Экстермальный туризм в ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена стремительным развитием экстремального туризма как перспективного направления развития регионального туризма, так как увлечение людей экстремальным туризмом растет с каждым годом.
По некоторым оценкам, на долю этого сегмента приходится более 10% туристского рынка в мире, а темпы роста экстремальных поездок превышают средние темпы роста туризма в целом. К экстремальному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Некоторые зарубежные специалисты объясняют феномен экстремального туризма изменением морали и вкусов, произошедшим на Западе за последние годы. Общество нуждается в щекочущих нервы развлечениях, как в наркотике. Они становятся своеобразным товаром на «ярмарке тщеславия»: сейчас, когда поездки в

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ……………………………………..…………………………………………....7
1.1. Этапы разработки туристского маршрута………………………………………………...7
1.1.1. Классификация туристских маршрутов..............…………………………................7
1.1.2. Проектирование отдельных видов туристских услуг…….……………………….10
1.1.3. Организация походного и спортивного туризма………….……………………….15
1.2. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов……………….........................24
1.3. Развитие рынка экстремальных туристских услуг в России……....…...........................27
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ТУРИСТСКИХ ФИРМ И АГЕНСТВ, ОРГАНИЗУЮЩИХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ).....................................................................................................................36
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала……………..………..…….................................................36
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала…….…………………..…42
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала…….........................48
2.4. Оценка работы туристических фирм, организующих экстремальные путешествия в ЯНАО……………………………………………………………………………………………51
2.5. Влияние экстремального туризма на развитие региона………………………………...56
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЯРНОГО И ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА………………………………………………………………………………………….65
3.1. Актуальность разработки экстремальных туристских маршрутов…….........................65
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов………………………….………………...67
3.2.1. Лыжный маршрут «Из Европы в Азию и обратно»………………………………67
3.2.2. Лыжный поход в Южной части Полярного Урала……………………...…….…..77
3.3. Пеший маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)»………………………………………………….……………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………….………………..98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….………………………....................101
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….……………………………………..105

Файлы: 1 файл

все главы и приложения2.doc

— 2.56 Мб (Скачать файл)

6.      Построение трассы маршрута.

7.      Составление календарного плана путешествия, графика движения группы.

8.      Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения.

9.      Разработка схемы безопасности на маршруте.

10. Разработка паспорта маршрута.

11. Согласование паспорта с соответствующими службами.

12. Пробный поход по маршруту.

13. Внесение изменений в схему маршрута.

14. Рассмотрение и утверждение маршрута.

Кроме того, при разработке любого маршрута необходимо определиться со следующими вопросами:

1. Выбор маршрута – один из наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели, которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как бы разнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться.

2. Определение сложности маршрута.

Отдельные части маршрутов проходят по вполне “приличным” дорогам и поэтому не связаны с преодолением естественных препятствий. Они не требуют и картографического материала – вполне достаточными оказываются дорожные указатели и обзорные схемы, расположенные в местах массового отдыха. Во время таких походов не обязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвижения невелико.

Другие маршруты проложены не только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам; по берегам рек и озер; по болотам и вырубкам; горам и перевалам. Здесь могут встретиться отдельные естественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы. Требуется карта или туристская схема. Обязательное условие - длительные привалы, ночлег [11].

А также соблюдать следующие правила:

-         по сложности и протяженности участок маршрута дневного перехода должен быть по силам всем туристам;

-         для передвижения между туристскими  и объектами использован местный транспорт, а также транспорт принадлежащий турфирме организующей путешествие, значительные часть маршрута  преодолеваются пешком и другими способами активного передвижения;

-         места для длительных привалов и ночлегов  по возможности комфортно оборудованы с запасом топлива и продовольствия, а также оснащены связью;

-         при планировании  маршрута учитывается  резерв времени на случай непредвиденной задержки в пути.                     

При разработке маршрута используется самый разнообразный материал: справочники, путеводители и другая краеведческая литература, картографический материал. Обзорные схемы путеводителей – использованы для общей проработки. Для более точного построения маршрутной нитки пользуются специальными туристскими схемами, атласами автомобильных дорог, картами области. Маршруты согласованы с расписанием движения транспорта, режимами допуска в заповедники и так далее.     Разработка  маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

При проектировании отдельных видов туристических услуг различают проектирование «Туристского путешествия», «Тури­стского похода» и «Туристского маршрута».

Порядок проектирования услуги «Туристское путешествие» предусматривает два этапа:

1. Проектирование каждой услуги, включаемой в «Турист­ское путешествие» в соответствии с программой обслуживания ту­ристов.

2. Проектирование услуги «Туристское путешествие» в целом.

Проектирование тура, осуществляемое туристским пред­приятием, предусматривает согласование возможностей туристского предприятия с запросами туристов.

Краткое описание услуги «Туристское путешествие» состав­ляют на основе изучения потребностей и платежеспособного спро­са населения на виды и формы туристских путешествий и воз­можностей рекреационных ресурсов в конкретном районе.

Краткое описание услуги конкретизируют в проекте програм­мы обслуживания туристов. Разработка программы обслуживания включает определения:

•  маршрута путешествия;

•  перечня туристских предприятий — исполнителей услуги;

•  периода предоставления туров каждым предприятием — ис­полнителем услуги;

•  состава экскурсий и достопримечательных объектов;

•  перечня туристских походов, прогулок;

•  комплекса досуговых мероприятий;

•  продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута;

•  числа туристов, участвующих в путешествии;

•  видов транспорта для внутримаршрутных перевозок;

•  потребности в инструкторах-методистах по туризму, экскур­соводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки;

•  необходимого числа транспортных средств;

• форм и подготовки рекламных, информационных и карто­графических материалов, описаний путешествий для информаци­онных листков к туристским путевкам.

Результатом проектирования услуги «Туристическое путешест­вие» являются следующие технологические документы турист­ского предприятия:

• технологическая карта туристского путешествия;

•  график загрузки туристского предприятия;

• информационный листок к туристической путевке, который предоставляется потребителю.

Проектирование услуги «Туристский поход» предусматри­вает:

• проведение экспедиционного обследования района и мар­шрута похода;

• подготовку проектов размещения и оборудования туристских приютов и стоянок на трассе туристского похода;

• расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств;

• определение потребности в инструкторах-методистах по ту­ризму, другом обслуживающем персонале и организацию их подго­товки;

• подготовку рекламно-информационных материалов с описа­нием трассы похода;

•  определение мер по безопасности услуги «Туристский поход».

Разработка трасс походов должна осуществляться по террито­риям с благоприятными природными условиями, отвечающими экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, установленным в действующей нормативной документации (ССБТ, стандартах в области охраны природы), а также с учетом реальных возможностей развития конкретного вида туризма [51].

Документальной основой проектирования услуги «Туристский поход» является отчет о проведении экспедиционного обследования маршрута туристского похода, а также материалы социологического изучения пожеланий туристов по обслуживанию на данной трассе.

Результатом проектирования услуги «Туристский поход» является паспорт трассы туристского похода.

Паспорт трассы туристского похода должен быть, согласован с:

•  органами санитарно-эпидемиологической службы;

•  другими организациями, контролирующими перемещение транспортных   средств   (автоинспекцией,   водной   инспекцией и т.п.);

•  органами управления (собственниками) земельными угодьями, по которым проходит трасса туристического похода.

 

1.1.3. Организация походного и спортивного туризма

Основой для разработки туруслуги является ее краткое описа­ние. Это набор требований, выявленных в результате исследования рынка, согласованных с заказчиком услуг и учитывающих возмож­ности исполнителя услуги.

Руководство туристского предприятия утверждает порядок и процедуры разработки конкретной услуги, организации предос­тавления услуги и определяет ответственность каждого участника процесса проектирования услуги.

Проектирование туристской услуги осуществляется в сле­дующей последовательности:

•  установление нормируемых характеристик услуги;

•  установление технологии процесса обслуживания туристов;

•  разработка технологической документации;

•  определение методов контроля качества;

•  анализ проекта;

•  представление проекта на утверждение.

Для каждой характеристики услуги должны быть указаны при­емлемые для потребителя и исполнителя значения. Конкретные характеристики услуги должны быть не ниже требований государ­ственного стандарта на соответствующий вид услуги [43].

Проект должен содержать конкретные требования по обеспече­нию безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и окружающей среды.

Проектирование требований к процессу обслуживания туристов. Документация, детализирующая требования к процессу обслужи­вания туристов, должна включать:

•  описания процессов, форм и методов обслуживания тури­стов;

•  значения характеристик процесса обслуживания туристов;

• требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;

• количество необходимого персонала и уровень его профес­сиональной подготовки;

•  договорное обеспечение поставок изделий и услуг;

•  гарантии;

• необходимые согласования (с собственниками рекреацион­ных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического и пожар­ного надзора, Госавтоинспекцией и др.).

Конкретные требования к процессу обслуживания туристов должны быть не ниже требований действующих нормативных до­кументов.

Проектирование процесса обслуживания туристов осуществля­ют по отдельным этапам предоставления услуги (например, пре­доставление информации об услуге, оказание услуги, расчеты за услугу) и составление для каждого из них технологических карт.

Содержание и последовательность этапов могут варьировать в зависимости от вида услуги. Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологиче­ские карты, инструкции, правила, регламенты и др.).

Туристский поход – это путешествие  по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активных способов передвижения.

Поход  или туристская поездка – туристская услуга (комплекс туристских услуг, туристский продукт), обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов (если поход многодневный) при организованных активных способах передвижения или перемещения по туристскому маршруту. Походы могут различаться по цели: оздоровительные, приключенческие (экзотические), спортивные (категорийные маршруты), учебно-тренировочные, научно-познавательные и другие. Длительная экскурсия также относится к категории походов. Могут быть пешеходные походы, с использованием средств активного передвижения (велосипедов, мотоциклов, автомобилей, плотов, байдарок и лодок, других средств передвижения, вплоть до воздушных шаров) [23].

Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протяженности маршрута, по категории сложности, по продолжительности.

Туристская тропа есть предмет и объект туристского интереса. Она всегда является аттрактивной и несет определенную познавательную нагрузку. Это особое понятие исходит из двух разновидностей туризма. Первый и самый распространенный – это тропа пешеходная в санаториях, домах отдыха, предназначенная для совершения легких прогулок с контролируемой протяженностью, физическими нагрузками. Обычно тропы прокладывают в виде односторонней петли, начинающейся и заканчивающейся в одном и том же месте. Такие тропы являются обычно самопутеводными. На них устанавливаются указатели и информационные плакаты. Особую категорию составляют заповедные тропы, предназначенные для самостоятельных походов посетителей и туристов по принципу увидеть и открыть. Подготовленные тропы либо снабжаются информационными средствами, указателями, плакатами, либо специальными брошюрами с подробным описанием. Имеется специальная методология подготовки туристских троп с учетом безопасности, целевого назначения, устройства смотровых площадок.

Есть тропы, прохождение которых туристскими группами требует сопровождения проводника, знающего маршрут, а прохождение туристами-одиночками не рекомендуется или воспрещается. Особо сложные маршруты оснащаются приютами и домиками для отдыха туристов, часто снабжаются провизией на непредвиденные случаи.

Другой вариант туристской тропы – апробированный маршрут, с одной стороны проходящий через наиболее интересные объекты туристского интереса, с другой стороны, отличающийся оптимальными нагрузками и трудностью его преодоления. Многие тропы проложены в незапамятные времена охотниками, первопроходцами, местными жителями. Затем они были освоены туристами, которые устроили места для бивуаков в самых красивых и доступных местах. Понятие туристская тропа восходит также к проблемам устройства национальных и иных природных парков. Для туристов прокладываются тропы, с одной стороны, безопасные и наиболее привлекательные, с другой стороны, эти тропы учитывают требования экологии и сохранения природы, по мере возможности нанесения наименьшего ущерба растительному и животному миру.

Согласно «Правилам проведения туристских спортивных походов» спортивные походы проводятся по семи видам туризма, а также по 6 категориям сложности (Рис 1.1.):

 

 

 

 

1.       Пешеходный                                                                                    Некатегорийные маршруты (н/к)

2.       Лыжный                                                                                                  1 категория сложности  (к.с.) –

Информация о работе Экстермальный туризм в ЯНАО