Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортёров в странах БРИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных аспектов финансовых инструментов поддержки компаний-экспортеров в странах БРИКС на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучение направлений внешней торговли стран группы БРИКС;
- анализ динамики внешней торговли в странах группы БРИКС;
- анализ проведения экспортных и импортных операции в странах БРИКС;
- выявление основных проблем внешней торговли в странах БРИКС;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. Международные торговые отношения 5
1.1 Значение БРИКС для мирового экономического развития 5
1.2 Развитие торговых отношений в странах группы БРИКС 9
1.3 Экономический обзор стран БРИКС 11
1.4 Основные проблемы группы БРИКС 18
II. Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортеров в странах БРИКС 23
2.1. Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортеров 23
2.2 Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортеров в странах БРИКС 25
III. Перспективы стратегического взаимодействия стран БРИКС 33
3.1 Перспективы стратегического взаимодействия стран БРИКС 33
3.2 Банк развития БРИКС 38
Заключение: 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортёров в странах БРИКС.docx

— 86.37 Кб (Скачать файл)

Вот как это работает. Граждане с высоким уровнем дохода переводят полученные деньги, как  было сказано, в «taxheaven» страны, чтобы  избежать уплаты налога, а затем  перечисляют обратно домой, завуалировав источник эти средств под иностранные  инвестиции.

 

Китай и Британско - Виргинские острова.

Данные, представленные МВФ (таблица 1) показывают как крошечные Британско - Виргинские острова (общий ВВП $1,1 млрд) инвестируют столько крупные суммы в экономику Китая.

Таблица 1

Внутренние прямые инвестиции в Китай,2011 год (млн.дол)

Гонконг

856,758

Виргинские острова

297,792

Япония

121,999

Сингапур

76,386

США

57,751

Итого

1,906,908


Источник: МВФ

Например, когда китайские  магнаты начинали проводить IPO своих компании в Гонконге, одновременно с этим они создавали холдинговые компании на  Британско – Виргинских островах для сбора денег от продажи их акций. Затем они пересылали деньги обратно домой под маской прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Таким образом, они избегали уплаты внутреннего налога на прирост капитала от получаемой прибыли от IPO. В качестве бонуса Китай предоставляет налоговые льготы на прямые иностранные инвестици, таким образом, олигархи получают двойную выгоду.

Аналогичную ситуацию можно  наблюдать в тандемах Индия –  Маврикий (таблица 2), а также Россия – Кипр (таблица 3) Ниже представлены фактические данные:

 

Таблица 2

Внутренние прямые инвестиции в Индию, 2011 год (млн. дол)

Маврикий

58,727

Великобритания

33,713

США

25,884

Япония

12,919

Сингапур

12,585

Итого

201,014


Источник: МВФ

Таблица 3

Внутренние прямые инвестиции в Россию, 2011 год (млн. дол)

Кипр

128,816

Нидерланды

59,745

Виргинские острова

56,442

Бермудские острова

32,545

Багамские острова

27,089

Итого:

455,904


Источник: МВФ

Немного по другому обстоят  дела в паре Бразилия -  Голландия.  По данным статистики, Нидерланды являются крупнейшим иностранным инвестором Бразилии. Вполне вероятно, что значительная часть голландских инвестиций исходит от транснациональных корпораций,т.к голландские компании не должны платить налог на дивиденды от инвестиций в Бразилию.

Таблица 4

Внутренние прямые инвестиции в Бразилию , 2011 год (млн. дол)

Нидерланды

174,507

США

123,973

Испания

93,360

Франция

35,824

Япония

35,384

Итого:

705,689





 
Источник МВФ

Хотя в группе стран  БРИКС импорт и экспорт имеют  положительную динамику роста, можно  говорить и реальных проблемах существующих в этом блоке. То есть, страны развиваются, но только с помощью внутренних производственных ресурсов, которые достаточно ограниченны. К масштабной проблеме следует отнести низкий уровень жизни населения, которая достаточно сильно сказывается на развитии всего блока в целом.

На данный момент продолжение  существования группы БРИКС под  вопросом, так как на протяжении последних двух лет разрыв в темпах производства увеличился, за счёт чего Индия и Китай вышли на главенствующие позиции, в то время как российская экономика  попросту не успевает за ними.

Конечно, нельзя забывать о  том, что Китай и Индия это  давние страны-соперники в борьбе за дефицитные ресурсы. Они могут оказаться в более выигрышной ситуации в случае падения цен на сырьё. Это позволит им избежать дефицита государственного бюджета. В тоже время,  Бразилия и Россия напротив, понесут убытки в случае снижения цен на энергоносители и сельхоз продукцию.

Основной проблемой всех стран стало повышение цен на сырье,  в том числе на нефть. Это является реальной угрозой, влияющей на повышение цен продовольственной продукции.

К вышеизложенным проблемам  можно добавить географический фактор, который может негативно отразиться на дальнейшем развитии блока. Отдаленность Бразилии и Южной Африки создает непреодолимые трудности в логистике, что не способствует росту торговли между странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортеров в странах  БРИКС

2.1. Финансовые  инструменты поддержки компаний-экспортеров

 

Государство, поддерживающее экспорт своей продукции, что  является неотъемлемой частью торговой политики, усиливает конкурентные позиции  компаний-экспортёров. В конечном счете, это приводит к таким положительным  результатам, как снижение безработицы, повышение уровня доходов населения  и более устойчивой экономики. Эти  не маловажные факторы, в конечном результате, ведут к увеличению бюджета страны. В основном, государство поддерживает национальные компании, которые экспортируют продукцию. Всё это достаточно сильно влияет и на развитие национального  высокотехнологичного производства,  а так же содействует инновационному развитию государства.

Существуют три устоявшиеся  группы инструментов государственной  поддержки экспорта.

Группа I – создание стимула  для производственных компаний экспортеров, путем введения грандов, субсидий, созданием  свободных экономических зон, частных  вложений и многого другого.

Группа II – прямая поддержка  экспорта в виде экспортного кредитования, информационного содействия, страхование  торговли и инвестиций от разного  рода политических и экономических  рисков, а также участие в уставном капитале фирмы.

Группа III – поддержка  интересов национальных производителей на национальных рынках, и, такие не маловажные вещи, как борьба с ограничениями  на внешних рынках, лоббирование интересов, защита от антидемпинга. 6

К наиболее распространенным способам также можно отнести  и поддержку экспорта с помощью  деятельности агентств по продвижению  экспорта (АПЭ).  Первое, такого рода агентство было создано еще в 1919 году в Финляндии, которое, между  прочим, до сих пор функционирует.

Впоследствии, примерно к  середине 1960-х годов, такие агентства  стали набирать популярность и становится одинb из самых востребованных инструментов стимулирования экспорта, осуществляя свою деятельность под наблюдением международного торгового центра.   Ещё один, достаточно распространённый в мире способ поддержки экспорта

Цель таких агентств –  поддержка экспортёров в нахождении для них различных рынков сбыта  производимой продукции и в предоставлении информации о востребованности на экспортных рынках их товаров.

Услуги, оказываемые АПЭ, делятся на четыре категории:7

а) создание благоприятного торгового имиджа страны (реклама, организация  мероприятий по продвижению продукции, а также защита экспорта);

б) тренинг экспортеров, техническое  содействие, ознакомление с соответствующим  законодательством и практикой его применения;

в) маркетинг (торговые ярмарки, миссии экспортеров и импортеров, сопровождающие услуги по обслуживанию в стране-импортере);

г) исследование экспортных рынков, подготовка публикаций, показывающих выгоды экспорта, создание баз данных, позволяющих устанавливать контакты между экспортерами и импортерами.

Финансовые инструменты  поддержки экспорта -  общеизвестны, среди них стимулирование иностранных  инвестиций, предоставление субсидий, облегчение налогового бремя, лоббирование интересов национальных производителей. Этот список можно продолжать и дальше. У каждой страны стимуляция экспорта проходит по-своему, это непременно связанно с уникальными характеристиками каждого государства. При выборе тех или иных мер поддержки экспорта, правительство ориентируется на экономическую и политическую обстановку в стране. В следующем пункте главы мы рассмотрим, какие меры применяют лидеры стран для поддержки экспорта  в рамках союза БРИКС.

2.2 Финансовые инструменты поддержки  компаний-экспортеров в странах  БРИКС

 

Китай

Китай быстро среагировал  на глобальный экономический кризис в 2008 году и, в результате сочетания  мер денежно-кредитной и бюджетной  политик, а так же банковского  кредитования, смог предотвратить затяжную рецессию, которую мы может наблюдать  в  странах Еврозоны. ВВП Китая  вырос на 9,2 процента в 2009 году, 10,3 процента в 2010 году и 9,2 процента в 2011 году. В 2012 году ВВП вырос на 7,5 процентов.  По прогнозам, в 2013 году ВВП вырастет, в среднем, на 8,5 процентов. 8

 

Правительство принимает  следующие меры для поддержания  компаний-экспортеров:

 

  • преимущества в получении кредитов банка Китая;
  • преимущества при выплате корпоративного подоходного налога;
  • сокращение налогов за землепользование;

Либерализация иностранных  инвестиций.     

 

Поразительный объем экспорта Китая напрямую связан с размером потоков прямых иностранных инвестиций в страну. Доказательство тому ПИИ, которые выросли на 16 процентов  в первые три квартала 2011, достигнув 95 миллиардов долларов США, увеличившись на 15,9 процентов по сравнению с  2010 годом.

 

Гибкая ценовая политика для совместных предприятий является  еще одной мерой стимулирования экспорта. Совместные предприятия могут  свободно устанавливать свои цены как  внутри страны, так и за рубежом. За исключением нескольких категорий  товаров, для которых цены устанавливаются  государством. Продукция, для которой  цены фиксированы, бывает двух типов. К  первой категории относятся такие  товары как зерно, масло и топливо. Ко второй категории - сталь, цемент, древесина, уголь и другие основные средства производства. В данной категории  цены могут колебаться в пределах заранее установленного государством диапазона. 

 

Финансирование  экспорта.

 

Свободный доступ к экспортным кредитам благоприятно сказывается  на экспорте. Банк Китая является основным банком, предоставляющим торговые кредиты, и работающим не только с национальной валютой, а так же, что очень  выгодно выделяет его на фоне остальных  банков, с иностранной.

 

Индия

 

Объемы экспорта в Индии  начали снижаться, начиная с глобального  экономического кризиса 2008 года. Дефицит  торгового баланса составил 175,5 миллиардов долларов, в январе-ноябре по сравнению с 146,9 миллиардами долларов, в тот же период годом ранее.

Основная статья экспорта Индии – IT продукты. Поэтому государство  прикладывает все силы для стимулирования этой отрасли. Программа субсидирования кредитования применяется для малых  и средних предприятий этой отрасли. По данной программе, компании-экспортеры получают 2-х процентную скидку по ставкам  банковского кредитования.

Совет по продвижению экспорта электроники и программного обеспечения (ESC) – орган, который был создан по инициативе правительства Индии -  является крупнейшим советом по упрощению процедур торговли электроникой. В отрасли с очень высокой  степенью технологического устаревания ESC  стремится поднять позицию  Индии на международной торговой арене по экспорту электронного и  компьютерного программного обеспечения.

 

Членство ESC

 

Членский состав – ESC насчитывает около 2300 производителей и экспортеров по всей стране, охватывающих весь спектр электроники и программного обеспечения в следующих областях:

 

  • Бытовая электроника;
  • Электронные компоненты;
  • Приборостроение;
  • Телекоммуникации;
  • Компьютеры и периферийные устройства;
  • Компьютерное программное обеспечение.

 

ESC предлагает разнообразный  спектр услуг для своих членов, что облегчает процесс экспорта. ESC реализует следующие программы   помощи развития:

 

 

  • Создание совместных предприятий
  • Создание технического / финансового сотрудничества;
  • Создание стратегических союзов.

 

Бразилия

Как было сказано ранее, Бразилия является одним из лидеров по экспорту сельскохозяйственной продукции и  на протяжении многих лет основные страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции используют определенные способы для наращивания своего экспорта. Эти инструменты могут  принимать различные формы:

Информация о работе Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортёров в странах БРИКС