Экстермальный туризм в ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена стремительным развитием экстремального туризма как перспективного направления развития регионального туризма, так как увлечение людей экстремальным туризмом растет с каждым годом.
По некоторым оценкам, на долю этого сегмента приходится более 10% туристского рынка в мире, а темпы роста экстремальных поездок превышают средние темпы роста туризма в целом. К экстремальному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Некоторые зарубежные специалисты объясняют феномен экстремального туризма изменением морали и вкусов, произошедшим на Западе за последние годы. Общество нуждается в щекочущих нервы развлечениях, как в наркотике. Они становятся своеобразным товаром на «ярмарке тщеславия»: сейчас, когда поездки в

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ……………………………………..…………………………………………....7
1.1. Этапы разработки туристского маршрута………………………………………………...7
1.1.1. Классификация туристских маршрутов..............…………………………................7
1.1.2. Проектирование отдельных видов туристских услуг…….……………………….10
1.1.3. Организация походного и спортивного туризма………….……………………….15
1.2. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов……………….........................24
1.3. Развитие рынка экстремальных туристских услуг в России……....…...........................27
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ТУРИСТСКИХ ФИРМ И АГЕНСТВ, ОРГАНИЗУЮЩИХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ).....................................................................................................................36
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала……………..………..…….................................................36
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала…….…………………..…42
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала…….........................48
2.4. Оценка работы туристических фирм, организующих экстремальные путешествия в ЯНАО……………………………………………………………………………………………51
2.5. Влияние экстремального туризма на развитие региона………………………………...56
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЯРНОГО И ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА………………………………………………………………………………………….65
3.1. Актуальность разработки экстремальных туристских маршрутов…….........................65
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов………………………….………………...67
3.2.1. Лыжный маршрут «Из Европы в Азию и обратно»………………………………67
3.2.2. Лыжный поход в Южной части Полярного Урала……………………...…….…..77
3.3. Пеший маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)»………………………………………………….……………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………….………………..98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….………………………....................101
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….……………………………………..105

Файлы: 1 файл

все главы и приложения2.doc

— 2.56 Мб (Скачать файл)


 

 

                                                                        

ОГЛАВЛЕНИЕ

             

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ……………………………………..…………………………………………....7

1.1.   Этапы разработки туристского маршрута………………………………………………...7

      1.1.1. Классификация туристских маршрутов..............…………………………................7

      1.1.2. Проектирование отдельных видов туристских услуг…….……………………….10

      1.1.3. Организация походного и спортивного туризма………….……………………….15

1.2.   Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов……………….........................24

1.3.   Развитие рынка экстремальных туристских услуг в России……....…...........................27

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ТУРИСТСКИХ ФИРМ  И АГЕНСТВ, ОРГАНИЗУЮЩИХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ).....................................................................................................................36

2.1. Географические  предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала……………..………..…….................................................36

2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала…….…………………..…42

2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала…….........................48

2.4. Оценка работы туристических фирм, организующих экстремальные путешествия в ЯНАО……………………………………………………………………………………………51

2.5. Влияние экстремального туризма на развитие региона………………………………...56

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЯРНОГО И ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА………………………………………………………………………………………….65

3.1. Актуальность разработки экстремальных туристских маршрутов…….........................65

3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов………………………….………………...67

       3.2.1. Лыжный маршрут «Из Европы в Азию и обратно»………………………………67

       3.2.2. Лыжный поход в Южной части Полярного Урала……………………...…….…..77

3.3. Пеший маршрут  «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)»………………………………………………….……………………………………88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………….………………..98

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….………………………....................101

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….……………………………………..105

 

Введение

 

Актуальность работы обусловлена стремительным развитием экстремального туризма как перспективного направления развития регионального туризма, так как увлечение людей экстремальным туризмом растет с каждым годом.

По некоторым оценкам, на долю этого сегмента приходится более 10% туристского рынка в мире, а темпы роста экстремальных поездок превышают средние темпы роста туризма в целом. К экстремальному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Некоторые зарубежные специалисты объясняют феномен экстремального туризма изменением морали и вкусов, произошедшим на Западе за последние годы. Общество нуждается в щекочущих нервы развлечениях, как в наркотике. Они становятся своеобразным товаром на «ярмарке тщеславия»: сейчас, когда поездки в самые дальние края доступны для многих, люди стремятся выделиться, подняться над массой любым путём. В том числе и таким.

Данная работа посвящена большому региону Ямало-Ненецкому автономному округу и части его, которая носит суровое название Полярный Урал. Полярный Урал давно известен и пользуется популярностью среди горнолыжников и любителей-байдарочников. Сегодня ямальский туризм становится «организованной» частью досуга для многих любителей активного отдыха: разработаны многодневный водно-горный комбинированный маршрут по реке Собь; «Ямалэкзотур» – охота, рыбалка, посещение праздников оленеводов, эколого-краеведческий маршрут.

Всё реальнее на Ямале обретает форму идея превратить Полярный Урал в туристическую зону. Для некоторых видов туризма – пешего, горнолыжного, исторического и геологического регион – идеальное место. Управление физической культуры и спорта Ямало-Ненецкого автономного округа, города Лабытнанги и посёлка Харп работают над созданием  концепции развития горного туризма на Ямале. Если создаваемая ими концепция найдёт одобрение и поддержку властей, на её основе будет создана окружная программа развития туризма.

Цель научной работы - разработка экстремальных туристских маршрутов на базе существующих туристско-рекреационных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа. Достижение поставленной цули требует выполнения следующих задач.

Задачи научной работы:

- изучить теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов;

- проанализировать современное состояние экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работ туристических фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия;

- исследовать Ямало-Ненецкий автономный округ как объект нового туристского направления;

- определить рабочую базу и концепцию нового туристского проекта;

- разработать  новые экстремальные туристические маршруты на территории Полярного и Приполярного Урала.

Объект исследования - региональный туризм

Предмет исследования – Ямало-Ненецкий автономный округ как объект регионального туризма

Методы исследования. В ходе проведения научного исследования были использованы следующие методы научной классификации, синтеза, системного анализа, моделирования, мысленного экспериментирования, а также теоретические и практические исследования территории, по которой будет проходить маршрут. Информационной базой послужили междисциплинарные разработки в области исследования динамических процессов, связанных с развитием и управлением региональным туризмом, а также литература, приобретённая в ходе изучения региона.

Научная новизна заключается в комплексном анализе туристско-рекреационного потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа, в поиске новых направлений развития туризма в Приполярном Урале. Произведена разработка нового маршрута в Ямало-Ненецком автономном округе, который соединил экстремальный и экскурсионно-познавательный и экотуризм.

Ценность работы состоит в дальнейшем его использовании и реализации, а также использование материала для создания новых туров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Теоретические аспекты разработки                   экстремальных туристских маршрутов

 

              1.1. Этапы разработки туристского маршрута

 

1.1.1. Классификация туристских маршрутов

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.

По типам маршруты бывают:

-         тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;

-         походные – маршруты с активными способами передвижения;

-         физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

-         комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

      По сезонности действия маршруты подразделяются на:

-         круглогодичные (внесезонные);

-         сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)

По строению трассы маршрута в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:

-         линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе. Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои  чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;

-         радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами.;

-         кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров [3].

Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.             

По продолжительности маршруты бывают:

- многодневными (14-30 дней);

- несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;

- несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:

- собственный транспорт туристской фирмы;

- арендованный транспорт у других организаций;

- личный транспорт туристов.

В зависимости от видов передвижения выделяются:

-         Пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50 км;

-         Маршруты  с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств  передвижения природные достопримечательности;

-         Железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они  проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее. Распространены поездки на старинных поездах.

-         Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.

-         Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты, так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.  Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.

-           Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.

По содержанию маршрута:

-            отдых на природе;

-            отдых в горах;

-            охота и рыбная ловля и др.

Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.

 

1.1.2. Проектирование отдельных видов туристских услуг

Разработка туристических маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий, обеспечивающих безопасность [6].

В бывшем СССР в системе профсоюзного туризма существовало около 24 тыс. маршрутов, в том числе около 400 всесоюзных.

При разработке  маршрутов  придерживаются  следующих этапов:

1.      Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута.

2.      Выявление ограничений по потреблению туристских ресурсов.

3.      Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута.

4.      Определение типа маршрута.

5.      Построение эскизной модели маршрута.

Информация о работе Экстермальный туризм в ЯНАО