Фестивали в городах России – привлекательный туристский продукт и эффективное средство продвижения регионов на внутренний рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:15, реферат

Описание работы

Цель работы – на основе исследования и анализа материала, дать оценку эффективности организации фестивалей в регионах России и проанализировать этот туристский продукт, как средство продвижения регионов, на внутренний туристский

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………......... 4
1 Сущность туристского продукта……………………………………………………... 5
2 Фестиваль – как привлекательный туристский продукт……………………………... 8
2.2 История………………………………………………………………................... 8
2.3 Виды фестивалей………………………………………………………….……..8
3 Специфика фестивалей…………………………………………………………............10
3.1 Подготовка…………………………………………………………………………..10
3.2 Общая характеристика фестиваля (определение, специфика)…………………...10
4 Фестивали в России как привлечение новых туристов………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………...17
Список использованных источников……………………………………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

реферат Чернышева.docx

— 48.83 Кб (Скачать файл)

3.2 Общая характеристика фестиваля (определение, специфика)

Ни в одном из энциклопедических  изданий или монографических  исследований в области исполнительских  искусств нет развернутого определения  фестиваля как организационно-художественной формы театральной или музыкальной  деятельности. Единственное определение  этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова: «Фестиваль - широкая  общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» 

Большинство из ныне известных  и популярных фестивалей появилось  в 1950-е годы. Их развитие и постоянно  увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением  видов зрелищного общения в структуре  современной городской культуры, но и с глобальными политическими  изменениями. В это время в  международных документах и в практической политике формируется и утверждается концепция единого европейского пространства, в котором каждая страна, сохраняя исторически сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего межгосударственного пространства. Наряду с формированием нового международного политического порядка это привело и к складыванию общеевропейского культурного пространства, в котором сеть крупнейших международных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.

Временные характеристики каждого  фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны проведения, взаимодействие с региональной и  местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники  финансирования, численность постоянно  действующей дирекции и уровень  административных расходов т. п.

Фестиваль может функционировать  и как единовременная и как  систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских  искусств как единовременных акций  в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как  правило, это культурные акции, посвященные  юбилеям деятелей искусств и историческим датам.

По продолжительности  проведения фестивали можно разделить  на краткосрочные (от нескольких дней до двух недель), среднесрочные (от двух недель до одного месяца) и долгосрочные (от одного месяца до года). Следует  учитывать, что далеко не всегда продолжительность  фестиваля напрямую связана с  величиной затрат на его проведение и его авторитетом в культурном сообществе. Дополнительной, но не менее  важной характеристикой фестиваля  является его статус в культурной жизни. С этой точки зрения, можно  выделить международные, национальные и региональные фестивали. Различия между ними, на первый взгляд, могут  носить достаточно условный характер, поскольку в любом из перечисленных  выше фестивалей может принимать  участие интернациональный состав исполнителей. Различия будут наблюдаться  в уровне престижа фестиваля в  сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров, его значении в  системе приоритетов международного театрального и концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности и финансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей.

Сроки проведения любого фестиваля  за редким исключением ограничены четкими  временными рамками. Более того, если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся  акцией, то они стараются сохранить  период проведения фестиваля неизменным на протяжении многих лет.

Такое положение диктуется  требованиями международного исполнительского рынка. В практике проведения крупных  фестивальных мероприятий, которая  сложилась в ведущих европейских  странах в послевоенный период, стало  очевидно, что успех фестиваля  практически невозможно обеспечить только за счет национальных музыкальных  и театральных коллективов и  исполнителей. Поэтому ставка, как  правило, делается на участие известных  зарубежных исполнителей, в том числе  и звезд первой величины. Стремление пригласить ведущие коллективы и  исполнителей диктует руководству  фестивалей необходимость планирования программы как минимум за полтора-два  года, что значительно легче осуществить  при неизменных сроках проведения фестиваля. К тому же между ведущими европейскими фестивалями существует своеобразная корпоративная солидарность. Календарные  сроки проведения ведущих европейских  фестивалей находятся в одном  временном интервале (например, июль-август или август-сентябрь), что позволяет  планировать так называемые «фестивальные  гастроли» известных коллективов  и исполнителей. Такой вид гастрольно-концертной деятельности выгоден всем. В рамках одного фестиваля практически невозможно провести более двух-трех концертов  одного исполнителя, тогда как с  помощью фестивальных гастролей  их агенты получают возможность заблаговременно  планировать гастрольные выступления  в ведущих театральных и концертных залах Европы, а дирекции фестивалей могут значительно сократить  издержки по их организации, прежде всего  в части транспортных расходов.

Место проведения фестиваля  также играет важную роль в формировании художественной концепции, привлекательного образа в сознании слушателей, зрителей и даже маркетинговой стратегии. Один из самых популярных в мире джазовых фестивалей в Монтре (Швейцария) проводится ежегодно в июле на берегу Женевского озера на специально оборудованной летней сценической площадке в пятнадцати километрах от города. Любители джазовой музыки, среди которых велико число поклонников именно этого фестиваля, живут в кемпингах и специально организованных стоянках для автокараванов (автомобилей с прицепами в виде домика). Незначительные затраты посетителей фестивальных концертов на проживание и демократичность формы его проведения, а также относительная дешевизна билетов привлекают к нему молодежь и представителей среднего класса практически из всех европейских стран. Приглашенные музыканты, в том числе и звезды первой величины, живут практически в тех же условиях, что и их благодарные слушатели. И одной из самых привлекательных особенностей фестиваля в Монтре являются джем-сейшны с участием ведущих джазовых музыкантов мира, которые проводятся ежедневно бесплатно после окончания вечернего концерта для всех желающих в импровизированном музыкальном баре. В основе концепции фестиваля - сочетание музыки и отдыха в условиях прекрасного природного ландшафта.

Понимая значение крупных  фестивальных проектов для городской  экономики, местные власти создают  им режим наибольшего благоприятствования, финансируя значительную часть расходов из своих бюджетов. И хотя даже самый  престижный и дорогой фестиваль  не может обеспечить финансирование своей программы только за счет продажи  билетов, местная экономика и  органы городского управления получают немалую косвенную прибыль от их проведения.

Модель культурного туризма  получила широкое распространение  в тех европейских странах, регионах и городах, которые обеспечивают проведение крупных международных  культурных акций. Они ориентированы  на мировой туристический рынок, сотрудничают с крупнейшими фирмами  в этой сфере бизнеса. Во всех туристических  справочниках на всех ведущих языках можно найти самую подробную  информацию о сроках проведения фестивалей и их программе, а также контактные телефоны для бронирования билетов. Этот механизм великолепно отлажен в течение многих лет.

Похожая модель действует  и в отношении национальных и  местных фестивалей во всех крупных  европейских странах. Различия заключаются  в том, что они вовлечены во взаимодействие с национальными  и региональными туристическими рынками и программами.

 

 

 

 

 

 

4 Фестивали в России как привлечение новых туристов

В этом разделе я хочу привести примеры наиболее крупных  и значимых для туризма фестивалей в России.

11 июня 2012 года, накануне Дня России, в Самарской области прошел уже четвёртый по счёту фестиваль «Рок над Волгой». В этом году фестиваль собрал 307 тыс. человек (против 260 тыс. чел. в прошлом году) — и это новый рекорд! «Это рекорд Европы последних 15-ти лет». Фестиваль «Рок над Волгой» стал самым масштабным роковым опен-эйром одного дня в России, доказав, что столицу русский рок волнует намного меньше, чем регионы. Четыре года подряд в Самаре фестиваль собрает рекордное количество любителей рока со всей страны – 167 000 человек в 2009 году и 220 000 человек в 2010 году, 253 000 человек в 2011 и 307 000 в 2012: зрители ехали не только с окрестных городов, ближайшего Тольятти и Уфы, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Омска, Новосибирска, Владивостока...

Эта статистика позволяет  говорить не только о лидерстве новой  амбициозной рок-арены на Российском музыкальном рынке, но и смело  заявлять о том, что КРУПНЕЙШИЙ РОК  ФЕСТИВАЛЬ В ЕВРОПЕ «РОК НАД ВОЛГОЙ»  стал еще одной точкой на карте  мировой индустрии развлечений, обогнав по численности такие  популярные фестивали, как Гластонбери (Великобритания, 190 000 человек в 2009 году), Rock Am Ring (Германия, Нюрнберг, 150-160 тысяч человек в последние годы), Rock Werchter (Бельгия, Верхтер, с 2003 по 2008 год собирал чуть больше 100 тысяч человек) и Nova Rock Festival (Австрия, Бургенланд, до 150 тысяч человек ежегодно).От продажи билетов собирают огромные средства. Самарская область стала крупнейшим центром Рок культуры и сбором любителей этой музыки.

Танцевально-музыкальный  фестиваль Sensation – это шоу мирового масштаба, уникальный театрализированный dance-event . Это уникальное, не имеющие аналогов в мире шоу, а потом уже dance марафон. Сам бренд давно уже перерос всех звезд танцевальной музыки вместе взятых. Места его проведения – Европа. В разных странах проводится это масштабное событие. В России центром его проведения считается прекрасный город белых ночей Санкт-Петербург. Со всех уголков России и не только съезжаются все любители «оторваться» в белых одеяниях под современные хиты известных DJs.

И конечно, кинофестиваль, международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, проводящийся ежегодно начиная с 2003 года во Владивостоке, Россия. Ежегодно в нём принимают участие около 60 стран мира, в оргкомитет приходит более 850 фильмов. Все ценители кино и искусства приезжают, чтобы посмотреть новую картину любимого режиссера или пройти мастер класс, как это недавно стало возможным, посетить выставки и творческие встречи.

Фестивали различных видов  искусств обладают большим социальным и экономическим потенциалом, благодаря  чему могут приносить выгоду не только своим организаторам, но и целым  регионам. Среди множества фестивалей, пожалуй, самыми распространёнными  на сегодняшний день являются музыкальные. Ресурсы этих культурных событий  выгодно отличаются от ресурсов, имеющихся  в условиях стационарной деятельности учреждений культуры. Я считаю, что наиболее эффективным и выгодным средством развития туризма в регионе являются именно музыкальные- танцевальные фестивали. Это более массовая культура, которая может собрать огромное количество людей. Отличие музыкального фестиваля от обычного концерта - Фестиваль представляет собой серию событий, объединенных общей идеей или стилем музыки. В отличие от концертов, которые, как правило, длятся несколько часов, фестивали легко могут продолжаться на протяжении нескольких дней.

Музыкальные фестивали - это  публичное действие, готовый рекламный  продукт, с помощью которого можно:

формировать и продвигать торговые марки (бренды);

привлекать туристов в  места проведения фестивалей;

рекламировать товары и коммерческие фирмы;

формировать имидж политических деятелей, партий, общественных движений, организаций;

формировать имидж региона, города, преобразовывать городскую  среду;

привлекать внимание к  проблемам общества, экологии;

формировать культурные потребности  посетителей фестивалей.

Дополнительные возможности  музыкальных фестивалей:

запись концертов на аудио  и видео носители;

продажа права трансляции по радио и телевидению;

возможность повторных трансляций по телевидению и радио (при этом не теряется художественная значимость и актуальность события);

выпуск аудио- и видеопродукции с записями прошедших мероприятий;

аудио и видео подборка с предыдущих фестивалей может продаваться  в виде сувенирной продукции;

продвижение молодых артистов и коллективов;

присвоение различных  званий участникам в целях рекламы  самого фестиваля.

Перечисленные ресурсы доказывают большие возможности музыкальных  фестивалей. Анализ конкретного фестиваля  поможет раскрыть его дополнительные возможности, к примеру, показать, что  данное событие способно заинтересовать не только местного спонсора, но и международную  компанию, общественную организацию  или общественное движение. Отличный пример  можно привести фестиваль под названием «Республика казантип». С развитием электронной музыки и её проникновением в Россию в начале 1990-х стали популяризироваться опен-эйры в их современном понимании — рэйв-вечеринки, проводимые за городом, в заброшенных и недостроенных зданиях, и т. п. Зачастую такие фестивали перерастают в масштабные мероприятия и проводятся не один день.

Республика Казантип — фестиваль электронной музыки, в котором принимают участие ди-джеи со всего мира, и параллельно с которым проходит ещё несколько дочерних проектов. (до 50 тысяч участников). Вот как сами организаторы описывают свой проект: Произошла Республика Казантип, как и все идеи – из головы одного человека, которого не устраивал серый и однообразный мир вокруг. Он не стал его критиковать и переделывать, а просто создал собственный - собственную Оранжевую страну со своими собственными более справделивыми законами, и назначил себя ее Президентом.

И поскольку все это  произошло из его вымысла, то Республика Казантип – Вымышленная республика. Она довольно маленькая – занимает всего пару квадратных километров пляжа на территории реально существующего сопредельного государства Украина. В общем-то, территория на которой действуют не всеобщие мировые законы, а законы твоих мечтаний – необязательно должна быть огромной. Главное, чтобы там все было по-твоему.

Крохотная Республика Казантип существует в параллельной реальности, но несмотря на это, в ней все именно так, как хочется Президенту: «лето круглый год и жизнь без трусов». В ней есть море и пляж, всегда звучит музыка, там праздник каждый день, там дует ветер и можно кататься на кайтах, валяться на солнце или танцевать в море. И главное, тут можно ничего не делать, если не хочется и делать ВСЕ, что захочется. Населяют этот маленький мир не скучные взрослые люди - а веселые загорелые бездельники, которые как и Президент, не хотят прощаться с детством. То что Kazantip не существует для всего остального мира, делает ее очень независимой. Она живет по собственной Конституции, у нее есть Великий Народ, Маленький Президент и смешное Правительство, которое отвечает за реализацию самых важных вещей – Звука, Света, Хорошего Настроения, Любви, Виртуальных дел, Иллюзий и тд. Есть также визовый режим, таможня, национальные традиции и национальная религия – вера в чудеса. Ну и всякое такое.

Информация о работе Фестивали в городах России – привлекательный туристский продукт и эффективное средство продвижения регионов на внутренний рынок