Социально-экономические последствия реформирования экономики Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, определяется актуальность анализа основных амбиционных тенденций Китая, так как возрастающее влияние КНР на экономику и безопасность Азиатско-Тихоокеанского региона, в целом.
Также интерес к экономике Китая и другими факторами, среди которых наиболее важными являются следующие:
a) с точки зрения глобальной геополитики, Китай является естественным союзником России в борьбе против «однополярной» модели мироустройства под эгидой США;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………………...………3
1 РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ В ХХ ВЕКЕ……………………………………………………………….…………………5
1.1 Этапы реформирования экономики Китая……………………...……...…5
1.2 Результаты реформирования экономики Китая на рубеже веков...……………………………………………………………………..………….8
2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………..………..14
2.1 Структура и показатели экономики Китая…………………….………..14
2.2 Черты экономической модели Китая……………………………………19
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ………………………………………………………………………..……..22
3.1 Влияние глобального финансового кризиса на экономику Китая….…22
3.2 Перспективы развития экономики Китая………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….………………………..…………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...……..……………..…..

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Разумеется, в каждой стране эта модель имеет весьма существенные особенности. Но ее характерные черты следующие:

а) ориентация экономики, особенно промышленности, на экспорт;

б) использование дешевой рабочей силы;

в) привлечение иностранных инвестиций и создание для этого условий, а также активный импорт технологий;

г) высокая доля инвестиций в ВВП (доля накопления очень высокая, от 30 до 40 % и даже более);

д) активное, но в разной степени, участие государства в развитии экономики;

е) в Китае и некоторых других странах создание особых экономических зон;

ж) авторитарность разной степени и/или однопартийная модель (тогда как в Японии или на Тайване у руля власти оставалась очень долго одна и та же партия). Последнее создает стабильность в стране, что важно для привлечения капитала.

Эта модель – лучше или хуже в разных странах – обеспечивает высокие темпы экономического роста на длительный срок, за счет привлечения капитала и технологий дает возможность повышать технологический уровень и производительность труда. В итоге происходят модернизация страны, быстрый рост урбанизации и постепенный рост уровня жизни населения.

 Однако по мере роста  ВВП на душу населения и  внутреннего потребления темпы  роста у стран восточноазиатской  модели замедляются. И то, что  они замедляются, служит для ряда  аналитиков весомым основанием предполагать, что по достижении Китаем определенного уровня ВВП на душу населения (не более 10 тыс. долларов) темпы его развития начнут замедляться.[35]

Все указанные черты присутствуют в китайской модели. Но у нее есть и очень важные особенности. Первая, и уникальная, – гигантское население. Именно это (плюс большая территория) делает Китай супердержавой. Вторая – наибольшая из всех стран роль государства при господстве компартии. Эта роль ключевая в китайской модели, именно она и определила возможность проведения реформ. Третья – особое положение крестьянства, которое лишено прав собственности на землю и многих гражданских прав, что позволяло и все еще позволяет использовать ресурсы деревни для экономического роста и целей государства. Четвертая – большая роль этнического китайского иностранного капитала и наличия целых государств с китайским населением (Гонконг, Макао, Тайвань и в значительной мере Сингапур).

Без всякого сомнения, приток иностранного капитала в Китай был бы намного меньше, поскольку огромная, а периодами и большая часть иностранных инвестиций по-прежнему идет через этот канал.[1, с.39] Отметим также, что импульс присоединения Гонконга и Макао все еще чувствуется в китайском росте.

Эти базовые особенности китайской модели (прежде всего повышенная роль государства при послушном и бесправном населении) в совокупности с особенностями китайских реформ породили и ряд других очень важных ее характеристик, которые являются как составляющими китайского успеха, так и его потенциальными слабостями, а именно:

  • дешевая экология (отсутствие должной заботы об охране окружающей среды);
  • дешевая социальная политика, которая мало обременяет государство (возможность до сих пор отказываться от обязанностей государства в отношении пенсий и пособий для огромной части населения; плата за обучение и медицинское обслуживание; низкий уровень безопасности на производстве и т. п.);
  • политика ограничения рождаемости, которая снижает затраты на подрастающее поколение;
  • низкий курс юаня, способствующий экспорту. Низкий курс также уберег Китай в 1997 г. от кризиса, в то время как целый ряд других стран ЮВА сильно пострадал от завышенного курса своих валют;
  • сверхвысокая доля ВВП, идущая на накопление, что позволяет делать громадные инвестиции и поддерживать высокие темпы роста, но возможная лишь при столь сильном присутствии государства в экономике, как в Китае;
  • целенаправленная политика государства в области низких тарифов на энергию и сырье, создания инфраструктуры, повышения производительности труда, инновационности, степени открытости страны и т. д.

В отношении последнего важно отметить линию постепенного расширения открытости для иностранных инвестиций, в которой Китай сделал наибольшие успехи (они гораздо больше по сравнению, скажем, с политикой поощрения отечественного бизнеса или развития внутреннего потребления). Все это и способствовало тому, что китайский экспорт рос опережающими темпами по сравнению с ростом экономики в целом, а объем ПИИ в Китае вырос в десятки раз.[4,с.325]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ

 

3.1 Влияние глобального финансового кризиса на экономику Китая

 

Среди крупных стран мира КНР относится к числу наименее пострадавших от мирового экономического кризиса. Наряду с другими странами Восточной Азии, занимающими в системе международного разделения труда место поставщиков промышленной продукции, Китай пережил сужение экспортных рынков.

Как отмечают эксперты МВФ, «падение глобального спроса в особенности сказалось на производстве автомобилей, электроники и других потребительских товаров длительного пользования, которые являются неотъемлемой составной частью производственной структуры во всей Восточной Азии» [14, c. 71].

Сокращение экспорта и импорта началось в IV квартале 2008 г. Поскольку в условиях снижения цен на энергоносители импорт сокращался быстрее экспорта, положительное сальдо торговли товарами КНР в IV квартале 2008 г. достигло пика. В I и II кварталах 2009 г. оно резко сокращалось, в III и IV кварталах – увеличивалось. Тем не менее в IV квартале 2009 г. оно было ниже, чем в соответствующий период 2006, 2007 и 2008 годов.

В целом за 2009 г. экспорт товаров КНР сократился на 15,9%. Сокращение спроса экспортных производств в сочетании со снижением цен на энергоносители привело к уменьшению импорта на 11,2%. Таким образом, взаимосвязь экспорта и импорта, несмотря на ее отмеченное выше ослабление, остается достаточно тесной, что обусловлено относительно низкой долей потребления в структуре ВВП КНР.

Ограниченные возможности расширения потребительского импорта делают сокращение импорта неизбежным следствием уменьшения экспорта и тем самым предотвращают существенное сокращение ВВП за счет падения чистого экспорта.

Несмотря на резкое снижение внешнего спроса, Китай, в отличие от новых индустриальных стран, избежал абсолютного падения ВВП. Главной причиной этого стало наличие несравнимо более емкого внутреннего рынка. Кризис побудил руководство КНР поддержать внутренний спрос. В ноябре 2008 г. был опубликован план стимулирования экономики в течение двух лет на общую сумму 4 трлн. юаней (585 млрд. дол. США). Эта сумма включает расходы центральных и местных властей, а также расходы частных предприятий, которые предполагается привлечь к реализации объявленных программ. План предполагает мероприятия по развитию инфраструктуры, социальной поддержке населения, созданию стратегических резервов сырья. Снижаются налоги, в том числе налог на добавленную стоимость. В результате был предусмотрен дефицит бюджета КНР на 2009 год.

Низкий уровень потребления также неизбежно выдвигает на первый план в антикризисных мероприятиях действия по стимулированию инвестиций. Принятые меры по поддержке инвестиционной активности дали желаемый результат. В 2009 г. вложения в основной капитал КНР увеличились на 30,1% (в 2008 г. – на 25,5%). Соответственно, в 2009 г. производство товаров и услуг в Китае увеличилось на 8,7% (в 2008 г. – на 9,6%). Темпы роста экономики КНР в 2009 г. оказались наивысшими среди всех крупных государств мира, сохранение устойчивого лидерства ожидается и в 2010 г. Поддержание таких темпов является для Китая объективной необходимостью, так как страна вынуждена ежегодно решать проблему трудоустройства нескольких десятков миллионов человек.

Таким образом, необходимость противодействия кризису первоначально способствовала закреплению специфической структуры ВВП КНР, отличающейся высоким удельным весом вложений в основной капитал1. В то же время принимались и меры по стимулированию потребления, в частности, бытовой техники, мотоциклов, автомобилей (скидки с налога с продаж, премии за обмен подержанных автомобилей). Снижение процентных ставок и рост предложения кредитов привели к существенному увеличению продаж жилья [12, c. 124].

В числе факторов, способствующих поддержанию высоких темпов роста, эксперты МВФ называют относительно низкую, по сравнению с другими восточноазиатскими странами, долю чистого экспорта в валовом продукте, эффективную макроэкономическую политику, включая увеличение бюджетных расходов на стимулирование экономики, а также смягчение денежно-кредитной политики посредством понижения процентных ставок и обязательных резервных требований [14, c. 72 – 73].

В то же время они считают возможным использовать в случае необходимости другие меры, которые не только создадут непосредственные стимулы экономического роста в краткосрочном плане, но и будут в среднесрочном плане способствовать общим структурным сдвигам в экономике, увеличивая удельный вес прироста ВВП за счет внутреннего рынка. К этим мерам относятся улучшения в системе государственного медицинского обслуживания и образования, пенсионная реформа, трансферты группам с низкими доходами, дополнительные инвестиции в развитие сельской местности, сокращение налогов на потребление и подоходного налога [14, c. 75].

Следствием этих мер будет увеличение потребительского спроса, повышение темпов роста потребления, уменьшение нормы сбережений, ускорение роста импорта и усиление его независимости от экспорта, соответственно – уменьшение положительного сальдо внешней торговли и счета текущих операций платежного баланса.

В период высоких темпов экономического роста в 2006 – 2008 гг. НБК проводил ограничительную денежно-кредитную политику, повышая процентные ставки и увеличивая обязательные резервные требования для кредитных организаций. Однако в сентябре 2008 г., когда стало очевидным, что мировая экономика вступила в период глубокого кризиса, он перешел к смягчению денежно-кредитной политики. Ставка-ориентир по годовым заимствованиям и обязательные резервные требования систематически понижались, что создавало условия для расширения кредитования предприятий банками (см. рис. 2 на с. 67). Проводимую в настоящее время денежно-кредитную политику НБК характеризует как «умеренно мягкую». Эта политика в сочетании со стимулирующей бюджетной политикой и достаточной ликвидностью банковской системы способствует увеличению предложения кредитов и спроса на них [24].

Традиционно для КНР характерен относительно низкий уровень инфляции. В 2007-м – первой половине 2008 г. отмечалось ее существенное усиление, чему способствовало увеличение денежной массы при ограниченных возможностях стерилизации. Однако решающим фактором была динамика цен на продовольствие (цены на энергоносители на внутреннем рынке Китая являются регулируемыми). В связи с хорошим урожаем 2008 г. рост потребительских цен замедлился.

С февраля по октябрь 2009 г. отмечалось их снижение относительно аналогичного месяца предыдущего года. Эта ситуация позволила беспрепятственно наращивать кредитование в рамках антикризисной программы. Только в I квартале 2009 г. финансовые институты КНР выдали кредиты на общую сумму 4,6 трлн. юаней, из которых на долгосрочные и среднесрочные ссуды пришлось 1,9 трлн. юаней, на приобретение ценных бумаг – 1,5 трлн. юаней, на краткосрочные займы – 1,2 трлн. юаней. В перспективе планируется увеличить предоставление кредитов малым и средним предприятиям, способность которых привлекать заемные средства существенно пострадала от кризиса [24].

Резкое увеличение ликвидности в экономике привело к росту спекулятивной активности. В этих условиях крупнейшие банки Китая начали ограничивать объемы кредитования. НБК заявляет о намерении «оптимизировать структуру кредитов, следовать принципам кредитования и поддерживать правильный баланс между стимулированием экономического роста и реструктуризацией экономики» [31]. В январе – феврале 2010 г. НБК повысил обязательные резервные требования для кредитных организаций. В связи с большим объемом кредитов, выданных в начале января, Комиссия по регулированию банковской деятельности рекомендовала нескольким крупнейшим банкам прекратить выдачу новых кредитов до конца января.

Большой объем накопленных резервов способствовал увеличению международной роли НБК в условиях кризиса. Неустойчивость финансовых рынков привела к резкому расширению использования центральными банками сделок своп, имевших целью преодоление недостатка ликвидности на денежных рынках. Соглашения о валютных свопах были заключены между Федеральной резервной системой (ФРС США), Европейским центральным банком (ЕЦБ), Банком Англии, Швейцарским национальным банком и Банком Японии. ФРС и ЕЦБ заключили соглашения своп также с центральными банками ряда других стран. Со своей стороны, НБК подписал соглашения своп с центральными банками некоторых стран, включая Республику Корея, Малайзию, Индонезию, Белоруссию, что позволило снизить давление на их финансовые системы [31].

Так, заключенное в конце 2008 г. на три года соглашение между Народным банком Китая и Банком Кореи предусмотрело предоставление ликвидности на сумму соответственно до 180 млрд. юаней, или 38 трлн. корейских вон (свыше 26 млрд. дол. США), в целях обеспечения необходимого доступа банковской системы к краткосрочной ликвидности, а также развития взаимной торговли [19].

Информация о работе Социально-экономические последствия реформирования экономики Китая