Социально-экономические последствия реформирования экономики Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, определяется актуальность анализа основных амбиционных тенденций Китая, так как возрастающее влияние КНР на экономику и безопасность Азиатско-Тихоокеанского региона, в целом.
Также интерес к экономике Китая и другими факторами, среди которых наиболее важными являются следующие:
a) с точки зрения глобальной геополитики, Китай является естественным союзником России в борьбе против «однополярной» модели мироустройства под эгидой США;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………...………3
1 РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ В ХХ ВЕКЕ……………………………………………………………….…………………5
1.1 Этапы реформирования экономики Китая……………………...……...…5
1.2 Результаты реформирования экономики Китая на рубеже веков...……………………………………………………………………..………….8
2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………..………..14
2.1 Структура и показатели экономики Китая…………………….………..14
2.2 Черты экономической модели Китая……………………………………19
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ………………………………………………………………………..……..22
3.1 Влияние глобального финансового кризиса на экономику Китая….…22
3.2 Перспективы развития экономики Китая………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….………………………..…………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……..……………..…..

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Рост китайской экономики обусловил увеличение спроса на товары и услуги со стороны КНР. Доля Китая в мировом товарном импорте в последние годы систематически увеличивалась, в то время как доля США, Канады и группы ведущих стран Западной Европы уменьшалась. При написании статьи данные за 2009 г. отсутствовали, но, вероятно, сжатие мировой торговли в ходе глобального кризиса ускорило этот процесс (импорт США и зоны евро сократился сильнее, чем импорт КНР). В условиях резкого сокращения ВВП ряда стран мира динамичный внутренний спрос КНР, занимавшей в 2004 – 2008 гг. третье место среди стран мира по импорту товаров после США и Германии, может существенно способствовать выходу мировой экономики из кризиса. В то же время спрос Китая пока существенно уступает американскому. К тому же импортный спрос Китая в значительной мере порождается экспортными производствами, и сокращение спроса на их продукцию существенно уменьшило бы потенциал роста китайского рынка. Тем не менее, структурная перестройка китайской экономики в сторону повышения доли внутреннего спроса в ВВП, несомненно, увеличит влияние спроса в КНР на экономический рост и в других странах.

Таким образом, первой реакцией на кризис стало дальнейшее наращивание вложений в основной капитал. Тем не менее, в перспективе выявленная кризисом необходимость уменьшить зависимость экономики КНР от внешних рынков свидетельствует в пользу дальнейшего стимулирования потребления. Все это способствует наметившемуся в экономике КНР некоторому смягчению диспропорции между сбережением и потреблением.

Китай в меньшей степени пострадал от мирового экономического кризиса, чем другие страны в силу относительной изолированности его финансовой системы и более консервативной политики в отношении финансовых рынков по сравнению с западными странами. Наступивший кризис нанес удар экспортно-ориентированному комплексу отраслей, усугубил внутренние проблемы китайской экономики, более отчетливо выявил существующие в развитии дисбалансы и уязвимые места сложившейся экономической системы. Международные эксперты отмечают быструю реакцию китайских властей на начавшийся кризис, состоявшую в резком изменении характера макроэкономической политики и незамедлительной реализации масштабных антикризисных программ.

Преодолению кризиса способствовали самые большие в мире валютные резервы, профицитный госбюджет, большой объем сбережений в экономике и здоровая ситуация в банковской системе страны.

 

 

3.2 Перспективы развития экономики Китая

 

КНР обладает достаточными людскими, природными и экономическими ресурсами, технологическим и военно-стратегическим потенциалом, чтобы стать экономическим и политическим лидером и потеснить на международной арене сверхдержавы. Согласно данным исследования “ Rand Corporation ”, к 2015 г. по объему ВНП Китай сравняется с США, а его военный потенциал составит почти половину американского, намного превосходя по этому показателю другие развитые страны. КНР может лишить США статуса крупнейшей экономики мира.

Обратимся к вопросу перспектив Китая на будущее, где особое место уделено сфере инноваций. Согласно Плану-2020 (аналог нашей Стратегии-2020), власти страны в долгосрочной перспективе намерены создать инновационно-ориентированное государство.

Руководство КНР открыто ставит инновации и научные разработки на первый план, называя их основой национального развития. В Плане-2020 обозначены конкретные показатели: снижение зависимости экономики от импортных технологий до 30% и увеличение доли высокотехнологичных производств во всем объеме ВВП до 60% и сроки, к которым показатели должны быть достигнуты.

 Значит, Пекин осознает, что будущее за инновациями, которые  впоследствии станут стержнем для всей экономики Китая, что эпоха заимствования технологий из западных стран не может длиться вечно. Решение Китая превратиться в технологически передовую страну обусловлено особым национальным прагматизмом [16] и четким представлением, что нынешняя модель «факторов экономического роста» [18], по которой пока развивается страна, является не чем иным, как инерционным сценарием. То есть в настоящих реалиях – устаревшим и неэффективным сценарием, который фактически тормозит экономику. Уже сейчас мы видим, что за последние годы (не берем в счет кризисный период 2008–2009 гг.), темпы прироста ВВП и ВВП на душу населения стали снижаться, причем темп прироста ВВП на душу значительно отстает от темпа прироста ВВП [18].

Несмотря на не совсем позитивную динамику данных показателей, не вызывает сомнений тот факт, что Китай обладает феноменальным потенциалом для дальнейшего роста и развития. Основной задачей страны на ближайшие 10–15 лет является переход от тормозящего страну инерционного пути развития на инновационный путь, или, по словам бывшего секретаря КПК на XVIII съезде правящей партии Ху Цзиньтао, концепцию «эффективного развития» [21].

Стоит отметить, что путь этот будет не из легких, но создаются все условия для того, чтобы достичь плановых показателей в срок. Государство стремится максимально стимулировать молодых ученых, предприятия, занятые в научно-технической сфере, научно-исследовательские институты [5, ст. 20] посредством инновационных фондов, 90% которых находится в госсобственности. Уже созданы и продолжают создаваться научные парки, которые поражают своими масштабами.

В программу развития инноваций вовлечены крупнейшие университеты страны. Многообещающие перспективы вызывает интеграция китайских университетов с зарубежными коллегами, причем стоит отметить, что в вузах КНР прослеживается явное преобладание естественно-технических и прикладных специальностей (около 60% студенческих мест против 14% в США, 18% – в Голландии, 22% в Таиланде, 26% – в Японии, 30% – в Малайзии) [1, с. 387].

Уровень мастерства Китая в области науки и технологий растет и опирается на национальную сеть инновационных исследований, которая уже на данный момент включает в себя 5400 национальных правительственных учреждений, 3400 университетов, аффилированных с научно-исследовательскими учреждениями. Работают 13 000 исследовательских институтов в крупных государственных предприятиях и 41 000 негосударственных научно-ориентированных предприятий [15]. Согласно американской статистике, в США каждый пятый, получающий степень PhD, – китаец [1, с. 388]. Количество занятых в инновационной сфере продолжает увеличиваться.

Китайскими властями создается также особый климат (условия), стимулирующий отечественных производителей высокотехнологичной продукции. Помимо налоговых льгот и субсидий в широкой практике присутствует, к примеру, предоставление земельных участков предприятиям, занятым в научно-технической сфере. По площади эти земельные участки больше, чем это необходимо для строительства фабрики или завода. На дополнительных территориях компании строят жилые дома или отели, доходы от которых затем направляются на инвестиции в НИОКР и компенсируют заводские убытки. Государственные банки предоставляют компаниям-инноваторам кредиты по низким процентным ставкам, а местные органы власти часто возмещают платежи по процентам от подобного рода кредитов.

Несмотря на упреки в адрес Пекина о том, что инновации должны развиваться «снизу вверх», а не «сверху вниз», то есть должны иметь негосударственную основу, руководство страны продолжает наращивать долю своего присутствия в стратегически важных отраслях и предприятиях. Так, например, государству принадлежат компания AVIC (авиастроение) и авиаперевозчик China Eastern Airlines, компания CSR (производство локомотивов) и железнодорожная транспортная корпорация China Railways. Это дает возможность государству оказывать влияние на закупку оборудования, продажу и разработку новых технологий, тем самым давая новый стимул к развитию мелким инновационным фирмам-поставщикам, среди которых обостряется конкурентная борьба за госзаказы.

Среди основных приоритетов Китая в информатизации, которая также способствует развитию страны как инновационного государства, можно выделить следующие основные позиции [2, с. 377].

1. Ускоренное принятие  мер по созданию информационных сетей, нового поколения с высокоскоростной передачей данных и широкополосных сетей во взаимосочетании с серверами повышенной производительности, конструирование установок ввода информации.

2. Создание «электронного  правительства» для обслуживания  органов власти, конструирование установок для ввода правительственной информации, формирование системы информации, связывающей и обслуживающей отношения центральных и местных правительственных органов, осуществление обмена информацией по каналам правительственной связи.

3. Разработка и определение  рамок политики развития электронной  торговли, совершенствование электронных  платежных систем, построение системы  доставки товаров в масштабах  всей страны.

4. Строительство систем  цифровой связи, ускорение интеграции трех типов сетей связи в одну с переходом на цифровую связь.

5. Ускоренное введение  сетей мобильной связи, научная  разработка и освоение производства  мобильных средств связи третьего  поколения.

6. Приоритетное развитие  производства программного обеспечения, проектирования и производства интегральных схем повышенной производительности, повышение уровня технического обеспечения информатизации.

7. Ускорение работ по  научной разработке и освоению  производства продукции для сетей  связи, построению систем информационной безопасности.

8. Развитие цифровых аудиовизуальных  технологий, представляемых цифровым  телевидением, для ускоренного перехода  от аналогового к цифровому телевидению и радиовещанию.

9. Развитие компонентов  новых моделей демонстрационной техники, новых моделей электросиловых и электронных деталей, электронных плат, фотоэлектроники, сканеров и других новых видов электронных материалов.

10. Ускорение научных разработок  и внедрения в производство  продукции оптоэлектронной связи следующего поколения.

Многолетние изменения и преобразования постепенно приближают Китай к развитому социалистическому государству с инновационной ориентацией. Не стоит сомневаться, что китайцам подобное государство создать, конечно же, удастся, и это позволит перейти с положения мирового «сборочного цеха» и экспортера товаров невысокого качества на экспорт высокотехнологичных товаров и даже технологий, что еще больше усилит позиции Китая в качестве мировой сверхдержавы.

Для создания инновационного государства Китаю потребуется как минимум 10–15 лет, и чем ближе страна будет приближаться к намеченной цели, тем больше будет возникать потребность в международном научно-техническом сотрудничестве, в частности, и с великим соседом Китая и давним партнером – Россией.

В свою очередь, России стоит перенимать опыт Китая в области развития инноваций, взять на заметку методы государственного стимулирования производителей инновационной продукции, а также методологию и основные аспекты процесса доведения инноваций от стадии исследования и разработки до стадии реализации и производства. Не обойдется при этом и без реформ основных сфер, которые непосредственно участвуют в процессе создания инновационного государства, а именно: образования, здравоохранения, строительства, а также реформы денежно-кредитной системы и пр. Иными словами, России с Китаем сотрудничать необходимо, так как это государство сейчас очень перспективно.

На наш взгляд, тесное сотрудничество России и Китая даст нашей стране возможность укрепить ослабевшие позиции в науке и технике, а впоследствии уменьшить зависимость от нефтегазовой отрасли. По сути, нашей стране надо будет догонять Китай. Поэтому крайне важно начать данный переход к новому технологическому укладу уже сегодня.

В опубликованном в начале ноября 2012 года докладе Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) «Взгляд на 2060 год: долгосрочные перспективы мирового экономического роста» отмечается, что к 2030 году суммарный ВВП Китая и Индии окажется больше, чем ВВП США, Еврозоны и Японии вместе взятых.

В докладе ЦРУ «Глобальные тенденции – 2030», представленном в 2012 году, говорится, что за период до 2030 года США отстанут от Китая по объёму ВВП, но сохранят за собой роль мирового лидера. С этим можно согласиться, но лишь с поправкой на более ранний год. Китай превзойдёт США по этому показателю намного раньше 2030 года, скорее до 2020 года, хотя темпы его экономического роста будут замедляться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В обобщенном виде сформировавшаяся в КНР в 80–90-х годы модель экономического развития, имеет следующие особенности: быстрый экономический рост в результате модернизации страны и преодоления исторического отставания от развитых государств мира по уровню развития производительных сил, социальным и научно-техническим показателям; преимущественно экстенсивный (капиталоемкий) тип экономического роста; аномальная цикличность развития с чередованием фаз быстрого роста и последующего «урегулирования»; целостный структурный набор отраслей народного хозяйства с высокой долей трудоемких и инфраструктурных отраслей; ярко выраженный несбалансированный характер развития в отраслевом и территориальном разрезе; растущее взаимодействие национальной экономики с мировым хозяйством, носящее в то же время ограниченный и регулируемый характер; выраженная необходимость перехода к интенсивному типу экономического роста, вызванная ресурсными, экологическими и спросовыми ограничениями экономического развития; постепенный переход к главенству рыночных принципов хозяйствования, соотнесение темпов рыночных преобразований с общей социалистической ориентацией общественного развития страны; формирование многоукладной структуры экономики; поддержание сильной макрорегулирующей роли государства при переходе от прямых административных к косвенным экономическим методам регулирования народного хозяйства, трансформация его экономических функций, снижение его роли в перераспределительных процессах; противоречивый характер социальной политики, вызванный желанием совместить социалистические принципы социальной справедливости с рыночными принципами функционирования экономики.

Информация о работе Социально-экономические последствия реформирования экономики Китая