Экстермальный туризм в ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 00:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена стремительным развитием экстремального туризма как перспективного направления развития регионального туризма, так как увлечение людей экстремальным туризмом растет с каждым годом.
По некоторым оценкам, на долю этого сегмента приходится более 10% туристского рынка в мире, а темпы роста экстремальных поездок превышают средние темпы роста туризма в целом. К экстремальному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Некоторые зарубежные специалисты объясняют феномен экстремального туризма изменением морали и вкусов, произошедшим на Западе за последние годы. Общество нуждается в щекочущих нервы развлечениях, как в наркотике. Они становятся своеобразным товаром на «ярмарке тщеславия»: сейчас, когда поездки в

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ……………………………………..…………………………………………....7
1.1. Этапы разработки туристского маршрута………………………………………………...7
1.1.1. Классификация туристских маршрутов..............…………………………................7
1.1.2. Проектирование отдельных видов туристских услуг…….……………………….10
1.1.3. Организация походного и спортивного туризма………….……………………….15
1.2. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов……………….........................24
1.3. Развитие рынка экстремальных туристских услуг в России……....…...........................27
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ТУРИСТСКИХ ФИРМ И АГЕНСТВ, ОРГАНИЗУЮЩИХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ).....................................................................................................................36
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала……………..………..…….................................................36
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала…….…………………..…42
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала…….........................48
2.4. Оценка работы туристических фирм, организующих экстремальные путешествия в ЯНАО……………………………………………………………………………………………51
2.5. Влияние экстремального туризма на развитие региона………………………………...56
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЛЯРНОГО И ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА………………………………………………………………………………………….65
3.1. Актуальность разработки экстремальных туристских маршрутов…….........................65
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов………………………….………………...67
3.2.1. Лыжный маршрут «Из Европы в Азию и обратно»………………………………67
3.2.2. Лыжный поход в Южной части Полярного Урала……………………...…….…..77
3.3. Пеший маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)»………………………………………………….……………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………….………………..98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….………………………....................101
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….……………………………………..105

Файлы: 1 файл

все главы и приложения2.doc

— 2.56 Мб (Скачать файл)

Красная поляна. Есть в России такое место, где можно искупаться в Черном море, понежиться в субтропиках, а через 2 часа кататься на горных лыжах. Это уникальное, экологически чистое место в отрогах Главного Кавказского хребта, находится всего в 75 километрах от Сочи. Жемчужина Краснодарского Края – Красная Поляна – постепенно выходит на мировой уровень туристических услуг. Это относительно небольшой курорт, который пользуется популярностью не только у российских туристов, но и у иностранцев. Имеется 5 бугельных подъемников, 4 двухкресельные канатные дороги. Открыт сноубордический стадион. Красная Поляна известна в мире любителей целинного катания. Здесь потрясающие нетронутые склоны, нежный и пушистый снег.

Урал. Всего на Урале находится около двух десятков горнолыжных центров и курортов. В числе главных – горнолыжный комплекс на горе «Ежовая» в 100 км от Екатеринбурга. Здесь 5 трасс длинной более 1 км, 6 подъемников, снежные пушки. Курорт Завьялиха в Челябинской области предлагает 5 лыжных трасс общей протяженностью 15 км, хаф-пайп для сноубордистов, шестиместная канатно- кресельная дорога, снабженная специальными куполами защищающими от снега, снежные пушки.

Существует и такой вид экстремального туризма, как тюрьмы. В качестве объекта экстремального туризма тюрьмы стали рассматриваться только в ХХ веке. Пионерами в этой области были США, где объектом туризма стала, например, тюрьма на острове «Аль-Катрас». Широкую известность приобрели книги Джессики Митфорд «Американский образ смерти», «Суд над доктором Споком», «Тюремный бизнес», на страницах которых описаны быт заключенных и вопиющие беззакония, которые довольно часто происходят за стенами американских тюрем. В России «процесс пошел» только в 90-х годах прошлого века. Первый Музей тюрьмы появился в Санкт-Петербурге. Им стала одна из самых знаменитых тюрем России – «Кресты».

В России впервые может появиться новый вид туристического бизнеса - добровольное заключение в СИЗО всех желающих. Это настоящий коммерческий проект, придуманный руководством УИНа Ярославской области. Оно планирует переоборудовать под обслуживание коммерческих «арестантов» один из старейших корпусов ярославского следственного изолятора «Коровники». Проект называется «Коммерческий узник», и он станет еще одним источником внебюджетных поступлений в систему УИНа, считает руководство Управления. Инициаторы Проекта не исключают, что вспомнить «зону» захочет и бывший «контингент», но в основном это будут люди, желающие узнать, что такое лишение свободы. Под проживание «бизнес-заключенных» отводится памятник архитектуры - старейший корпус «Коровников», построенный в 1810 году, из которого подследственных уже начали переводить в другие корпуса СИЗО. Поначалу в нем рассчитывают открыть три камеры, в которых будут проживать от 1 до 3 человек, пожелавших пройти школу СИЗО сталинского времени - в камерах, хотя и оснащенных современными удобствами, будет сохранен дух и атрибутика мест лишения свободы середины прошлого века. У них будет тот же довольно жесткий распорядок дня (подъем-отбой по команде), им будет предоставляться прогулка, с ними будут «работать» надзиратели, одетые в форму работников НКВД. Но за дополнительную плату их будут кормить по индивидуальным заказам. Такого пока нет нигде в России, а в мире что-то подобное практикуют только в американской тюрьме Аль-катрас, но там разрешают побыть в камере не более часа.

Итак, на основании изложенного материала становится, очевидно, что не только в России, но и во всем мире стабильно растет спрос на все, что связано с пешими, лыжными, горными, водными, парусными, велосипедными прогулками, дайвингом, спортивной охотой и рыбалкой, а также нетрадиционным отдыхом и развлечениями. Но отечественный рынок экстремального туризма находится в зачаточном состоянии, он плохо изучен, не имеет четких сегментов. Но в целом экстремальный туризм – это достаточно узкая область туризма.

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая ЧАСТЬ: Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком Автономном Округе

 

2.1. Географические  предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала

Полярный и Приполярный  Урал -  один из самых привлекательных туристских районов. Приполярный Урал - один из трудных и малонаселенных районов нашей Родины. Предлагаемые маршруты - сложные, и доступны они лишь опытным, хорошо подготовленным группам, численностью не менее 4 человек летом и 6 человек зимой. Группами в 2-3 человека, а тем более в одиночку по Приполярному Уралу путешествовать опасно.

Сведения о расположении баз геологических экспедиций, о дорогах и транспорте приведены по состоянию на 1 января 2007 г. Поскольку одни базы со временем могут быть закрыты, а другие построены в новых местах, данные о них нужно каждый раз проверять при разработке маршрутах [28].

Факторы, способствующие развитию Ямало-Ненецкого автономного округа как туристского региона:

1.      Способность местной администрации сделать капитальные вложения  в инфраструктуру туризма: гостиницы, транспортные средства (самолеты, вертолеты - авиапарк), так как последние – основное средство быстрого передвижения  по тундре.

2.      Абсолютная неизвестность этих мест, как для российских туристов, так и для мирового туризма.

3.      Природные факторы: рыбалка, охота.

4.      Историко-этнические факторы:

5.      Посещение стойбищ и факторий – мест проживания коренного населения как ставших историческими памятниками, так и ныне функционирующих.

6.      Маршрут по местам 501-ой сталинской стойки, посещение лагерей и бараков как заброшенных, так и действующих, в которых по сей день, проживают люди – жители Крайнего Севера.

7.      История освоение Севера  русскими.

 

2.2. Общая характеристика территории Полярного и Приполярного Урала.

Ямало-Ненецкий автономный округ имеет большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха. В Салехарде расположены известные на весь мир археологические памятники: жертвенное место в Усть- Полуйском, Обдорская крепость 16 века, «Город Мастеров». Ямало- Ненецкий окружной краеведческий музей им. И.С Шеманоского в Салехарде основан в 1906г. Он является одним из старейших музеев Сибири и известен как Хранилище коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера, музей имеет филиалы. В округе работает 20 музеев и два выставочных зала, семь центров национальных культур. Большой интерес представляют геологический памятник природы «Харбейский» и Ханты-Мужевский парк-музей «Живун». В поселке Горнокнязевск, родовом поместье князя Ивана Тайшина, создан природно-этнографический комплекс малых народов Севера. Во время посещения ЯНАО туристы могут получить грамоту о пересечении полярного круга и сертификат о пребывании в городе на полярном круге. Достопримечательности на Ямале охватывают период от каменного века до современности. Здесь находится исторический памятник ГУЛАГа – 501-я стройка - «Мертвая дорога» [44].

Приполярный Урал - один из наиболее красивых и богатых районов нашей Родины. Широкой дугой протянулись его высокие хребты от истоков реки Хулга на севере (65o40 o с.ш.) до горы Тельпосиз на юге (64 o с.ш.).Территория края обширна. Площадь только горной области равна около 32 000 кв.км. Основные богатства края - горный хрусталь (пьезокварц), каменный уголь, золото и многие другие полезные ископаемые. В прилегающих районах Западно-Сибирской низменности в последние годы обнаружены богатейшие месторождения нефти и горючих газов. Оленьи пастбища в горах, а в предгорьях и низкогорных районах,  леса из ценных древесных пород: сосны, лиственницы, кедра, ели и пихты. На Приполярном Урале уже много веков промышляют белку, песца, выдру, соболя, горностая, куницу, лисицу и зайца. На Приполярном Урале развито рыболовство.

К настоящему времени на территории края действуют гидрометеорологические станции и посты на равнинах, в предгорьях и горах, дающие сведения о климате, погоде, водоносности и режиме рек. Важное значение для развития Приполярного Урала имело строительство новой железнодорожной магистрали от Котласа до Воркуты и через Полярный Урал к поселку Лабытнанги на Оби. Вдоль железной дороги, а также по берегам Печоры, Усы, Северной Сосьвы и некоторых их притоков выросли новые благоустроенные города и поселки. Однако горная область Приполярного Урала и примыкающие к ней равнинные пространства до настоящего времени не имеют постоянных селений. В горах можно встретить лишь базы геологов и летом чумы оленеводов.

Туристы стали осваивать Приполярный Урал лишь в начале 50-х годов. Красивая, малоисследованная суровая природа, обилие в реках и озерах рыбы, в тайге дичи, зверя, грибов и ягод влечет в этот глухой край многих путешественников. Хорошие пути сообщения по Северной железной дороге, на пароходе по Печоре, Усе, Оби, Северной Сосьве и Ляпину, а также развитая сеть авиалиний позволяют разрабатывать на Приполярном Урале водные, пешеходные, водно-пешеходные и лыжные маршруты с пересечением Уральского хребта или вдоль его западного и восточного склонов. Маршруты эти могут быть любой категории сложности. При их прохождении туристы приобретут закалку и опыт проведения походов по горно-таежным малонаселенным районам.

Особенности рельефа. Горные экосистемы представляют собой уникальное сочетание ландшафтов разного типа: природные зоны, которые на равнинах протянулись на сотни и тысячи километров здесь занимают всего несколько сотен метров. Это дает уникальные возможности для организации самых разнообразных рекреационных занятий на очень ограниченной территории. Однако  развитие горнолыжного спорта требует создание технических систем и инженерных сооружений - канатные дороги, автотрассы, предприятия рекреационной инфраструктуры, что плохо отражается на горных экосистемах. При построении маршрута необходимо учитывать, что с увеличением высоты должен увеличиваться и уровень самообслуживания туристов [31].

Приполярный Урал - наиболее возвышенная и широкая часть древних Уральских гор. Отдельные вершины хребтов поднимаются тут более 1800 м над уровнем моря, а ширина горной полосы достигает 150 км (на 65o с.ш.). В этом месте меридиональное направление хребтов Урала изменяется на северо-восточное и Приполярный

Характерная особенность рельефа Приполярного Урала - большая высота хребтов с альпийскими формами рельефа, асимметрия его склонов, исключительно глубокое расчленение хребтов и массивов сквозными поперечными долинами и ущельями, значительная высота перевалов. Средняя высота хребтов высокогорной зоны около 1400 м, а ширина до 70 км. Наиболее высокие вершины (Народная, Манарага, Карпинского, Колокольня, Неройка), превышающие 1600 м над уровнем моря, находятся в центральной части Приполярного Урала; на юге и на севере района хребты понижаются.

Восточный склон Приполярного Урала постепенно переходит через возвышенности среднегорной и увалистой полосы в равнинные заболоченные пространства Западно-Сибирской низменности. Хребты западного склона резко обрываются к Печорской равнине.

Ранее, разрабатывая любой водный маршрут из Азии в Европу с пересечением главного водораздельного хребта, туристы учитывали, что протяженность волоков составляет 25-30 км, на преодоление которых с байдарками и грузом потребуется не менее 5 дней, и что на всем пути почти нет топлива. Целесообразно волок заменить перемещением на вездеходах и внедорожниках, что существенно экономит время и силы туристов, а также облегчает маршрут, позволяя наибольшему числу желающих посетить данный район.

Для лыжников наиболее легок перевал Крест, расположенный на бывшем Сибиряковском тракте между верховьями Сертыньи (бассейн Ляпина) и Волоковки (бассейн Щугора). Это единственный перевал на главном водораздельном хребте Прийолярного Урала, где растет березово-листсвенничный лес и, следовательно, не опасны снежные бураны.

Климат и погода. Климат Приполярного Урала резко континентальный, суровый, с длинной морозной зимой и коротким прохладным летом. Суровость климата обусловлена главным образом северным географическим положением края и значительной высотой хребтов. Существенное влияние оказывает также меридиональное расположение хребтов поперек к господствующему направлению основных влагоносных ветров, что обусловливает различие в климатических условиях европейского и азиатского склонов Урала, особенно в распределении атмосферных осадков.

Зима с отрицательными среднесуточными температурами и снежным покровом длится в среднем около 7 месяцев на прилегающих к Приполярному Уралу равнинах и не менее 9 месяцев в высокогорье (свыше 1000 м). Передвигаться по заснеженной тайге тяжело: лыжи проваливаются на 30-50 см. С подъемом в горы высота снежного покрова постепенно увеличивается (до 70 см на 100 м высоты). В декабре и январе продолжительность дня на Приполярном Урале небольшая: всего 5-6 часов. Для дневных переходов, устройства лагеря на ночь и утренних сборов этого, конечно, мало. Лыжные походы лучше проводить в марте и в первой половине апреля, когда светлое время суток занимает от 11 до 15 часов, больше солнечных дней, плотнее снег, не так холодно, оттепели сравнительно редки и, как правило, бывают только днем, а к ночи снова подмораживает. Но на восточном склоне лыжные маршруты должны заканчиваться не позднее середины апреля; в первой половине апреля часты оттепели, и подлип снега на лыжах может сильно задержать продвижение туристов; в конце апреля уже возможно вскрытие рек.

Дождливая, холодная осень - короткая. Обычно уже в середине сентября высокие хребты покрываются снегом, и только в июне в горах начинает сходить снег. На равнинах устойчивый снежный покров устанавливается к середине октября; при ранней зиме снег ложится недели на две раньше, а при затянувшейся осени зима наступает в середине ноября. Весной устойчивый снежный покров на равнинах западного склона оканчивается в середине мая, а на равнинах восточного склона - в конце апреля. При ранней или поздней весне время окончания устойчивого снежного покрова сдвигается на 2-3 недели в ту или иную сторону.

Весна на Приполярном Урале, особенно на западном склоне, затяжная, с частыми возвратами холодов, нередко сопровождающихся снегопадами. При разработках лыжных походов с пересечением Приполярного Урала учтено, что весна на восточном склоне наступает недели на две раньше, чем на западном; поэтому, если группа отправляется в конце марта - начале апреля, маршрут надо начинать на восточном склоне и заканчивать на западном, а не наоборот, чтобы не попасть в распутицу.

Приполярный Урал - самый богатый осадками район Урала. Особенно много их выпадает в возвышенных районах западного склона-верховьях Вангыра, Манараги, Торговой, Большого и Малого Патока, где годовое количество осадков достигает 1500 мм. Восточный склон Приполярного Урала более сухой (от 500 мм на равнине до 800 мм в год в особенно высоких районах гор). Больше всего осадков в летние месяцы - с июня по август (40-50%), причем июль - исключительно влажный [17].

Лето поздно приходит на Приполярный Урал. Весной часты возвраты холодов, отчего в мае и в июне на равнинах еще бывают морозы и снегопады. Теплые солнечные дни в горах наступают во второй половине июня, а на равнинах на две-три недели раньше. Безморозный период продолжается от 70 дней на Печорской равнине до 100 дней в предгорных районах восточного склона Урала. В горах морозы и метели бывают в течение всех летних месяцев, но не ежегодно.

Информация о работе Экстермальный туризм в ЯНАО