Электронные билеты авиа и железнодорожных перевозок пассажиров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Широкое применение интернет-технологий становится одной из актуальнейших задач в индустрии туризма. Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, информация о наличии и доступности тех или иных туров, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов — весь комплекс этих вопросов становится актуальным для организации текущей и будущей деятельности туристских предприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Понятие "электронный билет"
4
1.1 История создания электронных билетов
8
1.2 Преимущества технологии e-ticketing
10
1.3 Недостатки технологии бумажных билетов
11
1.4 Приобретение электронного билета на авиалайнер
13
1.5 Правовые основания поездки с электронным билетом
14
2. Железнодорожный электронный билет
18
2.1 Оплата электронных железнодорожных билетов
21
2.2 Преимущества электронного железнодорожного билета
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ТЕХНИКА.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Надо отметить, что  в Европе и США был внедрен  в обращение новый тип бланка авиабилета - с магнитной полосой, наличие которой упрощало машинную обработку билетов и повышало степень защиты. Однако даже столь  высокотехнологичный билет не был лишен всех недостатков, которые присущи бумажной технологии.

Рекомендуется иметь  маршрут-квитанцию при себе на протяжении всего Вашего путешествия. Особенно важно это при вылете за границу, так как при прохождении процедур в иммиграционной службе и службе безопасности на территории иностранного государства может потребоваться подтверждение Вашего дальнейшего маршрута или обратного вылета.

1.2 Преимущества технологии e-ticketing

В конце XX века ситуация с хранением, передачей, обработкой и поиском информации существенно изменилась. Существенно возросли скорость передачи и обработки информации, а также емкость информационных хранилищ и скорость поиска информации. Все это сделало возможным появление технологии электронных билетов. В отличие от бумажного билета, электронный билет представляет собой совокупность записей в базах данных различных компьютерных систем. Для электронного билета не требуется специальный бланк — вся информация хранится в памяти компьютеров и при необходимости быстро передается с одного компьютера на другой. Соответственно, снижаются затраты компаний на изготовление бланков и их обращение. Далее, с развитием средств электронной коммерции и электронных платежей появляется возможность оплаты авиабилета с помощью автоматизированных устройств (банкоматы, платежные терминалы, банковские компьютерные системы). Таким образом, сокращаются затраты компаний и агентов по продаже билетов на организацию денежного оборота. Кроме того, внедрение технологий электронного билета позволяет снизить и некоторые другие затраты.6

1.3 Недостатки технологии  бумажных билетов

Технологии применения традиционных бумажных авиабилетов  создавались в первой половине XX века с учетом возможностей применявшихся  в то время технологий хранения, передачи и обработки информации. В частности, для хранения информации применялись бумажные носители, для передачи — телеграфные и телефонные голосовые каналы, для поиска информации большие хранилища бумажных носителей просматривались глазами. Используемые технологии не позволяли проводить в массовом порядке за приемлемо короткое время даже выборочную проверку авиабилетов, предъявляемых пассажирами для получения услуг перевозки или для возврата денег при отказе от перевозки. Таким образом, выписанный авиабилет должен был быть сам по себе носителем полной информации, которая необходима для предоставления услуг и соответствующих денежных расчетов. Вместе с тем, на различных стадиях процесса продажи билетов и перевозки пассажира теоретически возможны намеренные злоумышленные действия по фальсификации информации о заключенных договорах перевозки с целью незаконного получения какой-либо финансовой выгоды. Например, в законно купленном билете исправлялась информация о маршруте и цене билета на более высокую, после чего такой билет предъявлялся к возврату. Также известны случаи оформления поддельных билетов на похищенных бланках и другие виды махинаций. В результате этих и многих других факторов были выработаны специальные меры по проведению процедур продажи билетов. В частности, существовали следующие ограничения:

  1. Билет должен быть выпущен на специальном бланке, который снабжен средствами защиты от подделок (например, бумага с водяными знаками).
  2. Бланки билетов должны быть бланками строгой отчетности, в отношении которых действуют специальные правила учета, хранения, передачи для использования, утилизации.
  3. Процедура выпуска билета должна была подразумевать копирование информации с билета на другие носители информации (например, отрывные купоны билета) и передачу этих носителей в другие предприятия для учета, использования, приема к исполнению, архивирования и других целей.

Все это делало процедуру  выпуска билета достаточно дорогостоящей. Есть сведения, что затраты компаний на выпуск бланков билетов и другие затраты, связанные собственно с  организацией продажи билетов на бумажных бланках, достигали 10 долларов за каждый проданный билет.7

 

1.4 Приобретение электронного билета  на авиалайнер

Приобрести билет через  интернет на самолет не сложнее того же процесса в самом обычном офисе  транспортной компании или в рассчетно-кассовом узле у посредника. Для начала выбираем место отлета и прилета. Хорошо, если сайт умеет выдавать систему контекстного поиска (похожих городов много) и подставляет рядом трехзначные наименования аэропортов.

Наиболее доступный по цене билет - "туда-обратно", поэтому система автоматически предлагает и обратный билет. Причем, город вылета, разумеется, можно варьировать. Можно увидеть и графическую схему городов с указанием всех гражданских аэропортов. Можно варьировать число взрослых пассажиров и детей.

Далее запрос формируется  и отправляется в систему бронирования. Если поиск происходит только на сайте  одной авиакомпании, заказчик получает выбор из ее рейсов или рейсов партнеров, если на сайте компании-брокера, то все возможные варианты из тех  аэропортов, которые есть в городе отлета. Возможны и стыковочные рейсы - это надо проверять отдельно. Как показывает практика, даже если поиск билета происходит в самый последний момент, то места, конечно, не самые удобные, все-таки будут. Система обычно отфильтровывает все по компаниям-организаторам полетов и стоимости. Самые недорогие, разумеется, не самые удобные - за минимальный тариф придется "расплачиваться" стыковочными рейсами и дополнительным ожиданием. С помощью электронных систем сразу можно уточнить параметры вылета/прилета - класс бронирования, время вылета, аэропорт прилета/отлета, а также количество пересадок. В зависимости от этого, изменится и цена. Обычно, в большую сторону. Итоговая сумма обычно состоит из самого тарифа, сборов, и комиссии платежного шлюза. Если билет приобретается через сайт авиакомпании, он будет стоить дешевле, но сложнее выбрать наиболее доступный вариант по цене или условиям перелета, аэропорту вылета. Кстати, если нет желания платить комиссию компании-посреднику, можно просто получить данные о рейсах и зайти на персональный web-сайт того или иного перевозчика и забронировать там такой же билет напрямую.

В итоге, после выбора всех параметров полета, предлагается оплатить билет - чаще всего, пластиковой  картой (универсальное средство платежа). Стандартный интерфейс ввода данных - паспортная информация, а также данные платежной карты. По результатам заказа, пользователь получает свой электронный билет по электронной почте. Если в аэропорту стойки регистрации и посадки оснащены системой общего пользования iMUSE, которая позволяет любой авиакомпании, подключившейся к ней, использовать собственную систему регистрации, ему нужен только паспорт для его посадки на борт воздушного судна.

Отметим, что множество  проданных крупными авиакомпаниями билетов оплачивается сегодня в режиме online. За одни сутки только на сайте "Аэрофлота" фиксируется около трех тысяч бронирований и порядка полутора тысяч операций по оплате забронированных билетов. Не меньше их и у S7. А у той же Sky Express, которая позиционирует себя как первого в России низкобюджетного перевозчика, до 70% продаж авиабилетов приходится через интернет. Этот путь приобретения проездных документов - для наиболее адаптивной части клиентов, которые ценят свое время. По прогнозам компании MasterCard, в России, несмотря на финансовый кризис (а может быть, и благодаря ему - e-ticket стоит дешевле), в 2012 году объем продаж электронных билетов увеличится в два раза.

1.5 Правовые основания поездки с  электронным билетом

Тот факт, что билет  приобретен через сеть Интернет, абсолютно ничего не значит - электронный билет, как и его бумажный вариант, является официальным документом, удостоверяющим заключение Договора о перевозке между пассажиром и транспортной компанией. Подтверждением факта оплаты электронного авиабилета в офисах продажи в России и за рубежом является распечатка маршрутной квитанции и посадочный талон с указанием фамилии пассажира, маршрута, даты транспортировки, суммы оплаты, номера электронного авиабилета. Эти реквизиты отражены и в квитанции о приеме оплаты наличными. Учитывая тот факт, что хранение информации о выполненном бронировании и всех реквизитах авиапассажира осуществляется в электронном виде в базах данных авиакомпаний, такая информация просто не может быть потеряна или украдена.

Для всех покупок на сайте  авиакомпаний, в составе маршрута которых присутствует пункт за пределами  Российской Федерации, маршрутные квитанции, в случае покупки электронного авиабилета направляются на двух языках (на языке, на котором происходит бронирование, а также копия на английском языке). Это позволяет облегчить прохождение аэропортовых формальностей за пределами Российской Федерации. Вообще, маршрутную квитанцию лучше распечатать - она может понадобиться во время прохождения паспортного контроля, как доказательство того, что у вас есть обратный билет или (в случае с транзитной страной) вы следуете далее по маршруту. Кроме того, в некоторых аэропортах маршрутная квитанция может понадобиться для предъявления службам авиационной безопасности перед тем, как зайти в само здание терминала. Схожая ситуация и с посольствами и визовыми центрами зарубежных государств, которые для получения визы просят предоставить копию авиабилета. Распечатка маршрут-квитанции является подтверждением того, что авиабилет забронирован и оплачен. Но, отметим, этот документ не является обязательным документом для осуществления полета. Несмотря на ее утерю, вполне возможно прийти на регистрацию, имея при себе паспорт. Сотрудники на стойке регистрации смогут и обязаны найти бронирование вашей перевозки по фамилии и номеру рейса.

 

 

Рис.1.1 «Пример маршрутной квитанции, которая высылается при покупке авиабилета на сайте»

 

Электронный билет, как  и самый обычный, можно сдать. Причем, независимо от того, по какому тарифу он был приобретен. Это можно сделать за 24 часа до отправления с получением полной суммы, затраченной на его приобретение, или позже (тогда можно рассчитывать на 75% от его стоимости). В случае, к примеру, с авиабилетами, об этом говорит ст. 108 Воздушного кодекса РФ и п. 226 Федеральных авиационных правил. Кроме того, авиаперевозка является услугой, следовательно, для защиты своих прав вы можете воспользоваться ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель имеет право в любой момент отказаться от договора при условии оплаты фактически понесенных перевозчиком расходов. Тем не менее, многие авиакомпании в нарушение федерального законодательства устанавливают собственные правила возврата авиабилетов - это нарушение, которое может быть оспорено в суде. К сожалению, пока нельзя полноценно переоформить электронный билет с помощью web-сайта перевозчика, это можно сделать только позвонив в call-центр компании.

При возврате в кассу  неиспользованного билета на поезд  РЖД, к зачислению на банковскую карту причитаются следующие суммы. Не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда - стоимость проезда, состоящая из стоимости билета и стоимости плацкарты; Менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда - стоимость билета и 50% стоимости плацкарты. А если билет сдан менее чем за 2 часа до отправления поезда, но не позднее, чем через 12 часов после отправления поезда со станции посадки пассажира, либо вследствие болезни, несчастного случая при наличии подтверждающих документов в течение 5 суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), то возвращается вся стоимость билета. Но вот стоимость плацкарты в таком случае не возвращается. Цена стоимости сервисных услуг (в том числе постельного белья) возвращается полностью. Кроме того, при возврате неиспользованных проездных документов (билетов) взимается сбор (за каждое место).

Кстати, в соответствии с распоряжением Министерства финансов РФ №03-03-06.4.99 от 17.07.2007 г., отчетными документами  перед бухгалтерией организации за использованный авиабилет являются маршрутная квитанция электронного билета и оригинал посадочного талона, а также банковская квитанция, подтверждающая факт оплаты электронного билета пластиковой картой.

Иногда в  блогах можно встретить мысли пассажиров о том, что обладатель электронного билета подвергается более высокому риску в аэропорту в случае сбоев в сети, отказов оборудования и так далее. На самом деле, ситуация, при которой, имея электронный билет, пассажир не будет допущен к полету, в то время как обладатели бумажных бланков смогут беспрепятственно вылететь, совершенно фантастическая. Все билеты вне зависимости от их типа и вида, "пропускают" через электронную систему бронирования, и всем выдается посадочный талон. Если система "зависает", то все пассажиры в таком случае находятся в одинаковой ситуации.

 

2. Железнодорожный электронный билет

Электронные билет на поезд — еще один удобный способ оплаты проезда, который появился у  «Российских железных дорог». Отличие  от ранее существовавших способов оплаты проезда заключается в том, что на руки выдается не привычный желтый проездной документ на поезд, а распечатанный на принтере электронный ж/д билет, который затем обменивается на стандартный.

В отличие от самолетов, в нашей стране только один естественный монополист на рынке наземных перевозок - это "Российские железные дороги" с их сайта возможно приобрести билеты на любой пассажирский поезд на 45 дней вперед.

 

Рис. 2.1. «Сайт покупки билетов РЖД»

 

При покупке билета пользователь обращается напрямую к системе бронирования билетов "Экспресс-3": он видит  ровно те же данные, что и билетный кассир. За исключением брони VIP-залов, которая у него просто не отображается. После ввода пароля и логина, пользователь попадает в личный кабинет, где сохраняется история его заказов и имеется возможность начать покупку билета на поезд. Жаль, что в данном случае, как с авиакомпаниями, нельзя приобрести билет "туда - обратно": это можно сделать только с помощью двух разных заказов, оформленных и оплаченных отдельно.

Разумеется, перед оформлением  заказа на покупку проездных документов выполняется процедура регистрации, вводится личный пароль, который необходимо запомнить для просмотра в случае необходимости информации о своих заказах. Есть и некоторые ограничения. К примеру, в одном заказе может быть оформлено не более четырех билетов с указанием персональных данных четырех пассажиров. А вот оформление заказа в сутки отправления поезда осуществляется не позднее, чем за два часа до отправления поезда со станции посадки пассажира (кстати, забрать билет из кассы или терминала самообслуживания можно в любое время - хоть за 10 минут до отхода поезда). Кроме того, оплаченный заказ на проезд во внутреннем сообщении и международном сообщении как в направлении "туда", так и в направлении "обратно" можно получить только на территории Российской Федерации - собственно, пока что это локальная система в масштабах страны. Приобретение билета состоит из восьми шагов и начинается с выбора станции отправления и назначения. Все поля, которые надо заполнить, с недавних пор сопровождаются специальными "парящими" подсказками.

После ввода данных следует запрос в АСУ с целью получения информации о поездах. Бывает та, что их слишком много (к примеру, между Москвой и Санкт-Петербургом) - в таком случае стоит указывать наиболее точное время отправления поезда из Москвы (для этого предназначена линейка внизу).

Информация о работе Электронные билеты авиа и железнодорожных перевозок пассажиров