Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в России стали больше уделять внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Целью исследования моей работы является выявление проблем туризма в Российской Федерации на примере Псковской области.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место туризма в экономике страны
1.1 Туристический потенциал России
1.2 Основные понятия, классификация видов туризма, направления модернизации
1.3 Состояние туристской инфраструктуры
1.4 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России
Глава 2.Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
2.2 Проблемы развития туризма в России и пути их решения
Глава 3.Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области
1.Анализ потенциала развития туризма
2.Анализ туристских потоков
3.Анализ доходов и расходов от туристской деятельности.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Diplom (5).docx

— 364.60 Кб (Скачать файл)

Вторая составляющая индустрии гостеприимства - система питания - практически на 100% находится в сфере частного предпринимательства и в силу отсутствия необходимости единовременного вложения крупных инвестиций и высокой отдачи получила интенсивное развитие. В настоящее время создано достаточное количество учреждений питания самого различного класса и видов услуг. В Москве и Санкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и других популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и винных галерей, в достаточной мере удовлетворяющих спрос и предоставляющих услуги любого уровня сложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место и в других туристских центрах.

Индустрия транспорта

Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. В настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики сами определяют цены на туристские услуги.

Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. До 1991г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привел к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству.

Спрос на туристские транспортные услуги внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, в том числе на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские, автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки а также с введением пограничного сбора и другими факторами.

Парк авиационного и речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь критической величины, за которой следует нарушение ритмичности движения и угроза состоянию безопасности пассажиров. Ряд речных и морских пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практически отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том, что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической страной железнодорожного туризма.

 

1.4 Характеристика  рынка туризма наиболее развитых  регионов России

 

Первые места по развитию туризма в России держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи. По данным Российского союза туристической индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал.

Центральный федеральный округ (ЦФО) является географическим и финансовым центром России.

Рынок гостиничной недвижимости ЦФО развивается в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2004 году в гостиницах Ярославля останавливалось 165 000 туристов. По оценкам местной администрации, годовая емкость туристического рынка Ярославля -- $39,6 млн.

Тот факт, что исторический центр Ярославля недавно был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, также должен привлечь в Ярославль иностранных туристов.

Поток туристов по городам Золотого кольца имеет серьезную тенденцию к увеличению. Такие города Золотого кольца, как Владимир и Ярославль, являются также центрами делового туризма. Однако, несмотря на интерес российских и иностранных туристов и огромный туристический потенциал городов Золотого кольца, основными препятствиями для его развития остаются дефицит качественных гостиниц, невысокий уровень сервиса и неразвитая транспортная инфраструктура.

В течение последних двух лет в крупных городах ЦФО отмечено появление новых либо реконструированных качественных гостиниц, соответствующих категории 3* и 4*. Так, в начале года в центре Воронежа собственником -- компанией «Стройсервис» была открыта 4* гостиница «Арт-Отель» на 56 номеров.

В Ярославле в ноябре 2004 года открылась первая 4* гостиница на Золотом кольце -- Ring Premier Hotel на 122 номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель «Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три новые гостиница категории 4* на 100 номеров каждая.

В августе 2005 года открылась гостиница в Ростове Великом, в сентябре -- «Москва» в Угличе, в конце года -- в Переславле-Залесском.

Владимирский отель «Золотое кольцо» вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13 гостиниц в крупных городах России. В Рязани в 2005 году после капитального ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров.

Инициатором реконструкции выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель», относящиеся к категории 3*, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель «Дафна» категории 4* в Тверской области.

В 2004 и первой половине 2005 года было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще далеко.

Несмотря на большой туристический потенциал Пскова, данная сфера в городе развита недостаточно. В городе действует 9 гостиниц, рассчитанных на 1 200 мест. Большинство туристических маршрутов предусматривает однодневное посещение Пскова. Это связано

с недостаточной комфортностью гостиничных номеров и неразвитостью сопутствующего сервиса.

Например, гостиница «Рижская», лучшая на сегодняшний день в Пскове, предоставляет номера по цене от $33 до $90. Другие гостиницы предлагают номера стоимость от $6. В последние годы началось строительство нескольких современных отелей, однако, они небольшие - до 50 мест. Строительство гостиницы на берегу реки Великой, в центре города, которая по проекту должна стать самой крупной и самой оснащенной, затянулось более чем на 20 лет. Причина - недостаточное финансирование и несогласованная позиция собственников. В настоящий момент строительство приостановлено. Среди проектов, реализация которых уже начата, - строительство компанией «Старые кварталы» гостиниц в исторической части города, на берегу реки Псковы.

Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка 100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день).

Благодаря продуманной политике органов государственной власти в ряде субъектов региона улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, однако существующий рекреационно-туристский потенциал региона используется в настоящее время в далеко не полной степени.

Процесс формирования, становления и развития туристской отрасли, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, в настоящее время не возможен без реальной государственной поддержки, и, прежде всего, в области рекламно-информационного продвижения и нормативно-правовой базы. Действительно, инвестиции в туризм идут сравнительно легко в тех местах, которые пользуются интересом у туристов и рекреантов. Туристы и рекреанты стараются посещать места, которые хорошо разрекламированы, имеют достаточно хорошую туристскую инфраструктуру (места размещения, развлечения, досуга, питания, бытового обслуживания и т.д.), позиционируются на рынке с учетом реальных доходов туристов.

Осознавая необходимость дальнейшего развития туризма на Северо-Западе России как одного из главных факторов процветания региона и учитывая его важность, главной задачей представляется усиление координации органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по обеспечению дальнейшего развития туризма в регионе.

Основная цель СЗФО состоит в формировании конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части областного и муниципальных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшение здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге городов мира по туристской привлекательности и остается одним из самых привлекательных туристских центров России для Европы. Уже несколько лет остаётся стабильной структура въездного туризма Санкт-Петербурга: 55% иностранцев приезжают в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.

Нехватка гостиничных мест касается только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве своем незагружены.

В последние два года в Петербурге наблюдается бум открытия новых мини-отелей. Их емкость составляет от 4 до 10 номеров, а уровень комплектации удобствами и цены значительно различаются. Сейчас в городе таких отелей уже несколько десятков. Среднегодовая загрузка мини-отелей находится на высоком уровне 75-80%. Комитет по инвестициям ставит задачу до 2010 года довести число гостиничных мест в Петербурге до европейских стандартов, а именно до 14-15 номеров на 1000 жителей, путем строительства в Петербурге к 2010 году 150 гостиниц на 15 тысяч номеров. Информация предоставлена с Сайта Российского союза туристической индустрии.

Южный федеральный округ характеризуется высоким развитием рынка туризма.

Крупные города ЮФО в силу индивидуальных особенностей являются точками ростами различных сегментов рынка коммерческой недвижимости. Так, в Ростове-на-Дону идет активное строительство офисных объектов, в Краснодаре развивается торговая недвижимость, в Сочи и городах Кавказских Минеральных Вод - гостиничная, рекреационная и санаторно-курортная отрасль.

В ЮФО основными городами, где развивается туризм и гостиничное дело, являются Сочи и города Кавказских Минеральных Вод. Сочи - город-курорт федерального значения, сравнимый по своим уникальным характеристикам с лучшими курортами юга Франции, а Красная Поляна за последние 2 года превратилась в фешенебельный горнолыжный курорт.

Число гостиниц в Сочи и Красной Поляне достигает 240 (включая мини-тели), среди которых - отеля под управлением международного гостиничного оператора Radisson SAS: «Лазурная» - 4*, 300 номеров; «Парк-тель» - 4*, 447 номеров; «Пик-тель», на горнолыжном курорте «Красная Поляна», - 4*, 116 номеров.

Средняя стоимость проживания в гостинице высокого уровня в сезон - 200-400 долларов США в день. Стабильно высокий спрос наблюдается на номера повышенной комфортности. В сезон уровень загрузки гостиничных предприятий Сочи достигает 100%. Огромный туристический потенциал Сочи и Красной Поляны сделал их особенно привлекательными для инвестиций со стороны российских и зарубежных компаний. Компания «Юмако» разработала 58 перспективных проектов на территории города Сочи и прилегающих курортов емкостью 37 тыс. мест, в числе которых - многофункциональные центры «Сочи-лаза» и «Чайка-плаза) (реконструкция гостиниц «Москва» и «Чайка»), «Сочи Гольф» и «Кантри Клаб».

Единый проект развития курорта Геленджика курируется южноафриканской компанией «Виктория и Альфред Уотерфрант» и британской «Дейли Тест Энтерпрайсиз Лимитед». Объем предполагаемых инвестиций составит более 100 млн. долларов США.На федеральном уровне курируется развитие горнолыжного курорта «Красная Поляна» на 20 тыс. мест с 57 горнолыжными трассами.

Информация о работе Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации