Города России до 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:33, контрольная работа

Описание работы

Данная работа посвящена исследованию общественных процессов в такой среде человеческого обитания, как город. Исследование производится на примере городов России в их историческом развитии. Актуальность работы обуславливается непроходящим интересом к социологии города среди исследователей широкого спектра: историков, философов, социологов, культурологов. Высока степень изученности этой темы: труды, посвященные социокультурным процессам в городе, созданы институтами географии и истории мировой культуры Российской Академии наук, Л. А. Зеленовым, А. С. Сенявским.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Город как среда развития общества. 4
2. Историческое развитие городов России. 5
2.1. Древнерусский город. 5
2.2. Обзор социальных процессов в городах в IX-XIX веках. 7
3. Социально-экономический облик городов и специфика функционирования городского управления после реформ 1870 и 1892 гг. 9
3.1. Экономическое положение городов. 10
3.2. Города и их административный статус. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ЛИТЕРАТУРА 14

Файлы: 1 файл

контрольная геоурбанистика.docx

— 181.87 Кб (Скачать файл)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету:

Геоурбанистика

На тему:

«Города России до 1917 года»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса ОЗО

Божога А.И.

Проверил:

преподаватель Латун В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

 

 

Оглавление

 

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Город как среда развития общества. 4

2. Историческое развитие городов России. 5

2.1. Древнерусский город. 5

2.2. Обзор социальных процессов в городах в IX-XIX веках. 7

3. Социально-экономический облик городов и специфика функционирования городского управления после реформ 1870 и 1892 гг. 9

3.1. Экономическое положение городов. 10

3.2. Города и их административный статус. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

ЛИТЕРАТУРА 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 Данная работа посвящена исследованию общественных процессов в такой среде человеческого обитания, как город. Исследование производится на примере городов России в их историческом развитии. Актуальность работы обуславливается непроходящим интересом к социологии города среди исследователей широкого спектра: историков, философов, социологов, культурологов. Высока степень изученности этой темы: труды, посвященные социокультурным процессам в городе, созданы институтами географии и истории мировой культуры Российской Академии наук, Л. А. Зеленовым, А. С. Сенявским.

 Рассмотрение общественных процессов ведется в тесной связи с культурным и духовным развитием общества русских городов на разных исторических этапах, так как не представляется возможным отделить эти составляющие человеческой жизни. Выявление уникальных особенностей развития общества на разных этапах является целью данной работы. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: выявить особенности города как среды развития общества, рассмотреть социальное развитие городов России в исторической перспективе и коренные общественные перемены в начале ХХ века.

Для наиболее яркой презентации  социальных процессов в городе на некоторых этапах исторического  развития осуществляется сравнительный  анализ с процессами, протекающими в деревне. Такой подход позволяет  открыть новые грани общественной жизни города и проявить ее уникальность, особенно – на переломных этапах исторического  развития, наиболее значимым из которых  является ХХ столетие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Город как среда развития общества.

 

 

С самого начала своего существования  человеческое общество обнаруживает склонность к созданию сложных многоуровневых структур во всех сферах жизни. По мере развития оно стремится к усложнению общинной иерархии, разветвлению и  расширению общественных связей, созданию новых более сложных социальных институтов и ролей. Все эти связи, пронизывающие различные слои общества и сферы человеческой деятельности, призваны укрепить единство человеческого  коллектива, одновременно предоставляя его членам многообразные возможности  развития сущностных сил личности. Таким многообразием в единстве является и место человеческого  существования – город.

Период существования  традиционных земледельческих обществ  с родоплеменным устройством  велик, и по мере их развития накапливаются  новые знания и технологии в производстве различных продуктов человеческой деятельности. В связи с этим увеличивается  объем потребностей, расширяются  межгрупповые связи. Это вызывает необходимость  переорганизации человеческих поселений: их укрупнения и уплотнения. Таким  образом, деревня с традиционным типом хозяйствования превращается в город, где основное место занимают ремесла, предполагающие разделение производства. С усложнением производственного  процесса, дифференциацией отдельных  его отраслей происходит разделение и усложнение структуры общества. Индивидуализируется и человеческое сознание, развивая другие сферы жизни: науку, искусство, литературу.[1]

Прогресс в этих областях порождает изменения в организации  человеческих поселений. Это, прежде всего, проявляется в монументальной архитектуре  – строительстве храмов и дворцов. Возведение храмов свидетельствует  о развитии не только науки и ремесел, но и духовной жизни человеческого  общества. Это значит, что в обществе, представляющем собой массу дифференцированных форм человеческой деятельности, есть единая основа для существования  – единое мировоззрение. Как известно, без идеологической основы крайне проблематична  здоровая жизнедеятельность общества. Именно таким фундаментом является духовность, которая все более  культивируется с формированием  и развитием городов.

Так человеческая цивилизация  проходит путь от хаоса к порядку  – космосу. С древнейших времен, характеризующихся господством  мифологического сознания в обществе, человек понимает первостепенную важность создания и поддержания порядка  в своем существовании. Этим целям  служили ритуалы годового солярного  цикла праздников, имевшие космоукрепляющий характер. Наведение порядка в  пространстве началось с понимания  символического значения центра, вокруг которого организуется среда человеческого  существования. При этом центр является сакральным местом, которое отмечено признаками святости, избранности. Это  символическое место творения мира, все остальные постройки вокруг него имеют подчиненное значение.

Возникновение города является необходимым этапом в развитии человеческой культуры, так он представляет собой  не просто сумму различных видов  человеческой деятельности, но всегда нечто большее. Наряду с кумулятивной (накопительной) и интегрирующей (объединяющей) функциями[2] он выполняет более широкие и сложные действия. С некоторого момента исторического развития город, созданный и изменяемый человеком, сам начинает менять его. Как сложнейший целостный механизм он создает новые значения, которые не может создать вся совокупность его элементов без теснейшего взаимодействия в пределах города. Эта уникальность его функционирования способствует еще большей сакрализации города, не просто как организованного в пространстве места существования, но как онтологического центра жизни.

Скрепленный незыблемыми  духовными связями организм города становится сильнейшей движущей силой  развития общества. В нем происходят все главные события и существенные преобразования в жизни общества. С некоторой задержкой эти  процессы доходят до человеческих поселений, сохранивших традиционный земледельческий  уклад. Так возникает несоответствие города и деревни: город в историческом процессе представляет собой динамическую преобразующую силу, а деревня  – инертную консервативную. У каждой из этих сред человеческого обитания есть свои преимущества, которые будет  рассмотрены на примере исторического  развития городов России.

  1. Историческое развитие городов России.

 

    1. Древнерусский город.

 

     Древнерусское государство в IX — начале XIII в., вплоть до монгольского нашествия, было одним из могущественных государств Европы. Его ядром являлись русские земли, где еще в VI в. расселялись славянские племена лесостепной полосы от Киева до Воронежа. Позднее союз племен, среди которых выделялось племя «русь» («рось», «рос»), первоначально селившееся на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева) и давшее имя союзу, образовал обширное и сильное феодальное государство — Киевскую Русь, достигшую могущества в конце X — XII вв. Престиж Киевской Руси в XI — XII вв. был столь велик, что дворы Франции, Византии, Англии, Венгрии, Польши, Швеции охотно вступали в династические связи с киевскими князьями. Дочь Ярослава Мудрого Анна была королевой Франции, его внучка Евпраксия (Адельгейда) — императрицей Священной Римской империи.

В недрах исторического процесса, развитие которого привело к образованию  обширного древнерусского феодального  государства, формируются города. По оценкам, масштабы градостроительства в Киевской Руси были велики. В IX — X вв. здесь насчитывалось 26 городов, в XI в. возникло 62, в XII в.— 120, в первой трети XIII в.— 32 города.

В скандинавских источниках Русь именовалась  страной городов. В основе формирования городов лежало развитие торговли, ремесел, необходимость обороны  от набегов кочевников. Ремесло было на очень высоком уровне: русские  изделия славились далеко за рубежами страны. Привлекателен был облик  городов: позолоченные купола церквей  в древнерусских городах поражали иностранцев; вероятно, по своему облику русские города выгодно отличались от более мрачных западноевропейских городов раннего средневековья с их готическими шпилями (рис.1).

 

 

Рис. 1. Структурная схема  г. Суздаль

 

Макроположение древнеруссих городов  определялось их размещением: 1) на важнейшем торговом пути «из варяг в греки», где наибольшее значение приобрели города, занимавшие ключевое положение в бассейне Днепра (Киев), Западной Двины (Полоцк) и на линии Ловать—Ильмень—Волхов (Новгород); 2) в интенсивно осваивавшихся землях Волго-Окского междуречья и к северу от него, куда после монгольского нашествия сместился основной ареал расселения в Древней Руси; 3) на юго-восточной степной окраине русских земель, где города-заставы принимали на себя беспрерывные удары сменявшихся нашествий завоевателей-кочевников.

Микроположение диктовалось требованиями обороны: на возвышенности, у впадения реки, на острове, на полуострове (исключение составлял Новгород, выросший на ровной местности); условиями для торговли: у волока, у порогов, в центре освоенных сельскохозяйственных территорий, в особенности на их контактах с лесом (у «ополий»). Огромна была роль реки как главного средства сообщения; на реке можно было найти питьевую воду, места для рыбной ловли, завести в пойме сенокосы и огороды.

Микрогеография древнерусских  городов отличалась четкостью. Большие города, как правило, структурно состоят из двух частей: в кремле («детинце») размещались князь, духовная власть, бояре, дружина; в посаде («подоле») жили ремесленники, купцы, землепашцы. Ремесленники селились по профессиям, их кварталы образовывали «концы»: кузнечные (подальше от центра города из-за частых пожаров), гончарные (у оврагов с глиной), мясницкие (у трактов, по которым пригоняли скот), кожевенные (ближе к воде) и др.

 

    1. Обзор социальных процессов в городах в IX-XIX веках.

 

Официальной датой образования  русского государства считается 862 год – призвание варяжского князя  Рюрика новгородцами для управления страной. Как мы видим, город играл  большую роль в жизни славянских общин, так как все серьезные  политические решения принимались  населением «старших» областных  городов, которым подчинялись «младшие»  города, или «пригороды». Самыми крупными и значительными впервые века существования Руси были Киев и Новгород.

В это время управление в городских обществах «представляет  собой род «неустойчивого равновесия»  между двумя элементами государственной  власти: монархическим, в лице князя, и демократическим, в лице народного  собрания или веча старших волостных  городов»[3]. То есть городскому населению не была необходима сила единоличного правителя для успешного существования. Древнерусское общество настолько органично чувствовало себя в городской среде, что само адекватно контролировало свое развитие.

Разумеется, города были средоточием  духовной жизни народа, поэтому с  принятием и распространением христианства расцвело монументальное храмовое строительство. Первый каменный храм был построен в 1030 году в Новгороде – Георгиевский собор Юрьева монастыря. С тех  пор было возведено множество  грандиозных храмов и монастырских комплексов в русских городах, которые  сохранились до сегодняшнего дня, пережив  многие столетия потрясений. Это уверенное  и мастерски исполненное строительство  говорит о крепкой духовной основе жизни русского общества, дававшей силы для благополучного существования  и развития.[5]

Но Древняя Русь не была единым централизованным государством, поэтому большую роль в общественной жизни приобретали отдельные  «волости». Князья – потомки Рюрикова рода – вели непрекращающиеся споры  о распределении «столов» – стольных городов волостей. Как уже было отмечено, население городов, собираясь  на вече, самостоятельно решало вопрос о приглашении того или иного  князя. И поэтому управление городом, точнее – его внешней политикой, было для князя занятием первостепенной важности. Но деятельность князя скорее была службой, чем властью, так как  значительно ограничивалась вечем.

Но такое положение  не может обеспечить долговременной стабильности, поэтому возникает  необходимость централизации русских  земель. Центром должен стать сильный  и влиятельный город. По ряду исторических причин таким городом стала Москва: она выгодно располагалась на пересечении всех торговых путей, привлекая  население из других земель, управлялась  предприимчивыми князьями, которые  имели поддержку духовенства. Значительную роль в возвышении Москвы сыграла  победа московского князя Дмитрия  над татарами на Куликовом поле (1380 г.).

Итак, Москва становится центром  складывающегося русского государства. Вместе с усилением политической власти города растет и его духовное значение. После падения Византийской империи со столицей в Константинополе  в мире не осталось независимых православных государств, кроме России. Это обстоятельство и женитьба Ивана III на последней  византийской царевне Софии позволили  считать Московского князя наследником  византийского императора. В связи  с этим на рубеже XIV-XV веков возникает  теория о том, что Москва, перенимая  обязанности Константинополя, «Второго Рима», является «Третьим Римом», последним  и вечным православным царством. Это  способствовало укреплению национального  самосознания русского народа, не осознававшего  отчетливо свою самобытность до падения  Византии. На первый взгляд эта идеология  может показаться проявлением чрезмерной гордости Московского государства, но с другой стороны – это необходимая  мера для сохранения духовной основы жизни народа. Он привык существовать в тени Византии, перенимая ее опыт. Но когда настал черед России стать  хранителем православной веры, ей необходимо было утверждение столицы как  величайшего духовного центра. На этом этапе истории проявляется  значение города не только в масштабах  страны, но и в мировом масштабе.

Информация о работе Города России до 1917 года