Не менее важен также осуществляемый  в ходе общения обмен настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и  так далее), направлены на обеспечение исполения принятого решения.

   Специфика коммуникативных  процессов проявляется в следующих особенностях:

  • В характере процесса обратной связи;
  • Наличии коммуникативных бареров;
  • Наличии феномена коммуникативного влияния;
  • Существование различных уровней передачи информации.

   С точки зрения  эффективности управления, для руководителя очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности.  Кроме того очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем:

  • Вербальные средства коммуникации – речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь – паузы и так далее)
  • Невербальные, или экспрессивные, средства коммуникации – оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами».

   Каждая в отдельности  знаковая система являет собой  некий рычаг в установлении  правильного (корректного), зависящего  от ситуации, контакта с подчинёнными, умение влиять на его психику  и его внутреннее состояние  без напосредственного вмешательства. Невозможно, например, создание доброжелательной и доверительной атмосферы в беседе, если один из её учасников своим внешним видом постоянно подчёркивает своё превосходство. В результате нарушается один из основных принципов проведения беседы – создания атмосферы взаимного доверия. Интеллектуальный потенциал подчинённого в таком общении скорее всего не будет использован.

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА

   В результате взаимодействия  объекта и субъекта управления  решение принимается последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется тем, что объект управления должен её воспринять на уровне побуждения к действию. Стратегии общение, избранные руководителем (в большинстве случаев неосознанно), определяет стиль общения и управления. . В литературе описаны пять основных типов управляющих в зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми:

    1. «либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе);
    2. «организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям);
    3. «манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям);
    4. «пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);

     5.«диктатор» (максимальное  внимание к работе, незначительное внимание к людям).

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА

   С точки зрения  эффективности управления, процесс  восприятия объекта и субъекта  управления друг другом не  являются равноценным. Каждый руководитель  понимает, насколько важно сформировать  необходимый образ у подчинённого. В менеджменте существует даже такое понятие как самопрезентация руководителя. Вместе с тем, особенность именно этой стороны делового общения в управлении зачастую не учитывается.

   Межличностная перцепция  – процесс взаимопознания субъектами общения друг друга как основа для их взаимопонимания. Эта сторона управленческого общения включает в себя определённые механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнёра.  Важную роль при этом играют коммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности.

 

Функции управленческого общения

   Предмет изучения общения  руководителя с побчинённым является  многосторонним и неоднозначнымю  В процессе взаимодействия субъект  и объект управления выполняют  сотни различных функций, которые в свою очередь подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).

   Для такого аспекта  рассмотрения, как этика делового  общения в управлении, наиболее  важны следующие функции:

  1. Функция социализации.Включаясь в совместную деятельность и общение, молодые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но и учатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане межличностной адаптации, так и для осуществления непосредственной профессиональной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.
  2. Контактная функция. Цель этой функции – установление контакта как состояния обоюдной готовности руководителя и подчинённого к приёму и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимоориентированности.
  3. Координационная функция, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий различных исполнителей при организации их совместной деятельности.
  4. Функция понимания, тго есть не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнёрами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и так далее).
  5. Амотивная функция, цель которой – возбуждение в парнёре нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с их пеомощью собственных переживаний и состояний.

   Ориентация в этих функциях  и умелое пользование ими помогает  выявить причины возникающих  трудностей при реализации конкретной  задачи упарвленческого общения. Разработка теоретических основ  упарвленческого общения имеет  своей целью повышение его эффективности. Поэтому не праздным является вопрос о том, какое управленческое общение мы будем считать эффективным. Иногда эффективность управленческой коммуникации рассматривают с точки зрения достижения целей участниками общения. Но в управленческом общении может быть два и более парнёров, и каждый из них может иметь свою цель, отличную от цели собеседника, а иногда и противоположную. Например, руководитель может ставить своей целью убедить подчинённого в необходимости выполнения какой-либо работы, а подчинённых, в свою очередь, может страмиться отказаться от этого поручения. Цели противоположны и, при отсутствии компромиссного решения, решение для одного из участников будет «неэффективным».

   Эффективность управленческого  общения нельзя рассматривать в отрыве от управленческой деятельности в целом. Коммуникация является условием и элементом управленческой деятельности, поэтому эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей упарвленческой деятельности посредством оперативной передачи необходимой информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия.

Жанры общения руководителя с подчинёнными

   Руководитель в  процессе своей деятельности проходит несколько стадий поведения: от самой жёсткой, категоричной, где надо проявлять жёсткость и нежелание идти на компромисс, до самой мягкой, лояльной, где руководитель становится равным собеседником без признаков доминирования. Но следует различать ситуации, где и как надо себя вести. В следующей таблице приводятся виды общения, выделенные по функциональному назначению, или жанры общения, как их иногда называют.

Функциональные виды управленческого общения.

Вид общения

Состояние управленческого решения

Направление перемещение информации

Приказ

Управленческое решение принято

Информация поступает от начальника к подчинённому

Беседа

  1. Управленческое решение не принято, имеется необходимость в его выработке.
  2. Управленческое решение принято и доведено исполнителю, появилась потребность в дополнительном организационном или морально-психологическом воздействии на подчинённого.
  3. Сложились обстоятельства, в которых необходима корректировка ранее принятого и доведённого исполнителю управленческого решения.

Информация идёт в двух направлениях от подчинённого к начальнику и наоборот.

Совещание

Имеется несколько вариантов управленческого решения, необходимо определить оптимальное.

Информация перемещается в двух направлениях

Отчёт

Управленческое решение принято и ранее доведено исполнителю

Информация идёт от подчинённого к начальнику

Переговоры

Необходимо принятие или выработка совместного управленческого решения двумя и волее субъектами управления.

Информация поступает в любом направлении, в соответствии с количеством участников и их статусом.

Информация о работе Этика делового общения: руководители и подчинённые