Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 01:54, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современного состояния конкурентоспособности мясной продукции, выявление основных путей, резервов её повышения, теоретическое обоснование организации, перспектив развития производства и реализации мясной продукции. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
•	раскрыть сущность понятия конкурентоспособности, ее факторы и экономические аспекты;
•	изучить организационно-экономическую характеристику ОАО «Борисовский мясокомбинат»;
Введение…………………………………………………………………………………………… 3
1. Конкурентоспособность, её факторы и экономические аспекты…………………..…. 4 
1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы её определяющие…………………………… 4
1.2 Экономические аспекты конкурентоспособности………………………………………..… 5
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………….. 6
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Борисовский мясокомбинат»……………………………………………………………………………………. 9
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………………….… 9
2.2. Описание продукции предприятия…………………………………………………………. 10
2.3 Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия………………………….. 14
3.  Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга………………………………………….. 18
3.1. Анализ рынка. Общий анализ состояния отрасли…………………………………………. 18
3.2 Анализ положения на рынке ОАО «Борисовский мясокомбинат»………………………. 23
4. Мероприятия и стратегии маркетинга по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности на внешнем рынке……………………………… 27
4.1 Мероприятия по улучшению качества продукции………………………………………… 27
4.2 Стратегия маркетинга………………………………………………………………………... 32
Заключение………………………………………………………………………………………. 40
Список использованной литературы………………………………………………………… 44
На 2011г. были произведены:
Общий объем производства за последние годы приведен в таблице 1.
Таблица 1 Общий объем производства за 2010-2011 гг.,
Наименование  | 
  Годы  | 
  Темп роста, %  | |
2010 год  | 
  2011  | ||
Переработано скота,всего  | 
  36258  | 
  30677  | 
  85  | 
в т.ч. из госсырья  | 
  35887  | 
  29511  | 
  82  | 
Мясо и субпродукты 1 кат.,всего  | 
  21207  | 
  18343  | 
  86  | 
в т.ч. из госсырья  | 
  21007  | 
  17642  | 
  84  | 
Колбасные изделия,всего  | 
  9607  | 
  10730  | 
  112  | 
в т.ч. из госсырья  | 
  9115  | 
  10730  | 
  118  | 
в т.ч. вареные  | 
  3117  | 
  3705  | 
  119  | 
сосиски, сардельки  | 
  1424  | 
  1634  | 
  115  | 
Полукопченые  | 
  447  | 
  515  | 
  115  | 
Копчености  | 
  1457  | 
  1842  | 
  126  | 
Твердокопченые  | 
  2177  | 
  2194  | 
  101  | 
Субпродуктовые  | 
  865  | 
  771  | 
  89  | 
Прочая  | 
  120  | 
  69  | 
  58  | 
Мясные полуфабрикаты  | 
  4025  | 
  4330  | 
  108  | 
в т.ч. из госсырья  | 
  3837  | 
  4330  | 
  113  | 
в т.ч. котлеты  | 
  101  | 
  228  | 
  226  | 
Пельмени  | 
  990  | 
  869  | 
  88  | 
Фарш  | 
  590  | 
  629  | 
  107  | 
Мясокостные  | 
  1013  | 
  950  | 
  94  | 
Крупнокусковые  | 
  1143  | 
  1527  | 
  134  | 
Жиры пищевые топленые  | 
  736  | 
  647  | 
  88  | 
Жир технический  | 
  52  | 
  987  | 
  1898  | 
Сухие животные корма  | 
  1140  | 
  999  | 
  88  | 
Примечание – таблица рассчитана по данным годового отчета ОАО «Борисовский мясокомбинат» за 2010-2011 гг.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом ассортимент вырабатываемой предприятием продукции остался практически на прежнем уровне. Как и ранее наибольший удельный вес занимают вареные колбасные изделия, их удельный вес вырос на 119 %. Вырос удельный вес копченостей 126 % и твердокопченых колбас на 101 %.
По сравнению с 2010 годом увеличился удельный вес выпуска котлет и пельменей,
увеличился удельный выпуска и крупнокусковых полуфабрикатов мясокостных полуфабрикатов и фарша.
ОАО "Борисовский мясокомбинат" наладил выпуск копченостей в термоусадочные вакуумные пакеты, (порционная нарезка), что придало эстетичный вид продукции и позволило увеличить сроки хранения до 30-40 суток. Вареные колбасные изделия производятся в газоводонепроницаемых оболочках, что позволяет увеличивать выход готовой продукции и сроки годности.
2.3 Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия
Форма собственности: акционерная. Дата регистрации: 14.12.2000г.
• Размер уставного фонда: 21 098 млн.руб. по состоянию на: 01.01.2011г.
• Распределение уставного фонда в долях:
Общества, в которых организация является учредителем, акционером: ООО «Борисовский мясокомбинат» (г.Смоленск).
• Стоимость внеоборотных активов на 01.01.2012г. – 194 633 млн. руб.
• Стоимость оборотных активов на 01.01.2012г.- 104 264 млн. руб.
• Среднесписочная численность за 2011г.: 1 332 человека.
ОАО «Борисовский мясокомбинат» не имеет задолженности по банковским кредитам и ссудам, по выплатам в бюджет и внебюджетные фонды, своевременно производит выплату заработной платы и плату за энергоносители. Основные показатели работы предприятия за предшествующий период представлены в таблице 2.
Таблица 2 Основные технико-экономические показатели по ОАО "Борисовский мясокомбинат" январь - декабрь 2011 года.
Наименование показателя  | 
  Годы  | 
  Темп роста,%  | |
2010  | 
  2011  | ||
Фактические показатели  | 
  |||
темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах  | 
  275540  | 
  314060  | 
  114,0  | 
темп роста производства товаров народного потребления  | 
  410367  | 
  395078  | 
  96,3  | 
объем товарной продукции в действующих ценах, млн. руб.  | 
  2634092  | 
  394932  | 
  149,7  | 
запасы готовой продукции (на 01.01.2011г.), млн. руб.  | 
  6764  | 
  ||
в % к среднемесячному объему производства  | 
  20,5  | 
  ||
переработано скота всего, т.  | 
  36259  | 
  30677  | 
  84,6  | 
переработано скота для выхода с 1 тонны товарной продукции, т.  | 
  38866  | 
  34765  | 
  89,4  | 
выход товарной продукции с 1 тонны переработанного скота, тыс. руб.  | 
  6777  | 
  11343  | 
  167,4  | 
экспорт , импорт  | 
  |||
объем экспорта товаров, тыс. долл. США  | 
  31102,1  | 
  24081,3  | 
  77,4  | 
объем импорта товаров, тыс. долл. США  | 
  7660,7  | 
  8641,1  | 
  112,8  | 
сальдо внешней торговли, тыс. долл. США  | 
  23441,4  | 
  15440,2  | 
  -  | 
Инвестиции в основной капитал, млн. руб.  | 
  13441  | 
  31193  | 
  232,1  | 
Объем платных услуг населению (январь - декабрь), млн. руб.  | 
  281,3  | 
  567,4  | 
  201,7  | 
в т.ч. бытовые  | 
  98,6  | 
  184  | 
  186,6  | 
розничный товарооборот г.Борисов  | 
  27742  | 
  73011  | 
  263,2  | 
показатель по энергосбережению (в сопоставимых условиях)  | 
  -8,2  | 
  ||
Среднесписочная численность  | 
  |||
* всего  | 
  1281  | 
  1332  | 
  104,0  | 
* в т.ч. ППП  | 
  1021  | 
  1053  | 
  103,1  | 
Производительность труда  | 
  258  | 
  374,5  | 
  145,2  | 
Среднемесячная з/плата, всего  | 
  1329,5  | 
  2124,9  | 
  159,8  | 
фонд оплаты труда  | 
  20637,9  | 
  34277,6  | 
  166,1  | 
Тарифная ставка 1 разряда  | 
  246,4  | 
  371,2  | 
  150,6  | 
финансовые показатели  | 
  |||
Выручка от реализации продукции всего (январь - декабрь)  | 
  294467  | 
  449455  | 
  152,6  | 
прибыль, убыток от реализации продукции (январь - декабрь)  | 
  15811  | 
  34886  | 
  |
Чистая прибыль, убыток (январь - декабрь)  | 
  7005  | 
  9514  | 
  |
Рентабельность реализованной   | 
  6,0  | 
  9,1  | 
  |
Рентабельность продаж (январь - декабрь)  | 
  5,3  | 
  7,7  | 
  |
на 01.01.10г.  | 
  на 01.01.11г.  | 
  изменение (+, -)  | |
Дебиторская задолженность за мясопродукты  | 
  30529  | 
  ||
из нее нерезиденты  | 
  |||
в т.ч. просроченная всего  | 
  3512  | 
  ||
в т. ч. просроченная нерезиденты  | 
  |||
Кредиторская задолженность за скот  | 
  54276  | 
  ||
в т.ч. просроченная  | 
  |||
Как видно из данных таблицы 2, что в период с 2010 по 2011 гг., все основные технико-экономические показатели предприятия постепенно увеличиваются. Таким образом, финансовое состояние ОАО «Борисовский мясокомбинат» с каждым годом улучшается. За 2010 – 2011 гг. произошло увеличение общей стоимости активов предприятия благодаря росту оборотных активов, и в меньшей мере благодаря росту внеоборотных активов. Выручка от реализации продукции и все показатели прибыли имеют тенденцию к увеличению. Это в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности предприятия.
Тем не менее, ОАО «Борисовский мясокомбинат» является предприятием развивающимся, расширяя свою деятельность и увеличивая производственные мощности.
Глава 3. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга
3.1. Анализ рынка. Общий анализ состояния отрасли
Мясоперерабатывающая отрасль – одна из крупнейших отраслей пищевой промышленности Республики Беларуси.
Производственные мощности белорусских предприятий по мясу скота составляют более 900 тыс. тонн в год. Ассортимент вырабатываемой в республике мясной продукции включает более 1200 наименований, в том числе 800 видов колбасных изделий, около 250 наименований полуфабрикатов, более 150 видов консервов.
В структуре расходов домашних хозяйств г. Минска на продукты питания в 2011г. мясо и мясопродукты занимали 32,3% (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 Структура расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания, г. Минск, 2011г., %.
Примечание – Рисунок составлен по данным публикации «Социально-экономическое положение домашних хозяйств» Статистического сборника РБ за 2011г. [12].
Так как основными видами продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат» являются колбасные изделия и мясо, ниже приведен анализ общереспубликанского объема производства именно данных видов продукции за период с 1995г. по 2011г.
Структура производства колбасных изделий приведена на Рисунке 4.4. Наибольший удельный вес в общем объеме производства занимают вареные колбасы, сосиски и сардельки и копчености.
Рисунок 2 Структура производства колбасных изделий в 2010г.
по Республике Беларусь
Примечание – Рисунок составлен по данным публикации «Социально-экономическое положение домашних хозяйств» Статистического сборника РБ за 2010 [12].
Таким образом, более половины всех произведенных колбасных изделий составили вареные колбасы, сосиски и сардельки (57%). Далее следуют копчености с удельным весом в 15% и прочие колбасные изделия – 11%.
В настоящее время мясоперерабатывающая отрасль ориентирована на расширение ассортимента и увеличение объемов производства высокорентабельных видов продукции — сырокопченых, сыровяленых и полукопченых, вареных, варено-копченых колбас, расширение производства продуктов из говядины, свинины и мяса птицы за счет внедрения новых вкусоароматических добавок, наполнителей и видов упаковки.
Белорусские мясопереработчики активно поставляют мясную продукцию на экспорт, в основном в Россию. Для белорусских производителей ситуация осложнилась небольшим падением потребления мяса в России на фоне снижения покупательской способности в 2009г. К тому же ослабление российского рубля вкупе с изменением рыночной конъюнктуры уже привело к тому, что долларовые цены на мясо упали. Не исключен и пересмотр планов по наращиванию производства мяса в России [11].
Конкурентная среда на рынке мяса и мясных изделий довольно высокая. В каждом регионе имеется свой крупный мясопереработчик и несколько мелких, которые широко представляют продукцию в данном регионе, а также в целом по республике. В целом на рынке работает множество производителей, однако основная конкуренция идет между небольшим количеством крупнейших в стране производителей мясных изделий. Определенную опасность представляют мелкие специализированные предприятия, которые специализируются на производстве нескольких видов продукции и широко представлены на рынках; в отсутствии брэндов они способны оттягивать покупателей от больших мясокомбинатов, особенно в низкоценовом диапазоне.
Основными конкурентами ОАО «Борисовский мясокомбинат» являются следующие предприятия:
ОАО «Волковысский мясокомбинат» является одним из крупнейших производителей в Гродненской области и в Республике Беларусь мяса и мясных продуктов. Вся продукция выпускается согласно НТД, СТБ и ГОСТов.
В настоящее время Волковысский мясокомбинат изготавливает мелкокусковые полуфабрикаты, мясокостные полуфабрикаты, фарши, котлеты, пельмени и вареники. С учетом заявок торговли на сегодняшний день предприятием производится более 20 тонн пельменей в сутки. Ассортиментный перечень полуфабрикатов насчитывает более 100 наименований. Предприятие также изготавливает мясо и субпродукты, различные виды колбасных изделий и копчености. В общей сумме на предприятии производится около 300 наименований мясной продукции. Говядина, свинина, субпродукты составляют до 70% в общем объеме выпуска продукции.
На комбинате внедрены международные системы менеджмента качества ISO-9001, контроля качества HACCP и получен экологический сертификат ISO-1400. Конкурирует с ОАО «Борисовский мясокомбинат» по вареным колбасам.
ОАО «Гродненский мясокомбинат» - одно из крупнейших в Беларуси мясоперерабатывающих предприятий полного цикла. Предприятие соответствует всем действующим сегодня стандартам и нормам. Составляет конкуренцию ОАО «Борисовский мясокомбинат» в основном по сырокопченым колбасным изделиям.
Производственные мощности комбината в месяц составляют: производство мяса всех видов и субпродуктов 1 кат. - 2400 тонн, производство колбасных изделий - 2000 тонн, производство мясных полуфабрикатов, в т. ч. пельменей - 500 тонн.
Сегодня мясокомбинат производит и предлагает для реализации более 450 видов продукции. Это колбасные изделия, полуфабрикаты, мясо свинины и говядины и пр.
Среди крупных инвестиционных проектов, реализованных в 2009 году, — досрочный запуск цеха по выпуску колбасных изделий из субпродуктов. Другим важным инвестпроектом стала организация нового участка по выпуску копченых и сырокопченых изделий, открытие которого состоялось в первых числах ноября 2009 года. Его ввод позволил предприятию увеличить мощности производства продукции премиум-класса вдвое — до 90 тонн в месяц.
Предприятие имеет агротуристический комплекс «Гарадзенскi маентак «Каробчыцы» собственное сельхозпредприятие «Поречанка».
ОАО «Брестский мясокомбинат» - одно из крупнейших предприятий мясо-молочной промышленности РБ. Предприятие выпускает более 200 наименований колбас и колбасных изделий: вареных, копчено-вареных, полукопченых, сырокопченых, сосисок, сарделек, продуктов из свинины, говядины, а также более 150 видов полуфабрикатов: котлеты, пельмени, фарши, сырые колбасы, шашлыки и др. Основную конкуренцию ОАО «Борисовский мясокомбинат» составляет по вареным и сырокопченым колбасам.
ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» производит мясо и субпродукты, колбасные изделия, полуфабрикаты, мясные консервы. Ассортимент колбасных изделий составляет около 300 наименований, полуфабрикатов - более 100 наименований, мясных консервов - около 60 наименований. На мясоконсервном комбинате внедрены системы менеджмента качества, соответствующие требованиям ISO 9001, ISO 14001, HACCP, ISO 22000, СТБ 18001. Помимо основного производства в г.Береза имеет производственный цех в г.Барановичи. Конкурирует с ОАО «Борисовский мясокомбинат» по вареным колбасам.
ОАО «АФПК «Жлобинский мясокомбинат» является одним из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий в Республике Беларусь. Оно обладает всеми техническими возможностями для выпуска конкурентоспособной высококачественной продукции.
В структуру предприятия входят четыре основных подразделения -мясожировой корпус, холодильник, мясоперерабатывающий корпус, фирменная торговля. Нынешние мощности мясокомбината позволяют производить: мяса всех видов скота без субпродуктов 1 категории — 127 тонн в смену; колбасных изделий — 15 тонн в смену; сухих животных кормов — 6,4 тонны в смену; полуфабрикатов — 5,6 тонны в смену, в том числе пельменей — 1 тонну в смену. Работает линия по производству консервов производительностью 10 тысяч банок в смену. Одним из структурных подразделений комбината является птицефабрика, где содержится 299285 голов птицы.
Основные виды деятельности комбината:
-производство мяса, субпродуктов, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов;