Центры народных ремесел Владимирской области как основа познавательного и этнографического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Культура Великого Владимирского Княжества оставила глубокий след в истории всей Северо-Восточной Руси. Владимирская архитектурная школа оказала влияние на каменное зодчество Москвы и других русских городов. Среди выдающихся памятников Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XIII веков - белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли.
Веками Россия бережно хранила свое богатство, и сегодня мы имеем потрясающую возможность посетить замечательные места, которые, несмотря на все убыстряющийся ритм современной жизни, сохранили национальный русский колорит, узнать историю возникновения того или иного искусства, отдохнуть на свежем наполненном кислородом воздухе ,это не забываемые впечатления

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Основные центры народных ремесел……………............6
1.1 Резьба по дереву...........................................................................6
1.2 Русская народная игрушка………………………………………11
1.3 Кружево……………………………………………………….......14
1.4 Художественная ковка по металлу……………………………...18
1.5 Оружие……………………………………………………………..21
Глава 2. Промыслы Владимирской области……………………...26
2.1 Мстера. Лаковая миниатюра. Вышивка………………………...26
2.2 Мальцовский хрусталь…………………………………………...30
2.3 с. Ляхи- плетение из живой лозы………………………………..31
2.4 с. Коровино- гончарное искусство……………………………...31
2.5 с. Анастасово- ткачество………………………………………....32
2.6 Ковровская глиняная игрушка………………………….............35
Глава3. Роль народных ремесел Владимирской области в развитие познавательного и этнографического туризма…………………..36
Заключение……………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая по рекреац ресурсам 2 курс.docx

— 84.41 Кб (Скачать файл)

 В отличие от Эрмитажа, Оружейной  Палаты, Исторического музея, где  тульское оружие представлено  в основном образцами с художественной  отделкой, Тульский государственный  музей оружия располагает собранием  тульского оружия от петровских  времен до наших дней. Благодаря  тому что история экспонатов прослеживается в архивных документах, коллекция имеет огромное историческое значение. 
      Самыми значимыми являются собрания холодного и огнестрельного оружия тульского производства: ведь Тульский оружейный завод с начала XVIII века становится центром оружейного производства России, и очень скоро его продукция получает мировую известность.     

 Коллекция холодного оружия  довольно разнообразна и позволяет  проследить в общих чертах  изменение форм и видов холодного  оружия с XVII по XX век. Представлены  шпаги, палаши, сабли западноевропейских  стран, преимущественно конца  XIX - начала XX веков. Восточное холодное  оружие дает возможность познакомиться  с своеобразными его формами. Коллекция ручного огнестрельного оружия уникальна и охватывает период с XVII до середины XIX века. Изготовлено оно не только в Туле, но и в Олонце, Сестрорецке, Ижевске.                    

Восточное огнестрельное оружие, хранящееся в музее, дает достаточно полное представление  о художественном направлении и  развитии оружейного производства в  Турции и Иране, а также о разных типах и видах восточного оружия. 
     

 Значительное место занимает  западноевропейское огнестрельное  оружие, выполненное в Бельгии,  Германии, Франции, Англии, Италии. Оружие  этих стран интересно своеобразием  типов механизмов и систем .Многочисленны и представляют интерес коллекции боевого оружия, применявшегося в годы первой второй мировых войн. Многие работы тульских оружейников являются редчайшими памятниками, не имеющими аналогов. Эту группу памятников дополняют образцы оружия, изготовленного в память о посещении Тульского оружейного завода царствующими особами и Великими князьями.     

 Изделия тульских оружейников  отличаются большим мастерством  художественной обработки металла  и дерева, а также качеством  технического исполнения оружия. Эти особенности тульского производства ярко отразились в охотничьем оружии, представленном в музее отдельной коллекцией.

Являясь одним из самых многочисленных в музее, собрание охотничьего оружия дает возможность познакомиться  с изделиями тульских мастеров на протяжении ХVIII - ХХ веков. Особое место занимает коллекция спортивного оружия тульского производства, которая отражает историю развития отечественного стрелкового спорта и отличается разнообразием типов, видов и систем. Тульское спортивно - охотничье оружие, экспонирующиеся в музее, не раз было удостоено высоких наград на Всемирных выставках и ярмарках.  Особый интерес вызывает автоматическое оружие, а многие образцы стрелково - пушечного вооружения, стоящие сегодня на вооружении самолетов, кораблей и бронемашин, не имеют аналогов за рубежом. Большая часть имеющихся в музее образцов разработана и производится в Туле, что является ярким свидетельством приоритета тульской конструкторской мысли. 
     

 Коллекция оружия специального  назначения отличается разнообразием:  здесь малогабаритные пистолеты  - пулеметы; автоматы и пистолеты,  предназначенные для стрельбы  под водой, бесшумное оружие, а  также стреляющий нож разведчика  и другие образцы, специально  сконструированные для решения  специфических огневых задач.     

 Обширные сведения по истории  оружия и оружейного производства  содержат архив и библиотека  музея.     

 Значительную часть документального  фонда составляют фотографии, документы  и негативы, отражающие историю  оружейного производства в Туле. Среди них царские грамоты  XVII - XX веков, почетные дипломы  с отечественных и зарубежных  выставок; художественно оформленные  памятные адреса к 200 - летию Тульского Императора Петра Великого оружейного завода и другие материалы, освещающие главные этапы в истории старейшего оборонного предприятия России.     

 В библиотеке музея представлена  литература по истории развития  оружия с древнейших времен  до наших дней как в России, так и за рубежом. 
В собрании книг большой интерес представляют труды, знакомящие с историей Тульского оружейного завода. Особого внимания заслуживают собрания русских военных журналов как дореволюционных, так и изданных в 30-40 - х годах XX в.     

 Тульский государственный музей  оружия - это единственный в России  музей, где можно проследить  эволюцию русского стрелкового  оружия, развитие инженерно - технической  мысли, прогресса русской промышленности, где можно познакомиться с  непревзойденным мастерством тульских  оружейников, искусство которых  сродни искусству косого тульского  Левши, подковавшего английскую  стальную блоху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Промыслы  Владимирской области.

 

2.1 Мстера. Лаковая миниатюра. Вышивка. 

 Богоявленская слобода  Мстёра Возниковского уезда Владимирской губернии, начиная с XIV века была одним из многих в то время центров иконописи. К середине XVIII столетия на долю владимирского края выпала миссия продолжения иконописного дела, когда в других центрах оно шло к затуханию. Именно во Мстёре, а также в Палехе и Холуе с этого времени сосредоточилось основное производство икон, расходившихся по всей России.     

 В 1923 году на международной  выставке Полешане представили свои шкатулки с миниатюрами. Деревянные предметы мстёрцев не выдержали конкуренции с яркими произведениями палешан. Обидным было такое поражение для мстёрцев. Решили и они использовать под миниатюру тот же материал - папье-маше. И возникла в поселке Мстера (Владимирская область)на основе иконописного мастерства  лаковая миниатюра.     

 Шкатулки, ларцы, папиросницы,  из папье-маше стали прекрасной  основой для миниатюрной темперной  живописи, в которой мастера нашли  новые возможности для развития  своего искусства.      

 В 1931 году во Мстёре образовалась артель (Пролетарское искусство), где был создан цех в котором стали работать над созданием шкатулок многие бывшие иконописцы. Зачинателями этого искусства были Н.П. Клыков, А.Н.Брягин, А.Ф. Катягин, Е.В. Юрин, И.Н. Морозов, В.Н. Овчинников, Г.Т. Дмитриев.      

 С 1930-х до начала 50-х годов во Мстёре сложились и получили развитие основные особенности стиля местной лаковой миниатюры. За это время мстёрцы достигли высокого профессионального мастерства и создали немало замечательных произведений. В отличие от образов палехских художников персонажи Н.П. Клыкова - вполне  реальные люди, действующие в реальной, даже конкретной обстановке. Но здесь есть необходимая в лаковой миниатюре степень условности и обобщения. Постепенно нам открываются средства её достижения. В композиции явно читаются три плана. Первый - полоса земли - как бы отодвигает действие вглубь своеобразной сцены, обрамленной декорацией, представляющей густой лес на фоне светлого неба. Большую роль играет колорит, построенный на сочетаниях открытых, чистых красок, которыми Клыков лепит фигуры персонажей, подчеркивая их объёмность не светотенью, а бликами. Пейзаж оставляет ощущение реального, благодаря голубым небесам с облаками, ветвистым деревьям и колориту, передающему атмосферу тёплого, солнечного дня.      

1960-е годы ознаменовались  принципиально новым этапом в  искусстве Мстёры. Это время можно  считать периодом поисков нового  подхода к лаковой миниатюре,  Что выразилось в стремлении  художников расширить круг сюжетов  и образов и обновить средства  выразительности. Большой интерес  проявился к исторической теме. В работах 60-х годов встречается  и попытка осмыслить изображаемые  события, и выразить своё отношение  к ним.    

 В произведениях художников 70-х годов, которыми коллекция  Русского музея достаточно богата, предстает сложная и многогранная  картина современного искусства  Мстёры, своими корнями уходящего  в

 

глубь веков, а целями и  задачами уходящего в будущее. Многие из особенностей, появившихся в последнее десятилетие, получают развитие в миниатюре 70-х годов. Это всё большее развитие декоративного начала, причём декоративность понимается художниками иначе, чем её понимали основоположники мстёрского искусства.      

 Не случайно и то, что фольклор и русская история  являются источниками вдохновения  художников современной Мстёры. Наряду с желание воплотить  в своих произведениях исконные  черты русского народа, мстёрские художники видели в этих темах большие возможности и для создания декоративных композиций.    

 В последние годы  у мстёрцев появилось стремление вернуться к пейзажной миниатюре 1930-50 гг. с её голубыми небесами, пространственным построением композиций, передачей окружающей жизни. Во Мстёре растёт новое поколение молодых художников. Пройдет немного времени, и коллекция пополнится произведениями, в которых перед нами предстанет новое лицо уникального искусства Мстёры.

  Мстерская вышивка

В 1931 была основана артель "Пролетарское искусство" (с 1960 – фабрика ). Работают и другие фабрики: строчевышивальная (белая мстерская гладь и "владимирские швы"), "Ювелир" (изделия в технике скани), игрушечная, мебельная и другие, а также Мстерский художественный музей .Литература :Семеновский Д. Н. Мстера. М., 1939.Тиц А. А. По окраинам Владимирским: Вязники, Мстера, Гороховец. М., 1969.Бардина Р. А. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль, 1975.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА - традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. Вышивка белой гладью В сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке. Организация артели В 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт. В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц. Использование "владимирского шва"В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья."Русская гладь"В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова , Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература: Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ(?-1036) - князь тмутараканский (с 988) и черниговский (с 1026), сын Владимира I. Покорил косогов и ряд кавказских племен. Борьба с князем Ярославом Мудрым завершилась разделом государства по р. Днепр, сохранявшимся до смерти Мстислава Владимировича.

2.2 Мальцовский хрусталь.

 История гусевского хрусталя началась в 1756 году, орловский купец Аким Мальцов во Владимирском уезде Московской губернии на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах основал хрустальную фабрику. Фабрика дала жизнь городу Гусь Хрустальнй. Гусь хрустальный.  Мальцовский" хрусталь был знаменит на всю Россию. Славу его создавали руки талантливых мастеров Сысоевых, Зубановых, Травкиных, Васильевых и многих других. Кроме прозрачного хрусталя здесь изготавливали многослойное цветное стекло, имитирующее золото и серебро. Это была продукция для "азиатского" рынка: Мальцов в 1828 году получил право на беспошлинную торговлю в Персии. И вот по какому случаю. Иван Сергеевич Мальцов был первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял А.С. Грибоедов. Мальцов оказался единственным человеком, который остался в живых после разгрома миссии. Беспошлинная торговля была знаком искупления вины со стороны персидского шаха.

Довольно быстро слава "мальцовского" хрусталя перешагнула границы России: изделия завода были удостоены золотых медалей на выставках в Париже, Вене, Чикаго.

Традиции старых мастеров бережно хранят и развивают современные  гусевские художники. В 1983 году в Гусь Хрустальном был открыт музей хрусталя.

На представленных на выставке колокольчиках имеются этикетки с логотипом завода и надписью "Гусь-Хрустальный". Непосредственно в ассортимент продукции завода в настоящий момент колокольчики не входят.

 

 

2.3. с. Ляхи- плетение из живой лозы

Древние летописи дают основание утверждать, что прежде, чем человек начал  говорить, он научился использовать лозу. Этот уникальный природный материал обладает широким спектром возможностей. Он не только радует глаз своей зеленью, но и обладает удивительной способностью возвышать духовное начало человека. Именно духовное воспевание природы  через свои изделия присуще мастерам из с.Ляхи Меленковского района.

Как отмечается в материалах оценки земель Владимирской губернии, в дореволюционной  России в этих местах крестьяне плели  из ивового прута орудия для нужд рыболовства. Данным промыслом было занято большое количество людей. Кроме  простых изделий (корзины, мебель) местные  мастера создавали уникальные вещи. Самый известный из них - заслуженный  художник России Н.В.Щепкин. Изделия  из живой лозы, выполненные мастером, являют собой художественные произведения. Традиции мастера сохраняют и  продолжают сейчас на предприятии народных промыслов "Возрождение", стараясь внести нотки радости, веселья, цветовой гармонии в новые дизайнерские разработки экологически чистой плетеной вручную  мебели.

Информация о работе Центры народных ремесел Владимирской области как основа познавательного и этнографического туризма