Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 07:48, контрольная работа

Описание работы

Под Стратегией развития туризма в Российской Федерации (далее – Стратегия) понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в стране.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………

3
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире...

5
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..


16
3. Цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации………………………………………………………………


45
4. Основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма. Оценка рисков.

49
4.1. Развитие туристской инфраструктуры…………………………..

49
4.2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках………………….


54
4.3. Совершенствование статистики в сфере туризма ……………...

58
4.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг …….

59
4.5Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма…………………………………………………………..


62
4.6. Развитие международного сотрудничества …………………….

63
4.7. Оценка рисков……………………………………………………..

64
5. План мероприятий по реализации Стратегии……………………..

66
6. Федеральные целевые программы…………………………………

78
7. Целевые показатели реализации Стратегии………………………

85
Приложения…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

р2.docx

— 157.91 Кб (Скачать файл)

В большинстве  своем туристские предпочтения как  иностранных туристов, так и отечественных, связаны с высоким уровнем  сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в  настоящее время и в ближайшем  будущем будут являться предпочтительными  при выборе туристских поездок. Общей  тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся  укреплением позиций массового  туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.

К конкурентным слабостям можно отнести такие  до сих пор сохраняющиеся и  сдерживающие развитие въездного и  внутреннего туризма факторы, как:

- недостаточно  развитая туристская инфраструктура  в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных  средств размещения туристского  класса c современным уровнем комфорта;

- высокая  стоимость проживания в гостиницах,  питания, транспорта и иных  услуг, предлагаемых туристам, существенно  превышающая среднеевропейский  уровень;

- препятствия  для привлечения инвестиций в  туристскую инфраструктуру, состоящие  в отсутствии готовых инвестиционных  площадок, наличия административных  барьеров, невыгодных условий земельной  аренды;

- в целом  сохраняющийся дефицит квалифицированных  кадров, что определяет невысокое  качество обслуживания во всех  секторах туристской индустрии,  несмотря на некоторое изменение  ситуации к лучшему за последние  2-3 года;

- сохранение  негативных стереотипов восприятия  образа России, создаваемого отдельными  зарубежными средствами массовой  информации и вместе с тем  недостаточная государственная  некоммерческая реклама туристских  возможностей страны как на  зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет  деятельность по целенаправленному  формированию позитивного имиджа  России как страны, благоприятной  для туризма, что связано с  ограниченным бюджетным  финансированием

- остаются  нерешенными вопросы  упрощения  порядка  выдачи российских  виз туристам из таких миграционно  безопасных иностранных государств  как страны Европы, Япония,  Республика  Корея, Австралия, Швейцария, Канада  и др. Сохраняются дополнительные  сборы за срочность оформления  визы, что вызывает обоснованное  недовольство и ведет к уменьшению  въездного туристского потока.

Таким образом, системная проблема состоит в  том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности  развития отечественного туристского  рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

Анализ  конкурентных преимуществ и слабостей  Российской Федерации на рынке въездного  и внутреннего туризма, приведенный  в   Приложении 8, показывает на необходимость  активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого  развития туризма в России.

На основании  изложенного целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

- совершенствование нормативного  правового регулирования в сфере  туризма;

-    развитие и совершенствование  туристской инфраструктуры, в том  числе сопутствующей (транспорт,  общественное питание, индустрия  развлечений и др.);

  • создание новых приоритетных туристских центров;
  • рекламно-информационное  имиджевое продвижение России  как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
  • повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

-   совершенствование визовой политики, в том числе в направлении  упрощения условий въезда в  нашу страну туристов из стран,  безопасных в миграционном отношении;

-    обеспечение условий для личной  безопасности туристов.

 

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ  РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ  ТУРИЗМА. ОЦЕНКА РИСКОВ.

 

4.1. Развитие туристской инфраструктуры 

Государственная поддержка развития туристской инфраструктуры должна осуществляться прежде всего  в рамках федеральных целевых  программ.  В настоящее время  в наибольшей степени  развитие туристско-рекреационного комплекса  предусматривается на новом этапе реализации ФЦП «Юг  России», рассчитанной  на 2008-2012 гг. Предусматривается реконструкция  и модернизация существующей инфраструктуры, а также новое строительство  в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее. 

Однако  этого явно недостаточно. Необходимо  развитие туристской инфраструктуры в  историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, что требует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры  ФЦП «Развитие историко-культурных зон  в России». В исторических городах, перспективных для привлечения  туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории  и культуры, но и объекты, предоставляющие  туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного  обслуживания и др. Особенностью таких  зон является их использование как  туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов  в целом. Таким образом, вопросы  создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов.

Одним из перспективных направлений расширения культурно-познавательного туризма  является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и  Новгородскую области. Формирование единого  туристического пространства, объединяющего  все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и  Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой для развития на территории Тверской области могут стать  такие региональные маршруты, как  «Пушкинское кольцо Верхневолжья»  (Тверь, Торжок, Старица), «Московское  море» (Конаковский и Калининский  районы), Селигер и исток Волги (Осташковский и Пеновский районы), «Русская Венеция» (Вышний Волочек, Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), «Жемчужная нить», включающая города Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные  маршруты в сочетании с ресурсами  Новгородской области (Валдай, Великий  Новгород) позволяют сформировать разноплановую  и насыщенную экскурсионную программу  для транзитных потоков туристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург  и города Золотого кольца России.

Несомненно  важным является развитие сельского  туризма, способствующего сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения  престижности повышения проживания в сельской местности.  Богатый  опыт развития сельского туризма  в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия  и др.) показывает его высокую  социальную эффективность, и в целом  развитие сельского туризма рассматривается  как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время.  Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств  в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%.  В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности.  В альпийских районах эта доля составляет 31,6%.  Создание условий для развития сельского туризма в России требует государственной поддержки, которая может быть достигнута в  рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.».

Развитие  современных туристских комплексов в регионах Дальнего Востока  и  Забайкалья несет не только экономическую, но и социальную нагрузку.  В настоящее  время туристы из этих регионов массово  выезжают на отдых в КНР, где курорты  характеризуются высоким уровнем  качества сервиса. С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обладающих высоким туристским потенциалом. В связи с этим целесообразно  ввести раздел  «Развитие туристско-рекреационного комплекса» в действующую ФЦП  «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2013 г.».

Дополнительный  импульс  для въездного и внутреннего  туризма  может придать  развитие индустрии развлечений, в том  числе  создание  игорных зон. В настоящее время  уже подписаны  распоряжения Правительства Российской Федерации о создании  игорных  зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области.

Создание  условий для развития круизного  туризма возможно путем  разработки комплекса мер, включающих  реконструкцию  и строительство морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также  закупку пассажирских судов. 

Для  повышения инвестиционной привлекательности  сферы туризма в России, в частности, улучшения ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных  мер по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических  автобусов, непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т.д. В  настоящее время оборудование для  горнолыжных подъемников (несущие  опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности и др.) не производится. Высокие ввозные  пошлины на закупку канатных дорог  и доставку в целом увеличивают  сроки окупаемости и стоимость  туристских услуг на отечественных  горнолыжных комплексах. Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные  и холодильные шкафы, барное и  прочее оборудование) и лифтовое гостиничное  оборудование, соответствующее международным  стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также  закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать  в лизинг подержанные автобусы устаревшего  образца, что часто делает автобусные туры небезопасными  для потребителей.

Основу  российского пассажирского флота  составляют трех-,  четырехпалубные  круизные суда, построенные в 70-х  гг. в ГДР, Чехословакии и Австрии.  Последняя закупка относилась к  началу 80-х гг.  Отечественное  производство  относилось к двух-, трехпалубным круизным судам и завершилось  в 60-70 гг. Импорт новых круизных судов  российскими пароходствами и круизными компаниями сдерживается высокими таможенными пошлинами.

Повышенному интересу иностранных туристов в  новым неизведанным территориям  может соответствовать создание туристского предложения в арктических  и труднодоступных районах  России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский).  Это  требует  подготовки  специальных предложений  по государственной поддержки с  целью   привлечения туристов на северные островные территории.

Особую  ответственность на туристскую индустрию  налагает  проведение в 2014 году Зимних Олимпийских игр в Сочи. Это  требует высокого уровня  подготовки гостиничных средств размещения и  соответствующего качества обслуживания.

Задачи  диверсификации туристского продукта должны решаться и через расширение туристского предложения, включая  создание условий для развития внутреннего  и въездного туризма на особо  охраняемых природных территориях  и культурных объектах, в том числе  в национальных парках, природных  парках и музеях-заповедниках.

Неудовлетворительное  состояние пляжей на курортах страны требует государственной поддержки  при проведении мероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству  искусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологической  безопасности. Резкое ежегодное увеличения туристского потока на побережье  Черного моря в Краснодарском  крае требует  рассмотрения возможностей  расширения территорий для развития пляжного отдыха и оздоровления за счет использования других морей  Юга России: Каспийского и Азовского. Оба моря имеют огромные рекреационные  ресурсы. Они требуют современной  туристской инфраструктуры, средств  размещения, подготовленных кадров.

Создание  туристских комплексов на побережье  Азовского моря, привлекающего не только теплым морем, но и лечебными  грязями, поможет   повысить уровень жизни населения на этих территориях, обеспечить занятость  и, как следствие, увеличить, поступления в бюджеты всех уровней. Что касается Каспийского побережья, наибольшую ценность представляют территории, находящиеся в Республике Дагестан, обладающие не только великолепными песчаными пляжами, но и богатым историко-культурным наследием. Главным историко-культурным объектом мирового значения, в перспективе интересным не только для внутреннего, но и для въездного туризма,  является город Дербент, внесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО и насчитывающий пять тысяч лет  с момента основания.  Фактором, сдерживающим интенсивное развитие  Каспийского побережья Дагестана, до настоящего времени является низкий уровень безопасности, однако успешный пример развития туристских центров  в Египте и ряде других стран показывает на возможность и целесообразность подобной работы. Создание таких центров будет способствовать  также политической стабильности в данном регионе. В связи с этим необходимо заблаговременное проведение широкомасштабных работ по созданию туристских комплексов на указанных территориях.

Информация о работе Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года