Социально-экономические последствия реформирования экономики Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, определяется актуальность анализа основных амбиционных тенденций Китая, так как возрастающее влияние КНР на экономику и безопасность Азиатско-Тихоокеанского региона, в целом.
Также интерес к экономике Китая и другими факторами, среди которых наиболее важными являются следующие:
a) с точки зрения глобальной геополитики, Китай является естественным союзником России в борьбе против «однополярной» модели мироустройства под эгидой США;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………...………3
1 РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ В ХХ ВЕКЕ……………………………………………………………….…………………5
1.1 Этапы реформирования экономики Китая……………………...……...…5
1.2 Результаты реформирования экономики Китая на рубеже веков...……………………………………………………………………..………….8
2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………..………..14
2.1 Структура и показатели экономики Китая…………………….………..14
2.2 Черты экономической модели Китая……………………………………19
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ………………………………………………………………………..……..22
3.1 Влияние глобального финансового кризиса на экономику Китая….…22
3.2 Перспективы развития экономики Китая………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….………………………..…………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……..……………..…..

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………...………3

1 РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ  КИТАЯ В ХХ ВЕКЕ……………………………………………………………….…………………5

1.1 Этапы реформирования экономики Китая……………………...……...…5

1.2 Результаты реформирования экономики Китая на рубеже веков...……………………………………………………………………..………….8

2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  МОДЕЛИ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ………………………………………………..………..14

2.1 Структура и показатели экономики Китая…………………….………..14

2.2 Черты экономической модели Китая……………………………………19

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ………………………………………………………………………..……..22

3.1 Влияние глобального финансового кризиса на экономику Китая….…22

3.2 Перспективы развития экономики Китая………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….………………………..…………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……..……………..…..36

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С середины первого десятилетия нынешнего века во внешней политике Пекина появились новые ориентиры. Китай в начале XXI века является первой мировой индустриальной сверхдержавой по объёмам промышленного производства, а также космической и ядерной державой. Теперь КНР нацеливается на лидерство в мировой политике.

Здесь важно отметить два момента. Во-первых, Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка. Основой притязаний на лидерство служит интеграция экономики Китая в мировую экономику на рыночных принципах. Во-вторых, главным препятствием для реализации амбиций Китая является двойственное восприятие этой страны Западом. С точки зрения экономики Китай воспринимается мировым рыночно-демократическим сообществом как «свой», т. е. рыночный, с точки зрения политики – как недемократический, «чужой», живущий при сохранении монополии Компартии Китая (КПК) на политическую власть.

Таким образом, определяется актуальность анализа основных амбиционных тенденций Китая, так как возрастающее влияние КНР на экономику и безопасность Азиатско-Тихоокеанского региона, в целом.

Также интерес к экономике Китая и другими факторами, среди которых наиболее важными являются следующие:

a) с точки зрения глобальной геополитики, Китай является естественным союзником России в борьбе против «однополярной» модели мироустройства под эгидой США;

б) Китай с его огромным избыточным населением граничит с малонаселенными и малоосвоенными регионами России. В условиях нынешней полупрозрачности границ разность давлений в «сообщающихся сосудах» может иметь тенденцию к выравниванию. Поэтому некоторые аналитики обсуждают сценарий «ползучей аннексии» российских территорий;

в) Китай уже сейчас превратился в региональную супердержаву, от состояния которой все больше зависит конъюнктура во всей Юго-Восточной Азии, одном из ключевых регионов мировой экономики;

г) с Китаем связаны перспективы осуществления масштабных российских внешнеторговых энергетических проектов (в частности, экспорта из России в Китай электроэнергии и нефти);

д) в китайской экономике, в свое время выстроенной по образцу советской плановой экономики сталинского типа, в течение последних 20 лет проводятся масштабные реформы.

Нередко российские политики говорят о возможности использования китайского опыта в нашей стране. Действительно, пути и механизмы китайских реформ в чем-то сходны с российскими преобразованиями, но в чем-то они резко отличаются в силу специфики политической, экономической и демографической ситуации в Китае.

Целью курсовой работы является теоретическое изучение социально-экономических последствий реформирования экономики Китая

В соответствии с поставленной целью, в ходе работы  необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать реформирование экономики Китая в ХХ веке.

2.Описать особенности экономической модели Китая на современном этапе

3.Охарактеризовать проблемы и перспективы развития экономики Китая.

Теоретической основой послужили научные работы ведущих ученых. Информационной базой выступили статьи, опубликованные в периодических изданиях.

Для написания курсовой работы были использованы следующие научные методы: аналитический, синтетический  и  метод исследований.

 

1 РЕФОРМИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИКИ КИТАЯ В ХХ ВЕКЕ

 

1.1 Этапы реформирования экономики Китая

 

Подготовка к проведению реформ в экономике Китая началась в конце 70-х г. ХХ в., задолго до их провозглашения. В связи с неразвитостью отдельных секторов экономики страны, особенно сельского хозяйства, правящая партия приняла решение о приоритетном экономическом развитии отдельных отраслей.

Реформы в Китае начались с 3 Пленума ЦК КПК 11 созыва, который состоялся в декабре 1978 г. В области идеологии Пленум объявил курс в области экономики – на «оживление внутренней экономики и открытие к внешнему миру». Дэн Сяопин тогда заявил: «Экономическое строительство важнее классовой борьбы», а позже развил свою мысль: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила». Пленум 1978 г. разъяснил, что жестко централизованная плановая система не соответствует реальному низкому уровню производительных сил Китая. [11,с.62]

Начало реформ было во многом вынуждено, поскольку Китай постоянно балансировал на грани голода. Однако рецепты «шоковой терапии», как и «большой скачок» эпохи культурной революции, были отвергнуты изначала. Дэн Сяопин называл свою политику «переходом реки вброд по камушкам». Экономисты называют такой подход «градуализмом».

Реформы осуществлялись постепенно и не всегда последовательно (в том числе, вследствие серьезной оппозиции со стороны ортодоксально настроенных региональных руководителей). Тем не менее, кроме краткого периода 1989-1990 гг., непосредственно следующего за событиями на площади Тянаньмэнь (июнь 1989 г.), общий вектор реформ, направленный на децентрализацию системы принятия решений, оставался достаточно постоянным. В 1992 г., на 14 Съезде КПК, «социалистическая рыночная экономика» обозначена как цель партийного и государственного строительства.

 

Этапы реформ:

1.Ликвидация колхозов 

В 1979 г. в сельском хозяйстве было ликвидировано большинство колхозов и введена система «семейной ответственности». Обязательные плановые поставки продукции были снижены, закупочные цены повышены. Крестьянам разрешили продавать сверхплановую продукцию по договорным ценам. При этом земля осталась в коллективной собственности и не может быть объектом купли-продажи.

2.Либерализация цен 

В 1978 г. те товары, на которые государство устанавливало фиксированные цены, охватывали 97% розничных продаж, в 1991 г. этот процент снизился до 21%. К настоящему моменту рынком определяются цены на 95% потребительских и 85% промышленных товаров. Цены на товары повседневного спроса, коммунальные городские услуги и ключевые продукты (энергию, уголь, сталь, цемент и др.) до сих пор регулируются государством. 

3.Реабилитация частного  предпринимательства 

Частное предпринимательство было практически ликвидировано Мао Цзэдуном в 1956 г. С 1979 г. в сфере торговли, услуг и легкой промышленности было разрешено создание небольших частных компаний. Сейчас частные компании производят нефтехимическую продукцию, самолеты, электронику, компьютеры, бытовую технику и т.д. Доля частного сектора в ВВП выросла с 0.9% в 1978 г. до 25% в 1998 г.

На практике дискриминация частного бизнеса остается, особенно со стороны местных властей. До самого последнего времени частные компании фактически были лишены доступа к банковскому кредитованию и не могли получить лицензию на проведение внешнеторговых операций. Только в марте 1999 г. приняты поправки к Конституции, согласно которым частный сектор признается «важной частью социалистической рыночной экономики», а государство берет на себя обязательства по защите «законных интересов и прав» частных предприятий. До этого частные предприятия законом защищены не были.

4.Снижение роли централизованного  планирования 

Роль централизованного планирования в Китае неуклонно снижалась. В 1984 г. 80% промышленной продукции производилось в соответствии с обязательным планом, то в 1992 г. - только 16%. В свою очередь, если в 1992 г. планировался выпуск 1000 продуктов, то в 1997 г. – всего 30. Сейчас 300 с лишним тысяч госпредприятий самостоятельно планируют свою деятельность и только 10 тысяч должны выполнять государственный план, причем он не распространяется на все 100% их выпуска.

5.Открытие китайской экономики  к внешнему миру 

До 1979 г. Китай был отгорожен от мировой экономики. Считалось, что при сложившемся международном разделении труда он может стать лишь «сырьевым придатком» развитых стран. Импорт рассматривался как инструмент, позволяющий достичь запланированного уровня потребления при недостаточном внутреннем производстве, а экспорт - как средство получения необходимой для импорта валюты. После декабрьского Пленума 1978 г. взгляд изменился. Массированный экспорт китайской продукции стали рассматривать как один из основных «двигателей» экономики, а иностранный капитал - как источник новых технологий, без которых невозможно превращение Китая в индустриальную сверхдержаву.

Хотя задачей реформы было создание целостной рыночной системы, практически до конца 90-х годов в центре внимания руководства находились проблемы макроэкономического регулирования (борьба с инфляцией, преобразования в налоговой, бюджетной, банковской сферах) и реформирование государственного сектора экономики. И только на рубеже 1997–1998 гг. руководство КНР признало, что емкость рынка впервые стала ключевой проблемой развития промышленности страны.

 

 

1.2 Результаты реформирования экономики Китая на рубеже веков

 

В целом в Китае к середине 90-х годов целостная система рынка в первичном виде уже сформировалась. Объем общественной розничной торговли потребительскими товарами в 1997 г. был в два раза выше, чем в 1990 г. (в сопоставимых ценах). Активно шел поиск новых форм торговли материальными ресурсами (фьючерсная торговля продукцией сельского хозяйства, металлами и стройматериалами на товарных биржах, развитие системы оптовых рынков средств производства). Развивался рынок технических достижений. Развивается рынок ценных бумаг, активно идет торговля облигациями госзайма на вторичном рынке ценных бумаг, в 1996 г. был официально учрежден единый рынок краткосрочных кредитов (от 1 до 120 дней). В первой половине 90-х годов бурное развитие получил рынок недвижимости; однако под воздействием ограничений спроса в 1997 г. произошло абсолютное сокращение объема инвестиций в недвижимость. [9,с.209]

Дальнейшее развитие и совершенствование системы рынка в Китае находится под воздействием ряда обстоятельств. Во-первых, в стране произошло изменение макроэкономической ситуации. В 1993–1995 гг. в Китае имело место превышение совокупного общественного спроса над предложением, стимулировавшее инфляционные тенденции. Жесткая денежно-кредитная политика, комплекс противоинфляционных мер позволили КНР совершить так называемую «мягкую посадку», сопровождавшуюся некоторым снижением темпов экономического роста, быстрым падением уровня инфляции и сокращением разрыва между совокупным общественным спросом и предложением (с 7,3% в 1993 г. до 4,1% в 1996 г. [9,с.209])

Однако, освободившись от инфляции и перегрева экономики, КНР оказалась перед угрозой дефляции и рецессии. Во-вторых, произошло изменение потребительской модели населения Китая: в семейных бюджетах сокращается доля затрат на питание, товары длительного пользования, на одежду и заметно возрастает доля затрат на образование, жилье, транспорт, связь, медицину.

В-третьих, успехи в деле создания единого рынка привели к устранению бывшей изолированности локальных рынков и быстрому росту внутренней конкуренции. Конкурентная борьба между провинциями за внутренний рынок имеет наряду с положительными сторонами и отрицательные последствия: хаотичное создание дублирующих производств всех основных товаров длительного пользования; сбыт изделий по демпинговым ценам, деформация отраслевой структуры экономики страны в целом, углубление диспропорций между спросом и предложением.

Кроме того, на развитие внутреннего рынка Китая заметное влияние оказывает внешний фактор. Усиливается прямая конкуренция иностранных экономических агентов с отечественными.

Крупномасштабное привлечение иностранных инвестиций привело к уступке части внутреннего рынка не только совместным предприятиям, но и часто стоящими за ними ТНК. Стремление вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) способствовало довольно заметному снижению импортных тарифных и нетарифных ограничений, открытию для иностранного капитала ряда сегментов рынка, ранее закрытых: розничной торговли и денежно-кредитной сферы.

В основу экономической политики Китая в 1998 г. было положено стимулирование общественного спроса по всем направлениям (потребительского, инвестиционного, экспортного). Заметно мягче стала проводиться денежно-кредитная политика. Ставка обязательного резервного депонирования в ЦБ была снижена с 13 до 8%; в 1998 г. неоднократно снижались процентные ставки по кредитам и депозитам [9,с.212]

Система планирования в КНР за годы реформ претерпела кардинальное изменение. В середине 80-х годов резко снизилась доля директивного плана в валовой промышленной продукции, она составляла менее 16,2%, доля направляющего плана – 42,8, а рыночного регулирования – около 40% [9,с.213]. В результате государство оказалось неспособным мобилизовать достаточно материальных ресурсов и осуществлять макроэкономический контроль в целом. На период оздоровления экономики была принята задача повысить долю директивного плана до 20%, принимались меры по приоритетному снабжению крупных предприятий ресурсами, были введены жесткие санкции за невыполнение директивных заданий.

Информация о работе Социально-экономические последствия реформирования экономики Китая