Таможенные процедуры и проблемы их применения во внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:54, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении роли таможенных процедур и условий, видов и порядока применения таможенных процедур для таможенных целей и некоторых проблем которые возникают при применении их во внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Общие положения о таможенных процедурах
1.1 Понятие таможенной процедуры
1.2 Назначение и сущность таможенной процедуры
1.3 Общие принципы и порядок применения таможенных процедур
1.4 Классификация и виды таможенных процедур
1.5 Правовое регулирование таможенных процедур в рамках
Таможенного союза
ГЛАВА 2. Особенности и характеристика основных таможенных процедур
2.1 Характеристика таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления
2.2 Характеристика таможенной процедуры экспорта
2.3 Характеристика таможенной процедуры таможенного транзита
2.4 Меры по минимизации рисков неуплаты таможенных платежей при таможенном транзите
ГЛАВА 3. Проблемы применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом (2).doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1. Общие  положения о таможенных процедурах

1.1 Понятие таможенной процедуры

1.2 Назначение и сущность таможенной процедуры

1.3 Общие принципы и порядок применения таможенных процедур

1.4 Классификация и виды таможенных процедур

1.5 Правовое регулирование таможенных процедур в рамках

Таможенного союза

ГЛАВА 2. Особенности  и характеристика основных таможенных        процедур

2.1 Характеристика таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления

2.2 Характеристика таможенной процедуры экспорта

2.3 Характеристика таможенной процедуры таможенного транзита

2.4 Меры по минимизации рисков неуплаты таможенных платежей при таможенном транзите

ГЛАВА 3. Проблемы применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Стремление к торгово-экономическому единению в современном мире свойственно всем континентам. XX век ознаменовал появление новой формы межгосударственной экономической интеграции – таможенных союзов. Таможенные союзы действуют в ряде арабских стран, центральноамериканских, среди государств восточно-карибского региона.

Так, в 1961г. Гватемала, Гондурас, Никарагуа и Сальвадор стали  участниками Центральноамериканского  общего рынка. Два года спустя к нему присоединилась Коста-Рика. В 1963г. также был создан таможенный союз между Европейским союзом и Турцией (Ассоциация ЕС и Турции). А в 1964г. было подписано соглашение о создании таможенного союза между Египтом, Ираком, Иорданией, Йеменом, Ливией, Мавританией и Сирией, получивший название Арабский общий рынок. Организация восточно-карибских государств, членами которого являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, был создан в 1991г.

С июля 2010 года Россия, Белоруссия и Казахстан начали работать на единой таможенной территории Таможенного союза (ТТ ТС) по Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС).

Это реализовалось путем созданию системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана, которая обеспечивает экономическую безопасность и таможенный суверенитет, активизацию экономических связей государств-членов ТС с мировым хозяйством, защиту прав граждан и субъектов хозяйствования, а также соблюдение ими обязанностей в области таможенного регулирования перемещения товаров через таможенную границу ТС.

При создании Таможенного кодекса Таможенного союза эксперты таможенных служб Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан основывались на положениях Киотской конвенции.

Таможенный кодекс Таможенного союза обеспечивает максимальную прозрачность и максимальное удобство для участников хозяйственной деятельности и для контролирующих органов, также соответствует самым современным нормам международного права.

В практику таможенных органов  Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана введены новые принципы  регулирования ряда правоотношений и новые понятия. Для привычных таможенных процессов изменена их смысловое наполнение и правовая природа.

Главным отличием нового порядка совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую ТТ ТС от ранее действовавшего является то, что иностранные товары, которые ввезены в любое из государств - членов ТС и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товары Таможенного союза», получают право свободно обращаться на всей ТТ ТС.

 Таким же правом - свободно обращаться на всей ТТ ТС с 1 июля    2010 г. наделяются товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах - членах ТС.

В связи с введением  в действие нового Кодекса, таможенные режимы стали именоваться «таможенными процедурами». Появились новые таможенные процедуры.

Таможенные процедуры  непосредственно оказывают влияние  на экономику хозяйственной деятельности и в конечном счете - на конкурентоспособность предприятий на внешних рынках. Это вызывает необходимость правильного применения норм таможенного законодательства ТС как участниками внешнеторговой деятельности, так и таможенными органами.

Цель данной работы состоит в рассмотрении роли таможенных процедур и условий, видов и порядока применения таможенных процедур для таможенных целей и некоторых проблем которые возникают при применении их  во внешнеэкономической деятельности.

Достигнуть поставленной цели возможно с решением следующих задач:

раскрыть понятие таможенной процедуры;

рассмотреть порядок помещения товаров под таможенную процедуру;

изучить виды таможенных процедур;

раскрыть проблемы применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности;

предложить возможные  пути решения данных проблем.

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ

ПРОЦЕДУРАХ

 

1.1 Понятие таможенной процедуры

Понятие «таможенная  процедура» в таможенном законодательстве ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации  появилось впервые,  в связи с объединением данных трех государств.

Таможенные процедуры регламентируются Таможенным кодексом Таможенного союза. Кроме того, процедура свободной таможенной зоны устанавливается отдельным Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободная таможенная зона от 18 июня 2010 года. Процедура свободного склада устанавливается Соглашением о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от той же даты. Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена ТС в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 № 329.

Анализируя нормы ТК ТС, регулирующие правоотношения, возникающие при применении таможенных процедур, основанные на практике их применения, можно сделать заключение об их определенной самостоятельности. У специалистов есть основания выделить их в качестве взаимосвязанных норм, которые регулируют самостоятельную совокупность общественных отношений, то есть являются правовым институтом таможенного законодательства Союза. Необходимо выделить, что правоотношения, возникающие при применении таможенных процедур, подробно регламентированы, поэтому их участники могут действовать только в рамках норм, установленных в таможенном законодательстве ТС.

В соответствии с п. 26 ст. 4 ТК ТС, таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.1

Таким образом, требования и условия характеризуют каждую таможенную процедуру, которые подлежат соблюдению при выполнении действий, входящих в содержание процедуры, но предварительно необходимо раскрыть содержание указанных понятий.

Отразить суть таможенной процедуры можно в другом определении. Таможенная процедура - это порядок пользования и распоряжения товарами на таможенной территории или за её пределами, зависящий от целей перемещения через таможенную границу и устанавливающий режим уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров.

Правовая категория  «таможенная процедура» определяет принципиальную возможность для лица быть участником таможенных правоотношений, а правовой статус товаров, к которым применена таможенная процедура, установленная Таможенным кодексом Таможенного союза, определяет границы прав и обязанностей хозяйствующего субъекта. Таможенные процедуры представляют собой совокупность условий (правил), определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Предметом правового  института «таможенная процедура» являются правовые нормы, регламентированные таможенным законодательством ТС, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе выполнения действий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС. Основной принцип, обязательный для соблюдения в данном случае, - это установление в отношении перемещаемых товаров при их очистке одной из процедур, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

Таможенная процедура  определяет объём правомочий декларанта в отношении товара после его выпуска (после окончания таможенного оформления) и объем применяемых тарифных и нетарифных мер к товарам таможенными органами.

 

1.2 Назначение и сущность таможенной  процедуры

Являясь процессом установления порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенное регулирование служит интересам любого суверенного государства и обеспечивает экономическую безопасность, пополняет бюджет.

В данном смысле векторы таможенной политики (протекционизм или свободная торговля) продиктованы общим направлением экономической политики страны. Баланс выгоды субъектов предпринимательства и государственных интересов в таможенной сфере достигаются посредством применения таможенных процедур.

Институт таможенных процедур является базовым в таможенном праве.

Действие таможенных процедур во времени образуют стадии таможенного процесса, при последовательном прохождении которых декларант достигает основной цели перемещения груза. Государство в свою очередь обеспечивает законность такого перемещения и пополняет бюджет за счет применения нетарифных мер экономического характера и таможенного обложения.

Особенности таможенных процедур:

    • Процедурные нормы ТК ТС имеют императивный характер;
    • перечень таможенных процедур установлен ТК ТС;
    • обязательным участником процедурных отношений является таможенный орган и лицо, ответственное за совершение действий с товарами и транспортными средствами;
    • применение таможенной процедуры служит задачам достижения законного результата;
    • таможенная процедура позволяет избрать наиболее приемлемый статус товаров и транспортных средств с точки зрения цели их перемещения через таможенную границу, нахождения его на таможенной территории России или за ее пределами;
    • вариативность поведения заинтересованных в перемещении товаров лиц в рамках таможенной процедуры ограничивается необходимостью получения разрешения таможенного органа на ее использование;
    • завершение в установленном ТК ТС порядке действия таможенной процедуры является предпосылкой для перехода на следующий этап таможенного процесса или на стадии производств, других, его образующих таможенных процедур;
    • уполномоченный орган принимает правовой акт управления (промежуточный или окончательный) во время процедурных отношений или в результате достижения определенной цели;
    • охрана от нарушений положений таможенных процедур обеспечивается принудительными мерами.

Если сравнивать процедуры специального характера и таможенные процедуры, то последние служат обеспечением законности перемещения товаров для коммерческих целей. Декларант самостоятельно выбирает таможенную процедуру, в то же время мероприятия по оформлению и контролю являются обязательными при любом характере перемещения грузов. Наряду с необходимостью таможенного контроля, уплаты таможенных платежей, совершение таможенных операций служат «спусковым крючком» для действия режимных правил, предусматривающих больший объем тарифных и нетарифных льгот, с одной стороны, и наличие дополнительных обременений для декларанта, с другой. На субъекта, который заинтересован в использовании таможенной процедуры распространяются общие требования по соблюдению запретов и ограничений, не имеющих экономического характера и специальные обязанности, сопряженные с действием избранной таможенной процедуры.

В зависимости от цели перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  существуют:

    • таможенные процедуры, применяемые только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при коммерческом перемещении (таможенные процедуры в отношении транспортных средств);
    • специальные таможенные процедуры, применяемые физическими лицами (ввоз, вывоз, временный ввоз, временный вывоз товаров и транспортных средств для личных нужд).

В системе таможенной процедуры условно выделим три подсистемы:

    • нормативно-регулятивную;
    • организационную;
    • материально-техническую.

Нормативно - регулятивная подсистема состоит из основополагающих принципов правового регулирования, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок применения таможенных процедур, а также устанавливающих ответственность за нарушение процедурных мероприятий.

Организационная подсистема представляет собой совокупность отношений между таможенными органами и государственными органами, с которыми они взаимодействуют (Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба РФ, и др.).

Материально - техническая  подсистема состоит из соответствующей таможенной инфраструктуры (складские помещения, транспорт, охранные и сигнализационные системы, помещения магазинов беспошлинной торговли, таможенные лаборатории и т.д.).

 

1.3 Общие принципы и порядок применения таможенных процедур

Информация о работе Таможенные процедуры и проблемы их применения во внешнеэкономической деятельности