Развитие внешней торговли Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать внешнюю торговлю России.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть международную торговлю в системе международных экономических отношений;
исследовать основные показатели внешней торговли;
охарактеризовать современную систему государственного регулирования России;
проанализировать структуру внешней торговли России;
оценить направления развития внешней торговли России;
охарактеризовать место России в международной торговле.

Содержание работы

Введение. 3-4
Глава 1: Основные концепции международной торговли и их развитие.
1.1. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности 5-10
1.2. Место России в международной торговле и товарной структуре
11-15
Глава 2: Направление развития внешнеторговой политики Российской Федерации
2.1. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом 16-20
2.2.Динамика торговли России со странами Центральной Азии 21
2.3.Экономическая интеграция со странами СНГ 22-29
Заключение. 30-31
Список литературы 32
Приложение 33-35

Файлы: 1 файл

Курсовая...docx

— 358.54 Кб (Скачать файл)

государственный 
торгово – экономический университет

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международные экономические  отношения» на тему:

Развитие внешней  торговли Российской Федерации

 

 

Работу выполнил

 

 

 

Научный руководитель: 
к.э.н., доцент 

 

Москва – 2013

 

 

 

План

 

Введение.          3-4

Глава 1: Основные концепции  международной торговли и их развитие. 

    1. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности         5-10
    2. Место России в международной торговле и товарной структуре

11-15

Глава 2: Направление развития внешнеторговой политики Российской Федерации          

2.1. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом        16-20

2.2.Динамика торговли России со странами Центральной Азии    21

2.3.Экономическая интеграция со странами СНГ   22-29

Заключение.         30-31

Список литературы        32

Приложение         33-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных  экономических отношений.

Актуальность исследования обусловлена тем, что международная  торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных  экономических отношений. Анализ специфических  проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как  важнейшей формы международных  отношений. В общем виде международная  торговля является средством, с помощью  которого страны могут развивать  специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом  увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные  лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Страны торгуют по нескольким причинам. Во-первых, экономические  ресурсы – природные, человеческие, инвестиционные товары – распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются  по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных  технологий или комбинации ресурсов.

Анализ концепций и внешнеторговой деятельности России является актуальным, так как Россия в настоящее время активно борется за улучшение своего положения на международном рынке, и внешняя торговля для России это основной источник средств для поднятия национальной экономики и решения внутренних экономических и социальных проблем.

Цель курсовой работы –  проанализировать внешнюю торговлю России.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть международную торговлю в системе международных экономических отношений;
  • исследовать основные показатели внешней торговли;
  • охарактеризовать современную систему государственного регулирования России;
  • проанализировать структуру внешней торговли России;
  • оценить направления развития внешней торговли России;
  • охарактеризовать место России в международной торговле.

Объектом настоящего исследования является внешняя торговля России, предметом – товарная структура и международная торговля с  Россией, характеризующие внешнюю торговлю России.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков  экономической науки, современных  отечественных и зарубежных ученых.

Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том, что её результаты могут  быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель, задачи, объект исследования, раскрыта научная новизна, теоретические и практические значения работы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Основные концепции  международной торговли и их развитие.

 

1.1.Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Внешнеторговая деятельность представляет собой деятельность по проведению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Может быть определена как разновидность предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, так или иначе направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Практика международной торговли позволяет выделить три основных направления внешнеторговой деятельности:

обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с  осуществлением товарооборота;

технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области  промышленного и гражданского строительства  и предоставление услуг инженерно-технического характера;

внешнеторговая деятельность в сфере научно-технического сотрудничества, представляющего собой обмен  достижениями науки и техники  и совместное осуществление научно-технических  работ.

Государство во все времена  стремилось регулировать отношения  на внешнем рынке, использовать их в  политических целях, совмещая их с задачами внешней политики. Объективные законы развития рынка используются в конкретных социально-политических условиях. С помощью государства вырабатывается такая экономическая политика, которая непосредственно служит интересам определенных общественных сил. Её органической составной частью является внешнеторговая политика как система мер государства по регулированию и управлению внешнеторговой деятельностью.

Существует два основных типа внешнеторговой политики:

1.Фритрэдэрство.

2.Протекционизм.

Политика  фритрэдэрства означает, что государство использует такую систему торгово-политических мероприятий, которые допускают свободный экспорт и импорт товаров. Но это не означает отсутствие регулирующей роли государства. Государством проводится сознательная политика по созданию благоприятных условий на внутреннем рынке для ввозимых без значительных ограничений импортных товаров. Сторонники рыночного консерватизма отстаивали свободу торговли, т. к. в ней воплощены все законы рыночной экономики в первозданном виде, саморегуляция экономических отношений. Свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополизм. Свобода импорта продукции из-за рубежа- мощная конкуренция собственному производству, заставляющая производителей снижать издержки производства, всесторонне использовать достижения научно-технического прогресса.

В противоположность фритрэдэрству существует другая разновидность внешнеторговой политики- протекционизм.

Он характеризуется наличием существенных импортных ограничений  и направлен на защиту национального  производства от конкуренции со стороны  более дешевых иностранных товаров.

Основные причины, побуждающие  следовать протекционистской политике:

1.Сохранение необходимых  государству отраслей, обеспечивающих  военно-политическую и экономическую  безопасность страны.

2.Защита молодых отраслей  производства от разрушительных  последствий иностранной конкуренции.

3.Обеспечение стабильной  занятости в национальной экономике.

Выбор типа внешнеэкономической  политики должен активно способствовать усилению позиции страны в системе  мирохозяйственных связей. Именно этой задаче сегодня надо подчинить механизм государственного регулирования внешнеэкономических  связей России. Следует обеспечить оптимальное сочетание свободы  торговли и протекционизма с учетом специфики состояния ее экономики  и потенциальных возможностей мирохозяйственных  связей.

Опыт последних лет  показал, что трактовка свободы  торговли как ускоренной либерализации (именно так она рассматривается  в ходе российских реформ) может привести и уже приводит к негативным последствиям: снижению отечественного промышленного потенциала; разрушению отраслей и отдельных предприятий; консервации структуры народно-хозяйственного комплекса; усилению финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран; снижению "качества" структуры отечественного экспорта и импорта; потере национальными производителями части внутреннего рынка и т. д.

При либерализации торговли в краткосрочном периоде может  произойти снижение занятости из-за ослабления стимулов к развитию как  импортозаменяющих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но могущих зависеть от процессов либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не может сразу компенсировать ее падение в других сферах. Предприятия экспортного направления не успевают поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритрэдэрской модели в чистом виде в переходных экономиках затруднена. Постсоциалистические страны вступили в конкуренцию на мировом рынке в неравных условиях по сравнению с развитыми странами. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии являются сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.

Однако надо отметить, что  ослабление протекционизма в этих странах, выразившееся в создании равных условий  для импортеров и экспортеров, в  сокращении ограничений внешней  торговли и использовании механизма  цен вместо произвольных решений  бюрократического аппарата, привело  к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения  ресурсов в более эффективное  производство. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона после начала реформирования экономики, либерализации внешней  торговли ежегодный прирост ВВП составил 5-6 %, а внешней торговли-9-10 %.

Для регулирования внешней  торговли государство использует методы, которые можно подразделить на тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Протекционизм  часто осуществляется для пополнения доходов государственного бюджета. Таможенную пошлину собрать проще, чем налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт. Однако, чем эластичнее спрос, тем больше возрастают доходы государства при ослаблении протекционизма. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одним государством, вызывает ответную реакцию со стороны других. Экономические противоречия между странами могут обостриться и привести к отрицательным последствиям для каждой из них, в частности, к ухудшению платежного баланса той или иной страны.

В силу особенностей экономической  ситуации и традиций в области  государственного регулирования России приходится прибегать как к тарифным ограничениям, так и нетарифным- квотированию и лицензированию. Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования экспорта и импортозамещения, в валютном регулировании и контроле.

Целенаправленно применяя таможенные пошлины и другие меры протекционизма, государство может стимулировать  развитие определенных отраслей экономики, ослабляя конкуренцию со стороны  иностранных товаров. Однако эта  защита может дать и обратный эффект. Ограждая производителя с помощью  чрезмерно высоких барьеров (таможенных или иных), оно может лишить его  стимула к совершенствованию  производства, снижению издержек, что в конечном счете приводит к консервации технической отсталости. Подобная политика не принесет пользы ни народному хозяйству России в целом, ни самим излишне защищенным отраслям.

Наглядным примером может  служить ситуация, сложившаяся на ВАЗе. Введение осенью 1993 г. практически  запретительных пошлин на импортные  автомобили позволило автостроителям поднять цены на свою далеко не лучшего  качества продукцию до критической  величины. Одновременно завод экспортировал  автомашины по ценам ниже внутренних, получая значительную прибыль в  условиях постоянного обесценивания  рубля, которая, однако, не была направлена ни на реконструкцию производства, ни на выпуск новых, конкурентоспособных  моделей, образцы которых выставлялись в автосалонах. Рост курса рубля, а позже и введение валютного "коридора" привели к тому, что  мнимые преимущества были потеряны, а  ВАЗ оказался в чрезвычайно трудном экономическом положении и вынужден был временно приостановить производство.

Информация о работе Развитие внешней торговли Российской Федерации