Экономическая оценка конкурентоспособности функционирования предприятия на внешнем рынке на примере ОАО «БОРИСОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современного состояния конкурентоспособности мясной продукции, выявление основных путей, резервов её повышения, теоретическое обоснование организации, перспектив развития производства и реализации мясной продукции. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия конкурентоспособности, ее факторы и экономические аспекты;
• изучить организационно-экономическую характеристику ОАО «Борисовский мясокомбинат»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1. Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты…………………..…. 4
1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы её определяющие…………………………… 4
1.2 Экономические аспекты конкурентоспособности………………………………………..… 5
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………….. 6
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Борисовский мясокомбинат»……………………………………………………………………………………. 9
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………………….… 9
2.2. Описание продукции предприятия…………………………………………………………. 10
2.3 Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия………………………….. 14
3. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга………………………………………….. 18
3.1. Анализ рынка. Общий анализ состояния отрасли…………………………………………. 18
3.2 Анализ положения на рынке ОАО «Борисовский мясокомбинат»………………………. 23
4. Мероприятия и стратегии маркетинга по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности на внешнем рынке……………………………… 27
4.1 Мероприятия по улучшению качества продукции………………………………………… 27
4.2 Стратегия маркетинга………………………………………………………………………... 32
Заключение………………………………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы………………………………………………………… 44

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ - копия.docx

— 335.60 Кб (Скачать файл)

-производство  пищевых топленых жиров, технической  продукции из мясного сырья; 

-оптовая  и розничная торговля.

Перечень  изделий, выпускаемых мясокомбинатом, насчитывает более 500 наименований. Это мясо и субпродукты, колбасы, деликатесы, полуфабрикаты из свинины  и говядины, консервы мясные, жиры пищевые  и технические, сухие животные корма, кишечное сырье консервированное, шкуры  консервированные, эндокринно-ферментное сырье. Вся продукция соответствует  ГОСТам и СТБ, имеет необходимые  сертификаты для реализации на внешнем  и внутреннем рынках.

ОАО «Слуцкий мясокомбинат» занимается производством колбас и копченостей (вареные, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые, сосиски, сардельки), мясные и мясорастительные консервы. Всего более 200 наименований. Основными рынками сбыта продукции являются рынки Республики Беларусь и Российской Федерации. Имеет шесть собственных магазинов, два павильона, два киоска. Товарооборот за 2010 год составил 15 миллиардов рублей.

ОАО «Слонимский мясокомбинат» — одно из старейших предприятий Республики Беларусь — было создано в 1923 году. На предприятии работают мясожировой и колбасный цеха, цех полуфабрикатов (включающий пельменный), цех по производству сырокопченой и сыровяленой продукции.

В настоящее  время Слонимский мясокомбинат производит свыше 300 наименований продукции: более 180 колбасных изделий, 30 наименований консервов, 52 - полуфабрикатов, сухие  корма. Полуфабрикаты выпускаются  под торговой маркой «Слонимские  рецепты».

На предприятии  реализуется программа «Безопасный  продукт – здоровая нация». Безопасность продукции гарантируется хорошей  технологическая оснащенностью, высокой  квалификацией персонала, санитарным и технологическим контролем, современным  менеджментом и маркетингом. На Слонимском мясокомбинате внедрена система  менеджмента качества производства мясопродуктов, соответствующая требованиям  международного стандарта СТБ ИСО 9001-2001. В мае 2006 года получен сертификат соответствия требованиям СТБ 1470-2004 НАССР (анализ рисков и критических  контрольных точек).

Основной  объем производимой продукции предприятие  реализует на отечественном рынке, часть продукции – мясо на кости, консервы и отдельные виды колбасных  изделий – поставляется в Россию.

ОАО «Витебский мясокомбинат»  — крупное современное предприятие, имеющее широкие возможности производства и поставки потребителям конкурентоспособной и безопасной мясной продукции высокого качества. Ассортимент выпускаемых мясокомбинатом колбасных изделий, и мясных полуфабрикатов насчитывает более 250 наименований.

УП «Минский мясокомбинат» - крупнейший производитель мясоперерабатывающей отрасли Беларуси. На предприятии внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001 и система качества НАССР. В последние годы была проведена широкомасштабная модернизация. В результате цеха оснащены современным оборудованием, за производственным процессом и проверкой качества продукции следят автоматы, а вмешательство человека сведено к минимуму. УП «Минский мясокомбинат» предлагает разнообразные мясные продукты под торговой маркой «Мясная держава» – вареные колбасы, сосиски, сардельки, варено-копченые, полукопченые, сырокопченые и сыровяленые колбасы, ветчины, деликатесные продукты из говядины и свинины, традиционные белорусские мясные продукты, паштеты и пудинги. Мясные полуфабрикаты под торговой маркой «Кухаревич» - это натуральные крупнокусковые, порционные и мелкокусковые полуфабрикаты, котлеты, тефтели, фарши, пельмени, вареники, фрикадельки, сырые колбаски, блинчики «Домашние» с разнообразными начинками и др. [3].

 

Тенденции. Состояние мясоперерабатывающей промышленности определяется в первую очередь уровнем развития сырьевой базы и степенью платежеспособности населения. Для Беларуси характерен растущий спрос на продукты питания, однако потребление ограничивается низким уровнем доходов.

В мясной промышленности осуществляется завершение начатых  в 2005-2007гг. инвестиционных проектов по реконструкции и техническому перевооружению мясокомбинатов. Наращивание объемов  производства конкурентоспособной  продукции будет достигнуто за счет дальнейшей специализации и концентрации мощностей перерабатывающих предприятий, увеличения глубины переработки  сырья. Главная задача мясоперерабатывающей отрасли — до 80% переработки скота  проводить только на крупных, технически оснащенных мясоперерабатывающих предприятиях.

Одной из тенденций  развития отрасли является ориентация производителей мясной продукции не только на внутренний рынок, но и на экспорт. При этом продукция отечественных  мясоперерабатывающих предприятий  пользуется спросом на внешних рынках благодаря приемлемому уровню цены и высокому качеству.

Основной  страной экспорта мяса и мясных изделий  является Россия. В условиях сокращения или нестабильного экспорта продукции  в Россию  мясо-молочные предприятия республики вынуждены искать новые рынки сбыта - в Ираке, Венесуэле, Китае, Азербайджане и других странах, в том числе в странах ЕС [5].

Одной из основных тенденций развития мирового рынка  мяса на сегодняшний день является недостаточный для обеспечения  нужд потребителей уровень производства. Производители мяса сталкиваются с  проблемой ограниченности кормовой базы для животноводства. Недостаточное  производство мясного сырья в  свою очередь создает проблемы для  развития пищевой промышленности.

В целом рынок  мясной продукции обладает высокой  емкостью и характеризуется стабильным спросом и жесткой конкуренцией среди местных игроков.

 

3.2 Анализ положения на рынке  ОАО «Борисовский мясокомбинат»

 

ОАО «Борисовский мясокомбинат» является одним из крупнейших производителей мясных продуктов в Республике Беларусь. Основным видом деятельности предприятия является производство мяса и субпродуктов, колбасных изделий и полуфабрикатов.

Динамика  объемов производства продукции  комбинатом приведена на Рисунке 4.5.

 

Рисунок 3 Динамика производства продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» в 2007-2011гг.

Примечание – Рисунок составлен по данным годовых отчетов ОАО «Борисовский мясокомбинат» за 2007-2011 гг. [13].

Анализируя  данные Рисунка 3 можно отметить, что объемы производства ежегодно растут. В 2010г. наибольший рост произошел по группе колбасных изделий (на 24,1%), мясо и субпродукты (на 8,5%). Производство  мясных полуфабрикатов увеличилось на 5,8% по сравнению  с 2009г.

Если рассматривать  структуру производства в 2010г. (Рисунок 4), то наибольший удельный вес занимает мясо и субпродукты; затем следуют колбасные изделия и мясные полуфабрикаты.

 

 

Рисунок 4 Структура производства ОАО «Борисовский мясокомбинат» в натуральном выражении в 2011г.

Примечание  – Рисунок был составлен по данным годового отчета ОАО «Борисовский мясокомбинат» за 2010г . [13].

Что касается реализации продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат», то динамика за 2007-2010гг. представлена в Таблице 3.

 

Таблица 3 Реализация основных видов продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат», тонн

Наименование

2007

% экспорта

2008

% экспорта

2009

% экспорта

2010

% экспорта

Мясо и субпродукты

4 153

57,0%

4 637

75,4%

8 299

76,8%

10222

77,7%

Колбасные изделия

8 578

3,8%

8 450

5,5%

7 776

5,8%

9078

6,3%

Мясные полуфабрикаты

3 578

0,7%

4 322

1,1%

3 761

0,7%

3932

0,2%


Примечание – Таблица была составлена по данным годового отчета ОАО «Борисовский мясокомбинат» за 2007-2011 гг. [13].

 

Из анализа  Таблицы 3 видно, что продукция ОАО «Борисовский мясокомбинат» реализуется как на внутреннем рынке, так и поставляется на экспорт. Анализ структуры отгрузки за последние годы показал, что значительная доля отгрузок продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» на белорусский рынок осуществляется в г.Минск и Минскую область.

Соответственно, основной упор мероприятий, стимулирующих  торговлю и потребителей, должен быть направлен именно в этот регион, наиболее перспективный, имеющий наибольшую потребительскую емкость. На этом фоне необходимо динамично развивать  агентскую и дилерскую сеть в  соседних регионах для увеличения доли рынка и укрепления позиций в  конкурентной борьбе.

Одним из приоритетных направлений по расширению зоны и  объемов поставок продукции является развитие экспортных поставок. Продукция предприятия реализуется на рынок Российской Федерации в г. Москва через оптовый склад представительства, учредителем которого является ОАО «Борисовский мясокомбинат», а также на рынки городов Санкт-Петербург, Смоленск, и др.

Основными покупателями продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» являются на внутреннем рынке: Борисовское, Крупское, Смолевичское, Логойское, Березинское и Дзержинское райпо, ОАО «Веста» (г. Витебск) и др. организации. На внешнем рынке основными покупателями являются:

    • мясо на кости: ООО «ТД «Фортуна», г.Санкт-Петербург; ООО «Пиллар», г.Санкт-Петербург; ООО «Веста», г.Москва; ООО «Индустрия-Строй», Московская обл.; ООО «МПродукт», г.Москва; ОАО «Икма», г.Москва и другие.
    • колбасные изделия: ООО «Борисовский мясокомбинат», г.Смоленск; ИП Евгененков, г.Смоленск; ИП Виноградова, г.Смоленск; ООО «ТД «Белторг», г.Москва; ООО «Пай», г.Петрозаводск и другие.

ОАО «Борисовский мясокомбинат» принимает постоянное участие в выставках-ярмарках «Лучшие товары рынка России», проходящих в городах Московской области, участвует в ярмарках в городах Смоленск, Санкт-Петербург.

Мясокомбинат  активно проводит маркетинговые  исследования потребительских предпочтений и пожеланий работников торговли, целью которых является устранение недостатков и принятие дополнительных мер, способных увеличить долю рынка ОАО «Борисовский мясокомбинат», и повысить объемы реализации мясной и колбасной продукции [3].

Таким образом, что ОАО «Борисовский мясокомбинат» постоянно работает над улучшением качества, применяет современные технологии и оборудование, внедряет новые стандарты, чтобы предлагать потребителям лучшие продукты. За последние годы ассортимент продукции Борисовского мясокомбината пополнился мясными полуфабрикатами быстрого приготовления

С учетом растущего  спроса на продукцию ОАО «Борисовский мясокомбинат» проводит масштабную работу по наращиванию объемов производства, расширению ассортиментного перечня выпускаемых изделий и совершенствованию их качества..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Мероприятия и стратегии маркетинга по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности на внешнем рынке

 

4.1 Мероприятия по улучшению качества  продукции

 

Специалисты предприятия постоянно работают над улучшением качества выпускаемой  продукции и повышением ее конкурентоспособности, расширением ассортимента, формированием  фирменного стиля предприятия.

Для улучшения  качества выпускаемой продукции  и обеспечения ее высокой конкурентоспособности  на предприятии в комплексе решаются задачи, определяемые ежегодной программой «Качество», утверждаемой директором предприятия.

В 2010г. в  рамках реализации программы «Качество» были выполнены следующие мероприятия:

  • Проведение дней качества.
  • Проведение ресертификации системы экологического менеджмента на соответствие требованиям СТБ ИСО 14001-2005.
  • Подтверждение системы НАССР на соответствие требованиям ГОСТ Р 51705.1-2005.
  • Подтверждение системы менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2009.
  • Проведение сертификации новых видов продукции, разрабатываемых на предприятии, на соответствие требованиям РБ и России.
  • Подтверждение соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации в Республике Беларусь.
  • Получение сертификатов соответствия на продукцию, поставляемую в РФ, с учетом потребительского спроса.
  • Участие продукции предприятия в различных отраслевых конкурсах-смотрах, научно-практических семинарах по вопросам стандартизации и технического нормирования, подтверждения соответствия, управления качеством и др. Повышение квалификации и переподготовка специалистов в области качества.
  • Закупка оборудования для холодоснабжения колбасного цеха.

 

  • Модернизация машинного участка цеха сыровяленых колбасных изделий, закупка шприца и клипсатора.
  • Реконструкция сушильных камер, покупка климокамер для ЦСККИ.
  • Реконструкция участка обработки шерстных субпродуктов.
  • Реконструкция ливерно – паштетного отделения.
  • Развитие дилерской сети и региональных торговых представителей, сети фирменных магазинов, увеличение числа мерчендайзеров в крупных торговых сетях.
  • Совершенствование ассортимента выпускаемой продукции, дизайна и методики ее упаковки в соответствии с потребительскими предпочтениями, основываясь на маркетинговых исследованиях.
  • Расширение доли рынка в Российской Федерации посредством налаживания контактов с новыми перспективными клиентами.
  • Участие в работе с совместными торговыми домами.
  • Расширение области аккредитации производственной лаборатории, и получения аттестата аккредитации [7,3].

Информация о работе Экономическая оценка конкурентоспособности функционирования предприятия на внешнем рынке на примере ОАО «БОРИСОВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»