Анализ деятельности монополий в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение перспективных направлений развития монополий в Российской Федерации на основе изучения теоретического материала.
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы монополий, раскрыть ее сущность и особенности;
проанализировать деятельность монополий в Российской Федерации;
выявить основные проблемы и перспективы направлений развития монополий в Российской Федерации;

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 995.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Нынешний мир  невозможно представить себе без  рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция  не одинаковы.

Проблема монополизации хозяйственной жизни на сегодняшний день очень актуальна, так как вопрос о сущности, трансформации и государственного регулирования монополии в России приобрел в настоящее время особую значимость. Это обусловлено тесной взаимосвязью монополий с социальной и экономической жизнью общества, их непосредственным влиянием на эффективность деятельности других субъектов экономики.

Целью данной курсовой работы является определение перспективных направлений развития монополий в Российской Федерации на основе изучения теоретического материала.

В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы монополий, раскрыть ее сущность и особенности;
  • проанализировать деятельность монополий в Российской Федерации;
  • выявить основные проблемы и перспективы направлений развития монополий в Российской Федерации;

Объектом исследования являются фирмы - монополисты, действующие в экономике Российской Федерации.

Предметом исследования – система показателей деятельности монополий в Российской Федерации.

Для полноценного изучения монополий в рыночной экономике необходимо, сначала исследовать теоретические аспекты, что представлено в первой части, затем провести анализ деятельности монополий в Российской Федерации, рассмотреть проблемы монополизации рынков и определить перспективные направления монополий в Российской Федерации.

В первой (теоретической) части подробно дается описание термина монополия, рассматриваются виды монополий, ее поведение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Во второй (практической) части приведен анализ деятельности основных монополий в Российской Федерации, таких как ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», «Норильский Никель». В третьей части выявлены проблемы и перспективные направления развития монополий в Российской Федерации.

Информационной  базой для написания курсовой послужили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам монополии, периодическая печать, материалы Госкомстата Российской Федерации, Интернет

 

1 Теоретические аспекты исследования  монополий в экономике

1.1 Понятие монополия: понятие, сущность, виды

Монополия –  это рыночная структура, в которой  одна единственная фирма является поставщиком  на рынок продукта, не имеющего близких субститутов, то есть имеется производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и определяет уровень цен [6].

Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Не следует  отождествлять чистую монополию  и монопольную (рыночную) власть. Последнее  означает возможность для фирмы  влиять на цену и повышать экономическую  прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степенях монополии рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке [12].

Характерными  чертами монополии являются следующие:

  1. Отсутствие совершенных заменителей.

Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны.

Хотя монополист и является единственным продавцом  определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование  более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями.

  1. Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль).

Монополия может  существовать лишь постольку, поскольку  вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них:

  • наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;
  • существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;
  • контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
  • наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;
  • высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов. Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.
  1. Одному продавцу противостоит большое число покупателей.
  1. Совершенная информированность.

И покупатели, и  единственный поставщик обладают совершенным  знанием о ценах, физических характеристиках  благ, других параметрах рынка. Допущение  совершенной информированности  имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия. Последний, как известно, является ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь знать свою функцию затрат [14].

Для фирмы в  условиях совершенной конкуренции  характерно равенство предельного  дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.

Поскольку монополист — единственный производитель продукции на рынке  и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рисунок 1).


 

 


 

 

 




D — спрос; МR — предельный доход

Рисунок 1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста

Как уже отмечалось, предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль [9].

Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом.

Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

Рассмотрим  влияние налогов на поведение  монополиста. Поскольку налог увеличивает предельные издержки, их кривая МС сместится влево и вверх в положение МС+Т как это показано на рисунке 2. Фирма максимизирует свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.








 



 

Рисунок 2 Максимизация прибыли монополистом после введения налога

Монополист  сократит производство и повысит  цену в результате введения налога. При этом после введения налога цена увеличится на величину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога [3].

Вид монополии  зависит от рыночной структуры и  формы конкуренции. Существуют разные виды монополии, которые можно классифицировать на три основных: естественная, легальная, искусственная.

Естественной  монополией обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и тому подобное). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

  1. патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования, сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;
  2. авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течении всей жизни или какого-то периода;
  3. торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы:

  1. Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков.
  2. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
  3. Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
  4. Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
  5. Конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения [2].

Монополии также  можно классифицировать по видам:

1) закрытая монополия.  Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;

2) открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией [13].

1.2 Поведение монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах

Информация о работе Анализ деятельности монополий в Российской Федерации