Развитие внешней торговли Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать внешнюю торговлю России.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть международную торговлю в системе международных экономических отношений;
исследовать основные показатели внешней торговли;
охарактеризовать современную систему государственного регулирования России;
проанализировать структуру внешней торговли России;
оценить направления развития внешней торговли России;
охарактеризовать место России в международной торговле.

Содержание работы

Введение. 3-4
Глава 1: Основные концепции международной торговли и их развитие.
1.1. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности 5-10
1.2. Место России в международной торговле и товарной структуре
11-15
Глава 2: Направление развития внешнеторговой политики Российской Федерации
2.1. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом 16-20
2.2.Динамика торговли России со странами Центральной Азии 21
2.3.Экономическая интеграция со странами СНГ 22-29
Заключение. 30-31
Список литературы 32
Приложение 33-35

Файлы: 1 файл

Курсовая...docx

— 358.54 Кб (Скачать файл)

В списке товаров с наибольшей долей в объеме торговле в первую тройку попадают ядерные реакторы. Предположительно, так отражается ввоз радиоактивных отходов для переработки  в России или импорт сырья для  производства ядерного топлива. Рейтинг остальных ключевых товаров отражает особенности структуры внешней торговли, описанные выше. 

ЕС, объединяющий 27 стран, получает из России четвертую часть необходимых  энергоносителей, а больше половины совокупных российских поставок нефти  и около четверти газа идут в Европу (хотя экспорт газа приходится частично компенсировать импортом из Центральной  Азии).

В последнее время доходы федерального бюджета России почти  на 50 % складываются из налогов нефтегазовой сферы (налог на добычу сырья, налог  на прибыль, экспортные пошлины). Конечно, далеко не все они связаны с  импортом в Европу, но данное направление  наиболее прибыльно: цены и экспортные пошлины здесь намного выше, чем  внутри России и СНГ. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Роль России как торгового партнера для стран региона ЦА

Россия занимает важное место во внешней торговле стран региона Центральной Азии, однако масштабы торгово-экономического присутствия России в отдельных странах различны (см. таблица 5).

Эти различия касаются как  собственно объемов двусторонней торговли, так и значения торговли с Россией для конкретных стран региона.  Если учитывать поставки природного газа, то в наибольшей степени зависит от торговли с Россией экономика Узбекистана (доля России в товарном экспорте в 2010 г. – свыше 50% и в импорте – почти 25%), причем на протяжении последних 15 лет эта зависимость возрастала. Высока экспортно-импортная зависимость от России и у Казахстана: более 13% совокупного экспорта страны и 43% ее импорта. Однако если доля импорта из России в Казахстане растет, то значение его экспорта в РФ заметно (почти вдвое) снизилось по сравнению с 2000 г. Стабильно высок удельный вес России и в импорте Кыргызстана (свыше 30%), хотя роль РФ как экспортного рынка для кыргызских товаров имеет тенденцию к снижению. Схожие тенденции отмечаются и в российско-таджикской торговле. Из-за сокращения закупок природного газа заметно снизилась роль России и в экспорте Туркменистана – с 40% в 2006г. до 28% в 2010 г. наиболее высокие объемы товарооборота между Россией и Казахстаном. Решающий вклад в российско-казахстанское экономическое сотрудничество вносит добыча и транспортировка углеводородов, их переработка и сфера энергетики. На второе место после сокращения закупок газа в Туркменистане (на который приходится свыше 90% туркменских поставок в Россию) вышел Узбекистан, где природный газ также стал важнейшей статьей экспорта. Торговля с Кыргызстаном и Таджикистаном пока не играет заметной роли в общем контексте торгово-экономических связей России со странами региона ЦА. относительное значение отдельных стран региона в их экспорте и импорте в Россию отражено в таблице 6.

Несмотря на снижение товарооборота между Россией и отдельными странами региона, Россия по сей день остается важным торговым партнером для стран ЦА, что обусловлено ее ведущей ролью как рынка сбыта продукции добывающей и обрабатывающей промышленности и аграрного сектора стран региона ЦА, как крупного работодателя для их граждан. на практике это означает постоянный интерес к сохранению и продолжению сотрудничества с Россией у значительной группы предприятий и предпринимателей из государств ЦА.

 

2.3. Экономическая интеграция  со странами СНГ

В соответствии с соглашениями о свободной торговле, которые  заключены между РФ и, соответственно, Азербайджанской Р., Р. Армения, Р. Беларусь, Р. Казахстан, Кыргызской Р., Р. Молдова, Р. Таджикистан, Туркменистаном, Р. Узбекистан, Украиной и Р.Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.

Указанные правила действуют  в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это  Соглашение от 02.04.1999 г. (далее - государство - участник Соглашения) и находящихся  в торговом обороте между этими  государствами. В соответствии с данными правилами порядок определения происхождения товаров (из какой страны), ввозимых на территорию государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 г. из третьих стран и вывозимых в третьи страны из этих государств, регламентируются уже национальными законодательствами государств - участников Соглашения (о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 г.) и международными договорами.

К настоящему времени как  в России, так и в рамках СНГ  приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России:

1. Концепция долгосрочного  социально-экономического развития  Российской Федерации на период  до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая  политика») 

2. Основные направления  внешнеэкономической политики Российской  Федерации на период до 2020 года.

Наряду с Концепцией внешней  политики Российской Федерации эти  документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и  приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.

Согласно Концепции внешней  политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения  с каждым из государств Содружества на таких основах как равноправие, уважение и учет интересов друг друга. Естественно, что с государствами, кот которые «готовы» к таким правилам Россия строит свои экономические отношения. Мы придерживаемся рыночных принципов как основополагающих принципов, создающих благоприятные условия для действительно равноправных отношений между государствами. Все вышеизложенные принципы создают определенную базу для дальнейшей еще более глубокой интеграции между Россией, членом СНГ, и остальными странами.

Не так давно был  принят документ - Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года. Стратегия  – комплексный документ, представляющий собой систему согласованных  государствами – участниками  СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения  СНГ в полноправного значимого  участника системы международных  экономических отношений. Максимальное содействие российскому бизнесу  в развитии торговли, инвестиционного  сотрудничества, реализации проектов со странами СНГ – одна из важнейших  задач Минэкономразвития России. Регулярные консультации с отечественными предпринимателями ведутся по линии  созданного при Минэкономразвития  России Совета по внешнеэкономической  деятельности.

Важнейшими показателями, характеризующими степень эффективности  интеграционных процессов во взаимной торговле - объём и динамика внешнеторгового  оборота.

По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2012 году составил $117,7 млрд (-5,3). Экспорт из РФ составил $524,7 млрд и по сравнению с позапрошлым годом увеличился на 1,6%. Импорт в Россию вырос на 2,2% - до $312,6 млрд. 

Для торговли России практически  со всеми странами СНГ характерно значительное положительное сальдо . Положительное сальдо внешнеторгового баланса России, по данным таможенной статистики, в 2012 году составило $212,1 млрд.

Крупнейшим экономическим  партнером на протяжении многих лет  остается Украина, доля которой в  товарообороте России со странами СНГ в 2012 году составила 45,1%. Также основными торговыми партнерами России среди стран СНГ являются Белоруссия и Казахстан. На их долю в 2012 году приходилось более половины российского товарооборота со странами СНГ (соответственно –  Белоруссия - $35,7 млрд, Казахстан - $22,4 млрд). [3]

Российские компании задействованы в реализации крупных проектов в нефтегазовой, металлургической, химической и пищевой промышленности стран

Содружества, в производстве строительных материалов, они активно  присутствуют на медийном и рекламном рынках. Телекоммуникационные компании работают в Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине. Серьезные инвестиции сосредоточены в банковской сфере.

Важным направлением экономического сотрудничества России со странами СНГ  продолжает оставаться развитие производственных кооперационных связей между предприятиями  и технологически взаимосвязанными производствами. Для таких отраслей промышленности как машиностроение, металлургия и некоторых других, в которых поставки по кооперации занимают значительный удельный вес, поддержание кооперации критически необходимо для разработки, производства и реализации продукции.

Так что же касательно улучшения  интеграционных процессов?

Проведение согласованной  миграционной политики – один из определяющих факторов успешного хода интеграционных процессов. Формирование общего рынка  труда государств Содружества является важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В 2012 году Россия по-прежнему оставалась основной принимающей страной и главным миграционным партнером для государств-участников СНГ, поскольку здесь относительно выше по сравнению со страной выезда уровень жизни и больше возможностей найти работу.

Экономика ряда стран СНГ  в существенной степени зависит  от денежных переводов мигрантов  из России: по данным Банка России за 12 месяцев 2012 года из России в страны СНГ физическими лицами (резидентами и нерезидентами) было переведено денежных средств на сумму 25,6 млрд. долл. США.Согласно информации Банка России и Статкомитета СНГ, наиболее значимый вклад в экономику государств-участников СНГ от объема денежных переводов мигрантов наблюдался в 2011 г. в Таджикистане – 49,3% от ВВП, Молдове – 23,2%, Киргизии – 22,7% от ВВП. Переводы в Армению и Узбекистан составили соответственно 10,5% и 11,3% от ВВП этих стран.

В целом структура внешней  торговли России со странами СНГ, в  отличие от торговли с ЕС (основным торговым партнером), носит более  рациональный характер. Хотя объем  торговли России с Евросоюзом в целом  существенно превышает товарооборот со странами СНГ, по отдельным товарам  рынки стран Содружества более  значимы. Так, наряду с продукцией ТЭКа (около 47% общего объема российского  экспорта в СНГ), важными экспортными  позициями являются поставки машинно-технической  продукции в страны СНГ (18%) - по стоимости  они в три раза превышают объемы экспорта аналогичной продукции  в Евросоюз.

России с государствами  Содружества, наблюдается падение  товарооборота фактически на 50 процентов.

В январе-феврале 2012 года доля топливно-энергетических товаров составила 66,1% от всего экспорта в эти страны, что на 3,1 процентных пункта выше, чем  в январе-феврале 2011 года. Стоимостной  объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению  с январем-февралем 2011 года на 10,1%. Физические объемы экспорта угля каменного возросли на 23,0%, кокса – на 81,8%, нефти сырой  – на 49,8%, нефтепродуктов – в 1,9 раза, в том числе: дизельного топлива  – в 2,0 раза, топлив жидких – в 2,3 раза. Поставки газа природного снизились на 25,1%.

Доля экспорта машин и  оборудования в январе-феврале 2012 года составила 9,6%  (в январе-феврале 2011 года – 9,7%). По сравнению с январем-февралем 2011 года стоимостной объем экспорта  продукции машиностроения возрос на 3,1%, в том числе: механического оборудования на 5,4%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 35,8%. Исключение составили электрическое и железнодорожное оборудование, стоимостной объем которых сократился на 38,7% и 8,9% соответственно. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос в 2,2 раза, а грузовых автомобилей – на 33,7%.

Доля металлов и изделий  из них в экспорте в страны СНГ  в январе-феврале 2012 года составила 8,0% (в январе-феврале 2011 года – 8,9%). Стоимостной объем данной товарной группы уменьшился по сравнению с январем-февралем 2011 года на 6,0%, а физический – на 9,6%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них сократились на 10,3%, в том числе: чугуна на 57,6%, ферросплавов – на 18,0%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 2,6%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа или нелегированной стали – в 2,1 раза.

Удельный вес продукции  химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ  в январе-феврале 2012 года составил 6,9% (в январе-феврале 2011 года – 7,5%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы сократился по сравнению с январем-февралем 2011 года на 2,4%, а физический возрос на 31,1%, в том числе: продукции неорганической химии – на 5,6%, азотных удобрений – на 94,6%, моющих средств – в 8,6 раза, пластмасс и изделий из них – на 13,1%. При этом снизились объемы поставок аммиака – на 29,2%, комплексных удобрений – на 67,6%, каучука, резины и изделий из них – на 10,6%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в  январе-феврале 2012 года составила 2,4% (в  январе-феврале 2011 года – 3,0%). Стоимостной объем экспорта этих товаров снизился на 16,8%, физический объем – на 11,8%. Физические объемы экспорта пиломатериалов сократились на 14,6%, бумаги газетной – на 16,3%.[4]

 Важной составляющей торгово-экономических отношений России со странами СНГ и показателем эффективности интеграционных процессов является инвестиционное сотрудничество.

Российский бизнес занимает довольно значительные позиции на пространстве Содружества. Российская Федерация  входит в десятку крупнейших инвесторов Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и Украины. Более 4 тысяч предприятий в странах СНГ с участием российского капитала действуют в различных сферах производства, банковском секторе, торговле и сфере услуг, транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе

 

Мировой финансовый и экономический  кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним  из самых динамично развивающихся  регионов мира. Сила воздействия кризиса  на экономику стран СНГ проявляется  по-разному в зависимости от степени  их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка.

Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные  финансы, фондовый рынок, валютная и  банковская сферы. Негативное воздействие  на основные отрасли экономики стран  СНГ оказало снижение мировых  цен на нефть, металлы, зерно, а также  сокращение внешнего спроса на ряд  экспортируемых странами Содружества  товаров.

Информация о работе Развитие внешней торговли Российской Федерации