Правовое регулирование международных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть особенности правового регулирования международных перевозок.
Задачи: 1) Определить понятие и особенности международных перевозок; 2) Дать характеристику видов международных перевозок;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 46.23 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт обеспечивает развитие международных  экономических связей, создает условия  для рационального размещения производительных сил и взаимовыгодного разделения труда между странами мира.

Международной перевозкой признается перевозка, осуществляемая на том или ином виде транспорта, при которой место отправления и место назначения расположены:

· на территории двух или более государств;

· на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Характерной особенностью правового регулирования  в этой сфере является то, что  основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных  перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные  конвенции принимаются применительно  к отдельным видам транспорта или охватывают деятельность всех или  нескольких видов транспорта.

Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются  международные тарифы, порядок и  условия ответственности перевозчика.

Цель  работы: раскрыть особенности правового  регулирования международных перевозок.

Задачи: 1) Определить понятие и особенности  международных перевозок; 2) Дать характеристику видов международных перевозок;

Данная  тема актуальна в современном  обществе, так как Республика Беларусь активно сотрудничает с многими государствами и заключает с ними различные договоры в том числе договоры связанные с перевозкой грузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ПЕРЕВОЗОК

 

Перевозки грузов осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским  транспортом. Под международной  перевозкой понимается перевозка грузов между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые  установлены заключенными этими  государствами международными соглашениями.

Международной перевозкой признается перемещение грузов или пассажиров, осуществляемое на том или ином виде транспорта, при котором место отправления и место назначения расположены: а) на территории двух или более государств; б) на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Характерной особенностью правового регулирования  в этой сфере является то, что  основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные  нормы, единообразно определяющие условия  международных перевозок грузов. Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. При отсутствии единообразных материально – правовых норм обращаются к нормам транспортных конвенций или национального законодательства.

Транспортные  конвенции в международном частном  праве именуются по-разному: договоры, статуты, соглашения, правила и т.д.

Транспортные  конвенции, как правило, принимаются  применительно к отдельным видам  транспорта. Вместе с тем имеются  конвенции, которые охватывают деятельность всех или нескольких видов транспорта. Например, Таможенная конвенция 1972 г., касающаяся контейнеров, регулирует контейнерные перевозки на всех видах транспорта, а также в смешанном сообщении.

Транспортными конвенциями определяются основные условия перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении, устанавливаются  международные тарифы, порядок и  условия ответственности перевозчика  и т.д. Нормы этих конвенций подлежат обязательному применению на территории государства, заключившего соответствующую  конвенцию.

По объектам правового регулирования транспортные конвенции условно можно разделить на шесть групп. Это международные соглашения:

1) об  общих принципах и организации  международных перевозок;

2) об  условиях перевозок грузов и  пассажиров;

3) о тарифах  на международные перевозки;

4) направленные на облегчение транспортных связей между государствами (облегчение таможенных процедур, налогового режима и т.п.);

5) регламентирующие  специфические стороны деятельности  отдельных видов международного  транспорта;

6) предусматривающие  защиту имущественных интересов  сторон договора в сфере международных  перевозок.

В регулировании  международных перевозок важная роль отводится внутреннему праву. Обусловлено это рядом причин:

во-первых, транспортные конвенции не затрагивают  некоторые сферы международных  перевозок. Такого рода ниши, как правило, заполняются актами внутреннего  права;

во-вторых, отдельные транспортные конвенции  содержат рекомендации, предусматривающие  издание на уровне национального  законодательства норм, регулирующих те или иные вопросы международного транспорта.

Кроме того, внутреннее право соответствующего государства в полной мере распространяется на международные перевозки, осуществляемые в пределах его территории, если иное не установлено транспортной конвенцией. В рамках ООН разработкой проектов транспортных концепций занимаются такие международные организации, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), КНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия) и др.

Разработкой проектов транспортных конвенций занимается также Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА).

В Республике Беларусь приняты законы «Об основах  транспортной деятельности», «О железнодорожном  транспорте», Воздушный кодекс и др.

Участники международной перевозки заключают  между собой договор перевозки, согласно которому транспортная организация принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в пункт назначения, а грузовладелец или пассажир обязуется возместить ей понесенные расходы. Этот договор имеет гражданско-правовой характер.

Договор международной перевозки является правовым основанием возникновения  обязательств по перевозке между  транспортной организацией, с одной  стороны, и грузовладельцем или  пассажиром - с другой. Данный договор  конкретизирует условия перевозки, установленные транспортными конвенциями  и актами внутреннего права; является основанием имущественной ответственности  сторон при невыполнении ими своих  обязательств по международной перевозке.

Договор международной перевозки имеет  свои особенности:

во-первых, данный договор регламентируется прежде всего транспортными конвенциями и только при их отсутствии - актами внутреннего права;

во-вторых, одной из сторон этого договора является иностранное физическое или юридическое  лицо;

в-третьих, в ходе исполнения договора могут  применяться коллизионные нормы  транспортных конвенций или внутреннего  права (например, при отправке груза  надлежит руководствоваться законом  страны отправления, при выдаче груза - законом страны назначения).

Кроме того, имеются существенные отличия в  порядке оформления такого договора. Специфичны условия ответственности  перевозчика, процедура предъявления к нему претензий, исков и т.д.

При осуществлении  международных перевозок применяется  принцип автономии воли сторон. В  зависимости от используемого транспорта договор международной перевозки  подразделяется на отдельные виды. Соответственно принято различать  договоры железнодорожной, автомобильной, воздушной и морской перевозки. Каждый из указанных видов договоров, в свою очередь, подразделяется на договоры перевозки грузов и договоры перевозки  пассажиров и багажа [3, c.141].

Экономическая эффективность сделки во многом зависит  от правильно выбранных базисных условий поставки товаров и транспортных условий.

Типовые условия поставки различны по законодательству разных стран. Часто участники договора купли – продажи не знакомы с различиями, существующими в торговой практике своих партнеров по сделке, что может послужить причиной возникновения недопониманий, споров и судебных разбирательств.

Для решения  этой насущной проблемы, которая возникла со всей остротой еще в первой половине текущего века, Международная торговая палата первоначально опубликовала в 1936 году перечень Международных правил с целью унификации торговых терминов. Эти правила стали известны как «Инкотермс» 1936 г. Куда были внесены изменения и дополнения в 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 году.

Унификация  условий поставки «Инкотермс – 90» облегчает процедуру заключения договоров, поскольку в них изложены основные формулировки, апробированные торговой и арбитражной практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

 

2.1 Международные морские перевозки

 

Морской транспорт является основным средством  перевозки грузов. Существуют две  формы его эксплуатации: трамповое  судоходство и линейное судоходство. При трамповом судоходстве работа судов не связана с постоянными  районами плавания и т.п.; признаком  линейного судоходства является постоянство оборота судов на основании существующего расписания. Международные морские перевозки  осуществляются по чартеру и коносаменту. Чартер является документом, удостоверяющим наличие и содержание договора фрахтования, заключаемого между фрахтовщиком или  фрахтователем. Чартер рассчитан на перевозку крупных партий грузов, прежде всего массовых. При перевозках по чартеру предоставляется все  судно, часть или определенное его  помещение.

Существует  несколько проформ чартеров: рейсовый чартер, букингнот, тайм-чартер, димайз-чартер, бербоут-чартер и т.д., которые определяют взаимоотношения сторон (фрахтовщика и фрахтователя, перевозчика и грузовладельца) при перевозке грузов в международном торговом мореплавании.

В зависимости  от сложившихся условий перевозки  различных родов грузов и отдельных  направлений применяются определенные формы стандартных чартеров. В  международном торговом мореплавании обычно используются типовые формы  чартеров, разработанные, одобренные либо рекомендованные Балтийской и международной  морской организацией (БИМКО), Международной  палатой судоходства (МПС), национальными  палатами судоходств Великобритании, Японии, России и других стран.

Практически все чартеры состоят из основной (стандартной) части и аддендумов. Каждая проформа чартера имеет свое сокращенное наименование (например, "Дженкон", "Бэрикон", "Блэксивуд"). Все чартеры содержат различные оговорки. Наиболее применимыми являются Ледовая оговорка БИМКО 1938 г., Специальная ледовая оговорка БИМКО о забастовке 1936 г., Оговорка о войне 1938 г., Арбитражные оговорки.

Положения чартеров являются диспозитивными и  в этой связи стороны вправе изменять их по своему усмотрению.

Чартер  должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и  вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, наименование места назначения или направления  судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком или  фактическим перевозчиком владельцу  отправляемого морем груза в  удостоверение факта принятия его  к перевозке и обязательства  передать в порту назначения грузополучателю.

Коносамент  может быть подписан лицом, имеющим  полномочия от перевозчика. Коносамент, подписанный капитаном судна, на котором перевозится груз, считается  подписанным от имени перевозчика. Подпись на коносаменте может  быть сделана от руки, напечатана в  виде факсимиле, перфорирована, поставлена с помощью штампа, в виде символов или с помощью любых иных механических или электронных средств.

По способу  обозначения лица, имеющего право  требовать выдачи груза, коносаменты  бывают именными, ордерными и предъявительскими. При морских перевозках грузов применяются экспортные, каботажные, прямые (сквозные), смешанные, линейные, чартерные, служебные, долевые коносаменты. В свою очередь, сквозные коносаменты подразделяются на три типа: а) морской сквозной коносамент; б) обычный сквозной коносамент; в) коносамент на смешанную перевозку.

Коносамент  является: а) официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что груз, который предположительно находится в указанном виде, количестве и состоянии, отправлен в указанное  место назначения на конкретном судне  или, по крайней мере, получен под  охрану судовладельца (перевозчика) для  цели отправки; б) меморандумом договора перевозки, повторяющим в деталях  условия договора, который заключается  фактически до подписания коносамента; в) товарораспорядительным документом на груз (товар), позволяющим покупателю распорядиться им путем передаточной надписи и предоставления коносамента.

После погрузки груза на борт судна перевозчик по требованию отправителя выдает ему "бортовой" коносамент, в котором  дополнительно указывается, что  груз находится на борту определенного  судна или судов, а также должны быть указаны дата или даты погрузки груза.

В случае если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или  предметов, массы или количества груза и в отношении которых  перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или предполагают, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу, перевозчик или другое лицо должны внести в коносамент оговорку. В этой оговорке конкретно указываются на неточности, а также основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.

Информация о работе Правовое регулирование международных перевозок