Центры народных ремесел Владимирской области как основа познавательного и этнографического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Культура Великого Владимирского Княжества оставила глубокий след в истории всей Северо-Восточной Руси. Владимирская архитектурная школа оказала влияние на каменное зодчество Москвы и других русских городов. Среди выдающихся памятников Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XIII веков - белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли.
Веками Россия бережно хранила свое богатство, и сегодня мы имеем потрясающую возможность посетить замечательные места, которые, несмотря на все убыстряющийся ритм современной жизни, сохранили национальный русский колорит, узнать историю возникновения того или иного искусства, отдохнуть на свежем наполненном кислородом воздухе ,это не забываемые впечатления

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Основные центры народных ремесел……………............6
1.1 Резьба по дереву...........................................................................6
1.2 Русская народная игрушка………………………………………11
1.3 Кружево……………………………………………………….......14
1.4 Художественная ковка по металлу……………………………...18
1.5 Оружие……………………………………………………………..21
Глава 2. Промыслы Владимирской области……………………...26
2.1 Мстера. Лаковая миниатюра. Вышивка………………………...26
2.2 Мальцовский хрусталь…………………………………………...30
2.3 с. Ляхи- плетение из живой лозы………………………………..31
2.4 с. Коровино- гончарное искусство……………………………...31
2.5 с. Анастасово- ткачество………………………………………....32
2.6 Ковровская глиняная игрушка………………………….............35
Глава3. Роль народных ремесел Владимирской области в развитие познавательного и этнографического туризма…………………..36
Заключение……………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая по рекреац ресурсам 2 курс.docx

— 84.41 Кб (Скачать файл)

 

2.4. с. Коровино- гончарное искусство

Первые  исторические упоминания о существовании  в мещерском крае гончарного промысла относятся к началу 19 века, хотя глиняным сосудам, найденным в археологических  раскопках, присущи черты дославянской культуры. Славянская колонизация 9-10 веков лишь косвенно коснулась глухой, болотистой, малопроходимой Мещеры. 
 
Вплоть до начала 20 века этот край сохранял свое своеобразие, которое проявлялось, да и до сих пор заметно в местном быту, обычаях, говоре, одежде и в местных промыслах.  
 
До настоящего времени мещерские гончары продолжают сохранять традиционные навыки изготовления бытовой керамики. Особенно наглядно это выражено в работах мастеров деревни Коровино Меленковского района. В старину гончарство являлось здесь для крестьян основным видом их деятельности, и в год коровинские мастера производили более 200 тысяч изделий. Формы коровинских сосудов отмечены едиными стилистическими чертами. Они строги и функциональны по назначению и сдержанны по декору. Они непритязательны по очертаниям и слегка грузноваты по пропорциям. В качестве декоративной отделки коровинские горшечники использовали гравировку, налепные бляшки, морение, лощение, ангобирование и глазурование и другие приемы декора.  
 
Коровинская керамика и до наших дней сохраняет ярко выраженный самобытный народный стиль лучших традиций крестьянского искусства этого края.

 

2.5.  с. Анастасово -ткачество

 Издавна славилось АНАСТАСОВО ткачеством. Особое развитие оно получило в конце 19 в. и на протяжении всего 20 века. Большое распространение получили тканые дорожки, без которых было не мыслимо убранство деревенской избы. Почти в каждом деревенском доме имелся специальный ткацкий станок, называемый в народе «стан». Почти каждая женщина обладала умением работы на стане.

  К середине и концу  20 века сохранилось лишь несколько  таких станков, остальные же  пришли в негодность.

 Основными  мастерами  ткацкого дела в это время  были Холоднова М.Т., Андреева С.В., Трушина М.П., Васянина А.Н. и др.

  Уже на конец 20 века ткачество занимается только Озерова Анастасия Васильевна из д. КОРОВИНО 1918 года рождения. В 2001 году она награждена ДИПЛОМОМ за мастерство и активное участие в первой Республиканской выставке «МИР ТКАЧЕСТВА». 

 * Резьба по дереву всегда сопутствовала деревянной архитектуре. Сколько прекрасных образцов оставили нам предки! И поныне как сказочные терема стоят в резном узоре древние храмы и простые избы. Талант народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения. Истоки резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времён. Наибольшее развитие резьба получила к началу 20 века. Каждый хозяин стремился наряднее украсить резным декором своё жилище, поэтому украшалось всё – окна, карнизы, наличники окон и дверей, иконостасы… Стремление к красоте движет и нынешними любителями резьбы по дереву.

 БЕЗРУКОВ Александр  Петрович, 1962 г. р. (с. Анастасово). Занимается вырезанием гардин, разделочных досок, шкатулок, подсвечников.

 ПЕЛЕШИН Михаил Николаевич, 1974 г. р.,(с. Анастасово). Вырезает разделочные доски.

 ШМАКОВ Павел Петрович, 1987 г. р. (Анастасово). Изготовляет разделочные доски, карнизы, гардины, хлебницы, шкафчики для обуви и многое другое.

  ЯХИН Николай Александрович, 1969 г. р. (с. Анастасово). Отличный мастер, может изготовить любую мебель на заказ, переконструировать старую ветхую, неплохо выжигает. Эти прекрасные качества он передаёт своему сыну Максиму (1993 г.р.), который занимается этим с 4 класса. 

 * ЕФРЕМОВ Владимир Викторович, 1958 г. р. (с. Анастасово). Любимое занятие – выпиливание по дереву лобзиком, резьба по дереву. Изготовит прекрасные подставки для цветов, кухонные наборы и многое другое.  

* Плетение из лозы до сих пор остаётся одним из самых популярных рукоделий и у нас в стране, и далеко за рубежом. Ивовый прут никогда не выходил из моды. Незаменимыми оставались плетёные корзины, а в 19 веке плетение восстановило свои позиции. Вдохнуть жизнь в тоненький прутик, создать из него настоящий шедевр способен только Мастер с золотыми руками и верным глазом. Именно такими мастерами на селе в настоящее время являются МАРТЬЯНОВ Виктор Семёнович, 1936 г.р. (д. Коровино) и ШАЛЁВ Александр Николаевич, 1934 г.р. (д. Бахмутово).

  * Вышивка – один из самых распространённых и любимых видов декоративно – прикладного искусства. Она имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

   «Цветочных дел  мастер» - так можно сказать  о Марии Фёдоровне МИРЯСОВОЙ  (с. Анастасово, 1950 г. р.). Цветовая гамма, разнообразие отделки, витиеватые линии и фантазийное решение цветов зачаровывают взгляд. Она – мастерица машинной вышивки.

  СТАРОСТИНА Анастасия  Михайловна, 1936 г.р. (д. Бахмутово)  – мастер ручной вышивки. Изготовляет  полотенца, наволочки, скатерти, подзоры. 

 

Будто солнечным лучом  освещённые

Сияют цветы озарённые:

Розы, ромашки, листья зелёные,

На вышивке запечатлённые.

   История искусства  плетения макраме исчисляется  тысячелетиями. Истоки плетения  вещей относятся к 4 веку до  нашей эры. Современная волна  увлечения макраме началась в  60-е годы 20 века. Макраме воспитывает  вкус и чувство меры, а также  усидчивость и терпение, Вы берёте  в руки обычную верёвку, завязываете  узелки – и сотворяете чудо!

Прекрасные кашпо способом макраме плетёт МИТИНА Марина Евгеньевна, 1965 г.р. (с. Анастасово).

Есть свои мастера и  в области вязания крючком  и на спицах.

КНЯЗЕВА Валентина Васильевна, 1951 г.р. (д. Бахмутово) занимается вязанием салфеток и различных объёмных фигурок  на спицах.

 КРУТОВА София Сергеевна  изготовляет прекрасные скатерти, накидки и салфетки на спицах.

 Прекрасных зверюшек  и разнообразные подушки творят  руки местных мастериц мягкой  игрушки ПРОХОРОВОЙ Татьяны Владимировны, 1966 г.р. (с. Анастасово) и КОРМИЛИЦИНОЙ Анны Юрьевны, 1973 г.р. (с.Анастасово). 

 

2.6.  Ковровская  глиняная  игрушка.

Ковровская глиняная игрушка, современная история которой ведет отсчет с 1993 года, возрождалась на основе глубоких традиций Ковровского края. С давних пор здесь, на берегах Клязьмы, богатых месторождениями уникального природного материала - красной и голубой глины - широко развивался "глиняный промысел". Об этом, в частности, свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища села Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды XII - XVI столетий.  
 
Во второй половине XIX века гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил новое развитие. В этот период, как и в прежние времена, глиняная игрушка изготавливалась небольшими партиями и предназначалась для удовлетворения невзыскательных вкусов крестьян или городских мещан. Ныне, на рубеже XX-XXI веков, традиционное ремесло возродилось в новом качестве. Наличие сырья, исторически обусловленная потребность в возвращении к истокам родной культуры - таковы предпосылки этого явления.

Сегодня "глиняный промысел" на Ковровской земле достойно представляет ООО Фабрика "Ковровская глиняная игрушка", основателем и бессменным руководителем которого является уроженка города Коврова Нина Павловна Баранова. Стилистические особенности изделий предприятия - яркая, сочная цветовая гамма, присущая традиционной палитре Владимирской школы живописи, сюжетное многообразие, тщательная проработка деталей, утонченная роспись. Возродившаяся в 90-е годы прошлого столетия, ковровская глиняная игрушка завоевала любовь и признание во всем мире, покоряя сердца детей и взрослых своей красочностью, разнообразием сюжетов, добрым юмором.

В 2006 году фабрика "Ковровская глиняная игрушка" и Ковровский историко-мемориальный музей были удостоены Гранта Президента Российской Федерации за представленный совместный проект интерактивной музейной экспозиции "Мир глиняной игрушки.

Ныне Ковров, город оборонной  промышленности и тяжелого машиностроения, один из крупнейших индустриальных центров  Владимирской области, достойно разделяет  славу Мстеры, Палеха и других "столиц российских ремесел", дав новую  жизнь старинному традиционному  промыслу.

 

 

 

 

Глава3. Роль народных ремесел Владимирской области в развитие  познавательного и этнографического туризма.

 

 

Под этнографическим туризмом понимается вид познавательного  туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта  для познания культуры, архитектуры, так например постройки деревянного зодчества в Суздале, быта и традиций народа,                         этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории. Другими словами этнографический туризм выступает формой историко-культурного наследия региона. Этнический Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой.

Владимирская область - один из древнейших историко-художественных центров русской  земли. Территории, которые в нее  входят, издавна составляли ядро Владимиро-Суздальского княжества, а с конца XVIII века - Владимирской губернии.  
   Владимирское Великое Княжество (1157 - 1362 гг.) образовалось в связи с переносом великим князем Андреем Боголюбским столицы Ростово - Суздальского княжества в г. Владимир на Клязьме. Существует несколько точек зрения на дату основания города. По одной версии он основан князем Владимиром Святославичем в 990 году, по другой - в 1108 году князем Владимиром Мономахом. При князе Андрее Боголюбском и его преемниках город достиг расцвета.  
Культура Великого Владимирского Княжества оставила глубокий след в истории всей Северо-Восточной Руси. Владимирская архитектурная школа оказала влияние на каменное зодчество Москвы и других русских городов. Среди выдающихся памятников Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XIII веков - белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли.

Веками Россия бережно хранила  свое богатство, и сегодня мы имеем  потрясающую возможность посетить замечательные места, которые, несмотря на все убыстряющийся ритм современной  жизни, сохранили национальный русский  колорит, узнать историю возникновения того или иного искусства, отдохнуть на свежем наполненном кислородом воздухе ,это не забываемые впечатления

 

 

Заключение

 

Мы должны гордиться нашей  богатой духовно областью, наша природа , история, она не оставляет равнодушия в нас. Развивая в нашей области этнографический туризм мы не только помогаем всему миру узнать и почувствовать красоту и благотворное влияние на наш организм  нашей незабываемой  природы, мы  рассказываем историю возникновения наших ремесел, проводя мастер-классы можно самому погрузиться в глубинку, понять и почувствовать как жили наши деды и прадеды ,узнать ценность того времени. Как я уже сказала выше , веками наш уголок бережно хранит свое богатство, и сегодня мы имеем потрясающую возможность посетить замечательные места, которые, несмотря на все убыстряющийся ритм современной жизни, сохранили национальный русский колорит. Вы увидите самобытную русскую архитектуру – деревянные избы и храмы, созданные без единого гвоздя, познакомитесь с творчеством народных мастеров: расписными глиняными игрушками, изделиями из хрусталя и стекла, вышивки, лаковой миниатюрой. Вы оцените всю красоту русского костюма, экзотику национального фольклора, живописность обрядов…  
Ради таких впечатлений стоит проделать даже самый долгий путь.

Организовать туризм можно  в разных направлениях от посещения Святых мест , деревянного зодчества , ремесел, до  оздоровительного отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Центры народных ремесел Владимирской области как основа познавательного и этнографического туризма