Эстетика человеческих отношений и быта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Эстетика - это отрасль знания, о том как человек моделирует свою жизнь, обеспечивает средства к своему существованию и существованию своего племени и семьи, руководствуясь своими чувственными состояниями и возникающими на их основе представлениями о совершенстве, гармонии и красоте, следование которым обеспечивает определенный комфорт, благополучие и т.д. Короче говоря, эстетическими можно назвать те чувствования человека, которые заставляют его формировать свои взаимодействия с природой и людьми на основе представлений о совершенстве, гармонии и красоте. Недаром же стремление людей к гармонизации взаимодействий с миром, выраженных в разных формах, характерно для всех известных современному человечеству эпох его развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………1
1.Эстетика человеческих отношений…………………………………..2
2.Определение быта и эстетики быта………………………………….7
3.Эстетика семейной жизни, как форма человеческих отношений….13
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Контрольная по этике и эстетике.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

 

 

Факультет:

«ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»

Направление:

«Этика и эстетика»


 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Этика и эстетика

Тема: «  Эстетика человеческих отношений и быта».

 

 

Выполнил:

 

Проверил:

 

 

                               

 

 

 

 

                                     г. Красноярск,

 

 

Введение…………………………………………………………………1

1.Эстетика человеческих отношений…………………………………..2

2.Определение быта и эстетики  быта………………………………….7

3.Эстетика семейной жизни, как форма человеческих отношений….13

Заключение………………………………………………………………17

Список  литературы………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение.

Эстетика -  это отрасль знания, о том как человек моделирует свою жизнь, обеспечивает средства к  своему существованию и существованию  своего племени и семьи, руководствуясь своими чувственными состояниями и  возникающими на их основе представлениями о совершенстве, гармонии и красоте, следование которым обеспечивает определенный комфорт, благополучие и т.д. Короче говоря, эстетическими можно назвать те чувствования человека, которые заставляют его формировать свои взаимодействия с природой и людьми на основе представлений о совершенстве, гармонии и красоте. Недаром же стремление людей к гармонизации взаимодействий с миром, выраженных в разных формах, характерно для всех известных современному человечеству эпох его развития.

Каждый период или эпоха духовного развития человечества характеризуются созданием людьми для своего блага и во имя гармоничного взаимодействия с миром различных предметов, олицетворяющих совершенство, гармонию и красоту, и становящихся общенародным достоянием независимо от расовой, национальной или временной принадлежности их создателей. Эстетика не устанавливает истину, но делает истинно нужными вещь, изделие или природное явление, как условие его собственного благополучного и жизнедеятельного состояния.

Существует множество доказательств того, что человеку присуще врожденное неосознанное стремление к совершенствованию, гармонизации взаимодействия с окружающим миром, формирую вокруг себя красоту отношений и обустройство своего быта.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей эстетики человеческих отношений и быта. 
2

1. Эстетика человеческих  отношений

 

Прежде, чем рассматривать различные  стороны человеческой жизни с  точки зрения эстетики, попытаемся проанализировать представления о человеке, которые накопились за долгую историю развития человечества, поскольку в этих представлениях отражены основные стороны его индивидуальной и общественной жизни.1

Самым распространенным и известным представлением о человеке является положение о том, что человек есть существо разумное (homo sapiens). Появилось оно раньше других представлений о человеке потому, что начинавшему изучать свою историю человечеству надо было выделиться из природного мира, чтобы строить свои взаимоотношения с ним, и отделить себя от всех других живых существ. Кажется, последнее обстоятельство сыграло главную роль, так как еще Аристотель (384 - 322 год до н. э.) - величайший философ Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, выделил человека из всего живого мира, не объяснив при этом, что же такое человек как обладающее разумом существо, - ответить на этот вопрос до сих пор не смогла вся мировая философия. Даже высказывание французского философа Рене Декарта (XVII в.) "Я мыслю, следовательно, существую", подтверждающее исключительное значение разума для определения места человека в мире, не определило его сущность.

Наличие разума обеспечило человеку возможность, приспосабливаясь к условиям мира, использовать окружающие его  предметы в качестве примитивных  орудий труда и быта, совершенствовать их; постепенно осознавать свое отличие от других живых существ; объединяться в сообщества, чтобы добывать себе и членам сообщества все необходимое. Может быть, и потому столь высоко с глубокой древности человек ценил

3

свой разум, что именно он в конце концов освободил его от постоянной, ежедневной необходимости заниматься добыванием средств к жизни. Благодаря наличию разума человек создавал все более сложные, а значит, более производительные орудия труда. Этому способствовали его природное стремление к постоянному движению, совершенствованию, а также постоянно развивающиеся память и способность восприятия целостных картин, образов, действий, приводящих к наибольшему успеху с меньшей затратой усилий и сил.

"Погружение в раздумья" основной и самый эффективный способ умственного развития, следующий этим после выработки способности и привычки представлять себя каждый раз новым предметом в игровой ситуации. По мнению многих мыслителей прошлого, особенно непримиримых материалистов, человека разумного дополняет человек  - существо производящее (homo faber).

"Faber" в переводе с латинского - это скорее мастер, ремесленник и художник, творец, и только потом созидатель и производитель. В XIX и XX веках производство стали понимать упрощенно: поставить или закрепить заготовку и нажимать на педаль или кнопку. Но конструкция станков, машин, приборов, технология обработки заготовок, да и сами заготовки - были придуманы и изобретены мастерами, творцами. Производство - это только конечная операция процесса получения продукта, однако ее-то и возвели в ранг определяющих, в том числе и структуру общественных отношении, в частности взаимоотношений производителей продуктов и их владельцев.

Это одностороннее упрощенное понимание  производства как первопричины взаимодействия людей на основе имущественных, собственнических отношений. Разумеется, без ручного труда человек никогда не сможет обойтись, ибо любые самые совершенные машины, приборы, станки, технологические линии создаются руками, которыми

4

руководит разум человека, опирающийся на знания. Разум доводит движения рук до автоматизма, что, в свою очередь, представляет разуму возможность творческой работы, поиска вариантов создания все более совершенных машин, станков, оборудования, приборов, технологических линий и процессов, выпускающих все более совершенные продукты, удовлетворяющие материальные и духовные потребности людей.

Каждое поколение людей проходит мини процесс развития человечества, за годы от младенчества, до окончания вуза, техникума, ПТУ. Старшие передают подрастающему поколению свои опыт, знания, умения и навыки, чтобы каждый человек выполнил предназначенную ему самой жизнью роль мудреца, творца, созидателя и производителя.

Человек существо играющее (homo ludeus). Итак, XVIII в. в науке о человеке появился термин "человек-созидатель", преобразованный в XIX в. в другой термин - человек-производитель. Эта метаморфоза объясняется тем, что в XIX в. главной задачей было производство как можно большего количества машин, станков, оборудования и продуктов в связи со стремительным развитием капитализма. Поскольку потребности людей возрастали, развивалось производство  разнообразных товаров, удовлетворяющих эти потребности. Понятно, что термин "человек-созидатель" более приемлем для проведения четкой грани между ним и другими представителями животного мира, но индустриальный XIX в. отдавал предпочтение другому термину - "человек-производитель".

А вот в XX в. было сделано заключение, что этих двух терминов,  подчеркивающих специфические особенности человека, недостаточно, чтобы иметь более определенно выделить его из животного мира, поскольку именно человеку присущи нехарактерные для других живых существ любая деятельность человека является игрой. Широко известно выражение Уильяма Шекспира "вся жизнь - театр, а люди в ней актеры". Эта же мысль прослеживается и в творчестве французских драматургов Пьера Корнеля и

5

Жака Расина, испанцев Феликса Лопе де Вега и Педро Кальдерона, немецких философов и поэтов Иоганна  Гете и Фридриха Шиллера, русских писателей Николая Гоголя и Федора Достоевского. Однако общефилософская  точка зрения на игру появилась лишь в 30-е гг. XX в., когда нидерландский философ Йохан Хейзинга призвал считать человека существом играющим, введя термин "человек играющий", и философски обосновав его. Его книга "Homo Ludens" ("существо играющее") издана в России в 1992 г.

Игра - важнейшее средство культурно-эстетического  развития человека, который любит  играть в любом возрасте в отличие  от животных. Известно, что и человеку, и животному, находящемуся в младенческом возрасте, свойственно стремление к игре, которая с биологической точки зрения является средством подготовки их к жизни, средством адаптации к условиям существования, средством укрепления и развития наследственных форм поведения. Но ведь известно, что инстинкт всегда проявляется спонтанно, естественно и не требует упражнений, способствующих его проявления - он заложен природой и все равно проявится, ибо в противном случае живое существо не сможет приспособиться к жизни. Значит, игра есть форма проявления избытка жизненных сил, которые животные бескорыстно расходуют в процессе игры, доставляя себе этим удовольствие.

Игра настолько естественно  органично вошла в жизнь человека, что стала неотъемлемой частью политики, правосудия, науки, искусства, военных действий, образования и других сфер человеческой деятельности.

Человек - существо прекрасное (homo pulcher). Почему человек как существо прекрасное рассматривается нами лишь в конце определения основных качеств, достоинств и отличий человека от всех живых существ? Потому ли, что процесс создания представления о нем оказывается слишком замедленным? Потому ли, что качество, определяемое словом "прекрасное" проявилось в нем позже всех его других качеств? Потому ли, что этого

6

качества труднее всего достичь? А может потому, что природа не наделила человека теми силами, стремлениями, надеждами и желаниями, которые необходимы, чтобы он мог называться прекрасным? На все эти вопросы можно ответить и положительно, и отрицательно. Однако природа проявила щедрость, наделив человека в отличие от животных врожденным стремлением к красоте, о чем мы говорили в самом начале наших занятий.

Поистине нет в мире силы, способной  уничтожить стремление человека к красоте. Даже самые никчемные, казалось бы люди испытывают это стремление - вспомните отца Сонечки Мармеладовой из "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского, героев рассказов А. П. Чехова, пьесы А. М. Горького "На дне".2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

2. Определение быта  и эстетики быта.

 

Прежде всего, следует уяснить, что такое быт в чувственном, умственном и волевом проявлениях. В повседневном обиходе слово "быт" означает обыденную жизнь, не связанную с общественно-полезной деятельностью человека, сферу жизни, через которую каждый человек входит в жизнь, в мир людей. Быт  - это материальные условия жизни людей, т.е. среда, в которой протекает основная часть жизни человека происходит удовлетворение его материальных потребностей. В быту человек готовит пищу, заботится о своем здоровье и здоровье близких ему людей, о воспитании, обучении детей, передаче им своего опыта и опыта предшествующих поколений, осваивает большую  часть духовных благ, культурных ценностей, общается с родными, близкими, приятелями, друзьями, развлекается, созерцает природу и собирает ее дары, изготавливает и использует различные необходимые для жизни предметы, делит с близкими людьми все радости и горести жизни и т. д.

Поскольку ребенок начинает познавать  мир находясь в бытовой среде, к ней предъявляется прежде всего  эстетические требования. Вся атмосфера домашней, семейной жизни влияет на пробуждение и формирование чувств ребенка. Известно, что детское восприятие значительно отличается от восприятия взрослого, поэтому разработаны определенные требования к оформлению комнаты, в которой находится ребенок, к цветовому, пластическому решению стен, мебели, игрушек. От качеств игрушек и предметов, окружающих ребенка, во многом зависит его реакция на чувственное богатство мира, а также объем и качество чувственной информации, усвоенной им. Более 90% всей информации человек получает посредством зрения, 6% -слуха и 4% -обоняния, вкуса и осязания, поэтому предметы, предназначенные для развития каждого органа чувств, должны соответствовать своему предназначению.

8

Еще в местах обитания первобытного человека были найдены предметы, которые не годились для утилитарных целей и могли использоваться только в качестве игрушек. Создавая из дерева, камня или глины фигурки человека или животных, первобытный человек знакомил ребенка с миром, в котором ему предстояло жить. И в современном обществе с помощью игрушек, сказок стремятся облегчить ребенку понимание законов бытия.

Бытовая среда  не только, пробуждает, но и развивает  чувственность ребенка. В семейной бытовой обстановке особенно остро  воспринимаются события жизни каждого члена семьи, родственников, друзей. Здесь человек учится сочувствовать, сопереживать, сострадать, радоваться, и т. п.

Основную  часть свободного времени человек  проводит в бытовой среде, какую  бы активную общественную и духовно-культурную жизнь он ни вел. Для большинства людей - это прежде всего активная и напряженная чувственная жизнь, которая разделяется на три потока: первый из них - это информация, воспринимаемая неосознанно, задевая или не задевая чувства; второй поток - информация, которая оказывает сильное воздействие на чувства, порождая чувственную активность личности и соответствующие реакции и поступки; третий поток - чувственная информация, требующая активного осмысления и вызывающая поэтому активную и напряженную работу мозга; причем это может происходить и во время активных, целенаправленных наблюдений за какими-то явлениями природы, и во время, казалось бы, спокойного созерцания мира или при самосозерцании, когда человек пытается разобраться в своих чувствах.3

Информация о работе Эстетика человеческих отношений и быта