Таможенные процедуры и проблемы их применения во внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:54, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении роли таможенных процедур и условий, видов и порядока применения таможенных процедур для таможенных целей и некоторых проблем которые возникают при применении их во внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Общие положения о таможенных процедурах
1.1 Понятие таможенной процедуры
1.2 Назначение и сущность таможенной процедуры
1.3 Общие принципы и порядок применения таможенных процедур
1.4 Классификация и виды таможенных процедур
1.5 Правовое регулирование таможенных процедур в рамках
Таможенного союза
ГЛАВА 2. Особенности и характеристика основных таможенных процедур
2.1 Характеристика таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления
2.2 Характеристика таможенной процедуры экспорта
2.3 Характеристика таможенной процедуры таможенного транзита
2.4 Меры по минимизации рисков неуплаты таможенных платежей при таможенном транзите
ГЛАВА 3. Проблемы применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом (2).doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Процедурные различия между законодательством ТС и Генеральное приложение Киотской конвенции в основном сводятся к более жестким нормам в соответствии с ТК ТС и законодательством ТС и более гибким и нацеленным на создание партнерских отношений при взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД в Генеральном положении. Так, общей концепцией правил Генерального положения является создание доверительных отношений между таможенными органами и участниками ВЭД, первостепенное значение прав декларанта и всяческое содействие в их реализации, а также подтверждение сведений о товаре одним документом - декларацией на товар либо коммерческим документом.

При этом Киотская конвенция  была ратифицирована Республикой Казахстан, государством-членом Таможенного союза ЕврАзЭС в начале 2009 г. (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 г. № 141-IV «О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур»),  16 ноября 2010 года Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь о присоединении к Конвенции, 3 ноября 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» (№ 279-ФЗ).

Необходимо отметить, что Казахская сторона присоединилась к тексту Киотской конвенции на русском языке, который был подготовлен Федеральной таможенной службой РФ. Из трех стран–союзниц Республика Казахстан единственная присоединилась к Киотской конвенции в объеме генерального приложения и специального приложения, которые посвящены отдельным таможенным процедурам.

Положения о таможенных процедурах занимают в таможенном законодательстве ТС одну из ключевых позиций. В первую очередь, это связано с тем, что все товары перемещаются через таможенную границу ТС в соответствии с их таможенными процедурами. Избранная таможенная процедура влияет на возможность перемещения отдельных категорий товаров, на порядок предшествующий подаче таможенной декларации и таможенного контроля, на размер таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении перемещаемых товаров, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении последних.

При помощи таможенной процедуры  определяется:

а) конкретный порядок  перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его  предназначения (цели перемещения);

б) условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории;

в) права и обязанности  бенефициара таможенного режима;

г) в некоторых случаях  также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего  его через таможенную границу15.

Каждая таможенная процедура  преследует достижение определенной цели. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления используется, как правило, при исполнении внешнеторговых договоров купли-продажи или мены товаров. Указанная таможенная процедура не связывает участника ВЭД обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенного имущества. Товары, выпущенные в соответствии с этой таможенной процедурой, могут быть в дальнейшем переданы третьему лицу во временное пользование, реализованы, потреблены, уничтожены и так далее.

Временный ввоз предполагает только пользование товарами на таможенной территории ТС в течение определенного периода времени. Эта таможенная процедура наиболее часто используется при осуществлении международных перевозок пассажиров и товаров, ввозе строительного оборудования, необходимого для проведения работ по соглашению о подряде, компьютерной техники, офисной мебели, автопарка, предназначенных для функционирования представительств иностранных организаций на территории стран – членов ТС, а также различных товаров для проведения выставочных мероприятий. В соответствии с общим правилом временно ввезенные товары подлежат обратному вывозу за пределы таможенной территории ТС, однако могут быть оставлены на этой территории при условии уплаты причитающихся таможенных платежей.

Таможенная процедура  является постоянной, федерально-значимой для стран – членов ТС  процедурой. Она закрепляется системой установленных  таможенным законодательством, федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных ценностей через границу ТС.

Важнейшими компонентами общей таможенной  процедуры являются16:

- меры экономической  политики, то есть административное  воздействие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничений, что предполагает лицензирование, квотирование и применение иных административных рычагов регулирования экономических процессов;

- совершение таможенных  операций;

- таможенные платежи;

- таможенный контроль;

- правила пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенной процедурой.

Важно различать процедуры, которые действуют непосредственно  на основе прямого применения закона (таможенный склад, реимпорт) и под которые товары могут быть помещены только с разрешения таможенного органа (реэкспорт, отказ в пользу государства).

Основная масса таможенных процедур перемещения регулирует только действия с товарами, а процедуры  уничтожения, отказа в пользу государства  рассчитаны и на товары, и на транспортные средства.

Законодательством ТС утверждены нормативно правовые акты и соглашения, характеризующие особенности применения и регламентирующие таможенные процедуры, что напрямую отражено в Решении КТС № 375 от 20.09.2010 года «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»17.

К примеру, возьмём таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего  потребления»:

Приказ ФТС России № 74 от 13 января 2011 года «Об утверждении  Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем»18.

Нормативные акты, регламентирующие применение таможенной процедуры «Переработка для внутреннего потребления»:

Особенности таможенной процедуры «Временный ввоз. Допуск».

Особенности временного ввоза научного оборудования.

Особенности временного ввоза автотранспортных средств,  сроком до 6 месяцев.

Особенности временного ввоза автотранспортных средств.

Особенности временного ввоза воздушных судов.

Особенности временного ввоза культурных ценностей.

Особенности проведения выставочных мероприятий.

Особенности применения конвенции о корнете АТА.

Отказ в пользу государства.19

Нормативные акты, регламентирующие таможенную процедуру «Экспорт»:

Закон Российской Федерации  № 4804-1 от 15.04.93. «О вывозе и ввозе  культурных ценностей. Временный ввоз. Допуск».20

Нормативные акты, регламентирующие применение таможенной процедуры «Отказ в пользу государства».

Решение КТС № 375 от 20.09.2010 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур. Уничтожение; Выпуск для внутреннего потребления;  Реимпорт» 21.

Решения КТС охватывают весь перечень таможенных процедур.

Таким образов, можно сделать следующий вывод: таможенная процедура - это комплекс правовых норм, устанавливающих:

- правовой статус товаров,  транспортных средств, предметов,  не являющихся товарами лиц, имеющих отношение к владению, пользованию распоряжению ими;

- порядок перемещения  через таможенную границу ТС, на таможенную территорию, нахождения (пребывания) на ней и вывоза  за её пределы в зависимости от страны происхождения товаров и транспортных средств и предметов, их вида, количества, качества, стоимости, предназначения, цели перемещения и цели использования, времени пребывания на таможенной территории или за её пределами, категории лиц, имеющих к ним отношение, наличие или отсутствие у них установленных льгот, преференций или ограничений для такого перемещения, пребывания, владения, использования, распоряжения, иных обстоятельств;

- порядок осуществления  таможенными органами возложенных  на них функций и задач в  связи с таким перемещением в зависимости от таможенной и других видов политики государства, а так же комплекс по реализации такого порядка.

Законодательство, касающееся порядка применения таможенных процедур, имеет, к сожалению, ряд пробелов, которые не позволяют «заработать» в полной мере отдельным таможенным процедурам. Комплексным правовым регулированием охвачены процедуры реимпорта, таможенного склада, уничтожения товаров, беспошлинной торговли, отказа в пользу государства. Использование перечисленных таможенных процедур на практике регламентируется специальными положениями, утвержденными законодательством ТС. Положение о конкретном таможенной процедуре разрабатывается на основе соответствующих статей ТК ТС   и охватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связи с помещением товаров под определённую таможенную процедуру. Но даже при этом сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, не урегулированные правом. В этих случаях должностные лица таможни действуют на основе дискреционных полномочий, то есть по собственному усмотрению. Подобная ситуация не является исключительно российской практикой. Во многих странах допускается наделение сотрудников таможенных органов  разумным объемом дискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим правом декларанта обжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административной юстиции.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  И ХАРКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР

 

2.1 Характеристика таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления

Содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего  потребления раскрыто в статье 209 ТК ТС и гл. 27 ФЗ №311:

Выпуск для внутреннего  потребления - таможенная процедура, при  помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом22.

Основной характеристикой  данной таможенной процедуры является возможность пользоваться и (или) распоряжаться товарами после их выпуска без каких-либо ограничений, в том числе временного характера, т.е. товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории ТС.

В соответствии со ст.210 ТК ТС, условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются:

уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены  тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

соблюдения запретов и ограничений;

представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Несоблюдение данных мер влечет условный выпуск товаров, что, в свою очередь, предопределяет статус таких товаров как иностранных и налагает ряд ограничений, связанных с пользованием и (или) распоряжением указанными товарами (запрет на передачу товаров третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом). Например, в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, на использование (эксплуатацию, потребление) таких товаров налагается запрет (ст. 200 ТК ТС)23. Также будут считаться условно выпущенными товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пoшлин, налогов, либо если на счета таможенных органов не поступили суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Одной из особенностей таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления является совпадение моментов помещения товаров под таможенную процедуру (момент начала действия таможенной процедуры) и окончания действия таможенной процедуры. Таким моментом является выпуск товаров.

Момент окончания действия рассматриваемой таможенной процедуры сопряжен с изменением статуса товаров как находящихся под таможенным контролем иностранных товаров на товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории ТС.

Выдача таможенным органом  разрешения на выпуск товаров для внутреннего потребления осуществляется путем проставления отметок о выпуске товаров в таможенной декларации, заполненной в соответствии с порядком, установленным Решением Кoмиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257 (ред. от 22.06.2011) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о пoрядке заполнения декларации на товары»).

Осуществление таможенным органом выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления приводит к изменению статуса товара для таможенных целей - товар считается находящимся в свободном обращении.

Вместе с тем следует  учитывать, что в случае осуществления  условного выпуска товаров в  соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, на пользование и распоряжение товарами может быть наложен ряд ограничений до момента выполнения в полном объеме всех требований и соблюдения условий, необходимых для осуществления выпуска товаров. До выполнения таких требований и соблюдения условий такие товары рассматриваются для таможенных целей как иностранные.

Информация о работе Таможенные процедуры и проблемы их применения во внешнеэкономической деятельности