Центры народных ремесел Владимирской области как основа познавательного и этнографического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Культура Великого Владимирского Княжества оставила глубокий след в истории всей Северо-Восточной Руси. Владимирская архитектурная школа оказала влияние на каменное зодчество Москвы и других русских городов. Среди выдающихся памятников Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XIII веков - белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли.
Веками Россия бережно хранила свое богатство, и сегодня мы имеем потрясающую возможность посетить замечательные места, которые, несмотря на все убыстряющийся ритм современной жизни, сохранили национальный русский колорит, узнать историю возникновения того или иного искусства, отдохнуть на свежем наполненном кислородом воздухе ,это не забываемые впечатления

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Основные центры народных ремесел……………............6
1.1 Резьба по дереву...........................................................................6
1.2 Русская народная игрушка………………………………………11
1.3 Кружево……………………………………………………….......14
1.4 Художественная ковка по металлу……………………………...18
1.5 Оружие……………………………………………………………..21
Глава 2. Промыслы Владимирской области……………………...26
2.1 Мстера. Лаковая миниатюра. Вышивка………………………...26
2.2 Мальцовский хрусталь…………………………………………...30
2.3 с. Ляхи- плетение из живой лозы………………………………..31
2.4 с. Коровино- гончарное искусство……………………………...31
2.5 с. Анастасово- ткачество………………………………………....32
2.6 Ковровская глиняная игрушка………………………….............35
Глава3. Роль народных ремесел Владимирской области в развитие познавательного и этнографического туризма…………………..36
Заключение……………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая по рекреац ресурсам 2 курс.docx

— 84.41 Кб (Скачать файл)

 

Владимирский институт Туризма  и Гостеприимства

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: Рекреационные ресурсы

На тему:

«Центры народных ремесел Владимирской области как основа познавательного  и этнографического туризма.»

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса группы ЗМО-108 Никонорова К.А

Проверил Лавров И.А

 

 

 

Владимир 2010

 

План

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Основные центры народных ремесел……………............6

  1.1 Резьба по дереву...........................................................................6

  1.2 Русская народная  игрушка………………………………………11

  1.3 Кружево……………………………………………………….......14

  1.4 Художественная ковка по металлу……………………………...18

  1.5 Оружие……………………………………………………………..21

Глава 2. Промыслы Владимирской области……………………...26

  2.1 Мстера. Лаковая миниатюра.  Вышивка………………………...26

  2.2 Мальцовский хрусталь…………………………………………...30

  2.3 с. Ляхи- плетение из живой лозы………………………………..31

  2.4 с. Коровино- гончарное искусство……………………………...31

  2.5 с. Анастасово- ткачество………………………………………....32

  2.6 Ковровская глиняная игрушка………………………….............35

Глава3. Роль народных ремесел Владимирской области в развитие  познавательного и этнографического туризма…………………..36

  Заключение……………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Введение 

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических  обществ. Сельское население производило  большую часть потребляемых им ремесленных  изделий. Постепенно ведущую роль стало  играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось  значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство  и изготовлявших изделия на заказ  или рынок.Становление профессионального ремесла, особенно в городах привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. — первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и экспортом.

Издавна человечество знало такие  ремёсла, как:

  • кузнечное
  • гончарное
  • плотницкое
  • столярное
  • портновское
  • ткацкое
  • прядильное
  • скорняжное
  • шорное
  • пекарное
  • сапожное
  • печное
  • кожевенное

и многие другие. В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

 В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий. По области проходит основная часть маршрутов знаменитого Золотого кольца России. Владимирская область знаменита сохранившимися древними, Владимир, Гороховец,   Кидекша, Муром, Юрьев-Польский, Гусь-Хрустальный, их архитектурно-историческими, культурными и религиозными памятниками, местом православного паломничества — городом Суздаль (Александровский, Покровский, Спасо-Евфимиев, и Ризоположенский монастыри), уникальным архитектурно-ландшафтным памятником — Церковью Покрова на Нерли в Боголюбово.

Если праздник Троицы у  дверей стоит – значит, пора в  путь-дорогу собираться, в Суздаль  отправляться. Эту истину знают далеко за пределами владимирской земли. Вот  уже в двадцатый раз город-музей  принимает мастеров-рукодельников  и всех любителей народного творчества. Это день, когда в Музее деревянного  зодчества и крестьянского расцветает волшебная сказка – Праздник народных ремесел.  
Гончары и вышивальщицы, резчики по дереву и живописцы – кого только не увидишь на Троицу в Суздале. Но не только порадуешься, глядя на их чудо -произведения, но подивишься ловкости и умению рук человеческих. …Кружится гончарный круг и на глазах гостей праздника рождается их глины кувшин. Лоза сплетается в кружевную корзину, а пучок соломки превращается в веселую куклу…  Из Владимира, Иванова, Ярославля, Кирова приезжают мастера, чтобы явить миру свое искусство. Нет, не иссяк живительный родник русской души, что так радуется красоте мира и умеет рассказать об этой своей любви – в песне, танце, рукоделии.  
Праздник не праздник без народных обычаев и традиций. Как и в старые добрые времена, девицы-красавицы принарядятся в яркие сарафаны, побегут гурьбой, да станут березку «завивать», хороводы водить, зеленую именинницу славит. 

Возрождение ремесел  длиться  по сей день и это не только умение делать «чудо» своими руками -это история о которой не нужно забывать .

 

Глава 1.Основные центры народных ремесел.

 

1.1 Резьба по  дереву

Издревле люди стремились иметь надежное, добротное жилье. Повсюду, от средневекового замка до яранги северных народов, от наскальной живописи до роскошной отделки фешенебельных  отелей, везде прослеживается стремление человека украсить свое жилище, придать  ему неповторимый,  запоминающийся вид. В зависимости от имеющихся в распоряжении строителей материалов и технологий различались и способы декорирования жилья.

Дерево на Руси всегда было самым доступным и распространенным материалом. На протяжении столетий мастера  познавали секреты работы с деревом  и передавали их из поколения в поколение возводя подчас настоящие шедевры деревянного зодчества. Одним из таких шедевров был дворец в Коломенском. Развитие деревянной резьбы на Руси возникло не ради искусства как такового. Она всегда носила прикладной характер. Любой элемент, на котором выполнена резьба, имеет свое функциональное назначение. Например, наличники закрывали от ветра и осадков зазор между оконным блоком и стеной, причелины – зазор между стеной и крышей и т.д.

Постепенно домовая резьба утрачивала свое культовое, оберегающее  значение. Ее мотивы и орнаменты  все больше наполнялись художественными  элементами. В конце 19 – начале 20 веков произошел настоящий всплеск  увлечения домовой резьбой. Это  можно объяснить двумя причинами.

Первая. В середине 19 века в России началось развитие промышленности.  Строились новые фабрики и заводы. Начался массовый выпуск серийной продукции. Стала пропадать необходимость мелкого кустарного производства. Даже в деревне самодельная деревянная утварь заменялась готовыми фабричными изделиями. Достаточно быстро рынок наполнился массовой продукцией и вновь появился спрос на художественные,  эксклюзивные изделия. Стали строиться загородные виллы, коттеджи, дачи, охотничьи домики и даже хозяйственные постройки по максимуму украшенные затейливой резьбой.

 

Домовая резьба вновь вошла  в моду. Этому способствовала и  вторая причина – повсеместное использование  прорезной резьбы

Наличники, ставни, фризы, подзоры, карнизы пропиливались насквозь. Прорезная резьба, в отличие от глухой, создает неповторимую игру света и тени. Отделка фронтонов многослойными прорезными элементами стала напоминать деревянное кружево обрамляющее дом. Ажурное сплетение диковинных орнаментов, само по себе привлекало взгляд, а в солнечную погоду отбрасываемые ими тени взаимно накладываясь друг на друга причудливым образом создавали ощущение необыкновенной воздушности постройки, придавали ей легкость. Кажется, что здание парит в воздухе вперемежку с облаками.

Неудивительно, что до сих  пор теремок Васнецова в Абрамцево  привлекает внимание многочисленных туристов, а скажем, трансформаторная будка, пусть  даже и больших размеров, только портит пейзаж. Вот уже десятки лет множество людей путешествующих по России увлекаются фотографированием деревянной архитектуры и домовой резьбы. Глядя на эти фотографии не перестаешь удивляться разнообразию фантазии резчиков. Несмотря на огромное количество резных наличников по всей стране, очень трудно встретить два одинаковых.

Людей увлекающихся изучением  и собиранием образцов деревянной резьбы становится все больше. Во многих городах сейчас стремятся сохранить старинное искусство деревянной резьбы. Проводятся различные конкурсы на лучшую резьбу, наличники. Некоторым домам придают статус памятников архитектуры и берут под охрану государства. Некоторые включают в экскурсионные маршруты и возят к ним иностранных туристов.

Вновь, как и в начале 20 века, увлечение безликими современными отделочными материалами проходит. Людям хочется придать своей постройке неповторимый, исключительный вид. Множество загородных строений сейчас оформляется резными элементами. Весьма эффектно смотрится резьба в окружении растительности. Деревянные беседки, перголы, скамейки, резные колодцы, мостики и палисады являются как бы естественным продолжением растительного орнамента сада. Органично поддерживают игру теней, бликов и солнечных зайчиков пробивающихся сквозь кроны деревьев или отражающихся от глади водоема. Только дерево способно придать дополнительную теплоту саду, сделать его островком тишины и спокойствия. В таком саду легко отдыхается от задавленности каменными исполинами современной урбании.

Все чаще в современных  журналах, посвященных современным  интерьерам, дизайнеры и архитекторы  обращаются к теме резьбы по дереву. Резные деревянные элементы (балясины, элементы отделки лестниц, карнизы, ставни, наличники, перила, стеновые и потолочные панели, заборы,  калитки и т.д.) широко используются как во внутренней, так и в наружной отделке дома.

Эти и множество других примеров свидетельствуют о возрождении  интереса к оформлению интерьера  дома и малых садовых архитектурных  форм деревянной резьбой. И мы в меру сил и своих возможностей готовы этот интерес удовлетворять.

Прорезная резьба.

Прорезная резьба выполняется  методом  сквозного прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. Этот вид резьбы также называют сквозным или пропильным. От других видов деревянной резьбы он отличается тем, что полностью удаляется фон рисунка. Получаемый при этом эффект воздушности, в сочетании с одновременной простотой методов изготовления прорезной резьбы объясняет ее широкое использование в декоративном оформлении домов. 
Ажурный рисунок со сквозными отверстиями, при освещении его солнцем, отбрасывает такую же кружевную тень, а изменяющийся в течение дня угол освещения приводит к изменению теневого рисунка и всего облика фасада здания в зависимости от погоды. Часто прорезную резьбу используют в многоярусных конструкциях причелин, подзоров или наверший наличников. В этом случае эффект воздушности деревянных кружев многократно усиливается. 

 

Какие ставни, решетки  и рольставни украсят дом.

Ставни и решетки издавна совмещали функции украшения дома и его защиты. Для этих целей, сейчас, чаще всего используют следующие элементы:

  • сплошные ставни;
  • решетки на окна и двери;
  • жалюзи;
  • роллеты (или рольставни).

Виды защит можно классифицировать еще и по такой характеристике как взломоустойчивость. От чего должны защищать ставни? Если только от жарких прямых солнечных лучей, соседских взглядов или брошенного в окно камня, то тогда это может быть легкая резная конструкция, в основном решающая чисто декоративные задачи. Если же, в функцию ставней и решеток входит еще и задача препятствовать проникновению в дом злоумышленников, то понятно, что главной характеристикой защитных элементов будет прочность.

У каждого из этих видов  защит существуют как свои достоинства, так и недостатки. На их выбор  влияют вкусы, финансовые возможности  и предпочтения хозяев дома. Мы же попробуем  рассмотреть варианты декорирования  этих элементов, чтобы они не казались чужеродным телом прилепленным на фасад  здания.Легче всего эта задача решается при использовании сплошных деревянных ставней. В этом случае можно использовать любые виды деревянной резьбы. Кружево прорезной резьбы прекрасным образом будет гармонировать  с деревянной поверхностью ставней, которую также можно украсить резьбой. Дополнительными стилевыми составляющими могут стать массивные металлические накладные элементы.

Информация о работе Центры народных ремесел Владимирской области как основа познавательного и этнографического туризма