Перспективы развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до и после образования Таможенного Союза, а так же рассмотреть государственное регулирование внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть основные понятия, используемые в международной торговле;
изучить способы, методы государственного регулирования внешней торговли;
охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до вступления в Таможенный и союз и после вступления;
проанализировать торговые отношения внутри Таможенного союза;
рассмотреть влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты и государственное регулирование внешней торговли России
1.1 Понятие, виды внешней торговли, внешнеторговая политика в России
1.2 Государственное и межгосударственное регулирование внешней торговли России
Современная внешнеторговая политика России, её особенности
Внешняя торговля России: динамика, структура и воздействие на неё образования Таможенного Союза
2.1 Внешняя торговля России до вступления в Таможенный Союз: динамика, географическая и товарная структура
2.2 Внешняя торговля России: основные изменения во внутренней торговле, связанные с образованием Таможенного Союза
2.3 Взаимная торговля товарами внутри Таможенного Союза: особенности товарной структуры
3 Перспективы развития внешней торговли России
3.1 Перспективы развития внешней торговли в связи с образованием Таможенного союза
3.2 Влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 190.15 Кб (Скачать файл)

                                          СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты  и государственное регулирование  внешней торговли России

1.1 Понятие, виды внешней  торговли, внешнеторговая политика в России

1.2 Государственное и межгосударственное  регулирование внешней торговли России

    1. Современная внешнеторговая политика России, её особенности
  1. Внешняя торговля России: динамика, структура и воздействие на неё образования Таможенного Союза

2.1 Внешняя торговля России  до вступления в Таможенный  Союз: динамика, географическая и товарная структура

2.2 Внешняя торговля России: основные изменения во внутренней торговле, связанные с образованием Таможенного Союза

2.3 Взаимная торговля товарами внутри Таможенного Союза: особенности товарной структуры

3 Перспективы развития  внешней торговли России 

3.1 Перспективы развития  внешней торговли в связи с образованием Таможенного союза

3.2 Влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю России

Заключение

Библиографический список

Приложение А Товарная структура экспорта России за 2009-2010 гг.

Приложение Б Товарная структура импорта России за 2000-2010 гг.

Приложение В Взаимная торговля государств–членов

                          Таможенного Союза

 

 

 

5

 

7

 

7

 

10

18

 

28

 

28

 

32

 

37

42

 

42

44

48

50

51

54

 

57


ВВЕДЕНИЕ

Внешняя торговля - это не что иное, как главная форма экономического сотрудничества между разными странами. И ее регулирование в какой-то мере государством происходит в зависимости от социальных, экономических, политических задач в самой стране и обстановки во всем мире. 

Государство регулирует международную  торговлю в одностороннем порядке, то есть инструменты этого регулирования  используются правительством без консультаций и согласования с торговыми партнерами страны.

Актуальность данной темы в том, что международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.

Страны торгуют по нескольким причинам. Во-первых, экономические ресурсы  – природные, человеческие, инвестиционные товары – распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Объектом данной курсовой работы является внешняя торговля России, предмет  курсовой работы – структура и  динамика внешней торговли России, изменение после образования Таможенного Союза.

В данной работе рассматриваются проблемы внешней торговли до и после вступления России в Таможенный союз.

Цель курсовой работы – проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до и после образования Таможенного Союза, а так же рассмотреть государственное регулирование внешней торговли России.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть основные понятия, используемые в международной торговле;
  • изучить способы, методы государственного регулирования внешней торговли;
  • охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
  • проанализировать динамику и структуру внешней торговли России до вступления в Таможенный и союз и после вступления;
  • проанализировать торговые отношения внутри Таможенного союза;
  • рассмотреть влияние вступления России в ВТО на внешнюю торговлю

В данной курсовой работе производился анализ учебной литературы, научных  публикаций, статистических данных, интернет источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

1.1 Понятие, виды внешней торговли, внешнеторговая политика в России

Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных  экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.1

Внешняя торговля по словарю Борисова А.Б. есть торговля между странами, включающая вывоз (экспорт) и (или) ввоз (импорт). В условиях рыночной экономики торгово-финансовые внешнеторговые операции осуществляются самостоятельно предприятиями и ведомствами, прерогативой государства является торговля оружием и стратегическим сырьем.

Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков - экспорта и импорта товаров. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия реэкспорта и реимпорта.

1 Экспорт - (от лат. exporto - вывожу) - вывоз за границу товаров, проданных иностранным покупателям, для продажи, переработки.

2  Импорт – (от лат. importare - ввозить) - ввоз в страну из-за границы иностранных товаров, технологии, капиталов, услуг для использования на внутреннем рынке страны, удовлетворения потребностей, которые сама страна не в силах обеспечить.

3 Реэкспорт – вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров для перепродажи другим странам. Товары могут реэкспортироваться в неизменном виде, а могут и после незначительной обработки.

4 Реимпорт – товары, не подвергшиеся переработке, обратно ввозят в страну. Например: вещи с браком, не реализованные на иностранных аукционах.2

 Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.

Внешняя торговля характеризуется  следующими показателями:

товарооборот (общий объем торговли), равный сумме экспорта и импорта;

торговое сальдо (чистый экспорт), равный разнице между экспортом и импортом; 

товарная структура экспорта и импорта, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте ( в мире насчитывается свыше 20 млн. видов товаров)

географическая структура экспорта и импорта, представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.3

При оценке масштабов международной  торговли различают понятия номинального и реального объема международной  торговли. Первый из них (номинальный  объем) представляет собой стоимость  международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной торговли - это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.

Номинальный объем международной  торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет  общую тенденцию к росту. Она  отражает прежде всего тенденцию  роста физического объема международной  торговли (поставок товаров в натуральном  исчислении). Однако, учитывая тот факт, что и цены в международной  торговле имеют в целом тенденцию  к росту, то в результате стоимостный  объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.

Сумма по стоимости экспорта и импорта  конкретной страны представляет собой ее внешнеторговый оборот. Однако для оценки внешнеторгового оборота в рамках мировой экономики в целом данная методика подсчета (путем суммирования экспорта и импорта) неприменима. Причина состоит в том, что экспорт одних стран автоматически является импортом для других, т.е. возникает так называемый «повторный счет». Поэтому в соответствии с международными договоренностями и со сложившейся практикой под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира.                

При оценке выгодности или невыгодности внешней торговли для отдельных стран, благоприятности конъюнктуры внешней торговли используется такое понятие, как «условия торговли», которое представляет собой соотношение индексов экспортных и импортных цен. Если экспортные цены для данной страны растут быстрее или снижаются медленнее, чем импортные цены, то условия торговли рассматриваются как благоприятные. Для того чтобы международная торговля была выгодна ее участникам, должна складываться и соответствующим образом изменяться структура экспорта и импорта отдельных стран.

Все страны проводят внешнеторговую политику, в этой связи внешнеторговая политика зависит от уровня развития страны, конкурентоспособности национальной экономики.

Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов ( налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Существуют две системы внешнеторговой политики:

1 Свободная торговля– представляет собой, прежде всего невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

2 Протекционизм – подразумевает вмешательство государства в предпринимательскую деятельность. По сути, государство ставит различные барьеры, направленные на ограничение ввоза иностранных товаров и увеличение собственного, отечественного производства.

Основным инструментом политики протекционизма являются тарифные меры регулирования.

1.2 Государственное и межгосударственное регулирование внешней торговли России

Государственное регулирование внешней  торговли заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики. Государство регулирует экономические отношения с другими государствами, объединениями государств и международными организациями, с которыми заключаются соответствующие договоры и соглашения.

Два крайних полюса: либерализация  или протекционизм – извечный вопрос внешнеторговой политики любого государства, был практически однозначно решен с принятием 15 ноября 1991 г. указа Президента РСФСР №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Этим указом официально было положено начало формированию в России системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заложены основы реформирования данной области хозяйственных отношений, предоставлена практически для всех предприятий возможность беспрепятственного осуществления внешнеторговых операций и установлены общие рамки государственного вмешательства во внешнюю торговлю. В результате, по существу, были изменены сами принципы работы этой сферы деятельности государства.

С конца 1993 – начала 1994 гг. государство  начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая была призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и отдельных ее отраслей с внешним рынком.

Был принят ряд различных по уровню нормативных правовых актов. Направленность этих актов характеризовалась попытками  усиления контроля экспорта, установления справедливых торгово-экономических  отношений с зарубежными государствами  и их союзами, стремлением обеспечить такие объемы импорта, которые приводили  бы к созданию конкурентной среды, а  не к «подавлению» отечественных  производителей. Однако недостаточный  уровень и неустойчивость нормативно-правовой базы снижали эффективность действовавших нормативных правовых актов в решении поставленных задач. Тем самым, отчетливо проявилась необходимость принятия акта на уровне закона.

Федеральный закон № 157-ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  был принят 13 октября 1995 г. В нем были определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности. Этим законом установлены основные принципы государственного регулирования ВЭД в России.

Информация о работе Перспективы развития внешней торговли России