Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортёров в странах БРИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных аспектов финансовых инструментов поддержки компаний-экспортеров в странах БРИКС на современном этапе.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучение направлений внешней торговли стран группы БРИКС;
- анализ динамики внешней торговли в странах группы БРИКС;
- анализ проведения экспортных и импортных операции в странах БРИКС;
- выявление основных проблем внешней торговли в странах БРИКС;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. Международные торговые отношения 5
1.1 Значение БРИКС для мирового экономического развития 5
1.2 Развитие торговых отношений в странах группы БРИКС 9
1.3 Экономический обзор стран БРИКС 11
1.4 Основные проблемы группы БРИКС 18
II. Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортеров в странах БРИКС 23
2.1. Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортеров 23
2.2 Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортеров в странах БРИКС 25
III. Перспективы стратегического взаимодействия стран БРИКС 33
3.1 Перспективы стратегического взаимодействия стран БРИКС 33
3.2 Банк развития БРИКС 38
Заключение: 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортёров в странах БРИКС.docx

— 86.37 Кб (Скачать файл)

Экспортные субсидии:  выплачиваются экспортеру государственными органами и покрывают разницу  между ценой покупки продукта в стране-производителе и  внешнем  рынке, в последнем, как правило, цена ниже.

Экспортные кредиты и  гарантии экспортного кредита: финансовые учреждение – банки предоставляют  кредиты иностранным покупателям, и те, в свою очередь, платят напрямую стране-экспортеру. Экспортер, таким  образом, освобождается от риска  невыплаты за свой товар.

Государственные торговые предприятия: это государственные компании-монополисты нескольких видов сельскохозяйственной продукции. Благодаря этому, такие компании обладают большей рыночной властью.

Частные монополии: это  государственные  торговые предприятия, которые были приватизированы(то есть стали частыми), но, несмотря на это, продолжающие  пользоваться теми же преимуществами, что и обычные  государственные компании.

 

          Наряду с ESC в Индии, в Бразилии  так же существует орган, который  стимулирует экспорт.

 

Апекс является независимым  агентством и напрямую связан с министерством  развития промышленности и внешней  торговли. Его целью является поощрение  экспорта Бразилии  и привлечение  иностранных инвестиций в данную отрасль.

 

Южно-африканская  республика

 

Во-первых, государство делает большой упор на инвестирование в  исследования и разработки. Увеличение затрат на исследования и разработки способствует развитию благоприятных  условий для технологических  инноваций. Считается, что развитие именно этой области, приведет в дальнейшем процветанию страны.

Во-вторых, государство направляет все силы для поддержания стабильного  обменного курса, что, в свою очередь, является важным инструментом для поощрения  роста экспорта. Рост авторитета центрального банка наряду с очень низкой инфляция, за последние два года, заложили прочную основу для стабилизации номинальных и реальных валютных курсов в будущем.

В третьих, государство продолжает упрощать тарифный режим.  Это особенно важно, так как существующая структура  тарифов в дальнейшем может усложнить  будущие торговых переговоры, что  негативно скажется на экспорте.

В четвертых, сегодня правительство  Южной Африки старается диверсифицировать  экспортную базу. Это поможет увеличить  результативность экспорта. Диверсификация экспорта напрямую связана с ускоренным обновлением вывозимых товаров, что не может быть реализовано без научно-технического прогресса.

 

 

Россия

 В нашей стране система  подобной поддержки фактически  находится на начальном этапе  своего становления. При этом  важно обеспечить общие макроэкономические  условия, влияющие на экспортную деятельность 9

 

- поддержание конкурентоспособного  реального курса валюты, формирующего  адекватные ценовые стимулы, и  принятие мер по компенсации  возможного негативного влияния  укрепления национальной валюты на экспорт;

- облегчение доступа к  импортным компонентам, необходимым  для экспортного производства, по  мировым ценам, либо посредством  устранения импортных тарифов  или использования системы возмещений  импортных пошлин, либо через  учреждение свободных экспортных  зон (разновидность свободных  экономических зон, когда беспошлинный  доступ к инвестиционному импорту  способствует снижению стоимости  инвестиций и использования иностранных технологий)

- улучшение инфраструктурной, (порты, автодороги, железные дороги, электроснабжение) и социальной  базы (высококвалифицированная рабочая сила).

Рубежным документом стал принятый в 2003 г. Федеральный закон  от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", где на законодательном уровне были закреплены механизмы регулирования  внешней торговли нашей страны. Данный закон сыграл важную роль  в поддержке экспорта, что говорит о заинтересованности России в этом вопросе.

 

Другим важным документом стала «Концепция развития государственной  финансовой гарантийной поддержки  экспорта промышленной продукции в  Российской Федерации», принятая распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 14 октября 2003 г.

 

Анализируя финансовые инструменты  поддержки экспорта, применяемые  в странах БРИКС, можно сделать  вывод о том, что, несмотря на схожий характер применяемых мер, все же можно заметить существенные различия. Например, в Индии и Бразилии существуют специальные агентства, которые  помогают компаниям-экспортерам. Главной  целью таких агентства является помощь экспортерам в поисках  рынков сбыта, а также сбор и предоставление информации о том, какие товары востребованы на сегодняшний день на различных  экспортных рынках.

Как показало недавнее исследование Всемирного банка, в среднем АПЭ (агентства по продвижению экспорта) оказывают позитивное и статистически  значимое влияние на национальный экспорт  при показателе годового ВВП на душу населения, превышающем некоторое  пороговое значение (его оценка в  работе Всемирного банка составила 2790 долларов). При этом, наиболее эффективными оказались АПЭ из Латинской Америки  и Азии, что еще раз доказывает положительный эффект стимуляции экспорта в странах с развивающимися рынками, к числу которых относится и Россия.10

  На мой взгляд, выбор  той или иной стратегии поддержки  экспорта обуславливается индивидуальными  характеристиками каждого государства.  Несмотря на объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики в группу БРИКС, нельзя не заметить различий в экономических преимуществах этих стран. Основные преимущества России связаны с углеводородными ресурсами, Китая - относительно дешевыми трудовыми ресурсами при производстве товаров, Индии - производством IT, а так же дешевыми интеллектуальными ресурсами, ЮАР - природными ресурсами,  Бразилии – с  сельскохозяйственной продукцией  и электроэнергией. Несомненными лидерами являются Китай и Индия. Выбор тех или иных мер стимулирования экспорта строится, прежде всего, на анализе конъюнктуры рынка. Государство, прежде всего, стремится провести политику протекционизма касательно стратегически важных отраслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Перспективы стратегического взаимодействия стран БРИКС

3.1 Перспективы стратегического взаимодействия стран БРИКС

 

Роль Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки в области  международного развития возрастает все  большими темпами. Последнее десятилетие, страны БРИКС укрепляли сотрудничество, путем развития и укрепления связей со странами с более низким уровнем дохода. Этот факт  доказывает, что «неформальный блок» БРИКС носит, куда более политический, нежели экономический характер. «Многополярный мир» - термин который, на сегодняшний день, обсуждается всеми странами. Представители стран БРИКС стремятся создать многополярный мир и, таким образом, укрепить свое положение на мировой арене.

Для укрепления стратегического  взаимодействия главы стран «пятерки»  выделили следующие факторы: макроэкономическая стабильность, либерализация экономики  и увеличение уровня образования.

Макроэкономическая стабильность:

 Нестабильность макроэкономической  среды подрывает экономическую  активность, ведущую к появлению  безработицы, инфляции и нехватке  производственных мощностей, а  в следствии и к снижению  эффективности экономики. В связи  с этим, основное внимание уделяется  стабильности цен. Посредством  сокращения дефицита бюджета,  укрепления денежно-кредитной политики  и валютного курса, лидеры стремятся  удерживать уровень цен примерно  на одном уровне, избегая значительных скачков.

Либерализация торговли и  привлечение иностранных инвестиций может открыть новые горизонты  для внешней торговли, а так же найти новые рынки сбыта

 Образование

Столь динамичное развитие БРИКС, какое мы можем наблюдать  на сегодняшний день, может постепенно привести к проблеме  нехватки квалифицированных  рабочих. Это означает, что улучшение  качества обучения является обязательным условием для следующего этапа экономического развития. Среди БРИКС, у Индии  самый низкий уровень образования. Утверждение о том, что темпы роста экономики прямо пропорциональны уровню образованности можно подтвердить следующим исследованием. Ученые доказали, что увеличение срока обучения в школе на 1 год, приводит к росту ВВП на душу населения в среднем на 0,3 процента ежегодно.  11

Перспективы стратегического  сотрудничества между странами альянса  носит весьма неоднозначный характер. Давайте рассмотрим все стороны взаимодействия.

На сегодняшний день, существуют все предпосылки для развития двустороннего сотрудничества между  Россией и Китаем, Россией и  Индией, а так же Россией и ЮАР. Однако возникают сомнения по вопросу  сотрудничества Индии  с Китаем и Бразилией.

Россия и Китай являются важными стратегическими  партнерами на протяжении всей истории. Россия и  Китай – два влиятельных государства  на международной арене. Вот почему стратегическое партнерство между  ними имеет большое значение, как  для каждой из стран в частости, так и для блока БРИКС в  целом. Сегодня российско-китайские  отношения находятся на этапе  подъема. За последние пять лет объем  двусторонней торговли удвоился. Китай  уверенно занимает первое место среди  наших торговых партнеров. В 2012 году объем российско-китайской торговли вырос на 5,2 процента и составил  87,5 миллиардов долларов (в 2007 году этот показатель был 40 миллиардов долларов США)12

Такие же стратегически важные взаимоотношения складываются между Россией и ЮАР.

В ходе последнего визита Сергея Викторовича Лаврова – министра иностранных дел России - в Южную  Африку были предприняты все попытки  создания благоприятного климата для  развития двусторонних отношениях. В  настоящее время готовится принятие Декларации о стратегическом партнерстве  между Россией и Южной Африкой. В прошлом году объем торговли между Россией и Южной Африкой  вырос на 66 процентов и достиг 964 миллионов долларов (в 2011 году этот показатель был 580 миллионов долларов США). Крупные российские предприятия, такие как «Норильский никель», «Северсталь», «Ренессанс Капитал» и  «Внешэкономбанк» заинтересованы в  дальнейшем расширении торговых связей между двумя государствами, так  как они начинают активно выходить на южноафриканский рынок.

Россия и Южная Африка может значительно увеличить  объем двусторонней торговли и инвестиций, а так же количество взаимовыгодных проектов в горнодобывающей и  энергетической (включая ядерную  энергию) промышленностях. В ходе встречи  политические деятели двух стран, пришли к выводу о необходимости развития сотрудничества в области образования  и культуры путем укрепления прямых связей между университетами.

Такое сотрудничество в международных  делах, несомненно, облегчает создание наиболее благоприятных условий  для дальнейшего роста экономик стран союза, а так же улучшает инвестиционный климат, качество жизни  и благосостояние граждан.

Но, не стоит забывать, что  отношения между Индией и Китаем остаются довольно напряжёнными и в  ближайшей перспективе исключают  тесное сотрудничество.

Сегодня, Китай, Индия, Бразилия имеют значительные экономические  связи со странами Запада, особенно с США. Не случайно ряд американских экономистов говорят о «Симерике» – синтезе американской и китайской экономик. И в случае, если отношения между Россией и США обострятся, довольно трудно сказать, как поступят в этой ситуации наши союзники по блоку БРИКС.

При всех имеющихся различиях  страны БРИКС все же имеют много  общих положительных явлений: значимая роль в международной торговле, основанная на ускоренном росте, интенсивность  процесса урбанизации и модернизации промышленности, а также огромная численность населения, огромные территория и большое количество природных  ресурсов. Все это позволяет им занять ведущее положение на мировой  арене.

«Страны БРИКС являются ключевыми  элементами формирующегося многополярного мира. «Группа пяти» неоднократно подтверждала свою приверженность основополагающим принципам международного права  и способствовала укреплению центральной  роли Организации Объединенных Наций. Страны БРИКС разделяют подходы  к насущным международным проблемам, включая кризис в Сирии и ситуацию, складывающуюся вокруг Ирана» - слова  В.В Путина на последнем саммите, который прошел в марте 2013 года.

Члены БРИКС выступают  за создание более сбалансированной и справедливой системы глобальных экономических отношений. Формирующиеся  рынки заинтересованы в долгосрочном устойчивом экономическом росте, благодаря  этому во всем мире происходят реформы  в финансовой и экономической  сферах.

В настоящее время ведутся  переговоры  по внедрению нового плана, который предполагает укрепление сотрудничества между странами в  борьбе с незаконным оборотом запрещенных  веществ, а так же  усиление противодействия  террористической, уголовной и военной  угрозы.

Информация о работе Финансовые инструменты поддержки компаний-экспортёров в странах БРИКС