Депутатская этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:34, доклад

Описание работы

Депутатская этика – это совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения депутатов.

Содержание работы

Введение
Общая характеристика депутатской этики
Депутатская этика в России
Проблемы регламентации депутатской этики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Депутатская этика.docx

— 32.61 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Общая характеристика депутатской  этики

Депутатская этика в России

Проблемы регламентации  депутатской этики

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших элементов  демократического общества есть развитая система парламентаризма, которая  сможет обеспечить общие интересы народа. Основу демократии составляют принципы народовластия, верховенства закона и разделения властей. Именно на этих принципах и должна основываться деятельность парламента.

При исследовании организации депутатской деятельности, работы парламента, его структуры и порядка принятия решений важно рассмотреть не только политические и правовые особенности, а также упомянуть и этические аспекты принятия решений и поведения депутатов, которые нужны для продуктивной работы органа народного представительства.

Анализ проблемы депутатской  этики предполагает рассмотрение нескольких важных вопросов, таких как общие  проблемы политической и управленческой этики, особенности парламентской  деятельности в России, значение правил этики в деятельности парламентариев, уровень регламентации депутатской деятельности.

В российском обществе протекают  сложные демократические и этические  процессы, именно поэтому понятие  парламентской этики не является до конца раскрытым и воспринятым  обществом. Разработка данной проблемы требует учета особенностей российской политической культуры, социальных реалий, особенностей реализации парламентской  деятельности.

 

 

 

 

Общая характеристика депутатской этики

В первую очередь депутат  – это представительное лицо, и  потому он должен с уважением относиться к людям, обществам и движениям. Часто депутаты не предают должного внимания общественному мнению. Пропагандистская деятельность, создающая лишь видимость  заинтересованности депутата мнением  своих избирателей, есть очень нежелательной. Депутат не должен давать невозможных обещаний. Сдержать слово и добиться обещанного результата – его главная цель.

Депутатская этика – это совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения депутатов. Соблюдение данных норм - не только моральная, но также и юридическая обязанность каждого депутата. Они обеспечиваются соответственно средствами как общественного, так и дисциплинарного воздействия. Для применения таких средств в парламентах обычно создаются специальные комиссии. Конкретная ответственность за нарушение этих правил этикета устанавливается, как правило, в регламенте парламента или его палаты.

 При обсуждении вопросов парламентарии должны ограничиваться только обсуждаемым вопросом, не выходить за его рамки. Упоминая своего коллегу, депутат не должен называть его фамилию, а лучше использовать словосочетания «предыдущий оратор», «уважаемый коллега», и т.д.

Этикет не разрешает сомнения в мотивах, которыми руководствуется  тот или иной участник дискуссии, но можно критиковать характер или  предлагаемые им действия. Другими  словами можно критиковать предложение  и точку зрение оппонента, а не его самого.

Если председательствующий поднимается со своего места, чтоб сделать  заявление по порядку заседания, сообщить информацию и так далее, выступающий должен уступить ему  слово.

Неприемлемые слова должны быть зафиксированы в письменном виде, а затем прочтены произнесшему их оратору. Если он не может их обосновать, но и не хочет извиниться, парламентарии  обязаны предпринять какие-то действия. Если указанные слова имеют характер личного оскорбления в адрес другого парламентария – и оскорбитель, и оскорбленный должны покинуть зал заседания (ведь существует общее правило, что участник дискуссии не должен присутствовать при обсуждении непосредственно качающегося его вопроса) до решения данного вопроса.

Во время дебатов, выступления  никому не разрешается перешептываться, ходить по залу и вообще совершать  что-либо, что может отвлечь парламентариев или помешать делопроизводству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Депутатская этика  в России

Процесс формирования российской парламентской системы, основывающийся не только на изучении и восприятии богатого опыта, накопленного зарубежными странами в этой сфере, но и на выявлении и учете собственно российских (исторических, политических и пр.) факторов, влияющих на формирование и функционирование отечественных государственно-правовых институтов, в значительной степени до сих пор представляет собой серию экспериментов (думается, слово «реформирование» более уместно было бы применять в отношении уже оформившегося института). Изменение порядка формирования Совета Федерации, далеко не бесспорно позитивный переход на полную пропорциональную систему формирования Государственной Думы - лишь некоторые (и явно не последние) звенья этой цепи. Но едва ли факт такого экспериментирования можно расценивать как однозначно негативный - ведется поиск наиболее оптимальных путей развития, пусть даже методом проб и ошибок.

Создание дееспособной и  эффективно функционирующей парламентской  системы - процесс длительный и многоаспектный. В последние годы наиболее четко обозначился интерес к одному из таких аспектов - формированию и развитию у парламентариев и в обществе в целом нормативно-этического мышления как необходимого условия (наряду с соответствующей нормативной базой) становления и функционирования в России института парламентской этики1. Вполне справедливым можно признать суждение о том, что работа в этом направлении может иметь далеко идущие последствия, не ограничивающиеся внутренними парламентскими рамками. Выработка более или менее четких этических представлений, формулирование критериев допустимого и недопустимого в парламентской деятельности (критериев, которые бы отражали не нравственные взгляды и предпочтения отдельных людей, пусть и депутатов, а именно платформу кодекса), обсуждение парламентских событий, в том числе на языке морали и этики, адекватном нормам политкорректности, а не только на языке частных интересов или межфракционных отношений, может изменить климат в Государственной Думе, а может быть и политический климат в стране".

Фактически речь идет об определении стандартов поведения депутатов внутри парламента и вне его, основанных на существующей системе общественных ожиданий (причем характер общественных ожиданий, содержание претензий к парламентариям должны быть адекватны состоянию самого общества), и сущности соответствующего контроля со стороны общества.

В том или ином виде принципы парламентской этики как необходимые рамки, за пределами которых поведение депутата может расцениваться как безответственное, закрепляются как в конституциях, так и в специально разработанных законах: кодексах чести депутатов и кодексах этики правительственной службы

Интерес к поведению депутатов  – явление не новое. Грубость по отношению к коллегам, некорректные высказывания и вызывающее, неадекватное поведение депутатов – достаточно частый сюжет телепередач. Проблема действительно серьезна и важна  – и не только с точки зрения того, что происходит в стенах Думы, на территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации и даже не только на территории России. Мы все работаем и взаимодействуем с коллегами  в межпарламентских группах, нередко  выезжаем в другие страны, к нам  довольно часто приезжают зарубежные коллеги. Обмен опытом по вопросам регулирования  поведения депутатов, парламентариев, конгрессменов, сенаторов во время  наших контактов с представителями разных стран, конечно, необходим нам для того, чтобы на основе полученных знаний создать свой кодекс.

Сейчас парламентарии  стали заниматься своим непосредственным делом – законотворчеством. Вместе с тем отношения между депутатами, отношения депутатов с избирателями, с представителями органов исполнительной власти, а также со своими коллегами  в субъектах Российской Федерации  оставляют желать лучшего.

В настоящее время, на наш  взгляд, нет важнее задачи, чем укрепление гражданского общества в России. Формирование системы парламентской этики  в России должно ускорить восприятие российским обществом депутатства  как важнейшего фактора политической жизни. Обществу далеко не безразлично, в чьих руках находится власть, какими нравственными качествами обладают депутаты. В парламент пришли люди разного уровня: как со средней  школой, как и академики. Российские депутаты, размышляющие о ценностях  и нормах своей профессии, тоже находятся  на перепутье. Им тоже предстоит выбор  того или иного отношения к  проблемам своей профессиональной этики. Прогноз каждого из вариантов  своего понимания природы и путей  развития парламентской этики нашему депутатскому корпусу предстоит  написать самому. Этические проблемы – это проблемы не только культуры общения.

Когда более всего нарушаются нормы поведения? Во время избирательной кампании, потому что здесь сталкиваются разные политические силы. Сложно добиться хороших отношений между депутатами, потому что на этапе избирательной кампании в условиях существования разных партий, в том числе самых полярных, они вступают в борьбу далеко не этического характера.

Этические нормы имеют  большое значение и в плане  обращения депутатов друг к другу, и в плане оценки их деятельности, и в плане того, например, что депутат не присутствует на заседании. По трудовому кодексу отсутствие на работе – повод для увольнения, а у нас есть такие депутаты, которые из трех лет своей депутатской деятельности два года не присутствуют на заседаниях. Два года «числятся».

Вот почему особое внимание мы сегодня должны обратить на этические  ценности и нормы деятельности депутатов. Мы также должны наметить пути их формализации, сведения норм в целостный этический  кодекс парламентского поведения. По мнению Комиссии Государственной Думы по этике, будущий этический кодекс должен быть создан на следующих основаниях:

Во-первых, в нем должны быть учтены национальные традиции политической культуры. Во-вторых, кодекс должен стать  итогом морального нормотворчества  самих депутатов – тех, кому предстоит  исполнять эти нормы. В-третьих, наряду с обязательствами депутатов  непременно следует учесть нравственные требования к депутатам со стороны  избирателей, общества в целом. Обязательства  и требования надо соединить так, чтобы они действовали как  единые нормы. В-четвертых, кодекс не должен быть ни тщательно расписанной инструкцией, ни дисциплинарным уставом. В-пятых, кодекс – не инструкция, однако без сформулированных в нем стандартов, правил, требований и образцов нам, по-видимому, не обойтись. Ведь с их помощью нам предстоит пресекать имеющие место в депутатской среде факты оскорбительных высказываний, грубости, нетерпимости к чужому мнению, развязности, лоббирования и коррупции.

Без "Кодекса парламентской  этики депутата" парламентарии  лишены "руководства к действию", а избиратели - критериев оценки поведения тех, кто представляет их в парламенте.

На сегодняшний день в  Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации также  существует специальная Комиссия по мандатам и этике, утверждено Положение о комиссии Государственной Думы по мандатам и вопросам депутатской этики в 1993 г. Эта Комиссия обладает достаточно широким кругом полномочий, включающим в себя полномочие выносить на открытое обсуждение вопросы о нарушениях депутатами Государственной Думы общепринятых правил во взаимоотношениях друг с другом, проявляющихся в употреблении в своих выступлениях грубых, оскорбительных выражений, причиняющих ущерб чести и достоинству других депутатов и иных лиц, а также полномочие рассматривать вопросы об использовании депутатами заведомо ложной информации для необоснованных обвинений в чей-либо адрес и право обнародовать факты злоупотребления депутатами своими полномочиями и нарушения ими общественного порядка. Комиссия может огласить принятые ею решения на пленарном заседании Государственной Думы, а в случае необходимости обнародовать в средствах массовой информации наиболее значимые факты нарушения кем-либо из депутатов основополагающих норм и правил депутатской этики. Кроме того, Комиссия наделена полномочиями официально рекомендовать депутату принести публичные извинения за совершенные им неэтичные действия.

Вопросы соблюдения этических  норм нашли свое отражение и в  Регламенте Государственной Думы. В  ст. 45 прямо закреплено положение  о том, что депутат в процессе своего выступления не вправе нарушать правила депутатской этики. В  случае нарушения депутатом этических  норм к нему могут быть применены  четко определенные меры ответственности. За однократное нарушение ему  выносится предупреждение председательствующим на заседании Государственной Думы, за повторное нарушение правил депутатской  этики виновный лишается права выступления  в течение всего заседания, а  за неоднократное преднамеренное нарушение  этических норм депутатом он может  быть лишен права выступления  на срок до одного месяца. Решение о  применении этой дисциплинарной меры принимается Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа участвующих в заседании депутатов.

Известный специалист по конституционному праву М.А. Краснов предложил внедрить в практику не только Государственной  Думы, но и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации  целую систему мер дисциплинарного  воздействия, применяемых к депутатам  за нарушение ими норм парламентской  этики, предусматривающую последовательное применение следующих санкций: 1) предупреждение депутата о лишении слова за неэтичные  высказывания и, в случае их повторения, лишение депутата слова по обсуждаемому вопросу; 2) удаление депутата из зала заседания; 3) удержание из месячного депутатского вознаграждения определенной суммы  за пропущенные им вследствие применения дисциплинарной санкции заседания; 4) вынесение депутату, уличенному в  неоднократном нарушении этических  правил, публичного порицания. К сожалению, эта система мер, эффективность  которых не вызывает сомнений, до сих  пор не получила повсеместного применения. В то же время, как показывает практика деятельности различных законодательных (представительных) органов государственной  власти некоторых субъектов Российской Федерации, во многих из них постановка вопроса обязательного соблюдения депутатами норм и правил этики получила официальное закрепление в регламентах  этих органов власти. Следует признать, что если бы аналогичные нормы были четко прописаны в регламентах законодательных (представительных) органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации, то это могло бы в значительной мере способствовать укреплению и совершенствованию депутатской этики, а проблема ответственности депутатов за нарушение этических норм обрела бы действенные механизмы для ее решения. В таком случае основополагающие нормы депутатской этики приняли бы характер общеобязательных норм профессиональной этики, соблюдение и исполнение которых предусматривалось бы специальными регламентирующими нормативно-правовыми актами. Вероятно, именно так со временем и будет.

Информация о работе Депутатская этика