Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в России стали больше уделять внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Целью исследования моей работы является выявление проблем туризма в Российской Федерации на примере Псковской области.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место туризма в экономике страны
1.1 Туристический потенциал России
1.2 Основные понятия, классификация видов туризма, направления модернизации
1.3 Состояние туристской инфраструктуры
1.4 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России
Глава 2.Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
2.2 Проблемы развития туризма в России и пути их решения
Глава 3.Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области
1.Анализ потенциала развития туризма
2.Анализ туристских потоков
3.Анализ доходов и расходов от туристской деятельности.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Diplom (5).docx

— 364.60 Кб (Скачать файл)

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

-образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый  отдельными зарубежными и отечественными  средствами массовой информации;

-действующий порядок  выдачи российских виз гражданам  иностранных государств, безопасных  в миграционном отношении, не  всегда способствующий росту въездного туризма;

-неразвитая туристическая  инфраструктура, значительный моральный  и физический износ существующей  материальной базы, малое количество  гостиничных средств размещения  туристского класса (2 - 3 звезды) с  современным уровнем комфорта;

-отсутствие практики  создания субъектами Российской  Федерации благоприятных условий  для инвестиций в средства  размещения туристов и иную  туристическую инфраструктуру;

-отсутствие государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;

-невысокое качество обслуживания  во всех секторах туристической  индустрии из-за низкого уровня  подготовки кадров и отсутствия  опыта работы в условиях рыночной  экономики, в том числе вследствие  длительного периода эксплуатации  курортно - туристских средств размещения  через систему социального страхования;

-несоответствие цены  и качества размещения в гостиницах.

При значительном расслоении населения по уровню среднедушевых доходов в высокодоходных семьях особенно быстро растет потребление услуг высокоэластичных по доходам (мобильная связь, отдельные виды транспортных и бытовых услуг, культуры, туризма и спорта, отдельных видов платных медицинских и образовательных услуг).

После продолжительного периода снижения объема услуг туризма в России, в 2003-2005 годах «бум» спроса характеризует состояние этого рынка. В 2003 году рост составил 1.7%, в 2004 году - 13.7%, в 2005 году - 18.8 процента.

Сохраняется стойкий интерес российских граждан к выезду на отдых как в страны дальнего, так и ближнего зарубежья. Только за 9 месяцев 2005 года количество россиян выехавших из страны увеличилось с 18,9 млн. человек в 2004 году до 22 млн. человек. Необходимо констатировать тот факт, что потребляют эти услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров.

Наличие коллективных средств размещения (гостиниц и аналогичных средств размещения - мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) занимает центральное место в туристской инфраструктуре и оказывает непосредственное влияние как на развитие как внутреннего, так и въездного туризма.

В России отмечается рост числа коллективных средств размещения, в том числе гостиниц, количество работающих, занятых в сфере гостиничного бизнеса составляет в настоящее время около 115 тыс. чел., появляются новые туристские маршруты.

Однако относительно невысокий процент номеров повышенной комфортности, малое число категорийных гостиниц (17%), острая нехватка гостиниц туристского класса 2-3 звезды, значительный моральный и физический износ материальной базы и отсутствие благоприятных условий для инвестиций не создает возможности для коренного изменения ситуации в развитии туристской инфраструктуры внутри России и не создает предпосылок для роста объема этих услуг.

Несмотря на сохранение интереса зарубежных туристов к посещению России, количество въехавших туристов только за 9 месяцев 2005 года сократилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 392.3 тыс. человек или на 17% против уровня прошлого года. Не получает должного развития и внутренний туризм, хотя в последние годы тенденции на этом рынке имеют позитивную динамику. Наблюдается общее увеличение количества проданных турфирмами путевок на внутренние маршруты, а также их общей стоимости.

Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг в 2005 году не произошло значительного изменения их структуры. По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения на услуги, тратится на услуги «обязательного» характера не эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги и отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги «эластичные» к доходам населения - культуры и связи, медицинские и образования имеют стабильные темпы развития, но их доля в общем объеме изменяется незначительно, за исключением услуг связи.

В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в начале 90-х годов прошлого века подавляющую долю платных услуг населению оказывали предприятия государственной формы собственности, то в настоящее время их доля снизилась до 21%. Вместе с тем, на рынке отдельных видов услуг, доля предприятий государственной формы собственности еще значительна. Тогда как, по услугам правового характера, туристским, бытовым услугам она минимальна и колеблется от 1 до 3-х процентов.

В то же время, существенную роль в оказании услуг стали играть организации частной формы собственности, и в 2004 году ими было оказано более 40% объема услуг, а по отдельным видам эта доля значительно выше. Так, на рынке туристских услуг она составляет более 85 процентов.

В стратегии развития туризма в РФ на период до 2015 года размещена следующая информация о сфере туризма в России.

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн. человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.

Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.

Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года.

С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.

 

1.2 Основные понятия, классификация видов туризма, направления  модернизации

 

Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально - экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм - главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Индустрия туризма - это отрасль экономики, которая имеет благородную цель - развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.

Сфера туризма - давно определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающими отраслями, туризм - важное и относительно новое направление развития экономики.

В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На доля въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Информация о работе Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации