Центры народных ремесел Владимирской области как основа познавательного и этнографического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Культура Великого Владимирского Княжества оставила глубокий след в истории всей Северо-Восточной Руси. Владимирская архитектурная школа оказала влияние на каменное зодчество Москвы и других русских городов. Среди выдающихся памятников Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XIII веков - белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли.
Веками Россия бережно хранила свое богатство, и сегодня мы имеем потрясающую возможность посетить замечательные места, которые, несмотря на все убыстряющийся ритм современной жизни, сохранили национальный русский колорит, узнать историю возникновения того или иного искусства, отдохнуть на свежем наполненном кислородом воздухе ,это не забываемые впечатления

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Основные центры народных ремесел……………............6
1.1 Резьба по дереву...........................................................................6
1.2 Русская народная игрушка………………………………………11
1.3 Кружево……………………………………………………….......14
1.4 Художественная ковка по металлу……………………………...18
1.5 Оружие……………………………………………………………..21
Глава 2. Промыслы Владимирской области……………………...26
2.1 Мстера. Лаковая миниатюра. Вышивка………………………...26
2.2 Мальцовский хрусталь…………………………………………...30
2.3 с. Ляхи- плетение из живой лозы………………………………..31
2.4 с. Коровино- гончарное искусство……………………………...31
2.5 с. Анастасово- ткачество………………………………………....32
2.6 Ковровская глиняная игрушка………………………….............35
Глава3. Роль народных ремесел Владимирской области в развитие познавательного и этнографического туризма…………………..36
Заключение……………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая по рекреац ресурсам 2 курс.docx

— 84.41 Кб (Скачать файл)

Решетки на окнах являются весьма заметной частью фасада. В том  случае, если решетки невозможно открывать  или же они наглухо закреплены в стене, то органично вписать  решетки в общий стиль дома будет достаточно сложно. Пожалуй, прорезную резьбу в этом случае можно рекомендовать, если оконная решетка полностью находится в проеме окна и имеет достаточно плотный, замысловатый узор. Хорошо если мотив этого узора будет сходным с резным узором наличников или же будет егопродолжением.

В случае использования решеток  с редкими прутьями или же значительно выступающими наружу из оконного проема, целесообразно использование наличников конструкционного типа, в виде прямоугольных  либо фигурных полочек, карнизов и кронштейнов. Главное, чтобы решетка казалась неотъемлемой частью этой конструкции. Такой, полностью готовый наличник напоминает элемент мебели и ограждение в виде решетки смотрится вполне уместно.

Самыми новыми и современными из всех видов защиты окон являются роллеты или как их называют в России – рольставни. Ажурную пропильную резьбу на наличниках тут можно рекомендовать, только если дом полностью будет украшен такой резьбой. Причелины, полотенца, подзор- все резное и дом похож на резной терем. Но ти в этом случае потребуется максимально замаскировать рольставни. Вид современного устройства не очень гармонирует с русским народным творчеством.

Более правильным, будет  использование глухой или же накладной  резьбы. Ее строгие формы придадут окну классический вид. Мотив орнамента  должен быть геометрическим и достаточно простым, без затейливых завитушек. Можно также использовать и сочетание  простых конструкционных элементов, как и в случае с выступающей  решеткой. Наличники для окон с рольставнями снова можно сравнить с элементами внутреннего интерьера или мебели. Цвет наличников, в этом случае, лучше подобрать в тон ламелей роллета.

Строгий классический вид  деревянного обрамления окна будет наилучшим образом соответствовать современному виду защитных рольставней.

1.2 Русская народная игрушка

 
История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. 
Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе. 
Многие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках Сергиева Посада преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов. Очень интересными по форме и раскраске были "барыни-дуры" (как их называли сами кустари), 30-40 см. высотой, они вырезались из так называемого "трехгранника". Из одной его стороны получалась "спина", а две другие грани, сходящиеся на угол, обрабатывались мастером наподобие высокого рельефа. 
Немногоцветная условная роспись создавала выразительный художественный образ. По сюжету и стилистически с "барынями" и "гусарами" связаны скульптурные миниатюрки - "китайская мелочь". Это крошечные, раскрашенные деревянные фигурки, величиной в 4-5 см., разнообразные и любопытные по своим сюжетам. 
Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Богородские мастера, передавая из поколения в поколение традиции своего искусства, создали игрушки своеобразные, неповторимые. 
Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность. 
Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была и Нижегородская губерния, во многих ее районах - Городецком, Семеновском, Федосеевском - вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек - лошади в упряжках. Лаконизм этих игрушек породил своеобразную стилизованность формы. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу городецкой росписи. 
Расписывая игрушки пышными цветами, сказочными сценами, мастер не боялся сочетания самых необычных и ярких цветов. Самое широкое распространение с незапамятных времен имела глиняная игрушка. В глиняных игрушках разных областей много общего: единство сюжета, близость форм и орнамента. И вместе с тем, каждый промысел вносил в игрушку что-то свое. 
Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью. 
 
Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия. 
На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.

1.3 Кружево                          

Кружевоплетение - один из самых  изысканных видов прикладного искусства. Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе в Италии не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Наиболее древними европейскими центрами, помимо Италии, были Фландрия, Франция и Испания - В России же кружева были привозными весь XVI и  первую половину XVII в. Собственное же кружевоплетение предположительно появилось лишь во второй половине XVII в. в царицыной Мастерской палате в Москве, в домашних мастерских царевен, княжеских светлицах - Существует также предание о начале кружевоплетения в тот же период в в Макарьевом монастыре города Калязина, завезённое, во время переселения туда царицы Марии Ильинишны со всем своим штатом дворцовых мастериц, когда в Москве свирепствовала моровая язва - Однако предание о Калязине не подкреплено пока ни архивными, ни материальными свидетельствами. России традиционными центрами ремесел стали Вологда и Кострома, Торжок и Елец и др. 
 
Вместе с тем плетение как таковое, известно было на Руси в глубоком средневековье. Многочисленные памятники прикладного искусства и архитектуры IX .XV вв. декорированы разнообразными плетёнками. К сожалению, нитяное плетение этого времени до нас почти не дошло за исключением весьма небольшого числа памятников. К ним относится образец из Суздаля, датированный XII в., служивший петлями для рубахи. Плетение выполнено из золотного шнура. Интересно то обстоятельство, что орнамент его очень близок узору резного пояска на Дмитровском соборе во Владимире и инициалам рукописных книг XII - XIII вв. и тем доказывает факт бытования нитяных плетёнок наряду с их изображениями. 
 
Примером раннего бытования плетения на Руси может служить также волосник царицы Софьи Палеолог, найденный в её погребении. Более всего он близок технике макраме. Волосники, обнаруженные в других погребениях, представляют образец филейной работы. 
 
В технике же плетения на коклюшках из известных науке образцов раннего русского кружева выполнены лишь прошвы и края платков и полотенец работы московской царицыной Мастерской палаты. Эти изделия датированы 1670 - 1690-ми гг. XVII столетия. 
 
О княжеских светлицах известно ещё меньше. О собственно их наличии имеются лишь архивные свидетельства. Так в описи имущества князя В.В. Голицина упоминаются "подушка кружевная, оклеена сверху бархатом зелёным, с двумя ящиками, а в ящике коклюшки костяные" (Фал. С. 23, Л-НС. 186,187). 
Известно также, что в то же время в Ростове во второй половине XVII в. существовала золотошвейная мастерская Марии Луговской, жены князя Алексея Ивановича Луговского - В собрании Ростовского музея есть несколько предметов работы этой мастерской. Все они - образцы лицевого шитья и датируются 1660-ми годами. С указанной мастерской связывается нами происхождение четырёх видов серебряного кружева, обнаруженных в фондах ростовского музея. Они располагаются на фелони XVII в., происходящей из села Угодичи - вотчины князей Луговских. Музей имеет две фелони XVII в., происходящие из этого села. Оплечье одной из них в несколько огрублённом варианте повторяет орнамент другой, более искусной работы. На этой фелони и расположены указанные кружева. Характерные вытертости на ткани заставляют предположить, что они были на этом месте изначально. Исследователь творчества мастерской Марии Луговской В.Г. Пуцко указывает на такую его характерную черту, как подражательность. Именно подражательным является орнамент на рассматриваемой фелони. Это также одна из причин, заставляющих отнести эту фелонь к мастерской Луговских. Другой характерной чертой его этот же автор считает нарочитую архаизацию в манере шитья. Обнаруженные нами кружева также отличаются архаичностью рисунка. Близкие им образцы содержит сборник моделей Фрошауэра .New Modеllbuch., распространённый в Германии в 1561-1562 гг. По технике исполнения эти кружева относятся к плетешковым, т. е все элементы орнамента выведены плетешками, что также свидетельствует об их архаизме. Возможно, что это самые ранние из сохранившихся образцов русского кружева и единственный пример произведений княжеской светлицы. 
 
О дальнейшем развитии кружевоплетения в Ростове мы не имеем многочисленных свидетельств. Мы можем догадываться, что в начале XVIII в. оно существовало также. На это указывает одно из названий видов кружев бытовавших здесь: "фантажное". Фантаж - это модное кружевное украшение причёсок в эпоху Петра I. 
 
О развитии русского кружевоплетения в XVIII обширных сведений также нет. Существует предание, что Пётр I в 1725 г вывез из Брабанта кружевниц и разместил их в Москве в Новодевичьем монастыре для обучения там бесприютных детей. Отсюда кружевоплетение получило широкое распространение. 
 
В 1883 г. была опубликована работа русского учёного иностранного происхождения Иоганна Готлиба Георги "О побочных крестьянских работах". 
Работа эта была написана им спустя десять лет после экспедиции по стране, во время которой он вёл записи, в том числе, и о бытовавших на местах промыслах. 
Георги пишет: "Многие крестьяне умеют весьма изрядно плести не только узкие, но и широкие кружева, коими украшают свои платки, скатерти и прочее. Вместо булавок для прикрепления к подушке употребляют они отчасти рыбные кости и пр. Плетение сие заслуживает более быть известно, поелику оно для девушек полезное упражнение и товар сей хорошо расходится. При поправлении обряда прядения и плетение по доброте ниток будет лучше, особливо когда мы вместе будем стараться и о хорошем сколковом вкусе". 
Исходя из его труда, можно предположить, что вышесказанное можно отнести к центральным и северным районам страны. Вероятно, речь идёт о наиболее старых русских центрах кружевоплетения, т.к. следует также учесть, что на момент описания Георги промысел был уже вполне утвердившимся и распространённым, для чего требовалось время - как минимум, десять-двадцать лет на его появление, становление и развитие. Следовательно, речь идёт примерно о середине XVIII в. В крестьянскую среду промысел был, очевидно, занесён дворовыми крепостными девушками - плетеями помещичьих домашних мастерских, где это искусство было освоено ещё ранее. 
 
Ростов - один из самых древних центров, о чём сказано выше. К тому же в здешних местах, как и по всей Ярославщине были развиты выращивание и обработка льна - материала используемого крестьянами для кружевоплетения. Ростовские мастерицы последней четверти XIX в. утверждали, что в здешних местах прежде плели только изо льна. Поэтому наблюдения Георги, в известной степени, касаются и Ростова. 
 
Какие плели кружева здесь в XVIII в." Как они выглядели. К сожалению, на сегодняшний день нам мало об этом известно. Сохранившиеся образцы плетения относятся лишь к концу XVIII в. 
 
В большой моде в этот период были кружева - "подишпаны". Подишпаны - разновидность гипюров, плетёных, а чаще шитых иглой без фоновой решётки. Кружева эти были разнообразными, и среди них были такие, которые носили название французских. Образцы таких впервые обнаружила в коллекции Загорского, а ныне Сергиево-посадского музея-заповедника Г. К. Баранова и опубликовала в каталоге, изданном в1993. Эти подишпаны шиты почти целиком из серебряной бити. 
 
В музее Ростова хранятся два кресчатых покровца и воздух из Рождественского монастыря. Они выполнены также из серебряной бити в технике шитья иглой. По своему внешнему виду они ближе всего к упомянутым выше французским подышпанам г. В сравнении с сергиево -посадскими образцами, ростовские несколько грубее, из более широкой и разной фактуры бити: блестящей, матовой, тиснёной и отличающейся по оттенку. В некоторых местах отчётливо видно, что там, где не хватило бити определённой фактуры и оттенка, продолжили шить такой, какая была под рукой. На наш взгляд, это, возможно, указывает на их местное происхождение и может быть даже в том же монастыре. Исследование их дело будущего. Эти подышпаны датируются серединой XVIII в. 
 
Известно также, что в это время в Ростове выплетали кружева не только мерные, но и штучные. Последние носили название "Nachttisch" и служили столешниками и накамодниками. Это название не раз встречается в дневниках архиепископа ярославского и ростовского Арсения (Верещагина) - 
 
Ростов в XVIII - первой четверти XIX вв. был городом купеческим. Сословие купцов составляло процентное большинство его населения ...Купеческие жёны вели затворнический образ жизни, занимаясь хозяйством и рукоделием. Одним из занятий было кружевоплетение. Об этом повествует неизвестное широкому кругу читателей рукописное художественное произведение "Сын купца", хранящееся в архиве ростовского музея-заповедника. Хоть произведение и художественное, однако, из содержания его очевидно, что речь идёт о Ростове, который выведен под названием города "Р", стоящего на берегу озера. Названия же местных сёл и вовсе не изменены. 
 
В этом труде говорится также, что сколки для кружев брали у игуменьи местного женского монастыря. 
 
В Ростове действительно существовал и существует ныне женский монастырь во имя Рождества Богородицы. Приходо-расходные книги его рубежа XVIII - XIX вв. веков свидетельствуют, что действительно здесь плели кружевные концы полотенец. Материалом для них служили льняные нити. 
 
Образцы кружев этого периода, демонстрируют нам образцы высочайшего мастерства ростовских кружевниц. Они выполнены из очень тонких льняных ниток, изысканы по рисунку и отличаются безупречностью исполнения. Характерной особенностью плетения ростовских гипюров является оригинальная фоновая решётка, составленная из изящных ажурных крестов. В позднейшей литературе о ростовском кружевоплетении она получила название "Ростовская решётка" или решётка "Ростовский крест" - Особенность этой решётки, на наш взгляд, говорит о её монастырской разработке. Позднее, с открытием в 1883 г в Петербурге Мариинской практической школы кружевниц, она была взята на вооружение её воспитанницами и получила широкое распространение. Широкое употребление получил также отдельный элемент, из которого она состоит. 
 
Коллекция ростовского музея имеет также примеры крестьянской кружевной работы конца XVIII - первой четверти XIX вв. Это также концы льняных полотенец. Образцы эти с одной стороны являются отражением народных орнаментальных традиций, с другой носят явное влияние вкусов времени. 

 

1.4 Художественная  ковка

Художественная обработка  металла занимает особое место в  истории декоративного искусства. Металл можно плавить, заливать в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и т.д. Это прекрасный материал для создания художественных изделий.

 

На Руси кузнечным делом  начали заниматься в 6-4 вв. до н.э. В те времена это были грубо выполненные предметы. Позднее научились изготовлять мечи и серпы, топоры и ножи, кольчуги и шлемы, искусство изготовления которых поражает специалистов.

 

Ковка как древнейший способ обработки металлов - имела особый расцвет на Руси в 16, 17 и 18 веках. При  Иване Грозном труд кузнецов был  исключительно ручным, но, тем не менее, русские мастера поставляли в войска кованые пушки. Постепенно производство их совершенствовалось. В 18 в., при Петре 1, было создано много оружейных заводов, где широкое применение получили ковочные рычажные молоты с водяным приводом.

 

В 1800 году кузнец тульского  оружейного завода Пастухов первым применил штамповку. К середине 19 в. появились паровые молоты, на смену которым в наше время пришли гидравлические машины (прессы).

 

Потребность в кузнечных  изделиях всегда была велика, потому и  служителей данного ремесла было немало. Известен тот факт, что фамилия  Кузнецов до сих пор является самой  распространенной русской фамилией.

 

Наибольших успехов художественная ковка достигла в России в 17 - 20 вв. Своеобразие русских национальных традиций неразрывно связано с историей государства, требованием господствовавших в различные периоды архитектурных  стилей, мастерством русских архитекторов и скульпторов, кузнецов и литейщиков.

 

Каждое композиционное новшество  требовало совершенствования технологии, потому удобнее всего рассматривать  отдельные периоды развития искусства  ковки вместе с определенными  разделами технологии.

 

Наиболее древние кованые  изделия знали все те же приемы обработки, что и современные  кованые изделия. Поковка 17в., хранящаяся в ГИ, представляет собой раскованный металл с применением сечки. Такие же изделия можно найти во все последующие эпохи.

 

Первоначально главным объектом труда кузнеца считались рядовые  бытовые предметы. Особый интерес  представляют собой кованые светцы. Светец - это металлический стержень, имевший в верхнем конце расщепление, в который вставлялись длинные  лучины. Чтобы стержень с лучиной  стоял вертикально, к его нижнему  концу прикреплялся тяжелый обруч. Во избежание пожара светец ставился в ведро с водой. Это простое  изделие, не занимавшее много времени  на изготовление, давало возможность  для композиционных экспериментов  и технологических проб. Не удивительно, что все новое в технологии русской ковки для архитектуры  бралось из результатов опытов изготовления элементарных бытовых изделий.

 

Постепенно кузнецы начали украшать свои изделия различными узорами  и завитками. Со временем вместо стержня  бралась железная полоса, ее края надрубались  и закручивались в тонкие валюты, верхний конец также разрубался и таким образом создавались неповторимые композиции.

 

В последствии все наработанные приемы замечательным образом перекочевали в архитектурные работы. Сначала это были решетки в небольших нишах, потом такие же элементы перешли в крупные проемы и пространства.

 

Основной рост уровня художественных кузнечных работ наблюдался в 17 в., когда Москва из деревянной постепенно становилась каменной. Кузнечное мастерство проникало не только в церковную, но и светскую архитектуру. Часто решетки 17в. имели один модуль, который многократно повторялся. Отдельные элементы скреплялись либо кузнечной сваркой, либо кузнечной клепкой.

 

18 в. внес много нового  в изготовление металлических  решеток. Применяются все доселе  известные кузнечные способы  обработки металла. Строгие по  силуэтам элементы усложняются  глубиной пространства. Могут появиться  маски, звезды, цветы, солнце и  др. Вырубленные из жести детали. Если решетки 17 в. составлялись из повторяющихся модулей и это наиболее соответствовало последнему периоду древнерусского каменного зодчества, то 18 век принес другой стиль - русское барокко. Он отмечается более круглым масштабом декора, на общий ритм архитектуры как бы накладываются крупные гирлянды или ветви. Такова же и лепнина здания. Ковка будто бы рвалась в усложненное рельефное решение. К тому же Россия обзавелась большим количеством оружейных заводов, где налаживалось литейное производство, тесно связанное с рельефным искусством. Не удивительно, что успешное освоение чугунного литья стимулировало активное производство чугунной скульптуры и архитектурных деталей декора. Появляются уникальные чугунные решетки. Модели к таким решеткам создавались великими русскими архитекторами. Прекрасный пример тому - в Москве Чугунные ворота в Толмачевском переулке.

 

Имелись ограды конца 18 в., где  сочетались кованые элементы с литыми. 19 век можно считать веком гармонии. Под влиянием стиля "классицизм" создавались целые пространственные композиции из металла на балконах, оградах особняков. Причем литых элементов могло быть очень немного, они уже выглядят как драгоценные вставки в кованой оправе. Гениальные русские архитекторы Бове, Жилярди, Казаков и Баженов создали проекты невероятно изящных композиций, которые были исполнены мастерами высочайшего класса.

 

Целая программа прославления России решалась через вопросы градостроительства. Если в петровскую эпоху все строительство  было перенесено в северную столицу, то в екатерининскую эпоху вновь  строятся города России - Москва, Кострома, Нижний Новгород, Казань, строятся отдельные  строения и целые улицы в городах  по всей Российской империи. Такая же политика поддерживалась всеми последующими монархами. Вся разница заключалась  в том, что одни предпочитали строить  православные соборы, другие дворцы, третьи казармы и суды; в итоге все  эти великолепные сооружения остались своему народу и до сих пор являются лучшими жемчужинами русских  городов.

 

Цивилизация вносит много  нового для русского кузнеца. Он изготовляет  замечательные фонари, лестничные перила.

 

Хочется отметить очень оживленный период в истории русской художественной ковки - это архитектура "модерна". Имена архитекторов - Щусев, Шехтель, Гипиус, Голецкий. Неповторимые силуэты зданий ставили новые задачи, К объектам ковки стали относиться козырьки подъездов, коньки крыш.

 

В советский период 1930-1960 гг. Ковка уступает почти все свои позиции художественному литью. Очень много архитектурно-пространственных композиций из металла украшают официальные государственные и общественные здания. Большая роль в период после 1960 года по прежнему отводится литью. Очень много горячей штамповки. В конце концов, профессия кузнеца начала медленно, но верно вымирать, даже в реставрационных кругах.

 

В 70-х годах 20 в. кованый  металл вызвал неожиданный интерес  у скульпторов, т.к. изделия из листового  металла были дешевле литых. Металлическая  основа для таких работ делалась из профильного металла. Примером такой  композиции являются часы Центрального театра кукол, автором которой является как раз скульптор Шаховский.(1971г.). Скульптура создавалась с явным применением старинных мотивов ковки. Вводились целые композиции, которые вошли в понятие "графическая скульптура". Создаются новые решетки строгого геометрического стиля. В середине 80-х годов появляются первые опыты горячей обработки металлов.

 

Наши дни отмечены бурным всплеском работ художественной ковки. Идет возрождение реставрационных  работ, создается много решеток  на старинные дома в центре городов.

 

 

 

 

 

1.5 Оружие.


 

    В центре России  на древней славянской земле  есть старинный город Тула. Здесь  в 1712 году царь Петр I основал  первый в России казенный оружейный  завод.     

 В 1724 году сенат утвердил Указ Петра I: " ...старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы в цейхгаузы на сохранение ", следуя которому на Тульском оружейном заводе стали собирать образцы оружия, а созданная в 1775 году по распоряжению Екатерины II Палата редкого и образцового оружия положила начало заводскому музею. 
С музеем знакомились министры и генералы, члены царской фамилии, иностранные гости, и только после постановления Центрального правления артиллерийских заводов, определившего значимость заводского музея, 16 ноября 1924 года экспозиция была открыта для обозрения.      

 В годы Великой Отечественной  войны фонды музея находились  на Урале, куда было эвакуировано  основное производство оружейного  завода; 12 декабря 1945 года музейные  экспонаты были возвращены в  Тулу, а в 1959 году музей разместили  в одном из административных  зданий в центре города. Сегодня  музей экспонирует и хранит  свои коллекции в старинном  здании на территории Тульского  кремля. И это уже не заводской  музей: в августе 1996 года правительство  Российской Федерации приняло  постановление " О создании  Тульского государственного музея  оружия ".

Информация о работе Центры народных ремесел Владимирской области как основа познавательного и этнографического туризма