Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в России стали больше уделять внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Целью исследования моей работы является выявление проблем туризма в Российской Федерации на примере Псковской области.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место туризма в экономике страны
1.1 Туристический потенциал России
1.2 Основные понятия, классификация видов туризма, направления модернизации
1.3 Состояние туристской инфраструктуры
1.4 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России
Глава 2.Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
2.2 Проблемы развития туризма в России и пути их решения
Глава 3.Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области
1.Анализ потенциала развития туризма
2.Анализ туристских потоков
3.Анализ доходов и расходов от туристской деятельности.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Diplom (5).docx

— 364.60 Кб (Скачать файл)

Основными инвесторами курорта выступили «Газпром», «Юмако» и РАО «ЕЭС России». Предполагается, что суммарные инвестиции участников проекта горнолыжного курорта должны составить 1,5 млрд. долларов США за 15 лет. Гостиничный сектор будет одним из самых быстро развивающихся секторов коммерческой недвижимости в Южном федеральном округе.

Помимо курортов Краснодарского края, внимание инвесторов привлекают курорты Кавказских Минеральных Вод, но активное освоение этой территории еще не началось.

По оценкам специалистов Министерства по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области за последние четыре года туристический рынок увеличился в два раза. Подавляющее большинство турфирм работают сезонно и по конкретным программам. Серьезных компаний наберется не более десятка, среди них традиционно ЗАО «Спутник», ООО «Интурист» (г. Ростов-на-Дону), «Донинтурфлот», «Рейна Тур НТВ», ООО «Розовый слон», ООО туристский центр «Ростов-турист». В этой группе лидерские позиции прочно удерживает «Розовый слон», компания номинирована в числе 250 самых успешных туристических компаний России, за семь лет работы на туристическом рынке, по различным оценкам, ее годовой финансовый оборот достиг 3,78 млн долларов.

На сегодняшний день основная статья дохода ростовских туроператоров - выездной туризм. Среди предлагаемых маршрутов можно выделить четыре основные направления внутри страны:

- черноморское побережье  Кавказа, санаторно-курортный комплекс  Ставрополья, Санкт-Петербург и Москва;

- ближнее зарубежье - Украина (Симферополь, Донецкая область, Мариуполь, Запорожье);

- традиционные туры по  Европе во Францию, Италию, Германию, Чехию, Словакию, Польшу;

- пляжный вариант отдыха (в основном Турция, Египет, Арабские  Эмираты).

Ростовская область по количеству туристских фирм и туристско-рекреационному потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, уступая таким центрам отечественного и мирового туризма, как г. Москва и г. Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, Краснодарский и Ставропольский края. По Южному федеральному округу Ростовская область также находится в числе лидеров.

Туристскими центрами области остаются города: Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Азов, Таганрог, Аксайский, Азовский, Усть-Донецкий, Белокалитвенский, Цимлянский и Шолоховский районы.

Однако при наличии благоприятных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре Ростовской области остается невостребованным. Вьездной и внутренний туризм в Ростовской области развит слабо. Сложившаяся в Ростовской области территориально-рекреационная система в сопоставлении с соседними Краснодарским и Ставропольским краями (где рекреация и комплексированные с ней отрасли обеспечивает 15 и 10 % всех рабочих мест соответственно) - достаточно маломощна и не играет существенной роли в региональной экономике.

Наличие на территории области определенного комплекса природных, историко-культурных и социально-экономических факторов развития туристско-рекреационной и санаторно-курортной сферы позволяют говорить о потенциале и перспективах рекреации, возможности (при условии обеспечения необходимых организационных, экономических и иных условий) стабильного конкурентоспособного «присутствия» Ростовской области на национальном рынке рекреационно-туристских услуг. Бедрик А.И. О развитии туристической индустрии на Дону// Молот.-2006.-№3

Обладая уникальнейшими туристско-рекреационными ресурсами и имея 200-летний опыт оказания санаторно-курортных услуг, Ставрополье может принимать свыше 2 млн. туристов. Ставропольский край является транзитной территорией для транспортных потоков, здесь работает более 47 автопредприятий, два международных аэропорта, имеется инфраструктурная база туризма. В настоящее время в туристской отрасли Ставропольского края осуществляют свою деятельность 118 санаторно-оздоровительных учреждений, 5 баз отдыха, 72 учреждения гостиничного типа (из которых 60 гостиниц, мотелей и общежитей для приезжих без категории, 4 гостиницы категории 1 звезды, 7 двух - трёхзвёздочных гостиниц и 1 гостиница категории 4 звезды в город Кисловодске), а также порядка 130 туристических организаций (туроператоров и турагентов).

Природа, поражающая своей красотой и необузданностью, красивейшие архитектурные и исторические памятники создают необходимые условия для занятия практически любым видом туризма: от санаторно-курортного до экстремального.

Лечебная база санаторно-курортного комплекса Ставропольского края не требует особого представления. Курорт федерального значения Кавказские Минеральные Воды знаменит не только в нашей стране, но и за рубежом.

Красоты Северного Кавказа издавна привлекали внимание путешественников, политиков, ведущих деятелей науки и культуры. Постепенно изучались и осваивались курортные возможности региона, лечебные свойства воздуха и минеральных источников Пятигорья. И 24 апреля 1803 года российский император Александр I издал Рескрипт о создании лечебных заведений "для врачевания и выгод больных". Этим Указом Кавказские Минеральные Воды признаны лечебной местностью государственного значения.

Возле источников целебных вод расположились основные города-курорты Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск), главным богатством которых являются бальнеологические ресурсы, такие как 12 разновидностей минеральных вод и лечебная грязь. По богатству и разнообразию минеральных источников Кавказские Минеральные Воды не имеют аналогов на всем Евро-Азиатском континенте, да и в мире. Здесь лечат самый широкий спектр заболеваний: сердечно-сосудистые, опорно-двигательные, органов дыхания, пищеварения, заболевания нервной системы и так далее.

Уральский федеральный округ (УрФО) является одним из наиболее привлекательных регионов для развития туризма.

Сектор гостиничной недвижимости в УрФО в целом и в Екатеринбурге в частности обладает большим потенциалом для развития, что обусловлено следующими факторами:

- общий поток прибывающих  в регион иностранных гостей  продолжает увеличиваться: например, за 1998-2001 годы их число удвоилось, и такая тенденция сохранится;

-увеличивается количество  российских и иностранных граждан, прибывающих с бизнес-целями, благодаря либерализации внешнеэкономических связей и растущему интересу к Уральскому региону международных и национальных деловых кругов.

 

Глава 2. Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации

 

2.1 Состояние нормативного  правового регулирования в сфере  туризма в Российской Федерации

 

Туризм в Российской Федерации является важной и одной из наиболее быстрорастущих отраслей экономики, существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века. В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Государственное регулирование отрасли туризма по своей сути направлено на создание стабильно развивающейся экономической базы, как основы реальной самостоятельности всех звеньев отрасли туризма, что предполагает создание условий для оптимального сочетания организационно-распорядительных и экономических методов регулирования хозяйственной деятельности. Эффективное управление и государственное регулирование туристской сферы определяется количественным и качественным показателями социального эффекта от развития предприятий этой сферы.

В связи с этим необходима конкретная программа государственного регулирования в сфере туризма, в которой должны отражаться его формы и методы. При этом важным является обоснованность наличия любых структурных элементов, которая должна определяться составом функций и объемом задач по их реализации. Разнообразие целей и задач системы управления развитием туристской сферы определяется для каждой конкретной отрасли и предприятия с учетом специфики оказываемых туристских услуг. Обобщенная схема определения и формирования цели развития туристской сферы показана в табл.1.

 

Таблица 1

Формы государственного регулирования в отрасли туризма

 

Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями:

  • развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;
  • усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие – повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;
  • появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);
  • развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;
  • формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);
  • комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа "туристских норм" в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее - смежное законодательство);
  • развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;
  • гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского союза, законодательств государств Содружества Независимых Государств и др.

Наиболее отчетливо эти тенденции проявились в 2006 - 2007 гг., когда в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского союза и законодательством развитых в туристском отношении государств.

Основным законодательным актом, определяющим правовые основы туристского рынка в Российской Федерации, стал Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". В нем реализовалась насущная потребность общества в расширении личных, гражданских, социальных и культурных прав и свобод. Закон легализовал экономические отношения в сфере туризма, установил правила поведения участников туристского рынка, принципы государственной политики в сфере туризма, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, определил порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации и др.

Основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 г. произошли кардинальные изменения.

Федеральным законом от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" были определены условия осуществления туроператорской деятельности; уточнены и приведены в соответствие с применяемыми в международных правовых документах основные понятия, используемые в российском законодательстве о туризме; детализированы права и обязанности участников рынка туруслуг; предусмотрены обязанности туризма при реализации туристского продукта; установлен минимальный размер финансового обеспечения и др.

Механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в 1993 - 2006 гг., был заменен на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности - Единый федеральный реестр туроператоров (далее - Реестр). В связи с этим основным документом, необходимым предпринимателям для внесения сведений о них в Реестр, является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение).

Информация о работе Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации