Электронные билеты авиа и железнодорожных перевозок пассажиров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Широкое применение интернет-технологий становится одной из актуальнейших задач в индустрии туризма. Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, информация о наличии и доступности тех или иных туров, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов — весь комплекс этих вопросов становится актуальным для организации текущей и будущей деятельности туристских предприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Понятие "электронный билет"
4
1.1 История создания электронных билетов
8
1.2 Преимущества технологии e-ticketing
10
1.3 Недостатки технологии бумажных билетов
11
1.4 Приобретение электронного билета на авиалайнер
13
1.5 Правовые основания поездки с электронным билетом
14
2. Железнодорожный электронный билет
18
2.1 Оплата электронных железнодорожных билетов
21
2.2 Преимущества электронного железнодорожного билета
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ТЕХНИКА.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное бюджетное  образовательное учреждение                   

высшего профессионального  образования «Омский государственный  институт сервиса»

(ФГБОУ ВПО  «ОГИС»)

Факультет заочный

Кафедра туризма

 

 

РЕФЕРАТ

« Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма»

Тема: «Электронные билеты авиа и железнодорожных перевозок  пассажиров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Омск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. Понятие "электронный  билет"

4

1.1 История создания электронных билетов

8

1.2 Преимущества технологии e-ticketing

10

1.3 Недостатки технологии бумажных билетов

11

1.4 Приобретение электронного билета на авиалайнер

13

1.5 Правовые основания поездки с электронным билетом

14

2. Железнодорожный электронный билет

18

2.1 Оплата электронных  железнодорожных билетов

21

2.2 Преимущества электронного  железнодорожного билета

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

24


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Широкое применение интернет-технологий становится одной из актуальнейших  задач в индустрии туризма. Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, информация о наличии и доступности тех или иных туров, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов — весь комплекс этих вопросов становится актуальным для организации текущей и будущей деятельности туристских предприятий.

Использование современных  разработок позволяет клиенту работать в системе бронирования с любого компьютера, имеющего доступ к Интернету и оснащенного стандартным программным обеспечением MS Internet Explorer.

Как правило, подтверждение  брони занимает от нескольких минут  до 24 часов. В периоды высокого спроса эта процедура может потребовать  до трех дней.

В большинстве случаев для оплаты требуется кредитная карта. Услуги по бронированию также можно оплатить в офисах уполномоченных турагентств или через банк.

На сервере указываются  контрактные цены. Они действительны  только в указанный период. Обычно в стоимость номера уже включены все сервисные услуги и госпошлины. При бронировании групповых заказов вступают в силу особые условия и тарифы.

Очень часто на сайтах по бронированию гостиниц представлены дополнительные услуги: бронирование туров, авиа- и железнодорожных билетов, аренда яхт, автомобилей, экскурсии, страхование.

 

 

 

 

 

1. Понятие «электронный билет»

Электронный билет (e-ticket) – это новая форма билета, повсеместно вводимая в мире вместо традиционного бумажного бланка.1 Первый в России электронный билет на самолет с использованием иностранных систем бронирования билетов был продан в 2004 году. Первый электронный билет с использованием систем бронирования авиабилетов российской разработки был продан в 2006 году.

Это стало возможным  в связи с широким внедрением автоматизации и дальнейшим развитием современных информационных технологий (IT) в авиационной отрасли, что, несомненно, повышает эффективность работы авиакомпаний и уровень сервиса для клиентов.

Говоря об электронном  авиабилете, многие отождествляют его  с продажами авиабилетов через интернет, однако это не совсем так — его можно купить и в обычной кассе или агентстве, а возможность продажи через интернет — не суть электронного билета, а лишь одно из его преимуществ. При этом важно понимать, что слово «электронный» не означает «безбумажный» или «безбилетный»: в соответствии с приложением к приказу Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», при покупке электронного авиабилета пассажир должен получить документ под названием «маршрут-квитанция» (itinerary receipt), в котором содержатся сведения о приобретенном билете, а также уведомления, которые являются обязательными в соответствии с законами страны и с международными конвенциями. 2

Маршрут-квитанция распечатывается  на любом принтере на обычном листе  А4. В случае покупки авиаперевозки  через интернет такой документ может  быть выслан пассажиру по электронной  почте. Электронный билет хранится в надёжно защищённой информационной базе авиаперевозчика, поэтому вам больше не нужно волноваться о том, что билет можно забыть или потерять, а ведь за выдачу дубликата утраченного авиабилета авиакомпании взимают штраф от 30 до 150 евро.3

Покупка электронного билета может осуществляться из любой точки мира, если там есть выход в интернет. Для приобретения электронного билета потребуется пластиковая карточка абсолютного любого банка (не обязательно российского), на которой нанесен специальный защитный код CVV2 (обычно это три цифры на обороте карты). Кроме этого, необходим адрес электронной почты, с помощью которого можно будет зарегистрироваться на сайтах компаний-перевозчиков, обеспечивающих приобретение электронных билетов. В принципе, более никакой специальной подготовки для приобретения электронного билета не требуется - выйти в сеть Интернет можно как с помощью мобильного или стационарного ПК, так и с помощью смартфона или коммуникатора. Главное, чтобы у них был более-менее большой экран, иначе какие-то элементы интерфейса сайта перевозчика увидеть будет просто невозможно.

Кстати, приобретая электронный  билет, пассажир экономит не только свое время, но и деньги - обычно цена, к  примеру, авиабилета при покупке  на сайте ниже, поскольку авиакомпания экономит свои средства на открытии дополнительных офисов продаж и, следовательно, не взимает специальный сбор, который пассажиры платят за обслуживание непосредственно в офисе продаж. Вполне естественно, что самое большое количество электронных билетов покупают в летний период и перед Новым годом - во время сезонных пиков перевозок людей. При этом, система электронных билетов хороша тем, что там оперативно отражаются все изменения о проездных документах на тот или иной рейс самолета или поезда - к примеру, можно "схватить" последний оставшийся билет на поезд или тот, который только что сдали в кассу.

Расписание и наличие  билетов на конкретный рейс можно  увидеть уже непосредственно  на сайте перед покупкой проездного документа. В этой связи наиболее адекватная система в РЖД - указано  точное количество свободных для покупки мест по каждому вагону. Правда, нагляднее было бы сделать план вагона, где можно было бы мышкой выделить нужные места самостоятельно, но это, видимо, вопрос будущего. Правда, у зарубежных авиакомпаний это можно сделать уже сейчас - к примеру, на сайте Delta Airlines или Lufthansa можно не только купить электронный билет, но и зарегистрироваться на рейс за 23 часа до вылета с выбором конкретного места в салоне самолета. У скандинавской SAS все еще лучше - регистрироваться можно даже с помощью SMS, а получить посадочный талон и багажные бирки можно в аэропорту в специальных автоматах. Аналогичный сервис есть и у отечественных компаний - к примеру, киоски самостоятельной регистрации есть в "Шереметьево" у "Аэрофлота": если пассажир путешествует без багажа, ему достаточно ввести номер электронного билета, свои данные - и получить посадочный талон. Правда, доступно это не для всех рейсов - при полете, к примеру, в США, Канаду и ряд других стран придется пройти процедуру регистрации через сотрудника авиакомпании и легкое собеседование со службой безопасности. Кстати, в аэропорту "Домодедово" такие киоски есть у British Airways. А "Трансаэро" позволяет зарегистрироваться на некоторые рейсы еще до выхода из дома, через сайт. При регистрации электронного билета на сайте некоторых авиакомпаний можно выбрать себе определенное место в салоне авиалайнера.

Сразу после покупки  билета можно быстро переслать детали своей поездки родственникам, друзьям  или деловым партнерам - все передвижения будут отмечены в электронном письме, которое будет сформирована автоматически по итогам покупки билета. Кроме того, всегда можно купить электронный билет для своих родственников или друзей, которые находятся в другом городе - им надо будет знать только свой код бронирования и номер рейса (его можно отправить по SMS) - и можно идти на регистрацию.

Вообще, с электронными билетами пока проще летать, чем  ездить на поезде - аэропортов не так  уж и много, поэтому если авиакомпания имеет стандартную систему регистрации, то вопросов не возникает. Фактически, пассажир приходит с документом, удостоверяющим его личность, и сразу проходит регистрацию. Помогает этому явлению и тот факт, что по правилам Международной ассоциации гражданской авиации (IATA) с 1 июня 2008 года весь цивилизованный мир пассажирских авиаперевозок перешел на электронную систему регистрации и продажи билетов и полностью отказался от оформления билетов исключительно в бумажном виде. В России электронный авиабилет узаконен приказом министра транспорта РФ Игоря Левитина от 8 ноября 2006 года (документ "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации"), но на практике это стало возможным только с 2008 года, когда все российские аэропорты подключились к глобальным базам данных, учитывающим все приобретенные билеты на воздушные суда.

Для полноценной системы электронных билетов необходимо обеспечить наличие у контролеров и проводников специальных индустриальных мобильных терминалов.

Наиболее простой вариант  приобретения билета - купить его на сайте авиакомпании. Между тем, многие авиакомпании принимают к оплате только пластиковые карты, в то время как владельцы железных дорог допускают оплату электронными валютами (к примеру, WebMoney). Существуют и компании-посредники (к примеру, Anyway, Ufs-Online и т.д.), для которых продажа билетов на транспорт - либо основной, либо только один из видов деятельности. При прочих равных, лучше использовать "родные" сайты транспортных компаний - посредники за свою работу хотят получить определенную комиссию (в среднем от 180-250 до 1 тыс. руб. за каждое бронирование). Единственное, чем полезны такие брокеры - возможность в одном месте забронировать билеты на несколько различных видов транспорта: к примеру, для маршрута самолет-паром-автобус-самолет лучше воспользоваться услугами посредника, чем самостоятельно "бегать" по сайтам даже известных с первого взгляда перевозчиков.

1.1 История создания  электронных билетов

Информационные технологии пришли в гражданскую авиацию  еще в начале 60-х годов прошлого столетия, когда американские авиакомпании впервые стали использовать вычислительную технику для отслеживания информации о расписании полетов, наличии свободных мест на рейсах, а также тарифах. А уже в следующем десятилетии началось активное развитие глобальных дистрибутивных систем (GDS), которые позволяли туристическим агентствам осуществлять бронирование авиаперелетов. В этот момент выкристаллизовалась следующая схема: авиакомпании хранят сведения о ресурсе мест (свободных местах на своих рейсах) в собственных или централизованных базах данных, получивших название инвенторных систем. Также существует база тарифов, в которой публикуются актуальные тарифы по различным классам бронирования. Наконец, для доступа туристических агентств и билетных касс к этой информации используются дистрибутивные системы, которые также сопряжены с аналогичными системами отелей, сервисов по аренде автомобилей и т.д. Преимущества такой схемы очевидны: информация о свободных местах может быть получена любым агентом, подключенным к системе, также любой агент может продать перевозку по цене, выставленной авиакомпанией. Конечно, не обошлось и без проблем - в то время вычислительные ресурсы были весьма дорогими, оборудование - громоздким и сложным4.

Процесс оформления перевозки  выглядел следующим образом. Пассажир приходил в офис авиакомпании либо туроператора и сообщал кассиру о желаемом маршруте и дате полета. Используя информацию о наличии свободных мест на доступных в эту дату рейсах, кассир предлагал клиенту один или несколько вариантов (если в этот день было несколько рейсов), а также называл стоимость перевозки. Если были предусмотрены специальные тарифы, например льготные, пассажир мог выбрать один из них. После чего, подтвердив дату и время вылета, пассажир давал согласие на бронирование. В инвенторной системе авиакомпании появлялась отметка о том, что на выбранном рейсе число свободных мест сократилось на одно. Далее процедура зависела от того, в каком офисе приобретался билет - авиакомпании оформляли перевозку на собственных бланках билетов, а агенты могли использовать и так называемый нейтральный бланк, выпущенный одной из клиринговых систем. Однако ключ к созданию электронного билета лежал именно здесь: информация о ресурсе мест и о билетах, выпущенных с использованием GDS, уже хранилась в электронном виде, а бумажные бланки использовались как договор о перевозке, заключаемый с пассажиром, а также как бланк строгой отчетности (фискальный документ).

О бумажных бланках стоит  рассказать отдельно. Наиболее привычный  для российского пассажира билет  представляет собой "книжку", в  которой отпечатаны условия договора перевозки, включая правила перевозки, ответственность авиакомпании перед пассажиром и т.д. Также он имел два или четыре отрывных купона установленной формы, в графах которых располагалась информация о пассажире, рейсе, тарифе и другие сведения. Бланки печатались типографским способом с высокой степенью защиты от подделки, и каждый из них имел уникальный номер. Вписывать информацию на него можно было вручную (обычной ручкой), при этом специальный красящий слой на каждом купоне наносил отпечаток на следующий лист. Однако более совершенной была автоматическая билетопечать на специальных матричных принтерах, когда заполнение бланка билета авиапассажира было сопряжено с передачей данных в систему бронирования.5

После заполнения билета, бланк начинал постепенно "худеть". Первый отрывной купон доставался продавцу, второй вырывали на регистрации, а к концу перелета у пассажира должен был остаться только "корешок". На основании первого купона продавец (будь то агент или собственная касса авиакомпании) отчитывался перед авиакомпанией о совершенной продаже, а второй купон был подтверждением того, что пассажир совершил полет. Все купоны стекались в авиакомпанию, где они вручную обрабатывались и пересчитывались. Наконец, на основании этих купонов перевозчики отчитывались и перед налоговыми органами.

Информация о работе Электронные билеты авиа и железнодорожных перевозок пассажиров